Воспитания и правовые аспекты воспитания приемных детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении особенностей воспитания и правовых аспектов воспитания приемных детей в семье.
Задачи:
изучение педагогической и правовой литературы по теме исследования;
провести анализ правового регулирования порядка образования приемной семьи, а также особенности воспитания ребенка в приемной семье;
разработать консультации и программы помощи родителям и детям в приемной семье, а также выработать рекомендации по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 65.01 Кб (Скачать файл)

Необходимо  предоставить возможным совмещения формы приемной семьи и патроната. То есть, когда будущие приемные родители приняли решение взять ребенка на воспитание, после получения разрешения органа опеки и попечительства и знакомства с ребенком, необходимо установить определенный срок, в течение которого ребенок будет привыкать к новой семье. В это время приемные родители берут ребенка в семью на несколько дней, например, на выходные, праздничные или дни каникул. Этот период будет у каждого ребенка разный и зависит от возраста, характера, опыта прошлой жизни.

После выхода из интерната или детского дома ребенку  очень трудно приспособиться к жизни  в семье. Ему сложно осознать, что  за стенами интерната он может  быть кому-то не безразличен. Он не знает, как себя вести в новой семье. В зависимости от того, в каких  условиях жил раньше ребенок, у каждого  будет разное поведение. Кто-то будет  пребывать в приподнятом, возбужденном состоянии и стремится все  посмотреть, потрогать, а если кто-то есть рядом, попросить показать, рассказать о том, что вокруг. Под влиянием новых впечатлений может возникнуть перевозбуждение, суетливость, желание  порезвиться. А кто-то в новой  обстановке испугается, будет прижиматься  к взрослому, пытаясь как бы заслониться (уберечься) от нахлынувшего потока впечатлений. Кто-то бегло скользнет взглядом по предметам и вещам, опасаясь дотронуться  до них. Получив из рук взрослого  какую-то одну вещь, прижмет ее к  себе или спрячет в укромное место, боясь потерять.[25]

При совмещении формы приемной семьи и патроната  для ребенка помещение в новую  семью не будет таким сильным  стрессом. За пару дней пребывания вместе как для ребенка, так и для  приемной семьи привыкание и “узнавание”  друг друга будет проходить легче. Такая форма поможет ребенку  понять функции членов семьи, получить навыки общения со взрослыми, получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у будущей  семьи, но и во время его нахождения в том учреждении, где он проживает, т.к. между ними вероятно возникнет  переписка, телефонные контакты, таким  образом у ребенка появляется "родственник" и друг, что делает ребенка не таким одиноким, повышает самооценку ребенка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Для родителей это хороший способ присмотреться к ребенку, понять, верно ли принятое решение. В результате, когда настанет время забрать ребенка уже в знакомую ему семью на постоянное проживание, он будет уверен, что новые родители его любят и ждут.

Если  адаптация в новой семье прошла удачно, то ребенок ничем не будет  отличаться от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Положительный  опыт проживания в семье поможет  сгладить психологические последствия  от предыдущего негативного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:

1) изучена педагогическая и правовая литература по теме исследования;

2) проведен анализ правового регулирования порядка образования приемной семьи, а также выявлены особенности воспитания ребенка в приемной семье;

3) разработаны консультации и программы помощи родителям и детям в приемной семье, а также выработаны рекомендации по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями.

Приемная  семья - довольно новая для России форма семейного воспитания. Узаконена  она была в 1996 году с момента принятия Семейного кодекса. Специальная  глава 21 СК посвящена правовым вопросам организации приемной семьи, а затем  появилось Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства  РФ № 829 от 17 июля 1996 г.

В настоящее  время действуют Правила создания приемной семьи и осуществления  контроля за условиями жизни и  воспитания ребенка (детей) в приемной семье утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423. указанный документ содержит нормативные  положения по контролю за созданием  и работой с приемными семьями, включая рекомендации по ведению  отчетности приемными родителями.

Приемная  семья – форма устройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью  между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами  или отдельными гражданами).

Договор о передаче ребенка заключается  между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Он должен предусматривать все возможные  условия содержания, воспитания и  образования ребенка, права и  обязанности, как ребенка, так и  его приемных родителей, а также  основания для прекращения действия данного договора.

Рассмотрев  существующие нормативные документы  о приемной семье, можно сделать  вывод, что федеральное положение  решает общие вопросы создания приемной семьи. Вопросы материального и  жилищного обеспечения перекладываются  на плечи органов местного самоуправления, что заранее определяет зависимость  благополучия приемной семьи от экономической  ситуации в регионе, где она проживает.

При усыновлении  ребенка приемным родителям понадобится умение создать для него благоприятную семейную обстановку. Это значит, что они должны не только помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях и почувствовать себя полноправным членом усыновившей его семьи. Вместе с тем новые родители должны способствовать тому, чтобы ребенок мог понять свою родную семью и не прерывать контактов с ней, поскольку довольно часто детям очень важно знать, что у них все-таки есть родные родители, являющиеся как бы составной частью их представлений о самих себе.

Наблюдения  за ребенком и констатация его  особенностей без учета предшествующих условий жизни, без динамики, качества достижений и недостатков в его развитии могут привести к серьезной ошибке. Такое заключение может навсегда лишить ребенка возможности войти в новую семью.

           Заключение психолога должно помочь людям выбрать для осиротевшего ребенка такое окружение, которое бы оптимально помогло его развитию.

Психологическое обследование проходят также и претенденты, которые пожелали взять на воспитание ребенка. Однако многие люди удивляются и даже считают себя оскорбленными из-за того, что они должны подвергнуться психологическому обследованию. Если супруги или одинокий человек действительно хотят иметь в своей семье ребенка и являются разумными людьми, то они легко понимают значение и необходимость психологического обследования. Если претенденты отказываются от своего замысла взять на воспитание ребенка только из-за нежелания проходить психологическое обследование, то вполне очевидно, что их потребность иметь ребенка не является достаточно сильной, а возможно, и искренней. В подобном случае будет значительно лучше, если эти люди откажутся от своего намерения.

Таким образом, цели и задачи, поставленные в ходе исследования, достигнуты. Гипотеза о  том, что специально разработанная программа помощи семьям, имеющим приемных детей, может быть использована в организации работы органов опеки и попечительства, - подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Нормативно-правовые документы

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», «Российская газета» от 10 июня 1998 г.

2. Приказ Минздравмедпрома РФ и Минобразования РФ от 25 декабря 1995 г. NN 369, 641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» // «Российские вести» от 24 апреля 1996 г., N 77

3. Семейный кодекс РФ N 223-ФЗ от 29.12.1995

4. Статья 154 Семейного кодекса РФ и пункте 20 "Положения о приемной семье", утвержденного Постановлением Правительства РФ № 829

5. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» , «Российская газета» от 20 декабря 2001 г.

 

Научная и учебная литература

6. Антонов А.И. Социология семьи: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 275 с.

7. Арутюнян Г.В. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения // Актуальные вопросы административного и финансового права. Сборник научных трудов. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2010. – 264 с.

8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб: Издательство Питер, 2008. - 304 с.

9. Государев Н. А. Психология и педагогика: Учебное пособие, -М; 2009.-242с.

10. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками.- Ростов:  «Феникс», 2009.- 288 с.

11. Дружинина Т.И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). М., 2009. -159 с.

12. Лазаренко А.М. Приемная семья и патронат как семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Право и образование. - М., 2007, № 7. – 189 с.

13. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2007. —269 с.

14. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. - М.: Наука, 2008, № 5. – 238 с.

15. Мудрик А. В. Воспитание. — М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 2006. -472 с.

16. Нечаева А. М. Семейное право. Курс лекций. М., 2008. - 328.

17. Рыбинский Е. М. Все дети наши / Е. М. Рыбинский, Г. С. Красницкая. -М.: Издательство «Дом» Российского детского фонда, 2008. - 320 с.

18. Смагина Л.И. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов. -М., Университет, 2008. -244 с.

19. Столяренко Л.Д.  Основы психологии. Издание 3-е, переработанное и дополненное. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. -672 с.

20. Хомякова А.А. Стадии адаптации в приёмной семье ребёнка оставшегося без родителей, и их связь с возрастными периодами развития.- Тезисы второй всероссийской научной конференции: Психологические проблемы современной российской семьи. - 3 ч. - М., 2007.- 560с.

21. Цветков В.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации. - Омск, 2009. -216 с.

 

 

Интернет

22. http://www.pravo.vuzlib.org/book_z1077_page_51.html

23. http://psyera.ru/3965/priemnye-deti-i-priemnye-roditeli

24. http://www.kitezh.org/RUS/school-foster-parent/474.html

25. http://bibliofond.ru

 

 


Информация о работе Воспитания и правовые аспекты воспитания приемных детей в семье