Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 19:20, курсовая работа
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую характеристику старших подростков с девиантным поведением;
проанализировать понятие «нравственные качества»;
выявить формы, методы, средства и направления воспитания старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях;
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях………………………………………………………………………....6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков с девиантным поведением…………………………………………………………....6
1.2. Анализ понятия «нравственные качества»………………………………..17
1.3. Формы, методы, средства и направления воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях………………………………………………………………………..23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением на примере ГКСУАУ Свердловской области «Специальной общеобразовательной школы закрытого типа № 124»…………………………………………………………………….….32
2.1. Анализ деятельности образовательного учреждения по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением…………………………………………………………………………32
2.2. Первичная диагностика уровня нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением…………………………………………...38
2.3. Комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением…………………………………………...45
Заключение………………………………………………………………………..50
Список использованной литературы…………………………
Перед педагогическим коллективом ставятся следующие задачи:
Один раз в месяц педагоги проводят этические беседы, программа бесед строится концентрически, т.е. в каждом классе обсуждаются одни и те же нравственные проблемы – о дружбе, счастье, свободе, добре, зле, милосердии и т.д., но конкретное содержание их изменяется с накоплением у детей знаний и опыта. Для отслеживания результативности деятельности по данному направлению, проводится анкетирование учащихся.
В школе продолжается практика определения уровня воспитанности учащихся. Диагностика проводится в конце учебного года. Для повышения уровня воспитанности нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением была активизирована работа ученического самоуправления: классного и школьного, усилена индивидуальная работа с детьми социального педагога и психолога.
Совместная творческая деятельность старших подростков с девиантным поведением и взрослых по различным направлениям (исследовательская, проектная деятельность, конкурсы творческих работ) в 2014-2015 учебном году привела к повышению результативности в различных областных и районных конкурсах, акциях.
Работа школы по вопросам воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением реализуется через воспитательную систему, систему диспутов, бесед, конференций, творческих отчетов и конкурсов, систему дополнительного образования: кружки, клубы и секции; экскурсии, поездки, посещение театров, музеев, проектную деятельность, коллективные творческие дела; работу библиотеки.
В рамках дополнительного образования с 8 по 9 класс ведется инновационный курс «Истоки». Целью курса является освоение системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика.
К одному из важных источников воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением следует отнести деятельность школьной Комнаты боевой и трудовой славы, с целью воспитательного интереса к истории родного края и школы.
В воспитании нравственных качеств старших подростков с девиантным поведением немаловажную роль выполняет пространство, в котором он находится. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.
В основу воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением школа закладывает следующие направления деятельности:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.
3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
4. Воспитание ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
6. Воспитание ценностей;
7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Для воспитания нравственных качеств у старших подростков благоприятные условия создаются на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у старших подростков складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят старшие подростки, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. При работе с пословицами, поговорками, объясняется нравственный смысл пословиц и поговорок, путём подбора интересных примеров.
Огромная роль в воспитании нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением принадлежит изучению краеведения. Это самая доступная сфера творческой деятельности ученика и учителя. Краеведческая работа в школе ведется по следующим направлениям:
- будущее России;
- истории славные даты;
- горжусь своими земляками.
Другим важным источником воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательном учреждении является разнообразная внеклассная работа, это внеурочная и внешкольная деятельность.
Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения старших подростков с девиантным поведением в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Известно, что такие нравственные качества личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса.
Важным условием воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением является общий нравственный "климат” в классе и школе, стиль отношений между учителем и старшими подростками, взаимоотношений между старшими подростками. Полноправным членом коллектива старший подросток ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности.
При таком подходе
Старшие подростки с девиантным поведением должны чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они небезразличны для других. Коллектив школы старается создать условия, способствующие хорошему самочувствию старшего подростка с девиантным поведением, удовлетворению его интересов и развитию способностей. А ещё педагоги школы учат старших подростов с девиантным поведением не только «брать» что-то для себя, но и уметь «давать» хорошее другим, учат быть ответственными за общее дело.
Очень важным моментом воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением является работа над правилами поведения старших подростков в школе.
Правила поведения входят в привычку старших подростков с девиантным поведением, постоянно требовать их соблюдения, педагоги учат старших подростков с девиантным поведением напоминать друг другу о правилах и добиваться их неукоснительного выполнения.
Предполагаемый результат по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением:
- Усвоение старшим подростком с девиантным поведением добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
- Потребность к сопереживанию.
- Воспитание истинных ценностей: доброта, порядочность, честь, достоинство, ответственность, милосердие, честность.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что школа активно занимается воспитанием нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением. Школа участвует в различных смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах, которые в свою очередь направлены на воспитание нравственных качеств. Педагоги воспитывают в старших подростках с девиантным поведением истинные ценности: воспитание любви к школе, родному краю, почитание и уважение народных традиций и обычаев, воспитание гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям.
2.2. Первичная диагностика уровня нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением
Первичная диагностика уровня нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением проводилась на базе Государственного казённого специального учебно-воспитательного учреждения Свердловской области для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа № 124». В диагностики приняли участие 18 подростков в возрасте 14-16 лет.
Цель диагностики: изучение уровня нравственных качеств у старших подростков.
В соответствии с этим мы предположили, что у некоторых старших подростков с девиантным поведением отмечается невысокий уровень нравственных качеств, который при правильном подборе и проведении комплекса мероприятий по воспитанию нравственных качеств будет повышаться.
В связи с этим возникла необходимость проведения исследования по изучению уровня нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением.
Задачи диагностической работы:
Исходя из цели и поставленных задач, а также данных, полученных в результате теоретического анализа научной психолого-педагогической литературы мы посчитали правильным в своей работе провести исследование нравственной сферы на основе комплексной методики «Изучение осознания нравственных норм у детей».
Первым этапом нашего исследования стало проведение комплексной методики, описанной ранее. При оценке ответов старших подростков с девиантным поведением мы использовали следующие параметры и соответствующую шкалу: при выполнении задания 1 на материале стихотворений: 1 балл - способ поведения соответствует социально одобряемому образцу; 0 баллов - способ поведения не соответствует социально одобряемому образцу.
Также мы сочли необходимым учесть характер ответов старшего подростка с девиантным поведением: их полноту, развернутость, логичность последовательность (+1 балл - объяснительная речь полная, развернутая и последовательная; +0,5 балла – ответы недостаточно полные или не совсем последовательные; 0 баллов – ребенок затрудняется в объяснении ситуаций и поступков).
При выполнении задания 2: если подросток руководствуется:
А) мотивами избегания неудач, мотивом выполнения норм под контролем взрослых, мотивом удовлетворения личных желаний и потребностей, то ответ оценивается в 0 баллов;
Б) мотивами помощи, сопереживания другим; внутренней необходимости соблюдения моральных норм – ответ оценивается в 1 балл;
В) желанием найти компромиссное решение ситуации – 0, 5 балла.
Второй этап состоял в использование в речи норм поведения, называние нравственных качеств (1/0 баллов).
Таблица 1
Оценка результатов комплексной методики «Изучение осознания нравственных норм у детей 14-16 лет»
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Общий итог | ||||
баллы |
оценка |
Баллы |
оценка |
баллы |
оценка |
баллы |
оценка |
0-0,5 |
Низк. |
0 |
Низк. |
0 |
Низк. |
0-1,0 |
Низк. |
1-1,5 |
Сред. |
1-2 |
Сред. |
- |
- |
1,5-4,0 |
Сред. |
2 |
Выс. |
3 |
Выс. |
1 |
Выс. |
4,5-6 |
Выс. |
В результате обследования по подобранной методике нами были получены данные, занесенные в таблицу №2.
Таблица 2
Результаты первичной диагностики осознания нравственных норм исследовательской группы
№ |
Имя |
Соответствие |
Полнота |
А |
Б |
В |
Название |
Итог |
1. |
Александр А. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Юрий П. |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
3. |
Олег О. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
4. |
Сергей Д. |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
5. |
Ян Л. |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
6. |
Анатолий Р. |
0,5 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1,5 |
7. |
Ильмир К. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
8. |
Александр Д. |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
9. |
Николай С. |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
10. |
Илья К. |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
11. |
Иван Б. |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
12. |
Даниил А. |
1 |
1 |
0,5 |
0 |
0,5 |
1 |
1 |
13. |
Сергей В. |
0 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
14. |
Виктор Т. |
1 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
15. |
Руслан В. |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
16. |
Динар А. |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0 |
0,5 |
17. |
Василий В. |
0 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0 |
0,5 | |
18. |
Антон Б. |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,5 |