Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:09, реферат
Цель моей работы:
1) изучить состояние воспитания и образования в Древнем мире;
2) сравнить образовательную систему того времени с современной;
3) выяснить, повлияла ли древняя система образования на современную; унаследовала ли российская система образования накопленный столетиями педагогический опыт.
Введение……………………………………………………………………..стр. 1
Зарождение воспитания как особого вида деятельности……………..стр.
Возникновение семьи. Воспитание детей в семье…………………… стр.
Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока ..стр.
Педагогические идеи Конфуция ……………………………………………стр.
Воспитание в Древнем Египте……………………………………………стр.
Воспитание в Древней Индии……………………………………………..стр.
Воспитание в Древнем Риме……………………………………………….стр.
Педагогические идеи Древнего Рима…………………………………….стр.
Заключение…………………………………………………………………..стр.
Атмосфера в семье часто была далеко не идиллической. Нередко матери
поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы
творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.
На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. "Вся наука из родного дома" -- так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).
Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные
заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в
форуме -- месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется
профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 -- 5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.
Уже на заре римской истории греческая образованность почиталась как
эталон. Римский философ и политик Цицерон пишет о детстве царя Древнего Рима Сервия Туллия (578-534 до н. э.), что ему было дано "прекрасное образование по греческим образцам".
Со II в. до н. э. на организацию школьного обучения большее влияние оказывала традиция античного мира.
Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла
своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частных учебных заведений она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства -- музыку и пение, ибо они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать". Девиз "польза" можно назвать альфой и омегой римского воспитания и обучения, главной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора.
В первые века нашей эры в Римской империи установился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, форм и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы.
Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста. В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской -- абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался отдельно с каждым учеником. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для успевающих.
Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными, грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали широкую программу. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников -- ограниченное, обучение -- преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы), В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях -- легионах. В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно -- философию. В последнем случае нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например прославление мухи или плеши. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.
Педагогические идеи Древнего Рима
Становление философской мысли, в недрах которой развивались
педагогические идеи, происходило под сильным влиянием эллинской традиции. От этой традиции отталкивались ее критики и сторонники.
Одним из первых представителей римского просвещения явился Катон
Старший (234 -- 149 до н.э.). Будучи эллинофобом, он, тем не менее, опирался на греческие каноны при составлении римской риторики. Катон особенно настаивал на консервации римской традиции домашнего воспитания. Он сам обучал своего сына грамоте, законам, гимнастике. Хотя Катон владел образованным рабом, которому можно было поручить обучение сына, он не прибег к его услугам ("не подобает рабу бранить моего сына") В присутствии ребенка Катон избегал непристойных выражений. Он охотно играл с детьми.
Традиции римского и греческого воспитания отразились во взглядах мыслителя и политика Цицерона (106 -- 43 до н.э.) Полноценного образования достойны немногие, говорил Цицерон, большинство римлян нуждаются, прежде всего, в "хлебе и зрелищах". Под влиянием греческой философской традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это -- всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрять развитие таких сил прежде всего должна семья, полагал Цицерон.
Римская философия и педагогическая мысль достигли расцвета в I --II вв.
н. э. Один из ее представителей, Сенека (4 до н.э. -- 65 н.э.) критиковал
формализм школьной системы, которая воспитывает "ум, но не душу". Он считал, что образование должно формировать, прежде всего, самостоятельную личность ("пусть говорит он [ученик] сам, а не его память"). Проблемы нравственного воспитания изложены Сенекой в "Письмах на моральные темы" и "Нравственных письмах к Луцилию".
"Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла", --
писал Сенека, полагая, что воспитатель всегда должен иметь в виду
необходимость движения к такому знанию (идеальной нравственной "норме") путем назидательных бесед с наглядными примерами из жизни и истории. Исходя из своего понимания нравственности, Сенека не считал каноном образования "семь свободных искусств". Он писал: "Ты желаешь знать, что я думаю о свободных науках и искусствах. Ни одно из них я не уважаю, ни одно не считаю благом, если плод его -- деньги... Пролагается ли дорога к добродетели объяснением слогов?"
Крупный мыслитель той же эпохи Плутарх вслед за Катоном и Цицероном с особым вниманием относился к вопросам воспитания и обучения в семье. Супруга Плутарха отказалась от няньки и кормилицы и сама кормила и пеленала своих детей. Плутарх советовал избегать жестоких наказаний. По его словам, бить ребенка означало "подымать руку на святыню".
С этими идеями перекликается и трактат Псевдо-Плутарха "О воспитании", где также даются советы проявлять мягкость к "благонравным детям", оставаться матери кормилицей собственных детей. Псевдо-Плутарх выдвигал идею всесторонне обученного человека в духе требований образованного римского общества. По сути, предлагалось дать "беглое" знание тогдашних наук, то есть формировать дилетанта.
Яркая фигура римской философской и педагогической мысли -- Квинтилиан
(42 -- ок. 118). Адвокат и оратор, Квинтилиан черпал свои идеи из греко-римского культурного наследия (Гомер, Гесиод, Эсхил, Демосфен и др.). Главный труд Квинтилиана -- "Ораторское образование". Из 12 книг этого трактата наиболее известны две: "О домашнем воспитании мальчика" и "О риторическом обучении". Квинтилиан ратовал за общедоступность образования, полагая, что все нормальные дети римских граждан достойны получать образование. Он верил в созидательные возможности школьного обучения, считая, например, что ученики-тупицы -- на совести педагогов. Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора ("поэтами родятся, а ораторами становятся"). Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы обучения.
Первой ее ступенью было домашнее воспитание. Следовало выбирать
кормилицу с правильным произношением и оберегать от домашних учителей-полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть латинской и частично греческой грамматикой (предлагалось начинать с иностранного языка, поскольку, по мнению Квинтилиана, в таком случае лучше усваиваются правила родного языка). В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес "похвалой" и "забавами", чтобы "ребенок не возненавидел ученье, соблюдая, однако, определенную меру" ("золотую середину"). В программу первоначального школьного обучения включался ряд предметов. На первом месте стояли занятия грамматикой и стилем, мораль, начала математики, музыка.
Обширная программа по этим и другим предметам предлагалась в
грамматической и риторической школах. Как замечал в этой связи Квинтилиан, искусство оратора требует знания многих наук. В грамматической школе предлагалось изучать одновременно ряд учебных дисциплин, не заботясь об обязательном совершенном овладении ими, главным предметом была грамматика.
В риторической школе основным предметом называлась риторика, под которой понималось "искусство красноречия". На занятиях по риторике преподавателю было рекомендовано, например, читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся.
Обучение следовало вести индуктивным путем -- от простого к сложному, на основе работы памяти. Предлагался ряд приемов мнемонического характера для развития "точности" памяти. Таков, например, был "топологический прием", когда реальное или воображаемое помещение делилось на несколько десятков "мест для запоминания".
Размышляя о природе человека, Квинтилиан высказывал уверенность в
положительных основах человеческой натуры, не считая, однако, такие
свойства единственными (дети "от природы склонны к худшему"). Побороть дурные наклонности помогает воспитание. Чтобы достичь высоких результатов в педагогике, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание, так как эти начала не могут существовать раздельно.
Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Дети -- "драгоценный сосуд", с которым надо обращаться бережно и уважительно. Здоровое семейное воспитание должно беречь детскую психику, не допускать присутствия детей в "неблагопристойных местах". При воспитании нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские качества. Ввиду важности свободного воспитания необходимо тщательно выбирать няньку для младенца, которой следовало обладать достойными нравственными качествами. Учитель должен заменять ученику отца, приучать питомца мыслить и действовать
самостоятельно.
Отталкиваясь от педагогических идей Плутарха, Квинтилиан, однако, делал
упор на необходимости полезного обществу образования. Цель воспитания
Квинтилиан видел в серьезной подготовке к исполнению гражданских
обязанностей. Идеалом человека-гражданина он считал афинского политического деятеля Перикла.
Квинтилиан отдавал предпочтение организованному школьному обучению по сравнению с домашним ("свет хорошей школы лучше одиночества семьи"). Он, например, утверждал, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения "зачастую бывает причиной добродетелей".
Заключение
С развитием человека и общества развивались формы воспитания и обучения. Пережив множество реформ, эти два процесса дошли и до наших дней. Так, например, в российской школе продолжают жить традиции авторитарного воспитания.
Но развивается и иное воспитание, направленное на поощрение самостоятельности, гуманности подрастающего поколения. Все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве.
Помимо традиционных дисциплин, на материалах которых осуществляется гражданское воспитание, в программу вводятся факультативные курсы.
Так, например, учителя создают секции, кружки и т.д. для того, чтобы дети развивали свои творческие способности. Вместе с учителем ученик готовится к научно-практическим конференциям, изучает дополнительно предмет, который ему интересен.
Информация о работе Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока