Воспитание нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую характеристику старших подростков с девиантным поведением;
проанализировать понятие «нравственные качества»;
выявить формы, методы, средства и направления воспитания старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях………………………………………………………………………....6

1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков с девиантным поведением…………………………………………………………....6

1.2. Анализ понятия «нравственные качества»………………………………..17

1.3. Формы, методы, средства и направления воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях………………………………………………………………………..23

Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением на примере ГКСУАУ Свердловской области «Специальной общеобразовательной школы закрытого типа № 124»…………………………………………………………………….….32
2.1. Анализ деятельности образовательного учреждения по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением…………………………………………………………………………32
2.2. Первичная диагностика уровня нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением…………………………………………...38
2.3. Комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением…………………………………………...45

Заключение………………………………………………………………………..50

Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

Перед педагогическим коллективом ставятся следующие задачи:

  • воспитание гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение этих ценностей;
  • воспитание любви к школе, родному краю, Отчизне; почитание и уважение народных традиций и обычаев;
  • развитие творческих способностей, предоставление возможности реализации индивидуальных склонностей и интересов;
  • воспитание здорового образа жизни;
  • становление активной жизненной позиции, способности адаптироваться в окружающем мире [16].

    Один раз в месяц педагоги проводят этические беседы, программа бесед строится концентрически, т.е. в каждом классе обсуждаются одни и те же нравственные проблемы – о дружбе, счастье, свободе, добре, зле, милосердии и т.д., но конкретное содержание их изменяется с накоплением у детей знаний и опыта.  Для отслеживания результативности деятельности по данному направлению, проводится анкетирование учащихся.

В школе продолжается практика определения уровня воспитанности учащихся. Диагностика проводится в конце учебного года. Для  повышения  уровня  воспитанности нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением была активизирована  работа ученического самоуправления: классного и школьного, усилена индивидуальная работа с детьми  социального педагога и психолога.

Совместная творческая деятельность старших подростков с девиантным поведением и взрослых по различным направлениям (исследовательская, проектная деятельность, конкурсы творческих работ) в 2014-2015 учебном году привела к повышению результативности в различных областных и районных конкурсах, акциях.

Работа школы по вопросам воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением реализуется через воспитательную систему, систему диспутов, бесед, конференций, творческих отчетов и конкурсов, систему дополнительного образования: кружки, клубы и секции; экскурсии, поездки, посещение театров, музеев, проектную деятельность, коллективные творческие дела; работу библиотеки.

В рамках дополнительного образования с 8 по 9 класс ведется инновационный курс «Истоки». Целью курса является освоение системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика.

К одному из важных источников воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением следует отнести деятельность школьной Комнаты боевой и трудовой славы, с целью воспитательного интереса к истории родного края и школы.

В воспитании  нравственных качеств старших подростков с девиантным поведением немаловажную роль выполняет пространство, в котором он находится. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

В основу воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением школа закладывает следующие направления деятельности:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.

3.      Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

4.    Воспитание ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

5.   Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

6.       Воспитание ценностей;

7.      Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 

Для воспитания нравственных качеств у старших подростков благоприятные условия создаются на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у старших подростков складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят старшие подростки, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. При работе с пословицами, поговорками, объясняется нравственный смысл пословиц и поговорок, путём подбора интересных примеров.

Огромная роль в воспитании нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением принадлежит  изучению краеведения. Это самая доступная сфера творческой деятельности ученика и учителя. Краеведческая работа в школе ведется по следующим направлениям:

-         будущее России;

-         истории славные даты;

 -        горжусь своими земляками.

Другим важным источником  воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательном учреждении является разнообразная внеклассная работа, это внеурочная и внешкольная деятельность.

Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения старших подростков с девиантным поведением в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Известно, что такие нравственные качества личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса.

Важным условием воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением является общий нравственный "климат” в классе и школе, стиль отношений между учителем и старшими подростками, взаимоотношений между старшими подростками. Полноправным членом коллектива старший подросток ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности.

 При таком подходе развиваются  достоинства каждого, преодолевается неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Педагоги школы считают очень важным помочь старшим подросткам с девиантным поведением почувствовать коллектив, как целое, научить их дорожить его интересами.

Старшие подростки с девиантным поведением должны чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они небезразличны для других. Коллектив школы старается создать условия, способствующие хорошему самочувствию старшего подростка с девиантным поведением, удовлетворению его интересов и развитию способностей. А ещё педагоги школы учат старших подростов с девиантным поведением не только «брать» что-то для себя, но и уметь «давать» хорошее другим, учат быть ответственными за общее дело.

Очень важным моментом воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением является работа над правилами поведения старших подростков в школе.

Правила поведения входят в привычку старших подростков с девиантным поведением, постоянно требовать их соблюдения, педагоги учат старших подростков с девиантным поведением напоминать друг другу о правилах и добиваться их неукоснительного выполнения.

Предполагаемый результат по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением:

-   Усвоение старшим подростком с девиантным поведением добродетели, направленность и открытость его к добру.

- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.

-   Потребность к сопереживанию.

- Воспитание истинных ценностей: доброта, порядочность, честь, достоинство, ответственность, милосердие, честность.

-    Ответственность за свои дела и поступки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что школа активно занимается воспитанием нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением. Школа участвует в различных смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах, которые в свою очередь направлены на воспитание нравственных качеств. Педагоги воспитывают в старших подростках с девиантным поведением истинные ценности: воспитание любви к школе, родному краю, почитание и уважение народных традиций и обычаев, воспитание гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям.

 

2.2.  Первичная диагностика уровня нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением

 

Первичная диагностика уровня нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением проводилась на базе Государственного казённого специального учебно-воспитательного учреждения Свердловской области для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа № 124». В диагностики приняли участие 18 подростков в возрасте 14-16 лет.

Цель диагностики: изучение уровня нравственных качеств у старших подростков.

В соответствии с этим мы предположили, что у некоторых старших подростков с девиантным поведением отмечается невысокий уровень нравственных качеств, который при правильном подборе и проведении комплекса мероприятий по воспитанию нравственных качеств будет повышаться.

В связи с этим возникла необходимость проведения исследования по изучению уровня нравственных качеств у  старших подростков с девиантным поведением.

Задачи диагностической работы:

  • подобрать диагностические методики;
  • провести диагностику;
  • обработать полученные результаты и сделать выводы;
  • разработать комплекс мероприятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением.

Исходя из цели и поставленных задач, а также данных, полученных в результате теоретического анализа научной психолого-педагогической литературы мы посчитали правильным в своей работе провести исследование нравственной сферы на основе комплексной методики «Изучение осознания нравственных норм у детей».

Первым этапом нашего исследования стало проведение комплексной методики, описанной ранее. При оценке ответов старших подростков с девиантным поведением мы использовали следующие параметры и соответствующую шкалу: при выполнении задания 1 на материале стихотворений: 1 балл - способ поведения соответствует социально одобряемому образцу; 0 баллов - способ поведения не соответствует социально одобряемому образцу.

Также мы сочли необходимым учесть характер ответов старшего подростка с девиантным поведением: их полноту, развернутость, логичность последовательность (+1 балл - объяснительная речь полная, развернутая и последовательная; +0,5 балла – ответы недостаточно полные или не совсем последовательные; 0 баллов – ребенок затрудняется в объяснении ситуаций и поступков).

При выполнении задания 2: если подросток руководствуется:

А)     мотивами избегания неудач, мотивом выполнения норм под контролем взрослых, мотивом удовлетворения личных желаний и потребностей, то ответ оценивается в 0 баллов;

Б)      мотивами помощи, сопереживания другим; внутренней необходимости соблюдения моральных норм – ответ оценивается в 1 балл;

В)      желанием найти компромиссное решение ситуации – 0, 5 балла.

Второй этап состоял в использование в речи норм поведения, называние нравственных качеств (1/0 баллов).

Таблица 1

Оценка результатов комплексной методики «Изучение осознания нравственных норм у детей 14-16 лет»

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Общий итог

баллы

оценка

Баллы

оценка

баллы

оценка

баллы

оценка

0-0,5

Низк.

0

Низк.

0

Низк.

0-1,0

Низк.

1-1,5

Сред.

1-2

Сред.

-

-

1,5-4,0

Сред.

2

Выс.

3

Выс.

1

Выс.

4,5-6

Выс.


 

В результате обследования по подобранной методике нами были получены данные, занесенные в таблицу №2.

Таблица 2

Результаты первичной диагностики осознания нравственных норм исследовательской группы

Имя

Соответствие

Полнота

А

Б

В

Название

Итог

1.

Александр А.

0

0

0

0

0

0

0

2.

Юрий П.

0

0

0,5

0

0

0

0,5

3.

Олег О.

0

0

1

0

0

0

1

4.

Сергей Д.

1

0,5

0

0

0

0

0,5

5.

Ян Л.

1

0,5

0

0

0

0

0,5

6.

Анатолий Р.

0,5

0

1

0

0

0

1,5

7.

Ильмир К.

0

0

1

0

0

0

1

8.

Александр Д.

0

0

0

0,5

0

0

0,5

9.

Николай С.

0,5

0

0

0

0

0

0,5

10.

Илья К.

0

0

0,5

0

0

0

0,5

11.

Иван Б.

0

0

0,5

0

0

0

0,5

12.

Даниил А.

1

1

0,5

0

0,5

1

1

13.

Сергей В.

0

0,5

0

0,5

0

0

0,5

14.

Виктор Т.

1

0,5

0

0,5

0

0

0,5

15.

Руслан В.

0,5

0

0

0

0

0

0

16.

Динар А.

0,5

0,5

0,5

0

0,5

0

0,5

17.

Василий В.

0

0,5

0

0,5

0

 

0,5

18.

Антон Б.

1

0,5

0

0

0

0

0,5

Информация о работе Воспитание нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях