Воспитание и самовоспитание в процессе формирования личности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 23:53, курсовая работа
Описание работы
В современной педагогике самовоспитание рассматривается как одно из наиболее важных направлений личностного совершенствования человека с целью достижения им собственных ценностных (жизненных) ориентиров. Иными словами самовоспитание представляет собой одно из непременных условий всестороннего развития личности, как естественное проявление сущности человека, которому в силу его природы присуще стремление к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Реализуя возможности самовоспитания, человек приобретает большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию отрицательных факторов
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………..………..………..………..………..………..………..……….3 ГЛАВА 1.Две стороны единого процесса формирования личности. …….5 1.1 Сущность и содержание понятий воспитание и самовоспитание…………..5 1.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста, их учет в процессе воспитания и самовоспитания…………………..……………….7 Глава2.Выделение методов и приёмов воспитания и самовоспитания…..12 2.1Выделение методов воспитания и самовоспитания.………..………..………..………..………..………..…………..12 2.2 Пути воспитания и самовоспитания..…………………………………………………………………...17 Заключение………………………………………………………………………...20 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..………………..22
ГЛАВА 1.Две стороны
единого процесса формирования личности. …….5
1.1 Сущность и содержание понятий
воспитание и самовоспитание…………..5
1.2 Психолого-педагогические
особенности младшего школьного возраста,
их учет в процессе воспитания и самовоспитания…………………..……………….7
Глава2.Выделение
методов и приёмов воспитания и самовоспитания…..12
2.1Выделение методов воспитания
и самовоспитания.………..………..………..………..………..………..…………..12
2.2 Пути воспитания и самовоспитания..…………………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………...20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ………..………………..22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой
работы. Предметом педагогики как области
научного познания является особая функция
общества - воспитание. И поэтому педагогику
можно назвать наукой о воспитании.
Воспитание - в самом общем виде
- заключается в подготовке младшего поколения
к жизни в обществе. В процессе воспитания
подрастающие поколения должны усвоить
то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить
знания на достигнутом уровне их развития,
овладеть определенными трудовыми умениями,
усвоить нормы и опыт поведения в обществе
и выработать определенную систему взглядов
на жизнь. В процессе воспитания должны
формироваться также и такие качества,
которые необходимы для решения новых
задач, не стоявших перед старшим поколением.
А для этого должны быть выработаны умения
приобретать необходимые знания, приспосабливаться
к изменяющимся условиям жизни и труда,
заниматься творческой деятельностью.
Таким образом, можно сказать,
что воспитание - это процесс передачи
старшими поколениями общественно-исторического
опыта новым поколениям с целью подготовки
их к жизни и труду, необходимому для обеспечения
дальнейшего развития общества [1, c. 29].
В процессе нравственного воспитания
широко применяются такие методы, как
убеждение и личный пример, совет, пожелание
и одобрительный отзыв, положительная
оценка действий и поступков, общественное
признание достижений и достоинств человека.
Также целесообразно проведение этических
бесед и диспутов на примерах художественных
произведений и практических ситуаций.
Одновременно спектр нравственного воспитания
предполагает как общественное порицание,
так и возможность дисциплинарных и отсроченных
наказаний.
Главными задачами трудового
воспитания являются: развитие и подготовка,
добросовестного, ответственного и творческого
отношения к разным видам трудовой деятельности,
накопление профессионального опыта как
условия выполнения важнейшей обязанности
человека.
В течение многих веков в мире
развивается и по-разному воплощается
идея воспитания человека на протяжении
всей его жизни [2, c. 32].
О воспитанности человека можно
судить по многочисленным показателям:
по облику, речи, манере поведения в целом
и характерным отдельным поступкам, по
ценностным ориентациям, по отношению
к деятельности и стилю общения [3, c. 90].
Но воспитание не может быть
эффективным, если оно не опирается на
самовоспитание.
Объект исследования – воспитание и самовоспитание
младших школьников.
Цель курсовой работы – Изучить взаимосвязи воспитания
и самовоспитания в процессе формирования
личности.
Задачи курсовой работы:
1.Понять сущность и содержание
понятий воспитание и самовоспитание.
2. Изучить психолого-педагогические
особенности младшего школьного возраста,
их учет в процессе воспитания и самовоспитания
3. Выделение методов
и приёмов воспитания и самовоспитания.
Методы исследования:
1. Сбор и систематизация
литературных источников;
2. Теоретический анализ
и обобщение литературных источников;
3. Анализ и обобщение
данных научно-методической литературы.
ГЛАВА 1. Две стороны
единого процесса формирования личности.
1.1 Сущность и содержание
понятий воспитание и самовоспитание.
В современной педагогике самовоспитание
рассматривается как одно из наиболее
важных направлений личностного совершенствования
человека с целью достижения им собственных
ценностных (жизненных) ориентиров. Иными
словами самовоспитание представляет
собой одно из непременных условий всестороннего
развития личности, как естественное проявление
сущности человека, которому в силу его
природы присуще стремление к самореализации,
саморазвитию и самосовершенствованию.
Реализуя возможности самовоспитания,
человек приобретает большую активность,
целеустремленность, устойчивость к воздействию
отрицательных факторов.
Воспитание как говорилось
выше это целенаправленный и организованный
процесс формирования личности. Воспитание
- двигатель общественного развития [9,
c. 77].
Основываясь на активизации
механизмов саморегуляции, самовоспитание
предполагает наличие ясно осознанных
целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание
- относительно позднее приобретение онтогенеза,
связанное с определенным уровнем самосознания,
критического мышления, способности и
готовности к самоопределению, самовыражению,
самораскрытию, самосовершенствованию.
Самовоспитание базируется на адекватной
самооценке, соответствующей реальным
способностям человека, критическом анализе
им своих индивидуальных особенностей
и потенциальных возможностей. По мере
повышения степени осознанности саморазвития
личности. Самовоспитание находиться
в неразрывной взаимосвязи с воспитанием,
не только подкрепляя, но и развивая процесс
формирования личности. Необходимыми
компонентами самовоспитания являются
самоанализ личностного развития, самоотчет
и самоконтроль. В приемы самовоспитания
входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.
По своей сущности профессиональное
самовоспитание - явление социальное.
Оно определяется рядом объективных социальных
условий: требованиям общества, системой
педагогических воздействий, которым
подвергается человек в процессе обучения,
воспитания, развития и психологической
подготовки, выполнения своих служебных
и общественных обязанностей. Под влиянием
этих условий человека создаются внутренние
предпосылки для самовоспитания, формируются
потребности, взгляды и убеждения, уточняются
или складываются жизненные идеалы и цели,
которыми человек руководствуется в целенаправленной
работе над собой.
Понятие « воспитание» содержит множество
важных признаков. И дать ему однозначное
и точное определение весьма не просто.
В общем философском смысле как приспособление
человека к условиям
жизни;
В социальном смысле - как передачу опыта жизни
и поведения от старших поколений к младшим;
В широком педагогическом смысле – как
процесс и результат всех влияний
на человека;
В узком педагогическом смысле - как специально
организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива,
воспитателей на воспитуемого с целью
формирования у него заданных качеств,
осуществляемое в учебно-воспитательных
учреждениях;
В практическом смысле - как процесс и результат
воспитательной деятельности (воспитателей,
наставников и др.), направленной на решение
конкретных воспитательных задач.
В целом, воспитание является целенаправленным
и организованным процессом формирования
личности. Воспитание - двигатель общественного
развития.
Сущность воспитания заключается в таком
взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять
на воспитуемого: "чем человек как человек
может и должен быть" (К.Д.Ушинский).
То есть воспитание является одним из
видов деятельности по преобразованию
человека или группы людей. Это практико-преобразующая
деятельность, направленная на изменение
психического состояния, мировоззрения
и сознания, знания и способа деятельности,
личности и ценностных ориентаций воспитуемого.
Прогрессивные педагоги понимали
воспитание как «общественный институт,
призванный с нежного возраста готовить
людей с помощью наставлений и примера,
убеждением и принуждением к практической
деятельности и к неуклонному применению
в жизни усвоенных правил».
Самовоспитание, в свою очередь,
являясь результатом воспитания, придает
ему действенность и в известной степени
завершенность. В результате воспитательные
влияния, оказываемые на людей, в значительной
мере способствуют развитию их внутренних
потребностей в духовном и физическом
совершенствовании, стремлении к профессиональному
самовоспитанию.
Самовоспитание - сознательная
деятельность, направленная на возможно
более полную реализацию человеком себя
как личности.
1.2 Психолого-педагогические
особенности младшего школьного возраста,
их учет в процессе воспитания и самовоспитания
Младший школьник, обретающий
в этом возрасте рефлексию и способность
планировать свою деятельность, воспитывается
уже не только через разговоры и примеры
со стороны взрослых, но и в рамках разных
видов собственной активности, которая
становится систематической, предметной
и целенаправленной. Основные виды деятельности,
оказывающие воспитательное влияние на
младших школьников, – учение, игра, общение
и труд [1, c. 118].
Учение является мощным средством
воспитания в силу того, что оно предполагает
общение и взаимодействие ребенка с учителем
и товарищами, личности которых оказывают
воздействие на личность ученика. Следовательно,
в учебной деятельности происходит не
только научение, но и воспитание. В процессе
учения приобретаются не только знания,
умения и навыки, но и происходят формирование
и закрепление определенных качеств личности,
склонностей, способностей, интересов,
потребностей, черт характера.
В начальный период учения основное
содержание воспитательной работы связано
с формированием у ребенка потребности
в знаниях, познавательных интересов,
желания познать истину, стремления к
непрерывному самообразованию и саморазвитию.
Фундамент этих качеств закладывается
еще до школы на основе естественной любознательности
детей, которую надо всячески поддерживать
и развивать. Необходимо обстоятельно,
доступно и честно отвечать на вопросы,
интересующие ребенка, и учить его самому
находить на них ответы. В течение младшего
школьного возраста учебная мотивация
образует единство двух базовых потребностей:
потребности в знаниях и потребности в
достижении успехов. Школьники начинают
осознавать жизненное значение этих потребностей
и динамику их функционирования. В частности,
они начинают различать способности и
прилагаемые усилия и понимать, что их
успехи больше зависят от старания.
Собственно успехи школьников
оценивает прежде всего учитель, и именно
его точка зрения является определяющим
фактором осознания детьми младшего школьного
возраста своих личностных качеств. Школьники
3-4-го классов способны различать, когда
оценки заслужены и когда они не соответствуют
реальным успехам. Установлено, например,
что чем легче задача, за успешное решение
которой ученик удостаивается похвалы
учителя, тем с большим основанием он считает,
что учитель низко оценивает его способности.
И наоборот, чем труднее задача, неудача
в решении которой вызовет порицание учителя,
тем скорее учащийся сделает вывод о высокой
оценке педагогом его способностей. Иными
словами, ученик понимает, что дефицит
способностей может быть компенсирован
стараниями и что при наличии высокоразвитых
способностей можно приложить не очень
много усилий. Следующим шагом в понимании
сущности усилий и способностей является
вывод ученика о том, что оценивать и хвалить
людей надо не столько за способности,
сколько за прилагаемые усилия. Осознание
этого факта становится сильным стимулом
для самосовершенствования и мощной мотивационной
основой самовоспитания.
Если неудача приписывается
тому факту, что учащийся не приложил необходимых
усилий к решению задачи, она вызывает
существенно меньшее огорчение, поскольку
не заставляет ребенка сомневаться в своих
способностях. Это характерно для тех
детей, у которых доминирует именно мотивация
достижения успехов. В частности, исследования
показали, что удовлетворенность успехами
у таких детей тем больше, чем больше усилий
они приложили для их достижения.
Правильное воспитание стремления
к достижению успеха зависит от стиля
общения детей с воспитывающими их взрослыми
(как родителями, так и учителями), от характера
их взаимоотношений, складывающихся в
ситуациях, где возможно достижение успеха
в какой-то деятельности. Было показано,
что мотивация избегания неудач чаще формируется
у детей, чьи родители отличаются следующими
особенностями: во-первых, их больше волнует,
соответствует ли их ребенок социальным
нормам, не хуже ли его успехи по сравнению
с успехами сверстников, нежели прогресс
ребенка относительно самого себя и соответствие
достигаемых им результатов прилагаемым
усилиям. Во-вторых, родители таких детей
меньше считаются с их желаниями, устанавливают
за ними жесткий контроль, реже побуждают
детей к самостоятельной работе, оказывают
им помощь не в форме советов, а путем вмешательства
в их деятельность и навязывания своего
мнения. В-третьих, эти родители часто
жалуются на отсутствие у детей способностей,
упрекают их за недостаточное старание,
а достигнутые успехи объясняют в основном
легкостью выполняемых заданий, очень
редко хвалят своих детей за достижения,
а их неудачами часто недовольны [20, c. 91].
Игра у младших школьников также
служит средством формирования и развития
многих полезных личностных качеств, которые
пока не могут складываться у них в более
«серьезных» видах деятельности. В этом
отношении игру младших школьников можно
считать подготовительным этапом развития
и переходным моментом к включению ребенка
в более эффективные с воспитательной
точки зрения виды деятельности – учение,
общение и труд. Игра для младших школьников,
как и для дошкольников, служит средством
удовлетворения разнообразных потребностей
ребенка и развития его мотивационной
сферы. В игре появляются и закрепляются
новые интересы, новые мотивы деятельности
ребенка.
Переход от игровой деятельности
к трудовой в этом возрасте трудно различим,
так как один вид деятельности может незаметно
перейти в другой, например игра-конструирование
– в создание реальных полезных предметов,
т. е. в труд. Если воспитатель замечает,
что в учении, общении или труде у ребенка
не проявляются требуемые полезные качества
личности, в первую очередь нужно позаботиться
об организации таких игр, где соответствующие
качества могли бы проявиться и развиться.
Так, лидерские и организаторские качества
ребенок начинает проявлять прежде всего
в коллективных сюжетно-ролевых играх,
добиваясь получения более значимых и
насыщенных действиями ролей. Если этого
не происходит, то начинать формирование
у него этих качеств в более зрелых видах
деятельности очень трудно. И напротив,
если ребенок обнаруживает в учении, общении
и труде важные качества личности, то их
обязательно нужно задействовать в играх,
создавая новые, более сложные игровые
ситуации, продвигающие его развитие вперед.