Воспитание детей младшего школьного возраста средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования:эстетическое образование и использование произведений искусства в воспитании младших школьников.
Цель работызаключается в организации педагогического процесса по эстетическому воспитанию младших школьников в начальной школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 5
1.1. Сущность искусства и его роль в эстетическом воспитании. 5
1.2 Особенности эстетического воспитания в школьном возрасте 8
1.3. Реализации эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА (НА МАТЕРИАЛАХ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ) 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 51.81 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факультет начальных классов

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Педагогика»

на тему: «Воспитание детей младшего школьного возраста средствами искусства»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр. 202

Хусаинова Я. А.

 

Преподаватель:

проф. Пономарева И.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           
                                                    ВВЕДЕНИЕ

Ребенок от 3-х до 7-ми лет учится продуктивно и творчески выражать свои эмоциональные состояния, настроения, переживания, передавать свои знания о мире. Он учится чувствовать и выражать свои чувства в художественной форме. При этом важно научить детей решать творческие задачи, для которых нет готовых образцов, а есть целый спектр равно интересных возможностей и решений. Это тесно связано с мировоззрением будущего общества. Формирование мировоззрения не считается законченным, если не сформированы эстетические взгляды, без которых мировоззрение не будет цельным по восприятию окружающей действительности, что актуально в младшем школьном возрасте. Видеть прекрасное вокруг себя призвано эстетическое воспитание: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника". [6; c. 51]

Окружающий мир прекрасен, но эстетическое формирование происходит в мире искусства: музыке, архитектуре, скульптуре, живописи, танце, кино, и других видах художественного творчества. Из это можно сделать вывод, что, приобщая младшего школьника к искусству, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Актуальность темы в том, что постоянный интерес к искусству во всех его проявлениях является задачей эстетического воспитания младшего школьника.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет    исследования: эстетическое  образование и использование произведений искусства в воспитании младших школьников.

Цель работы  заключается в организации педагогического процесса по эстетическому воспитанию младших школьников в начальной школе.

Гипотеза исследования: эстетическое восприятие художественных произведений, различных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры и др.) позволит сформировать у детей эстетическое отношение к искусству и жизни, будет способствовать не только эстетическому, но и интеллектуальному, творческому, духовному развитию ребенка.

Задачи исследования:

- показать  сущность искусства и его роль в эстетическом воспитании;

- раскрыть особенности младшего школьного  возраста и восприятия произведений искусства детьми начальной школы;

- рассказать о  реализации эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла  
(литературы, музыки, изобразительного искусства);

-организовать  эксперимент по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства (на материалах народных промыслов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1. Сущность искусства  и его роль в эстетическом  воспитании.

 

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает: "И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение". [9; c. 62] Знакомство с явлением искусства не делает человека мгновенно духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Искусство  воздействует на экономику тем, что становится элементом развития способности человека, а следовательно, влияет на характер, результативность и масштабы экономической деятельности. В отличие от школьного предмета, где окружающий мир предстает перед учащимся "препарированным" и разделенным на отдельные предметы, искусство представляет собой особую целостность, раскрывающую определенную идею.» [8; c. 7-8]

 Искусство  выполнит свою воспитательную роль, если ребенок получит художественное развитие и образование, научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни.

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не умеют выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности и интересы.

Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления: "Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании." [10; c. 14]

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями – в жизни прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет удовольствие и наслаждение. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. Всем известны слова МА.П. Чехова « В человеке все должно быть прекрасно» и  для достижения этой цели необходимо  развитие эстетической культуры личности. Начальная школа, о которой писала В.Н. Шацкая: " определяет эстетическое воспитание, как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства." [14; c. 22]

Д. Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" говорит о том что, общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Когда младший школьник  соприкасается с искусством, он не сознавая  эстетической сущности предмета и изменение отношения  к различным искусствам зависит от целенаправленного педагогического эстетико-воспитательного воздействия. Вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способно развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности. [7; c. 42]

Сущность воспитания эстетической культуры школьника:

  • процесс целенаправленного воздействия;
  • формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее;
  • формирование эстетических вкусов и идеалов личности;
  • развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Искусство - часть эстетической культуры и искусство является его самым мощным средством. В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического" определяет задачу эстетического воспитания. Л.П. Печко [13; c. 99]

Эстетическое воспитание  составляющая часть педагогического процесса и формирует  всестороннее развитие. Множество творческих занятий с детьми помогают развитию мышления, воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

С этой целью специалисты (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) сформировали ведущие задачи:

  • создание запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, как фундамента формирования  склонности, тяги, интереса к эстетически значимым предметам и явлениям;
  • формирование на основе полученных знаний и развитие способностей художественного и эстетического восприятия которые учат эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления;
  • формирование у школьника эстетической творческой способности.

Эстетические явления действительности через искусство, глубоко прочувствованные людьми, способны породить  глубокий  эмоциональный отклик, который с точки зрения Д.Б. Лихачева является основой эстетического чувства и есть "социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету". [7; c. 20] 
Эстетическая культура формируется у человека в течение многих лет, но самый благоприятный период для этого  младший школьный возраст. В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства.

Система  эстетического воспитания предполагает влияние на разностороннее воспитание ребенка, как в эстетическом, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном плане.

 

 

1.2 Особенности эстетического воспитания в школьном возрасте

 

 

Эстетическому отношению свойственна возрастная постепенность

становления, об этом следует помнить при планировании учебных задач, содержание которых должно соответствовать возможностям и средствам ребенка на данном этапе его развития, учитывая физиологические и психические данные ребенка.

Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». [7; c. 43] Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности.

Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы, но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы. Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными и наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.

Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме» [7; c. 81], - отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев.

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования». Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. «В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли».

Информация о работе Воспитание детей младшего школьного возраста средствами искусства