Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении особенностей воспитания и правовых аспектов воспитания приемных детей в семье.
Задачи:
изучение педагогической и правовой литературы по теме исследования;
провести анализ правового регулирования порядка образования приемной семьи, а также особенности воспитания ребенка в приемной семье;
разработать консультации и программы помощи родителям и детям в приемной семье, а также выработать рекомендации по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями.
ВВЕДЕНИЕ
Правовое регулирование института приемной семьи в первую очередь направлено на создание наиболее благоприятных условий для существования приемной семьи как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также охрану их законных прав и интересов.
Современная
динамика развития экономическая, правовой,
социальной сферы общества свидетельствует
о необходимости
Степень
научной разработанности
Цель исследования состоит в изучении особенностей воспитания и правовых аспектов воспитания приемных детей в семье.
Задачи:
Объектом исследования является воспитание ребенка в приемной семье.
Предметом исследования являются правовые аспекты воспитания приемных детей в семье и ее особенности.
Гипотеза исследования состоит в том, что специально разработанная программа помощи семьям, имеющим приемных детей, может быть использована в организации работы органов опеки и попечительства.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды Т.И. Дружининой, А.А. Хомяковой, Е.М. Рыбинского, Л.В. Мардахаева.
Методом исследования является анализ литературы по поставленной проблеме.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные программы помощи могут быть использованы социальными педагогами в работе с приемными семьями. Разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства повысит организацию работы органов опеки и попечительства.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, основной текст представлен на 30 стр., содержит список литературы, включающий 25 наименований.
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
1. 1. Понятие и сущность воспитания
Воспитание - это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).
Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.) [19].
Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания.
На всем протяжении развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. И в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального
опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина, поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.
Сущность
воспитания заключается в том, что
воспитатель намеренно
Как показывает
практика, функция воспитательного
воздействия может
Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.
К группе объективных факторов относятся:
Группу субъективных факторов составляют:
В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики, а именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания [22].
Цели
воспитания — это ожидаемые изменения
в человеке (или группе людей), осуществленные
под воздействием специально подготовленных
и планомерно проведенных воспитательных
акций и действий. Процесс формулировки
таких целей, как правило, аккумулирует
гуманистическое отношение
1. 2. Особенности воспитания ребенка в приемной семье
При усыновлении ребенка приемным родителям понадобится умение создать для него благоприятную семейную обстановку. Это значит, что они должны не только помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях и почувствовать себя полноправным членом усыновившей его семьи. Вместе с тем новые родители должны способствовать тому, чтобы ребенок мог понять свою родную семью и не прерывать контактов с ней, поскольку довольно часто детям очень важно знать, что у них все-таки есть родные родители, являющиеся как бы составной частью их представлений о самих себе [6].
Процесс
интеграции требует от семьи и
ребенка больших усилий и терпения.
Его можно сравнить с браком: объединяются
люди - каждый со своей историей, привычками,
непонятными и порой
Кроме того, в отношениях с приемным ребенком родители склонны проявлять большую, чем с кровным, настороженность. Это нередко связано с расхожим представлением о том, что у всех детдомовских «плохая наследственность», поэтому даже обычное для детей его возраста поведение интерпретируется как неизбежное проявление «генетики». Несомненно, подобная установка подрывает веру родителей в положительный результат их воспитательных усилий [11].
У ребенка
первичная привязанность
Качества личности приемных родителей являются определяющими для всей дальнейшей судьбы семьи, ибо от этого зависит общая атмосфера дома, стиль взаимоотношений взрослых и детей, а, следовательно, длительность отношений, прочность или же возможность распада семьи.
На это необходимо обращать особое внимание родителей-воспитателей, так как практически все дети, пожившие в учреждениях интернатного типа, будь то дом ребенка, детский дом или школа-интернат, имеют отклонения в физическом, эмоциональном или психическом развитии, что обязательно сказывается на их поведении. Для этих детей характерно отсутствие необходимой для ребенка ласки и внимания, на которых, по утверждению психологов, основывается доверие к окружающему миру. Поэтому, помимо любви к детям, родителям-воспитателям необходимо обладать добротой и терпением, чтобы принимать детей такими, какие они есть. Именно отсутствие этих качеств у родителей-воспитателей с романтическими установками или стремлением самоутвердиться посредством выполнения роли спасителей несчастных детей может послужить причиной конфликтов, стрессовых ситуаций, депрессии и нервных срывов. Незаменимыми для людей, связывающих свою судьбу с приемными детьми, являются, как уже сказано, терпение и педагогический оптимизм [15].
Приступая к работе, приемные родители должны отчетливо представлять себе, как применяемые ими методы воспитания могут сказаться на детях, какую реакцию вызвать и к каким результатам привести. Оставляя в стороне идущую в педагогической теории дискуссию относительно классификации методов воспитания и терминологии, можно воспользоваться прежними названиями, чтобы отметить особенности применения поощрения, наказания, упражнения (приучения), положительного примера и методов формирования сознания. У каждого из этих методов воспитания есть своя психофизиологическая основа, без учета которой невозможно с достаточной вероятностью спрогнозировать возможные последствия воздействия на ребенка. Игнорирование же этой психофизиологической основы зачастую приводит к печальным ошибкам в воспитании, что вдвойне нежелательно, когда речь идет о приемных детях. Приемным родителям стоит подробно изучить историю ребенка. То, в какой семье и как он воспитывался, как вел себя раньше, это может помочь понять его поведение сейчас [10].
Родители склонны думать, что плохое поведение ребенка нацелено против них, и совершенно напрасно. Они принимают это как личное оскорбление, сердятся в ответ и становятся участниками эмоциональной борьбы, в которой страдают все. На самом деле ребенок может проявлять плохое поведение просто потому, что в его прежней жизни только оно находило нужный отклик. Когда он вел себя хорошо, был послушен, его не замечали, и он научился выстраивать свою цепочку «действие-реакция». Вполне возможно, ребенок повторяет эту же цепочку сейчас. Он запускает известный механизм и хочет проверить, что последует в этой ситуации. Стоит воспринимать выходки ребенка спокойно, наблюдая и оценивая их причины. Проанализировать, чем вызвано плохое поведение ребенка - возможно, причины те же, что раздражают и всех нас, или же ребенок просто хочет проверить реакцию [17].
Информация о работе Воспитания и правовые аспекты воспитания приемных детей в семье