Воспитание правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: составить упражнения по формированию правильного звукопроизношения у детей 2 младшей группы.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2.Определить особенности звукопроизношения у детей 2 младшей группы 3.Апробировать отдельные элементы системы по формированию правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста вне речевых занятий

Содержание работы

Введение 3
1. Значение звуковой культуры речи для общения ребенка с окружающими 6
2. Особенности усвоения детьми дошкольного возраста правильного звукопроизношения 10
3. Методика работы и пути по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста на речевых занятиях 13
4. Система упражнений по формированию правильного звукопроизношения у детей 2 младшей группы вне речевых занятиях 17
5. Апробирование отдельных элементов системы упражнений по формированию правильного звукопроизношения у детей 2 младшей группы вне речевых занятиях 21
Заключение 25
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

Курсовая.Воспитание правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

                                            Содержание

 Введение                                                                                                              3

1. Значение звуковой культуры речи для общения ребенка с окружающими  6

2. Особенности усвоения детьми дошкольного возраста правильного звукопроизношения                                                                                           10

3. Методика работы и пути по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста на речевых занятиях      13                                     

4. Система упражнений по формированию правильного звукопроизношения у детей 2 младшей группы вне речевых занятиях                                              17

5. Апробирование отдельных элементов системы упражнений по  формированию правильного звукопроизношения у детей 2 младшей группы вне речевых занятиях                                                                                            21

Заключение                                                                                                            25

Список используемой литературы                                                                       28

 

                                            Введение

 

           Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем – школы.

Развитие правильного  произношения одна из основных задач дошкольного учреждения. В младшем дошкольном возрасте внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших односложных слов.

Вопросами развития правильного  звукопроизношения в дошкольном возрасте занимались многие отечественные  ученые, среди них можно отметить А.Н. Гвоздева, И.Е. Тихееву, А.В. Миртова, А.М. Бородич, М.Ф. Фомичеву и т.д.

Развитие звукопроизношения – это,  в первую очередь,  воспитание внимания к звуковой стороне речи. Формируя произношение звуков, педагог учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять ошибки. Все эти задачи решаются в первую очередь путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков.

Развитие речи у детей  младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед), неправильное ударение и пр.  
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.

 Данная тема актуальна, так как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведение. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

Стремление способствовать воспитанию правильного звукопроизношения  у детей младшего дошкольного  возраста повлияла на выбор темы.

Объект исследования – речевое развитие у детей  младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – воспитание правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: составить  упражнения по формированию правильного  звукопроизношения у детей 2 младшей  группы

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования

2.Определить особенности  звукопроизношения у детей 2 младшей  группы 3.Апробировать отдельные  элементы системы по формированию правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста вне речевых занятий

         Методы исследования:

Изучение психолого-педагогической литературы, беседа с воспитателем (протокол беседы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Значение звуковой культуры речи для общения ребенка с окружающими

 

 

Дошкольное детство  — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие.

 Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипяще, свистящие и сонорные звуки. Развиваются слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически ее части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Речь маленького ребенка  формируется в общении с окружающими  его взрослыми. Любое нарушение  речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Дети  младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) овладевают речью в значительной степени, но по чистоте звучания она  еще очень далека от совершенства [1]. Наиболее характерным недостатком для них является смягчение речи. Дети чаще всего говорят «лезецька» вместо «ложечка», «сюмоцька» вместо «сумочка». Часто даже 3-летние дети не могут произнести шипящие звуки: «ш», «ж», «ч», «щ». Они заменяют их свистящими, и тогда можно услышать «сюба» вместо «шуба», «сяпка» вместо «шапка». Не произносят дети такого возраста звуки «р» и «л» и заменяют их другими.

___________________________________________________

[1] Абрамович О.Д. Справочник логопеда    http://lib.rus.ec/b/138173/read#t28

 

Например, вместо слова  «рука» говорят «лука» или «юка», вместо «лампа» – «ямпа». Двуязычные звуки дети очень часто заменяют переднеязычными: [к] – [т]; [г] – [д], а звонкие звуки оглушают. И тогда можно услышать не «корова», а «торова», вместо слова «гулять» – «дулять», вместо слова «жук» – «шук».

Произнесение  слов в  этом возрасте далеко от совершенства и имеет свои особенности. Один и  тот же звук ребенок в одном сочетании произносит, а в другом либо искажает, либо совсем пропускает. Звук «р», например, в сочетании с гласными звуками в словах «роза» и «рука» легко произносит, а вот в сочетании с согласными не выговаривает. Так, слово «трамвай» у него звучит как «тамвай», а слово «крыша» как «клыша». Если говорить о русском языке, то детям очень трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. И тогда один их этих звуков либо искажается, либо пропускается, несмотря на то, что по отдельности звуки эти ребенок произносит правильно. Ребенок может более трудный для него звук заменить другим, более легким для него в данной ситуации. Например, может сказать «мумага», «форааппарат». Но бывает, что замена происходит потому, что звук этот ребенок просто быстрее уловил и запомнил. Дети часто делают перестановку звуков и слогов в некоторых словах, таких, например, как «клюква» и «апельсин», которые произносят соответственно как «клювка» и «аплесин».

Для того чтобы «усвоить звуковую сторону языка», необходимо научиться произносить и воспринимать фонематические единицы языка, к которым относят слова, звуки. И первым звеном в этой цепи, т. е. необходимым  предварительным условием, является восприятие. Без него невозможно последующее воспроизведение речи. Дистанция между возникновением способности ребенка к восприятию той или иной звуковой единицы и способностью самостоятельно ее производить может составлять долгие месяцы, а иногда и годы речевого развития. Если же говорить об усвоении фонетической системы, то оно может длиться от 1,5 до 4 5 лет. Причем девочки опережают мальчиков.

Для того чтобы формировать  правильное произношение, ребенку крайне важно  научиться управлять своими органами речи и воспринимать речь, когда к нему обращаются. Он должен научиться осуществлять контроль за речью своей и окружающих. Результат такой работы – четкое звукопроизношение всех звуков речи. Обычно оно развивается у ребенка к 4–5 годам. Но иногда этот процесс задерживается. Например, ребенку уже 5 лет, а он так и не научился произносить отдельные звуки ([л], [р]), группу звуков ([с], [з], [ц]) или несколько групп звуков, в которых шипящие заменяются свистящими. У ребенка в таком случае получается «коска» вместо «кошка», «сяска» вместо «чашка», не «жук», а «зук», «сет-ка» вместо «щетка». В словах, в которых есть звук «л», он произносится как [в]: слово «ложка» звучит как «вожка», а звук [р] произносится картаво: вместо слова «рук» получается «гхука». Гласные звуки произносятся нечетко, звучание их как бы затушевывается. А ведь от правильного произношения гласных звуков многое зависит, так как они являются основой для развития звукового навыка, а также звукослогового и звукобуквенного анализа. Все перечисленное лежит в основе подготовки ребенка к обучению грамоте.

Систематические упражнения с гласными звуками можно назвать  речевой гимнастикой. Она способствует выработке координированных движений органов речи, к которым относятся  развитие речевого дыхания, голоса и  дикции. Необходимо знать, что дефекты звукопроизношения сами собой не исчезнут, хотя, надо заметить, при благоприятных условиях обучения у детей наблюдается самокоррекция. Вообще не нужно забывать, что внятность и чистота произношения зависят от многих факторов. Большое значение придается анатомическому строению артикулярного аппарата, от которого зависит действие языка, губ и челюстей. От него также зависит умение человека ощущать и чувствовать движения органов артикуляции. Функциональная зрелость речевых зон коры головного мозга является не менее важным фактором, если не самым важным. Если имеют место нарушения в анатомическом строении, выражающиеся в укороченной или короткой подъязычной уздечке, то их можно исправить вмешательством хирурга-стоматолога.

После таких манипуляций ребенок уже сам с помощью специальных артикулярных упражнений может «растянуть» ее. Если у ребенка дефект развития челюстей, то образуется неправильный прикус и в таких случаях необходимо уже вмешательство врача-ортодонта. Дифференцированные движения языка, губ и челюстей страдают при нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата, из-за чего звуки речи, особенно в потоке ее, звучат смазано.

При этом динамика движения нарушается, а  сами движения – вялые  и замедленные. Скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое также нарушается, а ведь от нее зависит четкость произношения звуков. Из-за этого могут страдать отдельные звуки ([р] и [л]), группа звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]). Страдать могут также и несколько групп звуков: шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]), свистящие [с], [з], [ц]) и др. Нарушения такого типа проявляются чаще всего у детей, имеющих органические поражения центральной нервной системы. У детей, которые часто болеют, наблюдается функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга, и, как следствие, у них задерживается усвоение системы звукопроизношения. К чему это приводит? К тому, что часто болеющие дети долгое время не умеют различать звуки речи, а также управлять своими органами артикуляции. Они обычно смешивают или заменяют, а иногда вообще искажают звуки, причем по своему звучанию неправильный звук близок к правильному. При смешивании звуков ребенок в предложении «На березе распустились почки» может сказать «На березе распустились бочки».

При нарушениях движений речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев, в результате чего происходит более позднее становление звуков речи. Чтобы исправить быстрее дефектное звукопроизношение, необходимо проводить целенаправленную работу по развитию мелкой моторики пальцев рук. Отрицательное влияние на процесс формирования произношения оказывает также мышечная напряженность в органах артикуляции, которая может возникать во время разговора у детей. Помочь своему ребенку родители могут сами, при желании и терпении. Но лучше, конечно, стараться предупреждать нарушения речи.

 

 

2. Особенности усвоения детьми дошкольного возраста правильного звукопроизношения

 

 

Развитие речи ребёнка  начинается с трёх месяцев, с периода  гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Сначала ребёнок начинает различать интонацию, а затем слова, обозначающие предметы и действия. При этом звуки усваиваются не изолированно, сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов. На ранних этапах речевого развития слова произносятся ребёнком очень искажённо. Правильным произношением ребёнок овладевает очень постепенно.

Информация о работе Воспитание правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста