Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 17:38, курсовая работа
Цель работы рассмотреть военно-педагогические взгляды А.В. Суворова. Задачи работы рассмотреть
1. Принципы военно-педагогического воспитания А.В. Суворова;
2. Военно-педагогические работы А.В. Суворова по обучение и воспитание войск;
Введение
1. Принципы военно-педагогического воспитания А.В. Суворова
1.1 Содержания процесса военно-педагогического воспитания
1.2 Боевые традиции как главный ключ к военно-педагогическому воспитанию в обучении войск А.В. Суворовым
2. Военно-педагогические работы А.В. Суворова по обучение и воспитание войск
2.1 Краткий обзор работ А.В. Суворова
2.2 Наука побеждать как главное пособие по военной педагогике
3. Военно-педагогические подходы, используемые в подготовке войск А.В. Суворова
3.1 Психологические подходы в воспитании войска
3.2 Физические подходы в подготовке войска
Заключение
Список литературы
Приложения
В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего общества, когда до предела накалена социальная обстановка в государстве Вооруженные Силы должны оставаться оплотом стабильности и уверенности.
В значительной мере это зависит
от командного состава Вооруженных
Сил. Важнейшим условием поддержания
уставных взаимоотношений в части
и подразделении является совершенствование
организаторской деятельности командного
состава, его профессиональная компетентность,
ответственное отношение к
Сплочению воинских коллективов способствует целенаправленная повседневная работа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию личного состава, строгое выполнение правил, установленных законами и воинскими уставами Российской Федерации, постоянная забота командиров и начальников об улучшении быта своих подчиненных, совершенствовании их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравственную чистоту отношений, незамедлительная реакция на малейшее проявление дедовщины, землячества и других негативны традиций.
2. Военно-педагогические
работы А.В. Суворова по
2.1 Краткий обзор работ А.В. Суворова
Боевые учения, полевые маневры, штурмы крепостей с применением пехоты, артиллерии, кавалерии повышали физическую подготовленность солдат. Эта система впоследствии оказала большое влияние на формирование военно-педагогических взглядов А.В. Суворова в области боевого обучения войск и физической их подготовки. Вопросы теории и практики обучения и воспитания войск А.В. Суворов изложил в книгах Полковое учреждение, Наука побеждать и других исторических документах.
Глубокий смысл системы А.В. Суворова, не потерявший своей актуальности в наше время, заключался в обеспечении соответствия между целью, содержанием и результатом функционирующей системы. Основная цель и результат готовность войск к высокоманевременному управлению, к смелым, быстрым, решительным боевым действиям для достижения победы над противником - составляли единство содержательной, организационной и методической стороны суворовской системы обучения и воспитания. Боевая учеба суворовских войск была организована таким образом, что обеспечивала высокий уровень физической, психологической подготовки как отдельного солдата, так и подразделения в целом, что в конечном итоге решало исход боя. Впервые в войсках была введена утренняя тренировка - новая форма и средство повышения боевой выучки и физического состояния солдат. В ее содержание включалась медленная и ускоренная ходьба с поворотами в различных направлениях, а также упражнения с оружием. О долге и чести воинской в Российской Армии, Собрание материалов, документов и статей, Москва Воениздат, 2001.-166с.
2.2 Наука побеждать как главное пособие по военной педагогике
Поощрение солдатской инициативы,
проявляющейся в подвижных
1. Солдату надлежит быть
здоровым, храбрым, твердым и правдивым.
Суворовские традиции использовались не раз воинами российской армии, а его мужество и воинское искусство вдохновляли их на ратные подвиги во имя победы над врагами. Конев И.С. Записки Командующего фронтом. Москва Воениздат, 2000.-268с.
3. Военно-педагогические
подходы, используемые в
3.1 Психологические подходы в воспитании войска
Прошло 25 лет с тех пор, как полковник Суворов обучал свои войска в Новой Ладоге и заложил там основы новой военно-воспитательной системы. За эти годы Суворов командовал русскими войсками в пяти войнах и стал после штурма в Праге (предместье Варшавы) прославленным фельдмаршалом. Он завоевали область наук, продумав, усвоив и обобщив ой ты минувших войн За это время выходит наибольшее количество различных его приказов, наставлений и окончательно складывается военная доктрина Суворова. В основе её лежат принципы наступления и уничтожения армии противника. Не забудем, что стратегия Суворова разрабатывалась и укреплялась в то самое время, когда в Западной Европе продолжала господствовать так называемая стратегия измора. Стратегия Суворова знала только один главный принцип - наступление. Слух, взоры и души своих воинов я предостерегал от всякого вида отступления. Великий русский полководец считал, что судьбу войны решает бой. Исходя из положения, что на войне самое главное - человек, Суворов считал основной задачей уничтожение живой силы противника боем.
Суворовская стратегия требовала
решительной наступательной тактики.
Основы её теперь просто и ясно определялись
Наукой побеждать, окончательно сформулированной
в 1796 г. Это был не боевой устав, а
краткая солдатская и офицерская
памятка, где словам было тесно, а
мыслям просторно. Будучи сторонником
энергичного и решительного образа
действий, Суворов всячески боролся
с проявлением инстинкта
Суворов рекомендовал для воспитания духа, для поддержания уверенности и поднятия храбрости - наступление и только одно наступление. Истинное правило военного искусства - прямо напасть на противника, с самой чувствительной для него стороны, а не сходиться, робко пробираясь окольными дорогами, через что, сама атака делается многосложною, тогда как дело может быть решено только прямым смелым наступлением. Рекомендуя для обучения войск наступательные формы, он вычёркивал из своего лексикона слов ретирада и говорил, что в бою должно стремиться к одной главной точке и забывать о ретираде. Быстрота и внезапность заменяют число и натиск, и удар решают битву и приступ предпочтительнее осады. Однако не нужно думать, что Суворов огульно отрицал отступление. Это вовсе не так. Например, в письме к австрийскому генералу Краю он пишет Ни одного поста не должно считать крепостью; нет стыда уступить пост превосходному в числе неприятелю напротив того, в том, и состоит военное искусство, чтобы вовремя отступить без потери... Уступленный пост можно снова занять, а потеря людей невозвратима. Итак, для достижения успеха нужно, чтобы человек как можно меньше боялся смерти. Однако совершенно уничтожить инстинкт самосохранения невозможно. Значит, нужно достичь того, чтобы этот инстинкт - пошёл на пользу, превратясь в активную силу, и выражался в умелом действии оружием. Идти навстречу опасности, стремительно обрушиться на врага и опрокинуть его - вот лучшее средство сохранить жизнь. На войне всюду бойца преследует смерть, так бить эту смерть. Труса лечи опасностью, - говорил Суворов. И в самом деле войска Суворова, атакуя, имели в несколько раз меньше потерь, чем противник. Его три краеугольных камня воинского искусства - глазомер, - быстрота и натиск - требовали не каких-либо особых форм боевых порядков, а именно таких, в которых максимально сочеталась сила огня и штыкового удара. Стремление Суворова найти форму преодоления зоны огня противника и перехода к штыковому удару находит своё выражение в предусмотренных Наукой побеждать трёх видах баталий баталия полевая, баталия-штурм, баталия на окопы. Хорошая стратегия покоится на хорошей тактике и требует таких солдат и начальников, которые могут решать любую задачу и не растеряются от неожиданности, которые везде найдутся и не проявят немогузнайства. Иначе, говоря, грандиозная стратегия требовала солдат и начальников - чудо богатырей с высокими, непоколебимыми душевными качествами. Нравственная крепость войск; - необходимое условие для того, чтобы в бою можно было пользоваться самыми активными и действенными формами борьбы, не рискуя потерпеть неудачу.
Гораздо раньше Наполеона Суворов пришёл к выводу, что на войне важно не то, что делается, а то, как делается. Суворов и создал прежде всего великих чудо богатырей, поставив во главе их таких же генералов и офицеров. Обучение и воспитание войск. Главная сила армии - солдат. О нём все заботы полководца. Он должен быть готов к исполнению самых трудных задач. На его обучение и воспитание направляет всё внимание великий фельдмаршал. В Науке побеждать Суворов выступает не как учитель только одного полка, а как фельдмаршал, не знавший поражений. Естественно, что только он и мог создать устав, по которому и шла боевая подготовка непобедимой русской армии. Под его руководством выросли кадры новых молодых офицеров и генералов, овладевших принципами и методами суворовского воспитания и проводивших широко в жизнь суворовское наставление Науку побеждать. Задача воинского обучения и воспитания определялась ясно и выражалась в том, чтобы дать каждому солдату - нравственную, физическую и военную (профессиональную) подготовку, т.е. обеспечить разностороннее воспитание. Принципы обучения и воспитания сводились к немногим основным положениям а) подготовка воина должна проходить систематично, последовательно и непрерывное б) обучение должно быть активным и действенным, в) всё то, что делает солдат, должно быть осознано (каждый воин должен понимать свой маневр); г) всё, чему учится солдат, необходимо только для практики (учить тому, что нужно на войне для победы); д) весь процесс обучения должен быть построен на основе чувственного восприятия (учить показом, а не рассказом). Все в целом служило для достижения победы. Содержание военного обучения предусматривало овладение навыками и уменьем в области строя, огневой подготовки и основных элементов тактики. Суворов очистил военную науку от всего ложного, надуманного и оставил в ней только то, что необходимо на войне. Стержнем воинского обучения стало овладение тремя воинскими искусствами (глазомер, быстрота и натиск). Процесс обучения шёл от простейшего к сложному, от одиночного к совокупному. Вначале каждый рекрут проходил солдатскую школу и приобретал элементы индивидуальной подготовки и только тогда приступал к обучению во взводе, батальоне и полку. Построенное на основе активных принципов военное обучение стало близким и понятным каждому солдату.
Сам Суворов говорил, что солдат учение любит, было бы коротко, да с толком. При обучении создавалась обстановка, максимально приближенная к боевой. Его бои были кровавыми учениями, а учения - баталиями без пролития крови. Вот почему Суворов непрестанно твердил всем легко в учении, тяжело в походе; тяжело в учении, легко в бою. И подтверждал необходимость такого учения, добавляя учение - свет, а неучение - тьма В процессе обучения он требовал осмысленного исполнения устава, - т.е. делал то же самое, что и Петр Великий грозивший жестокими наказаниями тем, кто будет держаться; устава яко слепой-стены. Каждый солдат должен был понимать свой маневр. Эта система Суворова решительно отличалась от западноевропейской системы обучения. Наука побеждать давала всё необходимое для подготовки солдата к бою. С него не спрашивалось ничего лишнего против практических требований военного времени. На учениях и маневрах Суворов проводил марши, контрмарши, строил каре, развёртывал фронт, сводил войска в колонны и т.п., т.е. делал всё то, что требовалось уставом. Но все это делалось для осуществления конечной цели - атаки быстрота, стремительность и натиск в проведении всего учения делали их короткими во времени, но страшно напряжёнными. Атаки были как односторонние, так и двухсторонние. Построившись, обе стороны начинали быстрое движение вперёд и, сблизившись до 100 шагов, бросались в атаку пехота - бегом кавалерия - галопом. Пехота бежала с ружьями наперед только в, момент встречи поднимались штыки. Непременным условием встречи была сквозная атака, всякая Остановка исключалась. Вздваивание рядов для образования интервалов совершенно не допускалось. Солдаты могли только протиснуться и пройти насквозь. Трудность исполнения атак осложнялась тем, что они происходили при ружейном и пушечном огне, в пороховом дыму, и понятно, что такие учения были небезопасны Однако Суворов шёл на это, так как подобная обстановка была настолько близка к боевой действительности, что войска приобретали серьёзную закалку и при встрече с противником никогда не испытывали колебаний. Кроме двухсторонних атак, пехота обучалась и спокойной встрече кавалерии залповым огнём в упор.
3.2 Физические подходы в подготовке войска
В программу входили как
штурм, так и оборона укреплений.
Для этого возводились
Интересно, что, суворовские переходы оказались совершенно непосильными для австрийской армии в период кампании 1799 г. и требования Суворова вызвали жалобы во стороны австрийских генералов. Всё это было тем новым, что входило в содержание развивавшегося военного искусства. Центральное место в подготовке войск занимало воинское воспитание. Весь комплекс обучения и воспитания рассматривался как единый процесс, ибо, обучая солдата, формируешь его сознание, волю и характер. Солдат должен верить в правоту своего дела, верить в силу своего оружия и быть уверенным в себе. На себя надёжность - основание храбрости, - говорил Суворов. Перечислим основные черты суворовской системы воспитания. Воинскую службу Суворов почитал за высшее служение Родине. Сам он отдал себя целиком этому святому делу и до последнего вздоха оставался на посту солдата-фельдмаршала. Везде, на каждом шагу, в каждом его слове, приказе и речи мы видим требование свято уважать военную деятельность. Отводя такую значительную роль военной профессии, Суворов считал необходимым уважать каждого представителя её и особенно солдата. Он стремился изучить солдатскую душу и ценил в каждом солдате отвагу, стойкость и героизм. Однажды ему задали вопрос в чём секрет его побед и он ответил Люби солдата, и он будет любить тебя. В этом вся тайна. И, действительно, эта любовь к солдату вызывала чувство безграничной веры в своего полководца и преданности ему. Он искал в своих наставлениях формы, понятной и близкой солдату. Отсюда - лаконичность, простота и образность Науки побеждать. Он любил народную мудрость и нередко, даже в приказах, прибегал к пословицам. Он обращался к солдатам и наставлял их. Примером такого наставления является; Первая и вторая часть Науки побеждать, которую обязан был читать наизусть дежурный офицер каждый раз после учений. Заметим что в самом уставе подчёркивается то обстоятельство, что эта часть написана народным, простым, а поэтому понятным для солдатской массы языком.
Информация о работе Воспитание военнослужащего как цель военно-педагогического процесса