Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 19:20, курсовая работа
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую характеристику старших подростков с девиантным поведением;
проанализировать понятие «нравственные качества»;
выявить формы, методы, средства и направления воспитания старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях;
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях………………………………………………………………………....6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков с девиантным поведением…………………………………………………………....6
1.2. Анализ понятия «нравственные качества»………………………………..17
1.3. Формы, методы, средства и направления воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях………………………………………………………………………..23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением на примере ГКСУАУ Свердловской области «Специальной общеобразовательной школы закрытого типа № 124»…………………………………………………………………….….32
2.1. Анализ деятельности образовательного учреждения по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением…………………………………………………………………………32
2.2. Первичная диагностика уровня нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением…………………………………………...38
2.3. Комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением…………………………………………...45
Заключение………………………………………………………………………..50
Список использованной литературы…………………………
Проблема воспитания нравственных качеств личности исследуется в трудах многих ученых. В частности, О.В. Сухомлинского и А. Матвиенко. Нравственные качества определяют общественную направленность личности. Чтобы этим качествам придать действенность необходимо связывать их с волевыми качествами. В этом случае нравственные качества придают волевым качествам содержание и направленность, а волевые придают нравственным качествам действенности [38].
Часто развитие нравственных и волевых качеств происходит неравномерно. Наличие такой неравномерности объясняется объективными причинами. Ведь нормы поведения усваиваются быстрее, нежели приобретение опыта, которое следует этим нормам, правилам [1].
«Настоящим человеком становится только тот, - писал В.А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки... Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств у подростков».
В педагогической литературе нравственные качества определяют как моральные нормы и принципы, которые стали внутренними мотивами поведения и определяют ее привычные формы. Суть и содержание которой заключается в обеспечении выбора в ключевых жизненных позициях.
Нравственные качества занимают важное место среди духовных качеств личности. В зависимости от времени, уровня развития общества и его конкретно-исторических условий менялось и понимание «нравственных качеств» [6].
Исследователи морали отмечают, что нравственные качества - это такие свойства, признаки, черты, которые свидетельствуют о сознательном добросовестном отношении к общему благу, к высшему благу и об отношении личности, как к конечной цели общественного развития. Нравственные качества личности это устойчивые черты сознания и поведения. По существу их можно рассматривать как моральные черты характера, которые проявляются в ее отношении к другим людям, к обществу, к своей деятельности к собственности и в ее отношении к самой себе [6].
В толковом словаре В.И. Ушакова дается следующее определение: «Нравственные качества - совокупность норм, определяющих поведение человека».
Философский энциклопедический словарь, например, предполагает следующее определение: «Нравственные качества» - завершающий этап развития объективного духа от абстрактного права и морали [26].
Словарь по этике дает следующее толкование нравственных качеств - это «область практических поступков, обычаев, нравов... сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами...».
В современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой, нравственные качества рассматриваются как внутренние, духовные и душевные качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и к природе [27]. Понимание важности природы в жизни человека, ее влияния на будущее человечества доступно только умственно и морально подготовленному человеку.
В словаре Ожегова С.И. «Нравственные качества - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [25].
Нравственные качества (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывают нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственные качества - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, а она бесконечна... У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека...
Л.А. Григорович дал следующее определение: «нравственные качества - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [2].
В Словаре синонимов под редакцией А.П. Евгеньевой нравственные качества определяются как область сознания, ценностей, идеалов и связанных с ними практических поступков, при совершении которых человек к другому человеку относится, как к себе, а к себе - с точки зрения другого [33].
Анализируя наследие отечественных философов второй половины XIX - начала XX века, В.И. Додонов приходит к выводу, что в понятие «нравственные качества» философы-мыслители вкладывали глубокую человечность, видели самоотдачу, бескорыстие[8]. П.А. Флоренский писал: «Человек обогащает себя, когда отдает себя другому». В оценке нравственных качеств у философов есть общая черта и в тоже время некоторые специфические подходы. Они видели в нравственных качествах прежде всего религиозную основу.
Нравственные качества они рассматривали не как нечто застывшее, а как такое свойство человеческой души, которое все время находится в движении и развитии. Нельзя не отметить всю силу нравственных качеств русских философов, их глубокую человечность. В связи с этим обращают на себя внимание замечательные слова Н.А. Бердяева «Вопрос о хлебе для меня, для моих ближних, для всех людей, есть духовный, религиозный вопрос. Общество должно быть организовано так, чтобы хлеб был для всех и тогда именно духовный вопрос предстанет перед человеком во всей своей глубине. Недопустимо основывать борьбу за духовные интересы и духовное возрождение на том, что хлеб для значительной части человечества не будет обеспечен».
В словаре по философии, «нравственные качества - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».
В малом академическом словаре, нравственные качества рассматриваются как совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе [34].
В.И. Даль толковал понятие «нравственные качества» как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло [3].
Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности.
В большом энциклопедическом словаре, нравственные качества - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм [22].
В.В. Знаков отмечает, что нравственные качества - психологическая структура личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им)».
Н.П. Шитякова обращает внимание на то, нравственные качества – это сфера реального, и они отражают суть поступков человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства».
Ф.Т. Хаматнуров, А.И. Шемшурина под нравственными качествами понимают область субъективно-индивидуальной моральности, сфера моральной свободы личности.
Нравственные качества и духовность взаимосвязаны, может быть, поэтому так сложно развести эти понятия.
Т.И. Петракова считает, что между понятиями «духовность» и «нравственные качества» существует не только семантическая, но и онтологическая связь: «Нормы и принципы нравственных качеств получают идейное обоснование и выражение в идеалах добра и зла, являющимися категориями духовности [40].
Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственные качества - это сфера «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом». Классическая формула «дух творит себе формы», является выражением соотношения между духовным состоянием человека и его деятельностью.
Таким образом, видно, что подходы к определению понятия «нравственные качества» разнообразны и разноплановы. Основой воспитания нравственных качеств сегодня является общечеловеческие ценности, идеалы, законы нравственности. Они целенаправленны и способствуют приобретению определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта [15].
Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения (как профессионального, так и повседневного).
На наш взгляд, существует много понятий отражающие суть понятия «нравственные качества». По нашему мнению, нравственные качества – это внутренние личностные ценности, которые имеют внешнее выражение. На это определение мы будем опираться в нашем исследовании.
1.3. Формы, методы, средства и направления воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательном учреждении
Воспитание нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением требует самых осторожных и тактичных действий со стороны педагога. Именно от него зависит в большой степени нравственное здоровье воспитанника и общества в целом. В связи с этим внимание многих ученых и практиков сосредоточено на поиске и определении форм, методов, средств и направлений воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением и механизмов, лежащих в их основе [2].
Для начала рассмотрим формы воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением.
Организовывая процесс воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением, педагог может использовать самые разнообразные формы работы [14]:
Хороший педагогический эффект дает использование проблемных ситуаций, когда старшему подростку с девиантным поведением предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы.
Моделирование ситуаций - еще одна форма воспитания нравственных качеств. Старшие подростки с девиантным поведением включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.
Формы воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением бывают индивидуальными и групповыми. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки и в известной мере дополняют друг друга.
Воспитание нравственных качеств позволяет в большей мере учесть особенности внутреннего мира, условий жизни того или иного старшего подростка, использовать наиболее эффективные в данном случае методы влияния. Кроме того, в воспитании нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением происходит непосредственное взаимодействие двух личностей: воспитателя и воспитуемого. В результате возникает неповторимая, эмоционально-нравственная атмосфера, своеобразное магнитное поле между полюсами двух сердец [5].
В определенной мере недостатки воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением преодолеваются в групповом воспитании нравственных качеств, которое к тому же усиливает позитивное воздействие индивидуальной работы. Хорошо известно, что в коллективах нередко возникает та духовная атмосфера, которая активно содействует выработке моральных убеждений личности, приобщению ее к нравственной культуре.
В коллективах срабатывают механизмы коллективной психологии (подражание, внушение и т.д.), которые также оказывают воздействие на нравственный мир человека. И весьма важно не ограничиваться одним лишь нравственным просвещением, но формировать навыки нравственного поведения [13].
Знания старших подростков с девиантным поведением о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний [10].
Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства воспитательного процесса. В сложном процессе воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением возможны разные формы работы. Из приведенных классификаций форм воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением наиболее универсальной нам представляется вторая.
Методы нравственного воспитания, такие как, этическая беседа, рассказ - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов воспитания нравственных качеств осуществляется целенаправленное воздействие на старших подростков с девиантным поведением, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт [37].
Формы организации и методы воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением изменяются от индивидуальных особенностей старших подростков с девиантным поведением. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы.