Воспитание нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую характеристику старших подростков с девиантным поведением;
проанализировать понятие «нравственные качества»;
выявить формы, методы, средства и направления воспитания старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях………………………………………………………………………....6

1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков с девиантным поведением…………………………………………………………....6

1.2. Анализ понятия «нравственные качества»………………………………..17

1.3. Формы, методы, средства и направления воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях………………………………………………………………………..23

Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением на примере ГКСУАУ Свердловской области «Специальной общеобразовательной школы закрытого типа № 124»…………………………………………………………………….….32
2.1. Анализ деятельности образовательного учреждения по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением…………………………………………………………………………32
2.2. Первичная диагностика уровня нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением…………………………………………...38
2.3. Комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением…………………………………………...45

Заключение………………………………………………………………………..50

Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

 

Исходя из результатов повторного обследования в исследовательской группе заметна значительная динамика в воспитании нравственных качеств. Мы заметили, что старшие подростки с девиантным поведением стали значительно активнее, было видно, что предложенные вопросы и задания уже знакомы старшим подросткам и отвечать на них им было значительно легче, чем при первичном обследовании.

Рекомендации учащемуся, классному руководителю, педагогам по воспитанию нравственных качеств заключаются: во-первых, в создании эмоционально-привлекательной среды, которая стимулирует процесс нравственного самосовершенствования старшего подростка с девиантным поведением; во-вторых, в развитии нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками.

Таким образом, нами было проведено повторное обследование уровня нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением. Были получены результаты, свидетельствующие о том, что после проведения комплекса занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением была выявлена в исследовательской группе значительная динамика. В связи с этим, мы можем сделать вывод о правильном подборе комплекса занятий по воспитанию нравственных  качеств у старших подростков с девиантным поведением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Важнейшей особенностью старших подростков с девиантным поведением является то, что им свойственно выраженное упрямство. Чрезмерная самоуверенность и категоричность  старших подростков с девиантным поведением сочетаются с неуверенностью в своих силах.

Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом. Развитие личности старшего подростка с девиантным поведением осуществляется под влиянием общества и культуры, и напрямую связано с экономическим положением.

Рассматривая нравственные качества мы определили, что нравственные качества - система внутренних правил человека, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям. Сила нравственных качеств огромна, т.к. основана на силе общественного мнения. Ведь никому небезразлично мнение других людей о себе, радостное и приятное одобрение, тяжелое осуждение, невыносимая ненависть.

В ходе исследования, нам удалось выделить несколько форм, методов, средств и направлений воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением. Все это требует самых осторожных и тактичных действий со стороны педагога. Именно от него зависит в большой степени нравственное здоровье старшего подростка с девиантным поведением и общества в целом.

Опытно - поисковая работа проводилась на базе Государственного казённого специального учебно-воспитательного учреждения Свердловской области для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа № 124». В школе созданы благоприятные условия для воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением.

Проведение первичной диагностики по уровню нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением показало невысокие результаты. У некоторых старших подростков с девиантным поведением были выявлены проблемы, которые в свою очередь, привели к необходимости создания комплекса занятий по воспитанию нравственных качеств.

Разработка и проведение комплекса занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным показало положительные результаты.

Нужно стремиться в каждом старшем подростке с девиантным поведением развивать добро, которое в нем уже есть, чтобы сформировать нравственно здоровую, духовно богатую личность, в деятельности которой будут преобладать мотивы самосовершенствования; личность, сохраняющую интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимающуюся самообразованием; личность свободную, осознающую свои права и обязанности и признающую права других людей с их убеждениями; личность, в основе поступков которой превалируют гуманистические ценности.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения. − Омск.: ОмГПУ, 1998. 234 с.
  2. Архарова Л.И. Сценарий мероприятий на тему нравственности //Народное образование. 2005. № 3. С. 58-70.
  3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании //Педагогика. 2005. № 2. С. 67-70.
  4. Баранец Н.А. Формирование ценностных ориентаций старших подростков с девиантным поведением //Народное образование. 2008.           № 7. С. 75-80.
  5. Батурина Г.И. Нравственное воспитание старших подростков с девиантным поведением. − М.: Питер, 2002. 115 с.
  6. Бразговка Л.П. Значение нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением // Нравственное воспитание. 2007. № 3. С. 35-47.
  7. Воронкова Т.А. Программа нравственного развития старших подростков с девиантным поведением //Научно − методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2009.                     № 2. С. 91-100.
  8. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России. – М.: МПСИ, 2008. 486 с.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика,           1991. 320 с.
  10. Гликман И.З. Практический аспект нравственного воспитания //Народное образование. 2010.№ 5. С.259-265.
  11. Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М.: Питер, 2001. 340 с.
  12. Ерина Э.Г. Система часов общения и нравственно − этических бесед для старших подростков //Спутник классного руководителя. 2011.                № 2. С. 46-52.
  13. Жукова Г.Н. Нравственные беседы с детьми. –  М.: Гном и Д.         2006. 234 с.
  14. Зеленский К. Нравственное воспитание в школе //Народное образование. 2008. № 1. С. 213-219.
  15. Иванова А.П. Формирование нравственных ценностей старших подростков //Начальная школа. 2008. № 7. С. 26-30.
  16. Кадырова Е.П. Программа формирования нравственности //Старшая школа.2010. № 9. С. 26-30.
  17. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание. − М.: Диля,      2004. 187 с.
  18. Леонова Н.А. Старший школьник: Формирование нравственных качеств подростков //Народное образование. 2010. № 5. С. 22-30.
  19. Лисица В.А. Развитие нравственных качеств //Дополнительное образование. 2011. № 11. С. 20-27.
  20. Литвина Л.С. Нравственное развитие старших подростков. − М.: Гардарики, 2005. 210 с.
  21. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы. − М.: Питер, 2007, 212 с.
  22. Межериков И.А. Словарь-справочник по педагогике. − М.: Сфера, 2004. 440 с.
  23. Миловзоров А.М. Воспитание нравственных качеств. − М.: Гардарики, 2010. 202.
  24. Муртазина В.М. Адаптированная программа нравственного воспитания старших школьников с девиантным поведением. − М.: Оникс, 2008. 114 с.
  25. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс,           2011. 736 с.
  26. Петрова В.И. Азбука нравственного взросления. – М.: Питер,          2007. 305 с.
  27.     Рапацевич Е. С. Современный словарь по педагогике. − М.: Минск.: Современное слово, 2001. 600 с.
  28.      Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель. 2001. № 6. С.16-17.
  29.     Селиванова О. Формирование ценностных ориентаций старших подростков //Воспитание школьников. № 10. С. 21.25.
  30.      Семенов Г.О. О проблемах формирования у старших подростков миропонимания и нравственной жизненной позиции //Воспитание школьников. 2010.№ 2. С. 83-89.
  31.       Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций старших подростков. − М.: Питер, 2007. 85с.
  32.       Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое. – М.: УРАО, 2002. 287 с.
  33.       Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное // Сельская школа. 2002. № 1.С. 57-72.
  34.      Тонков Е.В. Педагогика образования. − М.: БелГУ, 2008. 268 с.
  35.      Трубина Л.А. Комлексно − целевая программа нравственного воспитания старших подростков с девиантным поведением. 2007.                № 1. С. 66-70.
  36.        Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2000. 245 с.
  37. Шитякова Н.П. Анализ программ нравственного развития старших подростков с девиантным поведением // Народное образование. 2006.           № 12. С. 16-30.
  38. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – М.: Питер,      2005. 467 с.
  39. Царябина И.В. Нравственное развитие старших подростков с девиантным поведением //Народное образование. 2009.             № 5. С. 49-60.
  40. Янушкявичус Р. Основы нравственности. − М.: Православная педагогика, 2004. 257 с.

 

Приложения

Методика «Изучение осознания детьми нравственных норм»

Подготовка исследования.

  • Стихотворение Е. Благининой «Подарок»;
  • Придумать 3-5 незаконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных норм с учетом возраста ребенка;
  • Подготовить 10-12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей;

Проведение исследования. Проводятся все серии индивидуально с интервалом в 2-3 дня или по выбору; участвуют одни и те же старшие подростки. Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Задание №1 – ребенку читают стихотворение Е. Благининой «Подарок», а потом задают вопросы: Какая игрушка была любимой у девочки? Жалко или нет ей было отдавать лягушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?

Задание №2. Старшему подростку говорят: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».

Примеры ситуаций

  1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как Играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?
  2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала; «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила ... Что ответила Катя? Почему?
  3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответил... Что ответил Саша? Почему?

   Задание №3. Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение уровня воспитанности учащихся

(из методики диагностических  программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой )

Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________

Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0


Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

4

3

2

1

0


Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

4

3

2

1

0


Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0


Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0


Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0


Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0

Информация о работе Воспитание нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях