Воспитание правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: составить упражнения по формированию правильного звукопроизношения у детей 2 младшей группы.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2.Определить особенности звукопроизношения у детей 2 младшей группы 3.Апробировать отдельные элементы системы по формированию правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста вне речевых занятий

Содержание работы

Введение 3
1. Значение звуковой культуры речи для общения ребенка с окружающими 6
2. Особенности усвоения детьми дошкольного возраста правильного звукопроизношения 10
3. Методика работы и пути по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста на речевых занятиях 13
4. Система упражнений по формированию правильного звукопроизношения у детей 2 младшей группы вне речевых занятиях 17
5. Апробирование отдельных элементов системы упражнений по формированию правильного звукопроизношения у детей 2 младшей группы вне речевых занятиях 21
Заключение 25
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

Курсовая.Воспитание правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-му!

Молока кому?

(А. Барто)

Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.

 

Упражнение №2 «Гав-гав»

Цель: закреплять произношение звуков по подражанию.

Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.

«Гав! Гав!» - на заре,

«Гав! Гав!» - на дворе.

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился: «Ты чего

Спать мешаешь? Иго-иго!»

И сказал теленок: «Му!»

Спать мешает он ему.

И сказал цыпленок: «Пи!

Ты, щенок, еще поспи!»

А козленок: «Ме!» - да - «Ме!»,

«Подремать не дали мне».

А щенок все «Гав!»  да «Гав!»,

У него веселый нрав!

И веселый этот нрав

Называется «Гав - гав!» (по Т. Волгиной)

Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.

 

Упражнение№3 «Водичка»

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука [с]. 
Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей. 
Ход игры:

Взрослый открывает  кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая  из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся  детей и читает потешку:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок! 
Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т.е. произносит звук [с] протяжно.

 

Упражнение№4 «Часы тикают»

Цель: развивать звукопроизношение, голосовой аппарат. Закреплять правильное произношение звуков [к], [т], [ть]. Вырабатывать умеренный темп речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Оборудование: Большие  и маленькие часы.

Ход: Воспитатель показывает ребенку часы и говорит: «Это - часы. Когда они идут, то тикают «тик-так, тик-так». Как тикают часы? (дети отвечают). Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносит громко) «тик-так», а маленькие - тихо «тик-так». Как тикают большие часы? А как - маленькие? (дети отвечают). Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит в замедленном темпе) «тик-так». А маленькие - быстро (произносит в ускоренном темпе) «тик-так». Как тикают большие часы? А как - маленькие? (дети отвечают). Важно следить за правильным и четким произношением звуков [к] и [т] [ть].

            Упражнения с №5 по №12 см. в Приложении№1.

Закрепление правильного  произношения звуков осуществляется путем многократного произношения слов, насыщенных этими звуками.

Умение правильно произносить  звуки - важнейшее условие хорошей  дикции. Используя различные игры и упражнения, воспитатель учит ребенка  четко произносить слова.

5.Апробирование отдельных элементов системы упражнений по  формированию правильного звукопроизношения у детей 2 младшей группы вне речевых занятиях  

Апробирование отдельных  элементов из системы упражнений по формированию правильного звукопроизношения  осуществлялась на базе МБДОУ№45 города Мурманска с детьми 2 младшей группы.

Данную группу посещает 17 детей:

1. Настя А.- 3г.3м.

2. Жанна А.- 3г.10м.

3. Яна Б.- 2г.5м.

4. Дима Б.- 3г.4м.

5. Полина В.- 3г.9м.

6. София Г.- 3г.9м.

7. Катя Г.- 3г.9м.

8. Лиза Г.- 2г.9м.

9. Витя К.- 3г.

10. Ваня К.- 3г.7м.

11. Вениамин К.-3г.11м.

12. Полина К.- 3г.3м.

13. Ангелина К.- 3г.10м.

14. Максим Л.-3г.4м.

15. Ярослава П.-2г.6м.

16. Дарья Т.- 3г.

17. Лиза Ш.- 3г.

 Перед апробированием системы упражнений по формированию правильного звукопроизношения была проведена беседа с воспитателем группы на выявление у детей  неправильности звукопроизношений.   

 Протокол №1 беседы с воспитателем 2 младшей группы см. в Приложении №2.

Апробирование с детьми отдельных элементов осуществлялась вне занятий в процессе групповой работы (группа состоит из 8 детей).

Система упражнений по формированию правильного звукопроизношения  включает в себя 12 упражнений и рассчитана на 3 месяца работы.

Нами было апробировано 4 первых упражнения представленных в  системе.

Упражнение №1 «Во дворе»

Цель: развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Протокол №2 по проведению упражнения №1 см. в Приложении №3

Анализ полученных результатов:

После проведения упражнения выяснилось, что быстрее всех и  полным ответом на вопросы отвечали Настя А., Жанна А., Дима Б., Ангелина К. Вениамин К. и Ваня К. отвечали неполными предложениями, а только звукоподражанием. У Лизы Ш. и Максима Л. не было ответов, т. к. у этих детей слабо развита разговорная речь. В связи с этим можно сделать вывод, что при звукоподражании отмечалась у большинства детей активность, в то время как у других не давало положительных результатов.

Упражнение №2 «Гав-гав»

Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.

Протокол №3 по проведению упражнения №2 см. в Приложении №3

Анализ полученных результатов:

В данном упражнении проявляли  инициативу в ответах на вопросы  Дима Б., Жанна А., Ангелина К.. Ваня К. и Вениамин К. на вопросы отвечали  только звукоподражанием. У Лизы Ш. и Максима Л. наблюдалась активность в тех звукоподражаниях, которые им легче произносить.

Упражнение №3 «Водичка»

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука [с].

Протокол №4 по проведению упражнения №3 см. в Приложении №3

Анализ полученных результатов:

После прочтения потешки  детям предлагалось повторить её, с заданием справились Дима Б., Жанна  А., Ваня К., Ангелина К., Вениамин К.. Лиза Ш. и Максим Л. не справились с заданием. При произношении звука [с] активное участие принимали все дети.

Упражнение №4 «Часы тикают»

Цель: Развивать звукопроизношение, голосовой аппарат. Закреплять правильное произношение звуков [к], [т], [ть]. Вырабатывать умеренный темп речи, умение произносить  слова быстро и медленно, громко и тихо.

Протокол №5 по проведению упражнения №4 см. в Приложении №3

Анализ полученных результатов:

После проведения данного  упражнения  Дима Б., Жанна А., Ваня К. принимали активное участие и  отвечали полными предложениями. Ангелина К. и Вениамин К. отвечали не полными предложениями. Лиза Ш. и Максим Л. отвечали  только при произношении звукоподражании. Не у всех наблюдался правильный темп речи.

В результате проведенных  упражнений выяснилось, что при подражании звуков отмечалась не у всех детей  активность, в то время как у других не давало положительных результатов. Дети на занятиях были организованны, отвечали на вопросы полными предложениями. В работе над трудными для произношения звуков объяснялась артикуляция. Используя показ и доступное объяснение артикуляции звука, активность детей повышалась, дети старались придать нужное положение органам артикуляции, интерес к артикуляции стимулировал процесс овладения навыком.

На основе всего следует  сделать вывод, что при использовании  подражательных способностей у детей и используя игровую ситуацию легче добиться произношения того или иного звука.  Подражание является основной для формирования звуков.  Если невозможно поставить звук на основе подражания, нужно использовать объяснение артикуляции нужного звука и образец произношения, сопровождаемого упражнением детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Заключение

Наша курсовая работа была посвящена теме «Воспитание правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста».

Данная работа изучалась  такими специалистами как А.Н. Гвоздева, И.Е. Тихеева, А.В. Миртова, А.М. Бородич, М.Ф. Фомичева и т.д.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что выбранная проблема давно интересовала ученых и практиков, в результате в печати появилось множество публикаций, отражающих разные точки зрения. Но, несмотря на разнообразие психолого-педагогической литературы, недостаточно полно раскрыт вопрос о подборе материала для воспитания правильного звукопроизношения у детей. Он освещается фрагментарно, без учета структуры речевого дефекта и компенсаторных возможностей ребёнка.

Необходима систематическая, планомерная работа по формированию у детей правильного звукопроизношения.

В ходе проведённой работы обозначился круг проблем, требующий дальнейшей разработки, связанный с необходимостью поиска педагогических средств и форм работы с детьми, педагогами и родителями. Предстоит решить ещё массу вопросов, относящихся к этой проблеме, разработка которой, как нам представляется, является довольно актуальной и перспективной, следовательно, одной из важных исследовательских задач педагогики.

Речь осуществляется деятельностью сложного анатомо-физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы речи неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга.

В основе звукопроизносительного процесса, лежат речевое дыхание  и деятельность речедвигательного  аппарата.

Имеется определенная взаимосвязь  в деятельности слухового и речедвигательного анализаторов. Способствуют формированию правильного звукопроизношения особая восприимчивость детей к звуковой стороне языка, интерес ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением. Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольному возрасту должен быть сформирован.

Одной из важных предпосылок  формирования речи являются способность  ребенка к подражанию.

Исследователями детской  речи и практическими работниками  отмечено значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе. Ребенок с развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Проблема формирования правильного звукопроизношения не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.

Используя в практической деятельности разные средства формирования правильного звукопроизношения - артикуляционную гимнастику, игры и т.д. убедились, что эффективными средствами воздействия являются дидактические игры и упражнения. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой.

Нами была составлена система упражнений по формированию правильного звукопроизношения (12 упражнений, из них 4 было апробировано). По полученному результату мы можем сделать вывод, что при использовании подражательных способностей у детей и используя игровую ситуацию легче добиться произношения того или иного звука.

Выполненная работа не раскрывает все аспекты такой сложной  и многогранной проблемы, как воспитание правильного звукопроизношения. 

Воспитание правильной и чистой детской речи - одна из важных задач в общей системе работы по развитию звуковой культуры.

В ходе исследования нами были решены поставленные задачи и  достигнута выделенная цель.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Список используемой литературы

  1. Абрамович О.Д. Справочник логопеда    http://lib.rus.ec/b/138173/read#t28
  2. Акименко В. М., Борисова Е.А. Исправление звукопроизношения у детей. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем: Феникс, Биробиджан, 2009
  3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
  4. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 112 с.
  5. Бородич А.М. Методика развития речи у детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
  6. Бондаренко А. Н. Словесные игры и упражнения в детском саду. 2-е издание – М.: Просвещение. 1977
  7. Генинг М.Г. Воспитание у дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1971. – 132 с.

8. Карельская Е. Использование символов в работе над звуками // Дошкольное воспитание, 2007. № 1

9. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. –     М., 2002.

Информация о работе Воспитание правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста