Воспитание и самовоспитание в процессе формирования личности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 23:53, курсовая работа
Описание работы
В современной педагогике самовоспитание рассматривается как одно из наиболее важных направлений личностного совершенствования человека с целью достижения им собственных ценностных (жизненных) ориентиров. Иными словами самовоспитание представляет собой одно из непременных условий всестороннего развития личности, как естественное проявление сущности человека, которому в силу его природы присуще стремление к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Реализуя возможности самовоспитания, человек приобретает большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию отрицательных факторов
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………..………..………..………..………..………..………..……….3 ГЛАВА 1.Две стороны единого процесса формирования личности. …….5 1.1 Сущность и содержание понятий воспитание и самовоспитание…………..5 1.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста, их учет в процессе воспитания и самовоспитания…………………..……………….7 Глава2.Выделение методов и приёмов воспитания и самовоспитания…..12 2.1Выделение методов воспитания и самовоспитания.………..………..………..………..………..………..…………..12 2.2 Пути воспитания и самовоспитания..…………………………………………………………………...17 Заключение………………………………………………………………………...20 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..………………..22
Прогрессивные педагоги понимали
воспитание как «общественный институт,
призванный с нежного возраста готовить
людей с помощью наставлений и примера,
убеждением и принуждением к практической
деятельности и к неуклонному применению
в жизни усвоенных правил».
История развития и становления
воспитательных традиций связана с определенными
воспитательными системами, сложившимися
в процессе развития общества.
Каждая воспитательная система
несет на себе отпечаток времени и социально-политического
строя, характера общественных отношений.
В целях и задачах, которые она выдвигает,
просматриваются идеалы человека данной
эпохи. В связи с этим следует ориентироваться
на понимание истоков дошедших до нас
традиций. По отношению к воспитательной
традиции не существует оценочного критерия
типа «плохая» или «хорошая». Примеры
конкретных систем воспитания показывают,
что все они развивались согласно логике
эволюции конкретно-исторических, культурных,
нравственных, идеологических и жизненных
ценностей.
Но главным для каждой из воспитательных
систем является ориентация на воспитание
человека, готового и способного жить
в современном для него обществе. Для этого
надо обладать способностью думать, заниматься
самовоспитанием, самообразованием, чтобы
жить, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам
и понимать окружающий мир. Сегодня уже
не обойтись без ориентации на мировые
стандарты образованности и воспитанности
молодежи, включая овладение основами
науки, культуры, права, здорового образа
жизни. Каждый должен понимать и принимать
на себя ответственность и обязательства
гражданина [4, с. 51].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Березовин, Н.А. Психология
и педагогика: Учебно-методическое
пособие для студентов средних и высших
учебных заведений: В 2-х ч. – Ч. 2: Педагогика
/ Н.А. Березовин, Н.А. Цирельчук, М.И. Чеховских
– Минск: МГВРК, 2002. – 336 с.
2. Бордовская, Н.В. Педагогика.
Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А.
Реан. – СПб: Питер, 2006. – 304 с.
3. Жук, О.Л. Педагогика: Учеб.-метод.
комплекс для студентов пед. специальностей
/ О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2003. – 383 с.
4. Концепция непрерывного
воспитания детей и учащейся молодежи
в Республике Беларусь: Утв. Постановлением
Министерства образования Республики
Беларусь 14.12.2006 № 125 // Зборнік нарматыўных
дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі
Беларусь. –2007. – 2. – С.9-40.
5. Маленкова, Л.И. Теория и
методика воспитания. Учеб. пособие
/ Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество
России, 2002. – 480 с.
6. Основы педагогики: Учеб.
пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л.
Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. ред. А.И.
Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.
7. Островский, Э.В. Психология
и педагогика: Учеб. пособие / Э.В.Островский,
Л.И.Чернышев; Под ред. Э.В.Островского.
– М.: Вузовский учебник, 2007. –384 с.
8. Педагогика: Учебное пособие
/ Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее
образование, 2006. –432 с.
9. Подласый, И.П. Педагогика:
Учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее
образование, 2006. – 540 с.
10. Психология и педагогика:
Учебное пособие / Под ред. В.И. Жукова,
Л.Г. Лаптева, А.И. Подольской, В.А. Сластенина.
– М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.
– 585 с.
11. Столяренко, А.М. Общая
педагогика: Учеб. пособие для студентов
вузов, обучающихся по пед. специальностям
/ А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. –
479 с.
13. Агафонова, А.С. Практикум
по общей педагогике: Учебное пособие.
– СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
14. Вигман, С.Л. Педагогика в
вопросах и ответах: Учеб. пособие / С.Л.
Вигман. – М.: ТК Ведби, Изд-во Проспект,
2006. – 208 с.
15. Воспитание нравственной
личности в школе: пособие для руководителей
учреждений образования, педагогов-организаторов,
классных руководителей/ под ред. профессора
К.В. Гавриловец. – Минск: ИВЦ Минфина,
2005. – 226 с.
16. Вульфов, Б.З. Основы педагогики
/ Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. – М. Изд-во УРАО,
2000. – 614с.
17. Ерофеева, М.А. Общие основы
педагогики. Конспект лекций / М.А. Ерофеева.
– М.: Высшее образование, 2006. – 188 с.
18. Мудрик, А.В. Психология
и воспитание / А.В. Мудрик. – М.: Московский
психолого-социальный институт, 2006. –
472 с.
19. Народная педагогика / авт.
Л.Н. Воронецкая, Ю.В. Мелешко. – Минск:
Красико-Принт, 2007. – 176 с.
20. Орехова, В.А. Педагогика в
вопросах и ответах: учеб. пособие / В.А.Орехова.
– М.: КНОРУС, 2006. – 200 с.
21. Педагогика: Большая современная
энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. –
Минск: «Соврем. слово», 2005. – 720 с.(4с.-51)
22. Рангелова, Э. Превентивная
педагогика / Э. Рангелова, А.П. Сманцер.
– Минск: БГУ, 2008. – 263 с.
23. Селиванов, В.С. Основы
общей педагогики: теория и методика воспитания:
учеб. пособие / В.С. Селиванов. – М.: Издательский
центр «Академия», 2000. – 336 c.