Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:24, курсовая работа
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования:эстетическое образование и использование произведений искусства в воспитании младших школьников.
Цель работызаключается в организации педагогического процесса по эстетическому воспитанию младших школьников в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 5
1.1. Сущность искусства и его роль в эстетическом воспитании. 5
1.2 Особенности эстетического воспитания в школьном возрасте 8
1.3. Реализации эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА (НА МАТЕРИАЛАХ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ) 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
3.Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?
4.Хотел бы ты бывать там чаще?
5.Что ты знаешь об искусстве?
6.Хотел бы ты больше узнать об искусстве?
7.Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?
8.Хотел бы ты, чтобы в школе ввели новый урок, где бы рассказывали об искусстве?
Мастер-класс поэтапной росписи "Хохломская роспись"
Для организацции занятия используется народная музыка для создания музыкального фона на уроках: "Я на горку шла" (2,3 Мб) в исполнении ансамбля народных инструментов "Сударушка"
Цели занятия Знакомство учащихся с историей промысла и практически показать выполнение росписи, продемострировать особенности рисунка Хохломы. Рассмотреть различия между разными видами хохломской росписи.
Цель мастер класса осуществить формирование умение делать наброски по мотивам хохломской росписи. Формировать аккуратность в в работе, развитие фантазии и наблюдательности школьников.
Задпча: воспитание интереса и любви к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за е культурное наследие России. Младшие школьники должны почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование для учащихся: модель для раскрашивания из папье-маше "Блюдце"гуашь, кисти,баночка для воды,лист бумаги, салфетка,простой карандаш,стирательная резинка
Рассказ начинается с демонстрацией изделий Хохломы)
- Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
- Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
- Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
Дорогие ребята! Мы с вами посмотрели эту волшебную посуду на выставке. А теперь давайте сами попробуем ее изготовить.
Я вам расскажу историю рождения такой красивой посуды , а потом мы с Вами станем хохломскими художниками:
Для этого превращаем обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.
В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.
1. Деревянное изделие покрывают "вапой" - жидким раствором глины, чтобы она закрыла поры дерева, создавая водонепроницаемый слой.
2. Потом изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. На следующем этапе заготовку покрывают олифой и снова просушивают, и так продолжается 3-4 раза.
3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
4. И только теперь за
работу берётся красильщик (человек,
который наносит узор). Роспись
наносится масляными красками. Все
элементы росписи выполняют
5. Расписанное и просушенное
изделие покрывают масляным
По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
Вопрос: Какие цвета используют мастера?
Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.
Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?
Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.
Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?
Ответ: У природы - веточки, листки, травка.
Ведущий: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике - всяким плодам, цветам и травам раздолье.
Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: "верховое" письмо и "фоновое".
Особенность <верховой> росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.
Особенность <фоновой> росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.
Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.
Самый любимый у хохломских художников это <травный узор> или <травка>, которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди <травки> изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются <кудрина>: травка, превращается в крупные кудри - завитки.
Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "разживляют" желтым цветом.
Травинка - это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую.
Вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждый -лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.
Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.
Из таких элементов можно составить узор.
И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним <травный> узор. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.
Вопрос: Согласны ли вы с этим?
Ответ: Да!
Ведущий: А если согласны, то за работу.
В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои блюдца на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы.
Информация о работе Воспитание детей младшего школьного возраста средствами искусства