Воспитание детей младшего школьного возраста средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования:эстетическое образование и использование произведений искусства в воспитании младших школьников.
Цель работызаключается в организации педагогического процесса по эстетическому воспитанию младших школьников в начальной школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 5
1.1. Сущность искусства и его роль в эстетическом воспитании. 5
1.2 Особенности эстетического воспитания в школьном возрасте 8
1.3. Реализации эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА (НА МАТЕРИАЛАХ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ) 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 51.81 Кб (Скачать файл)

Основным методом исследовательской работы был эксперимент. Кроме того, использовались и другие методы:

- изучение и анализ теоретических  работ по психологии, педагогике, искусствоведению;

- изучение и анализ методической  литературы;

- наблюдение за детьми;

- анкетирование;

- беседа.

В ходе работы над теоретической частью была сформулирована следующая гипотеза: эстетическое восприятие художественных произведений различных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры и др.) позволит сформировать у детей эстетическое отношение к искусству и жизни, будет способствовать не только эстетическому, но и интеллектуальному, творческому, духовному развитию ребенка.

Исходя из гипотезы, мы выдвинули следующие задачи исследования: выявить интерес младших школьников к искусству и проверить эффективность урока по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Экспериментальная работа проходила в два этапа, первый из которых был подготовительный.

В ходе подготовительного этапа экспериментальной работы было сделано следующее:

1. Проанализированы учебные программы  по курсам «Музыка», «Изобразительное  искусство и художественный труд».

2. Проанализирована работа учителей  предметов художественного цикла, которая была выявлена в ходе  беседы.

3. Разработаны и подготовлены  вопросы для анкеты.

4. Подобран наглядный материал, разработан и подготовлен урок  по знакомству младших школьников  с искусством.

Эта работа привела к следующим результатам.

Искусство как средство эстетического воспитания в начальной школе реализуется на уроках художественного цикла (музыке, изобразительном искусстве, литературе или чтении). В ходе анализа работы учителей была выявлена следующая особенность. На уроках изобразительного искусства предпочтение отдается, прежде всего, преподаванию изобразительной грамоты, то есть рисованию; на музыке – хоровому пению; на чтении – выразительному чтению, то есть совершенствованию практических навыков. Совсем не уделяется внимание познанию самих художественных произведений, а если это и происходит, то лишь на поверхностном уровне. В теоретической части мы отмечали, как важно правильно подходить к восприятию художественного произведения. Мнения педагогов и искусствоведов по этому вопросу нам известны: «Потенциальные возможности художественного произведения необозримы… В результате длительного общения с произведениями искусства развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно- эмоциональным содержанием произведения искусства – эстетические чувства, потребности, отношения, вкус, но и формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал».

Кроме того, отсутствие на уроке художественного цикла теоретического материала об искусстве, его видах, представителях, художественных произведениях является, на наш взгляд, главным его недостатком.

Таким образом, получив начальные посылки в ходе подготовительной работы, мы начали экспериментальную часть исследования.

           Для проверки знаний второклассников  было проведено анкетирование, по которым были получены следующие результаты.

Учащиеся класса не слишком активно посещают культурные учреждения (Приложение 1). Однако они с удовольствием рассказывают одноклассникам, если побывали на выставке, спектакле или в кинотеатре. На вопрос «Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?» положительно ответило 18 человек, не интересно ответили - 3 человека. Из 21 учащегося  9 человек считают, что количество посещений  культурных мероприятий, которые у них существуют, достаточно, чтобы быть культурным человеком, и, между тем, 12 человек хотели бы бывать там чаще.

Несмотря на такой подлинный интерес младших школьников к различным видам искусства, у них все же наблюдается неразвитость знаний непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос «Что ты знаешь об искусстве?» честно ответили «не знаю» или «не помню» 11 человек, своеобразный, но не конкретный ответ «много» дали 2 человек,  и  8 человек постарались  ответить более развернуто: Искусство - это когда человек творит картины, рисует их», «В искусстве есть несколько жанров», «Искусство – это умение что-нибудь делать». Понимая свой небольшой объем в знаниях этой области, 3 человека из участников эксперимента  не заинтересованы в обогащении знаний в области искусства. На вопрос «Хотел бы ты больше узнать об искусстве?» они ответили отрицательно. На вопрос «Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?» «да» ответило лишь 8 человек – меньше половины класса. Сегодня ощущается недостаток в литературе по искусству, адаптированных для младших школьников.

На вопрос о введении нового урока по искусства мнения класса разделились. Положительно отреагировала лишь половина класса  
(11 человек), 2 человека написали «не очень» и «нет» – 8 человек.

В ходе беседы с учениками ответившими «нет» выяснилось, что в основном они считают, что такой новый урок искусства будет скорее скучным и поэтому они не хотели бы его введения. Примечательно, что из 8 человек ответивших «нет» семь – мальчики, причем в учебе стоящие не на первом месте. И, как нам кажется, они были не против введения именно предмета искусства, а вообще против введения еще одного нового урока. В этом ответе проявилось их отношение к учебе в целом.

Таким образом, проведя анкетирование, мы выяснили, что интерес младших школьников к искусству довольно высок. Им нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве. К сожалению, книги на данную тему и образовательные передачи по телевидению, как источник информации для младшего школьника, сегодня не доступны. В этом мы так же убедились, побывав в детских библиотеках города. Литература по искусству предназначена для более старшего возраста. Возникает противоречие между потребностью в знаниях у младших школьников с одной стороны и невозможностью их получения – с другой. Один из выходов в данной ситуации мы видим в введении элементов искусствоведения в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное искусство, литературу. Работу мы проводили предоставив детям возможность познакомиться с произведениями народных промыслов, чья яркость и самобытность всегда эмоционально воспринимается. Этому посвящена следующая часть работы.

Цель этого этапа - выявить возможности средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Владимирский край – старинный и красивый. 

Основной образовательной задачей урока было познакомить детей с понятием НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО и с видами искусства на конкретных примерах НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ Владимирской области. Воспитательной задачей явилось воспитать интерес у младших школьников к народному творчеству, как искусству. Развивающей – способствовать развитию эстетических качеств младшего школьника.

После занятия  детям было предложено подготовить сообщения на заданные темы по искусству. Желающих было множество – все темы оказались разобраны. Кроме того, мы попросили принести предметы  народного творчества, которые есть в доме у каждого и рассказать историю промысла.  На следующее занятие все дети подготовили проект о своем предмете народного творчества – задание обеспечило самостоятельную поисковую работу учеников.

 Следующим занятием стала организация мастер-класса поэтапной росписи "Хохломская роспись" (Приложение 2). Результативность этого урока несомненна: средства искусства действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству, и к жизни.

Таким образом, средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
          Место искусства в мире человека – это эмоционально – образное освоение мира, через чувства, которые волнуют художника, автора произведения в его стремление всеми красками передать собственное мироощущение. Искусство  запечатлеваются в художественных образах, эмоционально воспринимаясь школьниками. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. Осязание, зрение, слух, обоняние основные чувства человека, посредствам которых он познает чувственное многообразие мира. Развитие этих чувств – основа культурного мировоззрения человека  обогащается  и является фундаментом  не только его мировосприятия, но и труда, и творчества. Пришвин М. М.  отмечал: «Единственно, что можно сделать художнику – это добраться до другого человека и своим образом ландыша вызвать его собственное чувство ландыша и его понимание». [13; c. 579] Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Умея  воспринимать  и  создавать  прекрасное  человек  воспринимает  и  создает  гармонию  и  в  человеческих  отношениях,  и   в обществе. Но человек не может созидать и творить  тогда, когда не  развит  его  ум,  интеллект,  когда  нет стремления я  к познанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Азизова З. Ф. Формирование у младших школьников эстетических чувств средствами кукольного театра //Воспитание школьников.- 2012.- № 4.
    2. Гавриловец, К.В., Казимирская, И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников 4-8 классов. – Минск: Народная асвета. – 1978.
    3. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 кл. / Под ред. Б.М.Неменского. 1991 г. Просвещение. Методическое пособие для учителя.
    4. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 кл. (1-3). / Под ред. Б.М.Неменского. - Просвещение , 1997.
    5. Искусство вокруг нас. 2 кл. (1-3), 3 кл. (1-4). Неменский Б.М. - Просвещение, 1997
    6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985.
    7. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. – М.: Педагогика, 1972
    8. Нагорский И.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. – 2005. -№5.
    9. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 кл. (1-3). / Под ред. Б.М.Неменского. - Просвещение, 1997; Искусство и ты. 1 кл. (1-3), 2 кл. (1-4).
    10. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение. – 1997.
    11. Олешкевич К. И. Модель эстетического развития детей младшего школьного возраста средствами шоу-программ //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2012.- № 2.
    12. Печко Л.П. Эстетическая картина мира и школьного урока // Советская педагогика. – 1976. - №6.
    13. Печко Л. П. Культурно-эстетические аспекты школьной образовательной и развивающей среды //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2012.- № 2.
    14. Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.VI. М., 1957
    15. Таборидзе  М.Д. Эстетическое воспитание школьников М.: Педагогика, 1988.
    16. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Советская педагогика,  1976.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Анкета

1.Сколько раз в этом  учебном году ты был в театре, музее, на выставке, на концерте?

2.Считаешь ли ты, что  этого достаточно, чтобы быть  культурным человеком?

Информация о работе Воспитание детей младшего школьного возраста средствами искусства