Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 14:36, доклад
Много ценного, не потерявшего и до сих пор своего значения, мы находим у К.Д. Ушинского по вопросу связи языка и мышления. Языку, его роли в развитии человека и его сознания К.Д. Ушинский придавал громадное значение. В нем он видел историю народа, ту живую связь, которая соединяет отжившие, живущие и будущие поколения народа. Посредством языка осуществляется усвоение новым поколением добытых до него знаний.
К.Д. Ушинский не представлял язык и мышление в отрыве друг от друга, хотя он и не смог объяснить, что это единство возникло из труда и в процессе труда. Язык "не является чем-то отрешенным от мысли", напротив, он органически связан с мышлением. Язык и мышление, выступая в единстве, через свои формы позволяют нам познать мир во всем его многообразии и сложности. Он облегчает процесс познания тем, что обеспечивает преемственность в познании.
Исследование грамматического строя речи.
Повторение предложений.
Инструкция: «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее». Или «Послушай внимательно предложение, запомни и повтори за мной».
В саду было много красных яблок.
Составление предложений из слов в начальной форме.
Инструкция: «Составь из слов, которые я назову, предложение».
Девочка читать книжка.
Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: «Закончи предложение» (с опорой на вопрос).
Лена наливает чай (из чего?) из чашки, стакана.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.
Инструкция: «Назови предметы по образцу».
Образец: Один – стол, а если много – это столы.
Образец: Это - столы. Нет чего? - Столов.
Исследование
словаря и навыков
Образование существительных,
обозначающих детёнышей животных в
единственном и множественном числе
и существительных в
Инструкция: « Назови детёнышей животных и птиц по образцу».
Образец: У кошки – котята, котёнок.
Инструкция: «Я назову большой предмет, а ты маленький».
Образец: стол – столик.
Подбор синонимов и антонимов.
Инструкция: «Назови похожие по значению слова». Образец: бабушка – старушка.
Инструкция: «Назови слова противоположные по значению, наоборот». Образец: большой - маленький.
Образование прилагательных от существительных.
Инструкция: «Назови слова по образцу».
Образец: Кукла из бумаги – бумажная.
Образец: Лису за хитрость называют хитрой.
Образец: У собаки лапа – собачья.
Исследование
понимания логико-
Инструкция: «Выполни задания. Ответь на вопросы».
1. Покажи карандашом ключ.
2. Покажи карандаш ключом.
3. Сашу ударил Коля. Кто драчун?
4. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?.
5. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето перед весной.
Исследование связной речи.
1) Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4 – 5 картинок).
Инструкция: «Посмотри на картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ».
2) Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: «Сейчас я прочту тебе рассказ, слушай его внимательно, запоминай и готовься пересказывать». Читать не более двух раз.
ГОРОШИНЫ.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Информация о работе Вопросы методики развития речи в работах К.Д. Ушинского