Воспитания и правовые аспекты воспитания приемных детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении особенностей воспитания и правовых аспектов воспитания приемных детей в семье.
Задачи:
изучение педагогической и правовой литературы по теме исследования;
провести анализ правового регулирования порядка образования приемной семьи, а также особенности воспитания ребенка в приемной семье;
разработать консультации и программы помощи родителям и детям в приемной семье, а также выработать рекомендации по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 65.01 Кб (Скачать файл)

Передача  в приемную семью несовершеннолетнего  ребенка, оставшегося без попечения  родителей, не влечет за собой прекращение  права собственности на принадлежащее  ему имущество, в том числе  и на жилое помещение.

В таких  случаях осуществляется регистрация  места пребывания ребенка в жилом  помещении, занимаемом приемной семьей.

Основанием  для этого являются документы, удостоверяющие личность приемных родителей и ребенка  и подтверждающие факт передачи ребенка  в приемную семью.

Последующее снятие ребенка с регистрационного учета возможно только с разрешения органа опеки и попечительства [12].

Если  дети, оставшиеся без попечения родителей  и находящиеся в приемной семье, не имеют закрепленного жилого помещения, то по окончании пребывания в приемной семье они имеют право получить вне очереди жилое помещение  площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК и п. 1 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязанность обеспечивать контроль за использованием и сохранностью жилого помещения  или иного имущества ребенка  возложена на органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что правоотношения, связанные с правовым режимом  приемной семьи имеют многогранный характер и регулируются нормами  различных отраслей права.

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ РАБОТА С ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ

 

2. 1. Разработка консультаций, бесед программ помощи родителям и детям в приемной семье

 

В современном  российском обществе проблема сиротства  все больше привлекает внимание государства, ученых, социальных служб. Становится очевидно, что эффективно помочь детям-сиротам  и детям, оставшимся без родительского  попечения, можно только в условиях семьи, восстанавливая семейные роли и  восполняя потребности детей  в личностно значимых индивидуальных отношениях. В России возрождается ценность приемной семьи как мощного  института социализации,  адаптации  и развития детей, оставшихся без  родителей.

Можно выделить несколько этапов в формировании приемной семьи: первый этап - решение  вопросов, касающихся непосредственно  формирующей приемной семьи. Важно  найти не идеальных людей, а тех, кто по-доброму относится к детям. Приемным родителям важно осознать, что у них есть время и эмоциональное место для приемного ребенка.

На первом этапе формирования приемных семей  необходимо поговорить с собственными детьми будущих приемных родителей, выяснить их настрой на появление  в семье новых членов семьи. Важно, чтобы были решены такие проблемы в семье: как родители предполагают оставлять ребенка на время ухода их на работу, что он будет делать один дома.

Следующий важный этап формирования приемной семьи, это этап, касающийся определения (выделения и понимания) проблем приемного ребенка и способов их решения. Следует учесть, что многие дети в приемную семью приходят из «трудных» семей и поэтому несут в себе их особенности и их проблемы. Поэтому приемные родители должны настроиться на то, что

им, вполне вероятно, придется сначала решать застарелые проблемы своих приемных детей и только тогда переходить к реализации своих воспитательных задач, которые они определили для себя еще до момента усыновления ребенка. Без этого процесс установления благоприятного психологического климата в семье и доверительных отношений между новыми родителями и приемными детьми не будет плодотворным [23].

Приемным родителям следует иметь в виду, что им придется столкнуться с двойным грузом психологических трудностей в семейных взаимоотношениях. В этой связи появляется проблема, актуальная главным образом для приемных семей, - проблема специального обучения приемных родителей.

В таком  обучении можно выделить два взаимосвязанных этапа: до усыновления и после принятия ими решения об усыновлении и осуществлении этого решения. Каждый из этих этапов принципиально отличается в содержании обучения приемных родителей.

Обучение  приемных родителей до принятия ими  на воспитание ребенка предоставляет  им время для того, чтобы еще  раз взвесить те последствия, которые повлечет за собой принятие на себя обязанностей по воспитанию чужих детей. Обычно соответствующая программа ориентируется на взаимодействие приемных родителей и официальных учреждений, проблемы, обусловленные возникновением у ребенка ощущения оторванности от родной семьи и связанных с этим эмоциональных переживаний, а также общение с родными родителями ребенка (если такая возможность имеется). Это обучение помогает приемным родителям решить для себя, сумеют ли они справиться с тем нелегким бременем, которое добровольно на себя возлагают.

Обучение  приемных родителей после принятия ими на воспитание чужого ребенка ориентируется главным образом на вопросы развития детей, методы поддержания семейной дисциплины и управления поведением, навыки взаимодействия и проблемы отклоняющегося поведения. Столь различная ориентация этих двух видов обучения приемных родителей объясняется тем, что повседневная жизнь с чужим ребенком накладывает большой отпечаток на всю семейную жизнь. Приемным родителям необходимо хорошо понять необходимость обучения и использовать в первую очередь ту информацию, на которую они могут непосредственно опираться в своей повседневной практике. Среди проблем, на которые должно быть обращено особое внимание, можно отметить следующие:

  1. обучение родителей взаимодействию с детьми, имеющими эмоциональные, физические или умственные отклонения;
  2. освоение родителями навыков взаимоотношений с детьми, испытывающими трудности в учении;
  3. усвоение информации и овладение специальными умениями о взаимодействии с подростками (особенно ранее судимыми);
  4. приобретение необходимых навыков для установления контакта с детьми раннего возраста;
  5. освоение опыта взаимодействия и оказания необходимой психологической поддержки безнадзорным детям, испытавшим на себе жестокое обращение взрослых.

При обучении приемных родителей (как, впрочем, и родителей родных) следует ориентировать их на то, что такая подготовка не может быть поверхностной и краткосрочной и немедленно давать практические результаты. Родительской профессии им придется обучаться всю жизнь, потому что ребенок растет, изменяется, а поэтому должны изменяться и формы взаимодействия с ним, и виды педагогических воздействий. Кроме того, приемный родитель, принимая на воспитание чужого ребенка, должен понимать, что ему будет просто необходимо делиться своим опытом с другими заинтересованными лицами, включая работников социальных служб. Приемные родители, планируя свою деятельность в соответствии с потребностями ребенка, должны уметь работать вместе с консультантами, врачами, педагогами и другими специалистами, чтобы научиться разрешать те проблемы, с которыми им придется столкнуться в воспитании приемных детей, и устранять те трудности, которые закономерно возникают в любой семье [23].

Для помощи кандидатам, которые хотели бы создать  приемную семью, разработана программа  обучения и поддержки приемных родителей. Программа рассчитана на минимальный  уровень знакомства с психологическими и педагогическими идеями, теориями и ценностями и позволяет помочь будущим приемным родителям самостоятельно решать возникающие проблемы с детьми.

Система обучения является достаточно гибкой к запросам и уровню профессиональной и личностной подготовки кандидатов, а также опирается на конкретный практический опыт, который должен получить кандидат при подготовке к  важному шагу в своей жизни.

Занятия носят дискуссионный характер, ориентированы  на практическое применение полученных знаний, актуализируют собственный  жизненный опыт обучающихся.

Цели программы обучения и поддержки приемных родителей:

  1. дать педагогические и психологические знания в области психологии сиротства, типичных проблем детей, оставшихся без родительского внимания, знания об этапах адаптации ребенка в семье;
  2. сформировать навыки саморефлексии и умения анализировать причины возникших проблем, развить умения искать глубинные причины поведения ребенка;
  3. дать навыки профессионального самоконтроля, восстановления и создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, сформировать умение организовывать и рационально использовать собственные усилия в воспитании;
  4. сформировать ценностные отношения к полученным знаниям о приемной семье, труде приемного родителя и личности ребенка, попавшего в приемную семью.

Предлагаемый  круг тем для осуждения является обязательным минимумом для кандидатов, желающих создать приемную семью.

  1. Дети: что в них происходит (особенности возрастного развития).
  2. Профессиональный родитель (в чем его отличие от обычного родителя, почему недостаточно «просто любить детей»). Основные правила взаимодействия. Основные мифы родителей, которые хотят стать приемной семьей, и что с мифами делать.
  3. Дети-сироты: обычные и необычные дети (типичные проблемы, с которыми может столкнуться приемный родитель). Особенности развития интеллектуальной,  эмоциональной, волевой сферы детей – сирот, особенности мотивации к деятельности и самооценки. Проблемы доверия, смысла жизни и планов на будущее.
  4. Мир, в котором живет ребенок, или как не говоря лишних слов создать комфортную и безопасную обстановку доверия: еда, место для сна, семейные традиции, быт, окружающая обстановка.
  5. Что такое ресурсы личности у детей-сирот: на что можно опереться в воспитании ребенка в приемной семье.
  6. Стадии адаптации ребенка в приемной семье. Возраст и трудности в адаптации в семье.  Опыт прежней жизни в семье.
  7. Семья и роли. Кем может стать в семье ребенок и почему не надо требовать, чтобы он сразу называл Вас  «мамой» или «папой». Полная и неполная семья.
  8. Прошлый опыт ребенка. Можно ли изменить личную историю? Методика создания «книги жизни».
  9. Физическое развитие ребенка. Патологии в развитии детей и как их заметить.
  10. В помощь приемному родителю: арт-терапия, плей-терапия, терапия искусством.
  11. Опросы социально - бытового обеспечения ребенка (собственность, паспорт, установление гражданства, прописка, пенсия, льготы и т.д.).
  12. Школа и обучение. Сотрудничество с педагогами и завучем.
  13. Будущая профессия.

По окончании  курса каждый кандидат проходит заключительные испытания, которые состоят в  собеседовании по темам, включенным в программу обучения. Основанием для положительной оценки является:

  1. Предъявление психолого-педагогических знаний.
  2. Наличие мотивации к профессиональному росту и демонстрация навыков саморефлексии, самоанализа и психолого-педагогического анализа собственной воспитательной деятельности.
  3. Ценностные ориентации кандидатов, проявившиеся в процессе разрешения  проблемных ситуаций.

 

2. 2. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемной семьей

 

Дети  лишаются родителей в совершенно разном возрасте и на разных этапах развития. Это обстоятельство определяет круг проблем, с которым сталкивается воспитатель или приемный родитель в общении с ребенком-сиротой. Во время проживания с родными  родителями в неблагополучной семье  или в приюте разного рода потребности  ребенка подвержены депривации. Это  приводит к тому, что дети приобретают  ряд психологических проблем. Они  могут лишены чувства базового доверия  к миру, замкнуты или, напротив, импульсивны, истеричны в проявлениях радости  и боли, депрессивны.

Ребенок попадает в новые условия приемной семьи с багажом негативных воспоминаний и опыта. Предыдущий негативный опыт ребенка в общении со взрослыми  не позволяет ему быстро и успешно  адаптироваться к новой среде.

Адаптация к новым условиям может быть продолжительна, болезненна и порой непредсказуема. Для того чтобы сделать этот процесс  менее болезненным и более успешным как для ребенка, так и для приемных родителей, как уже говорилось выше, будущие приемные родители проходят подготовку, в том числе обязательный курс психологической подготовки и индивидуальное собеседование с психологами, в школе для приемных родителей. Хотя в настоящее время законодательство не предусматривает обязательного прохождения кандидатами в усыновители, опекуны (попечители) и приемные родители специальной подготовки к приему ребенка на воспитание, но субъект РФ может регламентировать требование о прохождении гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, дополнительной подготовки. Индивидуальные консультации и групповые занятия помогают гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью, повысить уровень информированности, сформулировать более осознанную и ответственную мотивацию своего решения, получить психологическую и правовую поддержку. [20]

Своевременная и грамотная подготовка граждан, желающих принять ребенка в свою семью, позволит снизить риски возникновения  проблем, связанных с воспитанием  детей в новой семье, в том  числе снизить процент случаев  отмены решений о передаче ребенка  на воспитание в семью и возвращения  детей из принимающей семьи, что  является пагубным для психического состояния ребенка.

Помимо  подготовки граждан, желающих принять  ребенка на воспитание в семью, существует отдельная проблема – это подготовка самих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к помещению  в принимающую семью. К сожалению, такая подготовка не регламентируется законодательством. Необходимо активизировать работу в этом направлении, формы  и методы подготовки самих детей  должны быть разработаны и стать  неотъемлемой частью системы помощи детям, оставшимися без попечения  родителей.

Информация о работе Воспитания и правовые аспекты воспитания приемных детей в семье