Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:09, реферат
Цель моей работы:
1) изучить состояние воспитания и образования в Древнем мире;
2) сравнить образовательную систему того времени с современной;
3) выяснить, повлияла ли древняя система образования на современную; унаследовала ли российская система образования накопленный столетиями педагогический опыт.
Введение……………………………………………………………………..стр. 1
Зарождение воспитания как особого вида деятельности……………..стр.
Возникновение семьи. Воспитание детей в семье…………………… стр.
Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока ..стр.
Педагогические идеи Конфуция ……………………………………………стр.
Воспитание в Древнем Египте……………………………………………стр.
Воспитание в Древней Индии……………………………………………..стр.
Воспитание в Древнем Риме……………………………………………….стр.
Педагогические идеи Древнего Рима…………………………………….стр.
Заключение…………………………………………………………………..стр.
Введение
На современном этапе развития общества государство уделяет должное внимание приоритетным национальным проектам, в том числе и образованию. От того, какое образование получит современный человек, зависит наше будущее. Это понимала каждая цивилизация на протяжении своего развития. И поэтому проблемам воспитания и образования уделялось огромное внимание, начиная с древнейших времен.
В центре истории образования находится воспитывающийся человек, во имя которого выстроена динамичная панорама педагогических идей и теорий, написаны многочисленные трактаты. Миссия истории образования значительна и уникальна. Человечество нередко утрачивало позитивные педагогические идеи, которые позже возрождались в ином виде.
Цель моей работы:
1) изучить состояние воспитания и образования в Древнем мире;
2) сравнить образовательную систему того времени с современной;
3) выяснить, повлияла ли древняя система образования на современную; унаследовала ли российская система образования накопленный столетиями педагогический опыт.
История педагогики позволяет осваивать современную науку о воспитании и образовании, высвечивает истоки мирового педагогического процесса, ведет к духовным сокровищам, которые хранит человечество и которые порой оказываются невостребованными при воспитании новых поколений.
В первобытную эпоху накоплен исключительно эмпирический опыт воспитания. Письменные цивилизации древнего мира, оттолкнувшись от такого опыта и продолжая его обогащать, приступили к философскому объяснению организованного воспитания и обучения. В древних цивилизациях сложились три центра воспитания и обучения: семья, государство, церковь.
Мощные порывы в области культуры, воспитания и образования достигались различными цивилизациями, которые прокладывали путь остальному миру: Древняя Греция, средневековый Китай, русская цивилизация и др.В свою очередь, в истории воспитания и образования указанных цивилизаций были взлеты: культура городов-полисов Греции, «золотой век» Китая и т.д.
Зарождение воспитания как особого вида деятельности
Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 -- 40 тыс. лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.
Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспитания, проявляясь в традициях и народном творчестве.
Воспитание зародилось в интегративном, синкретическом2 виде и способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека. Содержание и приемы воспитания усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло 2 -- 3 млн. лет тому назад, в эпоху выделения человека из животного мира, которое сопровождалось переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было необходимо хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче такого опыта служила речь, возникшая как инструмент коммуникации.
Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты
особого вида деятельности и было ориентировано, прежде всего, на повседневную борьбу за выживание.
Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения.
Главным условием существования первобытных людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.
Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.
На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном обществе являлись практически единственными показателями при дифференциации обучения.
Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни, питая подобный образ жизни. Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни первобытного человека и лишь отчасти -- итогом специального педагогического воздействия.
С появлением человека современного физического типа в генезисе1 воспитания начался новый этап.
Возникновение семьи. Воспитание детей в семье
В 9 --8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья.
______________________________
ГЕНЕЗИС, генезиса, м. (греч. genesis - Происхождение) (науч., филос.). Происхождение, возникновение. Генезис амфибий. || История зарождения идеи, системы, какого-н. явления культуры. Генезис философии Маркса. Генезис романов Толстого.
Словарь Ушакова
Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей.
Воспитание представителей различных категорий -- вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины -- приобретало заметные различия. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие на подрастающее поколение.
Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У готтентотов, например, мать произносила над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Магический смысл придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: "Будь добрым, не бери чужого".
Люди первобытной эпохи постепенно накапливали запас дидактических приемов. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и прочее. Основным приемом эмоционально-психического воздействия взрослых на детей было механическое повторение.
Шло время, и человек от приспособления к окружающему миру все более переходил к воздействию на него. По мере усложнения жизнедеятельности меняются задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются люди, имеющие опыт организованного воспитания, - старейшины, священнослужители. Они владели навыками обучения трудовой деятельности, передачи установленных общиной запретов.
В первобытных общинах охотников и собирателей сроки детства и воспитания были непродолжительными - от 9 до 11 лет. Самых маленьких отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности. Дети много играли, имитируя жизнь взрослых. Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и другим промыслам. Девочки-подростки учились у соплеменниц ведению домашнего хозяйства.
Постепенно менялись нормы взаимоотношений детей и взрослых. В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Поначалу маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были строгими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания, например палкой по следу ребенка в его присутствии. Но первобытное воспитание не было и не могло быть идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание. В дальнейшем расслоение общины и социальные антагонизмы ужесточили воспитание.
На исходе первобытно-общинного периода традиция коллективного воспитания привела к появлению своеобразных Домов молодежи для детей и подростков. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в таких домах постепенно менялся. В условиях матриархата все дети до 7 - 8 лет воспитывались совместно под присмотром женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом укладе воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам.
Важным проявлением педагогического мышления в первобытном обществе явились инициации1 - посвящения подростков 10 - 15 лет во взрослую жизнь. Инициация проводилась в виде религиозного действа и сопровождалась традиционными песнопениями и танцами, магическими заклинаниями, ритуалами. Ей приписывалась таинственная сила. Программа для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек - овладение навыками ведения домашнего хозяйства. Свои наставления наставники подкрепляли ударами, щипками, уколами.
______________________________
ИНИЦИАЦИИ (от лат. initiatio - совершение таинств) - посвятительные обряды общества, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Некоторые из обрядов инициации, утратившие первоначальное значение, совершались над лицами более молодого возраста.
Большой энциклопедический словарь
Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока
Территориальные и временные границы Древнего мира огромны. Он существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. -- V в. н. э.) и охватывал четыре материка: Европу, Африку, Азию, Америку. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.
Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 4 тысячелетию до н.э.
Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания. В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. В переходную от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания.
Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи (1750г до н. э.), книга Притчей иудейского царя Соломона (начало 1-го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.
Так, В "Притчах" мы читаем: "Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму". Основная педагогическая идея "Притчей" -- призвание отца быть наставником, почитание родителей: "Мудрый сын радует
отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей".
Одновременно с укреплением, общественных государственных структур для специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт -- школа. Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически существование этих цивилизаций не совпадало, тем не менее, им были присущи сходные структуры, в том числе воспитания и обучения. Такая общность -- объективное следствие того, что возникновение школы пришлось на переходную эпоху -- от общинно-родового строя к социально дифференцированному обществу.
Подобная типологичность подтверждается тем, что древние цивилизации имели принципиально общее в сфере воспитания и обучения, несмотря на то, что существовали изолированно друг от друга. Убедительным аргументом в пользу такой типологичности служит история древних цивилизаций Южной Америки, возникших в 3 -- 2 тысячелетиях до н. э. Не будучи связаны с остальным миром, они, тем не менее, выработали опыт обучения и воспитания, сходный с опытом древних цивилизаций Древнего Востока.
Информация о работе Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока