Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:24, курсовая работа
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования:эстетическое образование и использование произведений искусства в воспитании младших школьников.
Цель работызаключается в организации педагогического процесса по эстетическому воспитанию младших школьников в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 5
1.1. Сущность искусства и его роль в эстетическом воспитании. 5
1.2 Особенности эстетического воспитания в школьном возрасте 8
1.3. Реализации эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА (НА МАТЕРИАЛАХ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ) 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Согласно М.Д. Таборидзе подростковый возраст характеризуется переходом от конкретного мышления к абстрактному, который является вспомогательным условием в развитии оценочных суждений. В процессе восприятия изобразительного искусства подросток ищет взаимосвязь формы и содержания картины, проявляя интерес к реалистическим работам. Суждения подростка уже требуют развитого эстетического мышления. В результате эксперимента, описанного М.Д. Таборидзе в работе «Эстетическое воспитание школьников»[15; c. 47] выяснилось, что подростковом возрасте дети могут проявлять особый интерес к истории искусства, к изучению характерных явлений эпохи.
Эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты, т.е. дети должны научиться думать не только о себе, но и прежде всего о другом человеке, научиться уважать другого.
Опытные педагоги понимают, как важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.
Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетического воспитания. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность учителя. Как отмечает К.В. Гавриловец: «В своей работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них «нравственно-эстетический критерий достоинства человека» [2; c. 84].
Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности, как назвал его А.С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развития творческих задатков школьников, обнажает красоту чутких отношений друг к другу. В качестве примера прекрасных эстетических отношений можно рассматривать такие отношения, как дружба, взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость, внимание. Участие детей вместе со взрослыми в отношениях самого различного достоинства накладывает глубокий отпечаток на детскую личность, делая их поведение прекрасным или безобразным. Через всю совокупность отношений и осуществляется формирование нравственно-эстетического облика ребенка.
Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи. Учитель должен помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой в классном коллективе.
Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать. Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников.
Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности. Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т. Шацкому. В организованных ими воспитательных учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности.
Экспериментальные данные М.Д. Таборидзе [15; c.59] позволили выделить несколько стадий возрастного развития школьников и охарактеризовать приоритетные методы эстетического воспитания, применяемые в тот или иной период.
Первая ступень (6-7 лет, подготовительный класс) – музыкальное обучение и воспитание проходят в основном в игровой форме.
Вторая ступень (8-10 лет, 1-3 классы) – на первый план выступают познавательные интересы детей; большое внимание в этот период уделяется ознакомлению школьников с различными музыкальными и другими жанрами (слушание, разучивание, анализ произведений, беседы о жизни художников, композиторов и т.д.)
Третья ступень (10-13 лет, 4-6 классы) – доминирующее место здесь занимают интеллектуальные интересы детей, соответствующие расширению и углублению теоретического материала, способствующего эстетическому воспитанию учащихся.
Говоря о старшем школьном возрасте, уместны будут слова Б.Т. Лихачева: «Старшеклассники начинают эстетически относиться к произведениям, главным содержанием которых является не только увлекательная фабула, но и не менее увлекательный теперь для них внутренний мир человека»[7; c.102], - из этого можно сделать вывод, что именно в этом возрасте наиболее полно и осознанно можно формировать у школьников чувство сопереживания другим. По мысли Б.М. Неменского «…в этот период осознание всех проблем идет в нерасторжимом единстве чувства и мысли, что является как раз незаменимой силой искусства. Старший возраст – самый оптимальный для слияний с искусством, для формирования им своего духовного мира» [10; c. 125].
По мнению Б.М. Неменского переживание должно осознаваться как основной метод обучения в искусстве. Для этого он считает верным путь синхронного рассмотрения видов искусств в их взаимодействии с общественным движением эпохи, с искусством разных народов.
Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны начиная от предметов естественно-математического цикла в школе и заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным источникам эстетического опыта детей относится и искусство, так как: «Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании».
Особенностью искусства, как воспитательного средства, состоит в том, что в искусстве "сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". Масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений накапливается по мере расширения общения ребенка с явлениями искусства. Искусство должно стать частью деятельности в воспитании мировоззрения. Произведения искусства оказывают многостороннее влияние на человека. Произведение художника передает творческий посыл мастера о жизни, природе, окружающем мире и человеческих взаимоотношении. Лучшие произведения позволяют зрителям, читателям, слушателям понять те или иные отношения в обществе и найти отклик. Б.М. Неменский описывал это явление так: "И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение".[9; c. 203]
Знакомство с произведением искусства по мере накопления информации совершенствует человека духовно, обогащает, учит получать удовольствие от встречи с прекрасным.
Жизненный опыт ребенка в начальной школе достаточно ограничен, и дети не сразу могут выделить свои ощущения от встречи с прекрасным. Педагогическая задача по восприятию произведений искусства заключается в обучении ребенка способности получать радость от общения с искусством, развивая постепенно его эстетический вкус.
Это требует дифференцированного подхода к детскому сообществу с учетом возрастных особенностей школьников. А.И. Шахова, старший научный сотрудник НИИ общих проблем воспитания АПН, по этому вопросу писала: "Нельзя требовать от ребенка, чтобы он оценил картину Рафаэля "Сикстинская мадонна", но можно и нужно так развивать его способности, его духовные качества, чтобы, достигнув определенного возраста, он мог наслаждаться творчеством Рафаэля. Воспитание искусством тем самым преследует цель, прежде всего воздействия на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее поведение".
Для этого требуется квалифицированная помощь – педагог должен обладать значительными знаниями в истории и специфики жанров искусства.
Литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство – ведущие виды искусства. Специфика отдельного вида искусства в особом воздействии на человека своими присущие только ему художественными средствами и материалами, это слово, звук, движение, краски, разнообразные природные материалы. Скульптура наглядно передает зрителю наглядно объемную пластику и выразительность тела. Она обращена к способности нашего глаза воспринимать прекрасную форму.
Литература - искусство печатного и художественного слова. В процессе чтения ребенок совершенствует навыки понимания художественного слова, учится эстетически осваивать художественные произведений, осваивает художественную информацию, развивает воображение, мышление, речь. Развитие способности эстетического понимания, аналитического и критического мышления — есть главные средства эффективного достижения воспитательной цели в эстетическом воспитании.
Другой предмет цикла в школе искусства - музыка. Д.Б. Кабалевский писал о важности этого предмета: «Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества». Таким образом, на уроках музыки решается спектр эстетических задач музыкального образования и воспитания младших школьников.
«Изобразительное искусство» в начальной школе вводится для одновременного восприятия и изучения произведений изобразительного искусства, освоения изобразительной грамоты, развивает творческое отношение к действительности и детское художественное творчество.
Занятия живописью, даже в элементарной форме развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности, духовно обогащая ребенка, обучая проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.
Но большое внимание произведениям искусства отводится во внеклассной и внешкольной работе, которая имеет реальную возможность познакомиться с искусством шире. Это - посещение кинотеатров и театральных постановок, музеев, где происходит органическое слияние музейных и педагогических методов влияния на эстетическое воспитание школьников.
Театр – синтез многих искусств, воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, как и каким образом решаются задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания.
Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию.
Выводом теоретической части работы стало положение о том, что искусство является основным средством эстетического воспитания. В данной главе мы представим исследование, проведенное нами с целью выявления возможностей искусства в эстетическом воспитании младших школьников на практике.
При разработке методики исследования были определены его гипотеза, задачи, методы и приемы.
Педагогический эксперимент организован в 2 «а» классе начальной школы. В эксперименте участвовало 21 человек.
Выявление возможностей искусства, как основного средства эстетического воспитания младших школьников явилось предметом настоящего исследования.
Информация о работе Воспитание детей младшего школьного возраста средствами искусства