Воспитания и правовые аспекты воспитания приемных детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении особенностей воспитания и правовых аспектов воспитания приемных детей в семье.
Задачи:
изучение педагогической и правовой литературы по теме исследования;
провести анализ правового регулирования порядка образования приемной семьи, а также особенности воспитания ребенка в приемной семье;
разработать консультации и программы помощи родителям и детям в приемной семье, а также выработать рекомендации по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 65.01 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

          Правовое регулирование института приемной семьи в первую очередь направлено на создание наиболее благоприятных условий для существования приемной семьи как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также охрану их законных прав и интересов.

Современная динамика развития экономическая, правовой, социальной сферы общества свидетельствует  о необходимости последовательного  и комплексного изменения, расширения системы общественных отношений, возникающих  при образовании приемной семьи, что обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы защиты детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, стали обсуждаться с  древних времен, сегодня существует множество нормативно-правовых актов, научных исследований в России и  по всему миру. К изучению данной проблемы обращались философы и педагоги разных времен. Среди крупных исследователей ХVIII века следует отметить известного государственного деятеля И.И Бецкого. В конце ХIХ – начале ХХ веков Н.В. Яблоков, директор Софийской (сейчас Филатовской) детской больницы, всю жизнь посвятил вопросам социальной защиты детей-сирот. В то же время вопросами опеки занимались В.И. Сергеевич, Н.А. Костров, М.В. Шимановский, С.В. Бахрушин. Среди более поздних авторов можно выделить А.И. Довгалевскую. На современном этапе существенный вклад в степень изученности данной проблемы внесли А.М. Нечаева, А.Ш. Шахманова, В.И. О.Ф. Выхрыстюк, В.И. Жуков и др.

Цель исследования состоит в изучении особенностей воспитания и правовых аспектов воспитания приемных детей в семье.

Задачи:

    1. изучение педагогической и правовой литературы по теме исследования;
    2. провести анализ правового регулирования порядка образования приемной семьи, а также особенности воспитания ребенка в приемной семье;
    3. разработать консультации и программы помощи родителям и детям в приемной семье, а также выработать рекомендации по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями.

Объектом исследования является воспитание ребенка в приемной семье.

Предметом исследования являются правовые аспекты воспитания приемных детей в семье и ее особенности.

Гипотеза исследования состоит в том, что специально разработанная программа помощи семьям, имеющим приемных детей, может быть использована в организации работы органов опеки и попечительства.

Теоретико-методологической основой исследования стали труды Т.И. Дружининой, А.А. Хомяковой, Е.М. Рыбинского, Л.В. Мардахаева.

Методом исследования является анализ литературы по поставленной проблеме.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные программы помощи могут быть использованы социальными педагогами в работе с приемными семьями. Разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства повысит организацию работы органов опеки и попечительства.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, основной текст представлен на 30 стр., содержит список литературы, включающий  25 наименований.

 

 

 

ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

 

1. 1. Понятие и сущность воспитания

 

Воспитание - это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым  поколением общественно-исторического  опыта с целью подготовки его  к общественной жизни и производительному  труду. Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие  на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).

Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.) [19].

Теория  и методика воспитания являются разделами  общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и  содержание процесса воспитания.

На всем протяжении развития педагогической мысли  вышеозначенный процесс находился  в фокусе внимания ученых и практиков. И в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется  по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей  доктрины. Общественная практика передачи социального

опыта от старшего поколения к младшему сложилась  гораздо раньше обозначающего ее термина, поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек  зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается  человек, испытывающий соответствующее  воздействие.

Сущность  воспитания заключается в том, что  воспитатель намеренно стремится  повлиять на воспитуемого. То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая  деятельность, направленная на изменение  психического состояния, мировоззрения  и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни [7].

Как показывает практика, функция воспитательного  воздействия может реализовываться  разными способами, на различных  уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно  оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим  состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции  человека в отношении себя (кем  бы он хотел быть в настоящем и  стать в будущем) зависит выбор  воспитательной цели и способов ее достижения [8].

Воспитание  является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная  среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа  и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.

Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две  основные группы: объективную и субъективную.

К группе объективных факторов относятся:

    1. генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
    2. социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
    3. обстоятельства биографии;
    4. культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
    5. особенности страны и исторической эпохи.

Группу  субъективных факторов составляют:

    1. психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;
    2. система отношений с социумом;
    3. организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества [9].

В ходе истории  возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его  специфики, а именно в уточнении  целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания [22].

Цели  воспитания — это ожидаемые изменения  в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого [8].

 

1. 2. Особенности воспитания ребенка в приемной семье

 

При усыновлении  ребенка приемным родителям понадобится умение создать для него благоприятную семейную обстановку. Это значит, что они должны не только помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях и почувствовать себя полноправным членом усыновившей его семьи. Вместе с тем новые родители должны способствовать тому, чтобы ребенок мог понять свою родную семью и не прерывать контактов с ней, поскольку довольно часто детям очень важно знать, что у них все-таки есть родные родители, являющиеся как бы составной частью их представлений о самих себе [6].

