Воспитания и правовые аспекты воспитания приемных детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении особенностей воспитания и правовых аспектов воспитания приемных детей в семье.
Задачи:
изучение педагогической и правовой литературы по теме исследования;
провести анализ правового регулирования порядка образования приемной семьи, а также особенности воспитания ребенка в приемной семье;
разработать консультации и программы помощи родителям и детям в приемной семье, а также выработать рекомендации по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 65.01 Кб (Скачать файл)

Необходимо  помнить о том, что трудный характер ребёнка сформировался из-за пребывания в детском доме. Поэтому не нужно сердиться и обижаться на него. Чтобы воспитать такого ребёнка, необходимо не осуждать его, а понимать.

 

1. 3. Правовые аспекты приемной семьи

 

В России издавна было принято брать детей-сирот  на воспитание в семьи. Так в начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких  семей, в которых содержалось  более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. В последующем устройство детей сирот на воспитание в семью существовало в различных формах (патронаж, патронат) – как в дореволюционной России, так и после 1917 г., в РСФСР. В послевоенный период в РСФМР передача детей на воспитание в семьи стала нечастым явлением из-за отсутствия возможности у государства оказывать материальную помощь патронатной семье, и патронат стал сливаться с опекой (попечительством). В течение последнего десятилетия практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью стала возрождаться, первоначально в виде создания детских домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств [10].

До принятия Семейного кодекса, в Российской Федерации применялись различные  формы устройства детей оставшихся без попечения родителей. К настоящему времени есть следующие формы устройства детей: усыновление, опека и попечительство, воспитание в интернатных учреждениях. Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом конкретном случае должна быть устроена судьба ребенка.

Приемная  семья - довольно новая для России форма семейного воспитания. Узаконена  она была в 1996 году с момента принятия Семейного кодекса. Специальная  глава 21 СК посвящена правовым вопросам организации приемной семьи, а затем  появилось Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства  РФ № 829 от 17 июля 1996 г. Прообразом этой формы семейного воспитания явились  детские дома семейного типа, возникшие  в 1988 году.

Современная правовая модель приемной семьи вобрала  в себя лучший опыт дореволюционной  России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой - имеет только ей присущие особенности [16].

Главным отличием приемной семьи от других форм воспитания детей, оставшихся без  родительского или иного попечения, является особый юридический состав, лежащий в основе возникновения  правоотношений между приемными  родителями и приемными детьми, с  одной стороны, и органами опеки  и попечительства – с другой. Приемная семья образуется на основании  договора о передачи ребенка (детей) на воспитание в семью. По порядку  заключения и содержанию названный  договор отличается от других гражданско-правовых договоров.

Во-первых, его отличает специальный состав. Заключить данный договор могут  только лица, указанные в Семейном Кодексе и Положении о приемной семье: органы опеки и попечительства, с одной стороны, и будущие  приемные родители – с другой.

Во-вторых, хотя стороны вступают в договорные отношения по взаимному волеизъявлению, они не могут определять свои будущие  права и обязанности произвольно.

В-третьих, объектом указанных правоотношений является воспитание и содержание приемных детей. Обязанности у приемных родителей  возникают по отношению к ребенку, который сам выступает субъектом  правоотношений и наделен соответствующими правами. Без согласия ребенка, достигшего 10 лет, заключить данный договор  невозможно.

В-четвертых, отношения, складывающиеся на основании  договора, ограничиваются заранее оговоренным  сроком. На воспитание в приемную семью  передается ребенок (дети), не достигший  совершеннолетия, на срок, предусмотренный  договор [22].

Заключению  договора предшествует процедура подбора  приемных родителей и ребенка. Приемными  родителями могут совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

    1. лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
    2. лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
    3. лиц отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;
    4. бывших усыновителей, если усыновление, отменено судом по их вине;
    5. лиц имеющих заболевание, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Подбор  приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства при соблюдении требований предусмотренных  Семейным Кодексом РФ для назначения опекунов и попечителей, т.е. учитываются  личные качества будущих приемных родителей, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, отношение членов их семьи к принятию ребенка на воспитание, отношения между ребенком и будущими приемными родителями [7].

Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения  родителей, именуются приемными  родителями, ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется  приемным ребенком, а такая семья  — приемной. Общее число детей  в такой семье, включая родных и приемных, как правило, не должно превышать 8 человек. Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями  опекуна (попечителя). Орган опеки  и попечительства оказывает необходимую  помощь приемным родителям и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) [16].

На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и представляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государство оплачивает и труд приемных родителей как воспитателей. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновение между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений [13].

Обязанности органа опеки и попечительства по материальному обеспечению приемной семьи определяются разделом IV Положения о приемной семье [3].

Орган опеки  и попечительства вправе контролировать исполнение приемными родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию  ребенка (детей).

Так, в  соответствии с Положением о приемной семье органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества, в  том числе жилого помещения ребенка (детей) обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью, а приемные родители ведут учет расходов по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей).

Вместе  с тем указанное Положение  не закрепляет каких-либо правил контроля за исполнением приемными родителями обязанностей по воспитанию детей - не определена периодичность проверок, их содержание и т.п. Соответствующие нормы, к сожалению, отсутствуют и в общих положениях об опеке и попечительстве, закрепленных в гражданском, а также в семейном законодательстве [4].

Передача  на воспитание в приемную семью ребенка  с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, а также ребенка-инвалида возможна только по желанию лиц, имеющих  для этого необходимые условия, главным образом финансового  и материально-бытового характера. В заключении органа опеки и попечительства о возможности конкретных лиц быть приемными родителями должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий (п. 9 Положения о приемной семье).

На каждого  ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного  другого аналогичного учреждения передает приемным родителям следующие документы:

    1. свидетельство о рождении;
    2. выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья;
    3. справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения);
    4. документ об образовании (для детей школьного возраста); документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
    5. справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;
    6. опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним; копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении

Указанные документы передаются непосредственно  приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (п. 25 Положения  о приемной семье) [14].

Приказом  Минздравмедпрома РФ и Минобразования РФ от 25 декабря 1995 г. N 369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» утверждены Положение об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта РФ и Форма медицинского заключения, выдаваемого государственными учреждениями системы здравоохранения, по результатам проведенного независимого медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью. Порядок направления на экспертную медицинскую комиссию для медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью, определяется руководителями органов управления здравоохранением и органов управления образованием субъектов РФ [2].

Приемным  родителям представляется медицинское  заключение экспертной медицинской  комиссии о состоянии здоровья ребенка.

При необходимости  они имеют право на независимую  экспертизу состояния его здоровья, но только в медицинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию [21].

В п. 4 статьи 154 СК РФ установлено, что ребенок, передаваемый в приемную семью, сохраняет право  на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты и  компенсации. Так, Законом о трудовых пенсиях в Российской Федерации (ст. 9, 16) и Федеральным законом  «О государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации» (ст. 5, 11) предусмотрено, что на детей, оставшихся без попечения  родителей (в том числе переданных в приемную семью), может быть назначена  трудовая пенсия по случаю потери кормильца  или при полном отсутствии у умершего кормильца трудового стажа или  в случае наступления его смерти вследствие совершенного им умышленного  уголовно наказуемого деяния или  умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в  судебном порядке социальная пенсия в связи со смертью кормильца [5].

Государственные пособия полагаются детям в связи  со смертью их родителей в установленных  законодательством случаях. В частности, такие пособия выплачиваются  детям погибших при исполнении служебных  обязанностей: военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы; спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований; сотрудников милиции; сотрудников налоговой полиции; должностных лиц таможенного  органа РФ; прокуроров и следователей; судей; судебных приставов; военнослужащих и работников Государственной противопожарной  службы (ст.138 СК). Кроме того, на детей, переданных в приемную семью, должны выплачиваться и иные государственные  пособия, полагающиеся гражданам, имеющим  детей, в соответствии с Законом  о государственных пособиях гражданам, имеющим детей [4].

Причитающиеся приемному ребенку (детям) выплаты  и компенсации перечисляются  на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении (п. 26 Положения о приемной семье). Вопрос о перечислении приемным родителям  взыскиваемых по решению суда алиментов  на ребенка может быть решен судом  по заявлению приемных родителей  в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК (п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. N 10 [1].

Алименты, пенсии и пособия, выплачиваемые  детям, находящимся в приемной семье, поступают в распоряжение их приемных родителей как законных представителей. Полученные суммы расходуются приемными  родителями на содержание, воспитание и образование ребенка, но с учетом ограничений, установленных гражданским  и семейным законодательством для  опекунов и попечителей [3].

При передаче в приемную семью за ребенком сохраняется  право собственности на жилое  помещение или право пользования  жилым помещением (п. 4 ст. 154 СК). Собственником  жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать  на основании его наследования по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи.

Информация о работе Воспитания и правовые аспекты воспитания приемных детей в семье