Вопросы методики развития речи в работах К.Д. Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 14:36, доклад

Описание работы

Много ценного, не потерявшего и до сих пор своего значения, мы находим у К.Д. Ушинского по вопросу связи языка и мышления. Языку, его роли в развитии человека и его сознания К.Д. Ушинский придавал громадное значение. В нем он видел историю народа, ту живую связь, которая соединяет отжившие, живущие и будущие поколения народа. Посредством языка осуществляется усвоение новым поколением добытых до него знаний.
К.Д. Ушинский не представлял язык и мышление в отрыве друг от друга, хотя он и не смог объяснить, что это единство возникло из труда и в процессе труда. Язык "не является чем-то отрешенным от мысли", напротив, он органически связан с мышлением. Язык и мышление, выступая в единстве, через свои формы позволяют нам познать мир во всем его многообразии и сложности. Он облегчает процесс познания тем, что обеспечивает преемственность в познании.

Файлы: 1 файл

Контрольная по рр.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

 

Исследование  грамматического строя речи.

Повторение предложений.

Инструкция: «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее». Или «Послушай внимательно предложение, запомни и повтори за мной».

В саду было много красных яблок.

Составление предложений  из слов в начальной форме.

Инструкция:  «Составь из слов, которые я назову, предложение».

Девочка  читать  книжка.

Добавление предлогов  в предложение.

Инструкция: «Закончи предложение» (с опорой на вопрос).

Лена наливает чай (из чего?) из чашки, стакана.

Образование существительных  множественного числа в именительном и родительном падеже.

Инструкция: «Назови предметы по образцу».

Образец: Один – стол, а если много – это столы.

Образец: Это -  столы. Нет чего? - Столов.

Исследование  словаря и навыков словообразования.

Образование существительных, обозначающих детёнышей животных в  единственном и множественном числе  и  существительных в уменьшительной форме.

Инструкция: « Назови детёнышей животных и птиц по образцу».

Образец: У кошки – котята, котёнок.

Инструкция: «Я назову большой  предмет, а ты маленький».

Образец: стол – столик.

Подбор синонимов и  антонимов.

Инструкция: «Назови похожие по значению слова». Образец: бабушка – старушка.

Инструкция: «Назови слова противоположные по значению, наоборот». Образец: большой - маленький.

Образование прилагательных от существительных.

Инструкция: «Назови слова по образцу».

Образец: Кукла из бумаги – бумажная.

Образец: Лису за хитрость называют хитрой.

Образец: У собаки лапа – собачья.

 

Исследование  понимания логико-грамматических отношений.

Инструкция: «Выполни задания. Ответь на вопросы».

1. Покажи карандашом  ключ.

2. Покажи карандаш  ключом.

3. Сашу ударил Коля. Кто драчун?

4. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?.

5. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето перед весной.

 

Исследование  связной речи.

1) Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4 – 5 картинок).

Инструкция: «Посмотри на картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ».

2) Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: «Сейчас я прочту тебе рассказ, слушай его внимательно, запоминай и готовься пересказывать». Читать не более двух раз.

         ГОРОШИНЫ.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

 


Информация о работе Вопросы методики развития речи в работах К.Д. Ушинского