Воспитание военнослужащего как цель военно-педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть военно-педагогические взгляды А.В. Суворова. Задачи работы рассмотреть
1. Принципы военно-педагогического воспитания А.В. Суворова;
2. Военно-педагогические работы А.В. Суворова по обучение и воспитание войск;

Содержание работы

Введение
1. Принципы военно-педагогического воспитания А.В. Суворова
1.1 Содержания процесса военно-педагогического воспитания
1.2 Боевые традиции как главный ключ к военно-педагогическому воспитанию в обучении войск А.В. Суворовым
2. Военно-педагогические работы А.В. Суворова по обучение и воспитание войск
2.1 Краткий обзор работ А.В. Суворова
2.2 Наука побеждать как главное пособие по военной педагогике
3. Военно-педагогические подходы, используемые в подготовке войск А.В. Суворова
3.1 Психологические подходы в воспитании войска
3.2 Физические подходы в подготовке войска
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

Долг каждого солдата  и офицера - защищать Родину и быть готовым безоговорочно и без  рассуждений жертвовать собой для  блага Родины, идти. куда прикажет командир, и быть готовым выполнять всё. И о том, что Суворов добивался именно этих результатов, мы можем судить по тому, что русский солдат под его руководством дрался везде и всегда смело и храбро, выполняя любой приказ, данный Суворовым. Отсюда и новое понимание Суворовым дисциплины как сознательного выполнения долга перед Родиной. Сюда же должно быть отнесено формирование в каждом солдате чувства национальной Гордости, чести и славы русского оружия. Он возбуждал в войсках единство и национальную гордость и говорил Богатыри!, Нам честь и слава, Мои сподвижники, Неприятель от вас дрожит, Мы - русские и поэтому победим. Такими сентенциями наполнены все приказы, все обращения и инструкции Суворова. Он будил чувство патриотизма, чувство беззаветной любви к Родине, порождал веру в правоту своего дела и этим создавал необходимую базу для воспитания характера и воли солдата. Армия сознавала своё превосходство, верила в свои силы, в свою выучку, в своё оружие и в своих полководцев. Великий солдат-полководец был близок, и понятен им. Он знал их душу, влиял на их волю и вёл их к победе. Смелость, упорство и настойчивость должны быть присущи каждому и способствовать общей победе, а она может, быть достигнута только при взаимной выручке. Сам погибай, а товарища выручай, - говорил Суворов. Взаимная выручка трактуется Суворовым широко и выражается в форме взаимодействия лиц, частей и подразделений. Умелое взаимодействие приносит победу, и дело не в количестве людей, а в действии пусть небольшой, но сплочённой массы. Таким образом, Суворов выдвинул новую идею формирования армии как организованного, коллектива. Армия-организм в противовес фридриховской армии - механизму. Воспитание духа войск. В это понятие Суворов включает сложные комплекс нравственных качеств, из которых и складывается то, что называется воинским духом. Обращение к славным традициям прошлого Суворов считал важнейшим средством формирования духа. Так, например, в речи к солдатам перед штурмом Измаила он обратился с таким призывом Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите, что не может противостоять силе оружия российского В другой раз он обходит лагерь и разговаривает дои частью. Какой полк - спрашивал, он хвалил каждую часть особенно, припоминая минувшие дни когда он вместе с ними сражался в Польше, Турции под Кинбурном и в Крыму. Славные люди, храбрые солдаты, - восклицал он, - тогда вы делали чудеса, а сегодня превзойдёте самих себя. И всех воспламеняли эти слова, и все жаждали показать себя достойными этой похвалы. Уверенность в себе выражается в смелости, упорстве и настойчивости войск. Солдат должен быть смелым, смотреть бесстрашно опасности в глаза, вот чему учит Суворов. Смерть бежит от сабли и штыка храброго, - говорил полководец. В переводе на язык тактики это означало уменье смело и энергично идти в атаку и не бояться ни огня, ни холодного оружия врага. Богатырь заколет полдюжины, а я видел и больше... Береги пулю в дуле. Трое наскочат. Первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун. В атаке не задерживай... Фитиль на картечь - бросься на картечь - летит сверх головы. Пушки твои - люди твои. Вали на месте, гони, коли... Кто остался жив, тому честь и слава. Так просто и образно обращался Суворов к солдатам, стремясь вселить в них бодрость и уверенность. Учить бесстрашию и этим нравственно подготовлять бой - требовал Суворов от всех офицеров. Его девиз был или победить, или умереть со, славой - другого решения нет. О долге и чести воинской в Российской Армии, Собрание материалов, документов и статей, Москва Воениздат, 2001.-225с.

И каждый стремился лучше  победить, чем умереть. Солдат должен быть упорным и настойчивым. Эти  качества проводятся в Науке побеждать  от начала до конца. Суворов знал, что  русский солдат был силен в  обороне. Элемент пассивного упорства он переключает в плоскость активного  наступления. Во время боя он требует  быть решительным, без колебаний  и потери времени (время дороже всего) принимать решения быстро и атаковать. Но чтобы решительность привела  к определённым результатам, нужна  инициатива и главное - сметка. Качество сметки Суворов расценивает очень  высоко и считает её важнейшим  элементом боевой жизни. В переводе на наш современный язык, это значит - уменье быстро и в соответствии с обстоятельствами находить нужное решение, действовать творчески. Опаснее всего, - говорит он, - проклятая немогузнайка, намека, догадка, лживка, лукавка, краснословка, краткомолвка, двуличка, вежливка, т.е. всё то, что является противоположным сметке, сообразительности, положительным знаниям. Особенно резко обрушивался Суворов на немогузнайство. преследуя и искореняя его как среди офицеров, так и солдат. Важнейшую роль отводит Суворов воспитанию средств победить нравственный дух противника, формируя в сознании своих войск такие принципы, как удивить-победить; бить тем, чего у противника нет; бить тогда, когда он нас не ждёт. После боя же на первое место выступало новое средство борьбы с неприятелем - гуманность. Гуманность является одним из главных элементов нравственного кодекса Суворова. Благомудрое великодушие иногда более полезно, нежели стремглавый, военный меч, - пишет Суворов и требует от солдата относиться к населению гуманно. Победителю прилично великодушие... в стоянках и на походах мародеров не терпеть и наказывать оных жестоко тотчас на месте... жалобы обывателей немедленно удовлетворять. Не меньше оружия поражать противника человеколюбием. Наконец, в Науке побеждать Суворов пишет Обывателя не обижай; он нас поит и кормит. Солдат не разбойник. Таковы основные принципы суворовской системы воспитания. Процесс обучения и воспитания войск Суворов возлагает на командира. Военное обучение должно служить упражнением высшим начальникам над низшими.

Надлежит сие правило  строго соблюдать. Командир в его  понятии должен быть смел, но без  запальчивости, скор - без опрометчивости, деятелен - без легкомыслия, покорен - без унижения, начальник - без высокомерия, любочестив - без гордости, твёрд - без упрямства, осторожен - без притворства, основателен - без высокоумия, приятен - без суетности, единоправен - без примеси, расторопен - без коварства, проницателен - без лукавства, искренен - без простосердечия, приветлив - без околичности, услужлив - без корыстолюбия, решителен - избегая известности Обрисовав идеал военного человека, Суворов говорил офицерам Возьми себе в образец героя средних времён, наблюдай его, иди за ним вслед, поравнялся, обгони - слава тебе. Я выбрал Кесаря. Альпийские горы за нами. Ура! Орлы русские облетели орлов римских!

Стать таким командиром можно  только путём постоянного учения, непрерывного совершенствования. Офицер должен знать сам военное 'дело в  совершенстве и быть образцом, примером для своих солдат. Сам Суворов  старался быть именно таким безукоризненным  офицером. Был скромен, одевался просто, всегда находился со своими солдатами, знал их жизнь, их интересы 'и чаяния. И он стал отцом сначала своего полка, а затем всей русской армии. Простые солдатские привычки и суровый  образ жизни Суворов сохранял до последних дней жизни. Даже перед  смертью он твердил Ведь я солдат и не слушал предписаний врача. - Вы генералиссимус, - возраждаему лейб-медик Вейкарт. Правда, - отвечал Суворов, - но солдат с меня пример берёт. Игнатьев Л.Л. Пятьдесят лет в строю, Москва Воениздат, 2000. -454с. Суворов создал военную школу и подготовил поколение русских генералов. Но и от них он требовал непрестанного учения. Учиться нужно всем от самого небольшого офицера до генерала, генералу необходимо непрерывное образование себя науками, с помощью чтения. Ему нужно мужество, офицеру - храбрость, солдату - бодрость. Таким должен быть командир. От всех командиров, начиная с младшего командира и до генерала, Суворов требовал такого отношения к солдату, при котором солдаты любили бы и понимали своего командира. Он говорит надлежит, чтобы войска предводителя своего разумели. Отсюда его требование учить солдат настойчиво, терпеливо, спокойно и главное - учить тому, что нужно для войны. Сам Суворов прекрасно сознавал, какая сила была в его речах и приказах. Ими он достигал блестящих результатов. Солдаты Суворова боготворили его и готовы были идти за ним повсюду. Автор Рассказов старого воина о Суворове так пишет об этом Многие из воинов ещё не видели его. - Авось бог даст увидим родного нашего батюшку. Так отзывались воины, безгранично любившие своего полководца. Явись к нам отец и веди куда хочешь, куда велено.

И все мы до последней капли  крови твои не на живот, а на смерть. Суворов своё влияние расценивал как громадную силу, которая способна была совершать чудеса. Видите ли эту крепость, - говорил он солдатам, указывая на Измаил. Стены её высоки, рвы глубоки, а всё-таки нам нужно взять её... С тобою наверное возьмем её... - отвечали ему солдаты и от первого до последнего шли в тяжелый бой, горя желанием доказать ему это. Физическое воспитание. Важнейшим элементом системы подготовки войск Суворов считал физическое воспитание. Забота о солдате, о его здоровье чётко и ясно выражена в Науке побеждать. Солдату надлежит быть здорову, храбру, твёрду, решиму, правдиву и благочестиву.

На первом плане стоит  здоровье солдата, и это не случайно. Суворов выступает как продолжатель дела Румянцева и Потёмкина, благодаря  заботам которых в армии была введена удобная форма, отменены косы и пукли, солдат был освобождён от массы ненужных обязанностей, изнурявших его. Однако Суворов вопросы физического воспитания понимал гораздо шире и разрешал их рационально. Особенное внимание обращал он на гигиенические требования и чистоту, опрятность мундира солдата. Ещё в' самых ранних приказах он требует от командиров частей Наблюдать весьма чистоту в белье неленостным вымыванием оного. Обуви и мундирам быть не весьма тесным, дабы в обуви постилка употребляться могла. Затем шли указания о необходимости рационального обучения строго остерегаться вредного изнурения; но тем паче к трудолюбию приучать. Профилактическими мерами Суворов стремился предупредить заболевания в войсках, широко распространённые в армии того времени.

Он требует прежде всего заботы о здоровье. Лекарям и подлекарям иметь ежедневное попечение о соблюдении паче здоровья здоровых, всегдашними обзорами в касающемся до них содержании каждого вообще, до их пищи, питья Обращаясь же к офицерам и солдатам в Науке побеждать, Суворов пишет Солдат дорог. Береги здоровье; чисть желудок, когда засорился; голод лучшее лекарство. Кто не бережёт людей - офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору палочки, да и самому палочки, кто себя не бережёт. Особенно опасался Суворов госпиталей, где докторами были главным образом немецкие врачи. В той же Науке побеждать он пишет В богадельне первый день мягкая постель, второй день французская похлебка, в третий день её братец, домовище, к себе и тащит. Хоть без лазарету и вовсе быть нельзя, тут не надобно жалеть денег на хорошие лекарства... Да все это неважно мы умеем себя беречь, где умирает от ста один человек, у нас и от пятисот в месяц меньше умрёт. Здоровому - питьё, еда; больному - воздух, питьё, еда. Итак, чистота, нормальный режим и рациональное питание должны обеспечить условия правильного физического воспитания солдата. Эти требования Суворов проводил настойчиво в жизнь и добивался прекрасных результатов. Влияние суворовских военно-воспитательных идей выходит далеко за пределы нашей Родины. Суворова превосходно знали в Европе, и в трудный момент борьбы с французами союзники (Англия и Австрия) потребовали от Павла I назначить командующим союзными войсками в Северной Италии именно Суворова. Здесь Суворову пришлось иметь дело с сильным противником. Необходимо учесть, что после революции Франция провела ряд войн. Её армия прошла суровую школу, и из армейской среды выдвинулись талантливые полководцы Моро, Жубер, Массена, Ней, Гош, Мюрат, Бонапарт и ряд других. Французская армия решительно отличалась от наёмных армий Западной Европы как по своему составу - это была массовая армия, комплектовавшаяся на основе закона о воинской повинности, - так и по своим методам борьбы; вместо устарелого линейного боевого порядка применялись сочетания стрелковых цепей и колонн. Бой вёлся на любой пересечённой местности. Французы свободно и быстро маневрировали как на поле боя, так и вне его. Этому способствовали новая организация войск и тыла и отказ от пятипереходной системы снабжения и палаточных лагерей. Новому солдату стали верить. Состояние и военная подготовка австрийских войск решительно не отвечали новым требованиям. Австрийцы упорно держались своей прежней системы организации армии, снабжения, методов управления и руководства на поле боя. Кордонная стратегия и линейная тактика австрийцев неизменно терпели крушение на полях Сражений в Северной Италии. Только приезд Суворова спас австрийские войска от разгрома их французами. В Валеджио Суворов прибыл 4 (15) апреля. При представлении ему австрийских генералов он сформулировал основные начала своего военного искусства в следующей весьма короткой, но выразительной речи Субординация! Экзерциция! Военный шаг - аршин, в захождении полтора. Голова хвоста не ждёт внезапно как снег на голову, пуля дура, штык молодец. Они (французы) воюют колоннами, и мы будем их бить колоннами!

После этого Суворов приказал своим офицерам, владеющим немецким языком, приступить к обучению австрийских  войск но своему методу. Им была написана инструкция специально для обучения австрийских войск, которая в основном повторяет Науку побеждать. Для Суворова было совершенно ясно, что австрийская армия не была подготовлена к ведению войны его методами. Она. не могла совершать быстрые и большие марши. Войска австрийцев не имели никакого понятия о действиях холодным оружием.

Суворовские требования атаковать  неприятеля везде, где он встретится, приводили австрийских стратегов  в ужас. Они привыкли к сложным  маневрам и другим таинствам вечной и неизменной военной науки и  поэтому пожимали плечами; Неприятеля везде атаковать. Это что за стратегия 15-17 апреля Суворов разбивает армию  Шерера (Моро) и вступает на другой день в Милан. Отсюда он срочно посылает князя Багратиона к другим австрийским частям для инструктирования войск и пишет Князь Петр Иванович! Графа Бельгарда войска из Тироля придут под Алессандрию необученные, чуждые действия штыка и сабли. Ваше сиятельство, как прибудете в Дети, повидайтесь со мною и отправьтесь немедленно к Алессандрии, где вы таинство побиения неприятеля холодным ружьем бельгардовым войскам откроете, и их к сей победительной атаке примерно направите; для обучения всех частей довольно двух или трёх раз, а коли время будет, могут сами больше учиться, а от ретирад - отучите. Наблюдайте еще крепче и над Российскими. Скорее возвращайтесь к своей команде!!!. Обученные Суворовым австрийские войска вместе с русскими одерживают блестящие победы при Треббии, Нови и других местах. Однако Суворов всё ещё не очень доверяет им и на решающих направлениях в сражениях ставит испытанные русские войска. Здесь при мне и немцы хорошо воюют... Они храбры, я их испытал и оставлю армию победительное Евгеньевой; но без меня их же побьют. Действует он так же, как и везде, но его действий австрийские генералы не могли постичь. После победы при Треббии и Нови они писали Диспозиции не соответствовали правилам военного искусства... . Привыкнув быть битыми по всем правилам, они не могли понять, как можно выиграть бой без вечных и неизменных правил военной науки. Суворов об этом знал и зло высмеивал австрийцев. Немцы уклоняются от меня... и видимо здешние завоевания не по правилам, - писал Суворов Толстому. - Везде гофкригсрат, неискоренимая привычка битым быть и добавил они может быть и знают военное дело, да оно их не, знает. Выучка суворовских войск выдержала самый суровый экзамен во время Швейцарского похода. Блестящие примеры суворовской тактики были изучены и использованы не союзниками-австрийцами, а противниками - французами. Лучшие французские генералы по достоинству оценили, Суворова и поставили его впоследствии рядом с Наполеоном. Вопросы воинского воспитания. Сборник статей, Москва Воениздат - 1985.-35с.

Информация о работе Воспитание военнослужащего как цель военно-педагогического процесса