Процесс интеграции требует от семьи и  ребенка больших усилий и терпения. Его можно сравнить с браком: объединяются люди - каждый со своей историей, привычками, непонятными и порой непредсказуемыми реакциями, способами выражении  чувств, которые все время сравнивают поведение партнера с привычными для них стереотипами. Точно так  же - с позиции предыдущего опыта - замещающие родители и приемный ребенок  оценивают действия друг друга.

Кроме того, в отношениях с приемным ребенком родители склонны проявлять большую, чем с кровным, настороженность. Это нередко связано с расхожим представлением о том, что у всех детдомовских «плохая наследственность», поэтому даже обычное для детей его возраста поведение интерпретируется как неизбежное проявление «генетики». Несомненно, подобная установка подрывает веру родителей в положительный результат их воспитательных усилий [11].

У ребенка  первичная привязанность начинает формироваться в контакте с матерью  еще на внутриутробной стадии развития и в первые часы после рождения. Но ребенок способен формировать  и вторичную привязанность - любить свою замещающую семью, считать ее своей, и это может произойти в  любом возрасте. Автор теории привязанности  английский психолог Джон Боулби впервые доказал, что привязанность у ребенка нередко формируется через агрессию. В новой семье, пытаясь добиться исключительного внимания взрослых, ребенок, как правило, идет привычным путем и в результате провоцирует родителей на наказание. Если родители не имеют специальной подготовки, то жесткой реакцией они только подкрепляют нарушения в поведении ребенка, что может привести к самым печальным последствиям, вплоть до отказа от ребенка [18].

Качества  личности приемных родителей являются определяющими для всей дальнейшей судьбы семьи, ибо от этого зависит  общая атмосфера дома, стиль взаимоотношений  взрослых и детей, а, следовательно, длительность отношений, прочность  или же возможность распада семьи.

На это  необходимо обращать особое внимание родителей-воспитателей, так как  практически все дети, пожившие в  учреждениях интернатного типа, будь то дом ребенка, детский дом или школа-интернат, имеют отклонения в физическом, эмоциональном или психическом развитии, что обязательно сказывается на их поведении. Для этих детей характерно отсутствие необходимой для ребенка ласки и внимания, на которых, по утверждению психологов, основывается доверие к окружающему миру. Поэтому, помимо любви к детям, родителям-воспитателям необходимо обладать добротой и терпением, чтобы принимать детей такими, какие они есть. Именно отсутствие этих качеств у родителей-воспитателей с романтическими установками или стремлением самоутвердиться посредством выполнения роли спасителей несчастных детей может послужить причиной конфликтов, стрессовых ситуаций, депрессии и нервных срывов. Незаменимыми для людей, связывающих свою судьбу с приемными детьми, являются, как уже сказано, терпение и педагогический оптимизм [15].

Приступая к работе, приемные родители должны отчетливо представлять себе, как  применяемые ими методы воспитания могут сказаться на детях, какую  реакцию вызвать и к каким  результатам привести. Оставляя в  стороне идущую в педагогической теории дискуссию относительно классификации  методов воспитания и терминологии, можно воспользоваться прежними названиями, чтобы отметить особенности  применения поощрения, наказания, упражнения (приучения), положительного примера  и методов формирования сознания. У каждого из этих методов воспитания есть своя психофизиологическая основа, без учета которой невозможно с достаточной вероятностью спрогнозировать возможные последствия воздействия на ребенка. Игнорирование же этой психофизиологической основы зачастую приводит к печальным ошибкам в воспитании, что вдвойне нежелательно, когда речь идет о приемных детях. Приемным родителям стоит подробно изучить историю ребенка. То, в какой семье и как он воспитывался, как вел себя раньше, это может помочь понять его поведение сейчас [10].

Родители  склонны думать, что плохое поведение  ребенка нацелено против них, и совершенно напрасно. Они принимают это как  личное оскорбление, сердятся в ответ  и становятся участниками эмоциональной  борьбы, в которой страдают все. На самом деле ребенок может проявлять  плохое поведение просто потому, что  в его прежней жизни только оно находило нужный отклик. Когда  он вел себя хорошо, был послушен, его не замечали, и он научился выстраивать  свою цепочку «действие-реакция». Вполне возможно, ребенок повторяет эту  же цепочку сейчас. Он запускает  известный механизм и хочет проверить, что последует в этой ситуации. Стоит воспринимать выходки ребенка  спокойно, наблюдая и оценивая их причины. Проанализировать, чем вызвано плохое поведение ребенка - возможно, причины  те же, что раздражают и всех нас, или же ребенок просто хочет проверить реакцию [17].

Информация о работе Воспитания и правовые аспекты воспитания приемных детей в семье