Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:09, реферат

Описание работы

Цель моей работы:
1) изучить состояние воспитания и образования в Древнем мире;
2) сравнить образовательную систему того времени с современной;
3) выяснить, повлияла ли древняя система образования на современную; унаследовала ли российская система образования накопленный столетиями педагогический опыт.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..стр. 1
Зарождение воспитания как особого вида деятельности……………..стр.
Возникновение семьи. Воспитание детей в семье…………………… стр.
Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока ..стр.
Педагогические идеи Конфуция ……………………………………………стр.
Воспитание в Древнем Египте……………………………………………стр.
Воспитание в Древней Индии……………………………………………..стр.
Воспитание в Древнем Риме……………………………………………….стр.
Педагогические идеи Древнего Рима…………………………………….стр.
Заключение…………………………………………………………………..стр.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 146.53 Кб (Скачать файл)

Введение

На современном этапе развития общества государство уделяет должное внимание приоритетным национальным проектам, в том числе и образованию. От того, какое образование  получит современный  человек, зависит наше будущее. Это понимала каждая цивилизация  на протяжении своего развития. И поэтому проблемам воспитания и образования уделялось огромное внимание, начиная с древнейших времен.

В центре истории образования находится воспитывающийся человек, во имя которого выстроена динамичная панорама педагогических идей и теорий, написаны многочисленные трактаты. Миссия истории образования значительна и уникальна. Человечество нередко утрачивало позитивные педагогические идеи, которые позже возрождались в ином виде.

Цель моей работы:

1) изучить состояние воспитания и образования в Древнем мире;

2) сравнить образовательную систему того времени с современной;

3)  выяснить, повлияла ли древняя система образования на современную;  унаследовала ли  российская система образования накопленный столетиями педагогический опыт.

История педагогики позволяет осваивать современную науку о воспитании и образовании, высвечивает истоки мирового педагогического процесса, ведет к духовным сокровищам, которые хранит человечество и которые порой оказываются невостребованными при воспитании новых поколений.

В первобытную эпоху накоплен исключительно эмпирический опыт воспитания. Письменные цивилизации древнего мира, оттолкнувшись от такого опыта и продолжая его обогащать, приступили к философскому объяснению организованного воспитания и обучения. В древних цивилизациях сложились три центра воспитания и обучения: семья, государство, церковь.

Мощные порывы в области культуры, воспитания и образования достигались различными цивилизациями, которые прокладывали путь остальному миру: Древняя Греция, средневековый Китай, русская цивилизация и др.В свою очередь, в истории воспитания и образования указанных цивилизаций были взлеты: культура городов-полисов Греции, «золотой век» Китая и т.д.

 

 

Зарождение воспитания как особого вида деятельности

   Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 --  40  тыс.  лет назад) относится и зарождение  воспитания  как  особого  вида  деятельности человечества.

  Смысл  существования  первобытного   человека   был   предопределен   его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто  живое,  наделенное сознанием.  Поэтому  стихийно  возникшие   цели   воспитания   предполагали подготовку  к  простейшему  виду  существования  и   осознанию   мира   как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь  на уровне обыденного сознания как отражение практики воспитания, проявляясь  в традициях и народном творчестве.

Воспитание зародилось в интегративном, синкретическом2 виде и  способствовало физическому,    умственному    и    нравственно-эмоциональному  взрослению первобытного человека. Содержание и приемы воспитания  усложнялись  по  мере обогащения общественного опыта и  развития  сознания.  Не  выполняя  какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу  передачи  жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло 2 -- 3 млн. лет тому назад,  в  эпоху выделения человека из животного мира,  которое  сопровождалось  переходом  к сознательной передаче опыта  собирательства  и  охоты.  Предкам  людей  было необходимо  хорошо  знать  съедобные  растения,  рельеф  местности, повадки животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем  в  передаче такого  опыта  служила  речь,   возникшая   как   инструмент   коммуникации.

Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало  черты 

особого вида деятельности и было ориентировано, прежде всего, на  повседневную  борьбу за выживание.

   Предпосылкой и существенным фактором  становления  воспитания  как  вида деятельности стала эволюция материальных связей  между  людьми  первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие  связи  путем  передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении как  следствие  эволюции  форм  примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного  опыта  потребовало определенной организации его усвоения.

   Главным условием существования первобытных  людей  было  изготовление  и использование орудий труда. Старшие должны были передавать  соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в  организации  обучения  детей  по  мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.

   Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.

   На заре истории человечества  основу  воспитания  составляло  групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в  первобытном  обществе  являлись практически единственными показателями при дифференциации обучения.

Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни, питая подобный образ жизни. Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни первобытного человека и лишь отчасти  --  итогом специального педагогического воздействия.

   С появлением человека современного физического типа в генезисе1 воспитания начался новый этап.

Возникновение семьи. Воспитание детей в семье

   В 9 --8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности  в  Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и  имущественное  расслоение первобытного  общества.  Основной  социальной  ячейкой  становится   семья.

__________________________________________________________________

ГЕНЕЗИС, генезиса, м. (греч. genesis - Происхождение) (науч., филос.). Происхождение, возникновение. Генезис амфибий. || История зарождения идеи, системы, какого-н. явления культуры. Генезис философии Маркса. Генезис романов Толстого.

Словарь Ушакова

Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего  на  примере  родителей.

Воспитание  представителей  различных  категорий  --  вождей,  жрецов,   воинов, остальных членов общины -- приобретало заметные  различия.  В  семьях  элиты увеличился  срок  детства   и   соответственно   усилилось   воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

   Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и  информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство.  Вот  почему действиям,  связанным  с  воспитанием,  придавали   магический   смысл.   У готтентотов,  например,  мать  произносила над   ребенком   колдовские заклинания, чтобы он рос  сильным  и  ловким  охотником.  Магический  смысл придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой  по  ноге  и  приговаривали:  "Будь добрым, не бери чужого".

Люди первобытной эпохи постепенно накапливали запас дидактических приемов. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы  воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и прочее. Основным приемом эмоционально-психического воздействия взрослых на детей было механическое повторение.

Шло время, и человек от приспособления к окружающему миру все более переходил к воздействию на него. По мере усложнения жизнедеятельности меняются задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются люди, имеющие опыт организованного воспитания, - старейшины, священнослужители. Они владели навыками обучения трудовой деятельности, передачи установленных общиной запретов.

В первобытных общинах охотников и собирателей сроки детства и воспитания были непродолжительными - от 9 до 11 лет. Самых маленьких отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности. Дети много играли, имитируя жизнь взрослых. Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и другим промыслам. Девочки-подростки учились у соплеменниц ведению домашнего хозяйства.

Постепенно менялись нормы взаимоотношений детей и взрослых. В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Поначалу маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были строгими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания, например палкой по следу ребенка в его присутствии. Но первобытное воспитание не было и не могло быть идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание. В дальнейшем расслоение общины и социальные антагонизмы ужесточили воспитание.

На исходе первобытно-общинного периода традиция коллективного воспитания привела к появлению своеобразных Домов молодежи для детей и подростков. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в таких домах постепенно менялся. В условиях матриархата все дети до 7 - 8 лет воспитывались совместно под присмотром женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом укладе воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам.

Важным проявлением педагогического мышления в первобытном обществе явились инициации1 - посвящения подростков 10 - 15 лет во взрослую жизнь. Инициация проводилась в виде религиозного действа и сопровождалась традиционными песнопениями и танцами, магическими заклинаниями, ритуалами. Ей приписывалась таинственная сила. Программа для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек - овладение навыками ведения домашнего хозяйства. Свои наставления наставники подкрепляли ударами, щипками, уколами. 

__________________________________________________________________

 

ИНИЦИАЦИИ (от лат. initiatio - совершение таинств) - посвятительные обряды общества, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Некоторые из обрядов инициации, утратившие первоначальное значение, совершались над лицами более молодого возраста.

Большой энциклопедический словарь

     

Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока

   Территориальные  и  временные  границы   Древнего   мира   огромны.   Он существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до  н.  э.  --  V  в.  н.  э.)  и охватывал  четыре  материка:  Европу,  Африку,  Азию,  Америку.   Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания  и  обучения.  Помимо  древних  цивилизаций  Востока  (Двуречья, Египта,  Индии  и  Китая),  такой  опыт  был  накоплен  в античном   мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.

Начало  истории  школы  и  воспитания  как  особых   сфер   общественной деятельности восходит к  эпохе  цивилизаций  Древнего  Востока,  зарождение которых относится к 4 тысячелетию до н.э.

   Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали  появляться первые  симптомы  разложения  первобытной   формации.   Этот   процесс   был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения  новых общественных структур приводила  к  тому,  что  наряду  с  новыми  способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы  воспитания. В древнейших государствах, пришедших  на  смену  архаичным  союзам  племен, воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье.  В  переходную от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху в древних  цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного  воспитания.

Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в  таких литературных памятниках  Древнего  Востока,  как  Законы  вавилонского  царя Хаммурапи (1750г до н. э.), книга Притчей иудейского царя Соломона (начало 1-го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го  тысячелетия до н. э.) и др.

   Так,  В  "Притчах"  мы  читаем:  "Слушайте,  дети,  наставления  отца  и внимайте, чтобы научиться разуму". Основная педагогическая идея "Притчей" -- призвание отца быть наставником, почитание родителей:  "Мудрый  сын  радует

отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей".

   Одновременно с укреплением, общественных  государственных  структур  для специальной  подготовки  чиновников,  жрецов,   воинов   постепенно   начал складываться и новый социальный институт -- школа.    Школа и воспитание  в  государствах  Древнего  Востока  развивались  под воздействием   разнообразных   экономических,    социальных,    культурных, этнических,  географических  и   других   факторов.   Хотя   хронологически существование этих цивилизаций не совпадало, тем не менее, им были  присущи сходные структуры, в том числе  воспитания и обучения.  Такая  общность  -- объективное следствие того, что возникновение школы пришлось на  переходную эпоху -- от общинно-родового строя к социально дифференцированному обществу.

Подобная типологичность подтверждается тем, что древние  цивилизации  имели принципиально общее в сфере воспитания и  обучения,  несмотря  на  то,  что существовали изолированно друг от друга. Убедительным аргументом в пользу  такой  типологичности  служит  история древних цивилизаций Южной Америки, возникших в 3 -- 2 тысячелетиях до н.  э. Не будучи связаны с остальным миром, они, тем  не  менее,  выработали  опыт обучения и  воспитания,  сходный  с  опытом  древних  цивилизаций  Древнего Востока.

Информация о работе Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока