Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 22:10, курсовая работа
Цель написания моей курсовой работы состоит в выявлении и обосновании условий повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях НПО.
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в учреждениях НПО.
Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в учреждениях НПО.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи:
конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в системе НПО;
выявить условия и тенденции, определяющие эффективность воспитательной работы;
изучить технику планирования воспитательной работы;
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений начального профессионального образования (НПО), как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности личности.
Начальная профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.
Данную тему исследования я считаю наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как именно от воспитательной работы в учреждениях НПО зависит уровень развития личности молодого рабочего, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических и других качеств, а, следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие.
Цель написания моей курсовой работы состоит в выявлении и обосновании условий повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях НПО.
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в учреждениях НПО.
Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в учреждениях НПО.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи:
В написании курсовой работы я использовала следующие методы:
При написании курсовой работы было использовано достаточно много разнообразной литературы. Опорную информацию в написании теоретической части курсовой работы составили следующие учебники: «Профессиональная педагогика» под редакцией С.Я. Батышева, «Педагогика профессионального образования» под редакцией В.А. Сластенина. Также было использовано много различной периодической литературы - это, в основном, журналы «Профессиональное образование» и др.
Глава I. Теоретическая часть
Основы
организации воспитательного
Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению организации воспитательного процесса, необходимо обозначить: что такое воспитательный процесс и каковы особенности его организации.
1.1. Понятие воспитательного процесса, его содержание и особенности организации
Воспитание - это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях, специально подготовленными для этого людьми.
Воспитательный процесс образовательного учреждения - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.
В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника - происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Такое взаимодействие может организовать лишь педагог-мастер.[5-с.11]
Воспитательный процесс образовательного учреждения - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.
Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение ребенка и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и присвоение культуры являются при этом слагаемыми процесса воспитания, а знания о мире, отношение к нему и умение взаимодействовать с ним составляют содержание воспитания. В этом вхождении двух субъектов воспитательного процесса в контекст культуры решающую роль играет момент их взаимодействия.
В Госстандарте
НПО указаны единые требования, которые
позволяют смоделировать
Педагог профессионального обучения должен понимать прямую взаимосвязь организации учебно-воспитательного процесса и его согласования с возможностями обучаемых в рамках ГОСа. Подготовка молодежи по избранной специальности должна проводиться на основе личностно ориентированного обучения. Практика показывает, что единые требования к обязательному минимуму получаемых знаний всегда выполняются там, где для учащихся создана атмосфера последовательного и целенаправленного их включения в решение учебно-воспитательных и производственных задач разной сложности. Посильность и постепенность позволяют использовать обучение как способ развития и воспитания личности. [16-с.10,11]
Воспитательная работа может использоваться в двух значениях, как воспитательная работа педагога-воспитателя, и как воспитательная работа образовательного учреждения.[ 7-с.26]
Специфические особенности организации воспитательного процесса будут зависеть от ряда факторов:
Во-первых, от характеристики самого образовательного учреждения, т.е. назначения педагогической системы.
Во-вторых, от системы условий и влияний, создаваемых образовательным учреждением для развития и самореализации личности обучающегося.
Воспитательная работа в
профессиональных учебных заведениях
имеет свои особенности. Здесь идет
продолжение воспитательного
Получения подростками 16-17 лет рабочей профессии является эффективной формой их ранней социализации и социальной защищенности.
Оптимальной считается такая организация учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает в максимально возможной мере решение всего комплекса задач обучения, воспитания и развития при минимально необходимых расходах времени, усилий педагога и учащихся.
1.2. Система начального профессионального образования
Начальное профессиональное образование - это основание всей пирамиды подготовки кадров.
Система начального профессионального образования - это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предысторию, свою логику развития.[3-с.2]
Основной целью данной системы является подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно - полезной деятельности на базе неполного или основного общего образования.
Главная задача учреждений НПО заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении начального профессионального образования, достижения специальности. Также учреждения НПО призваны обеспечивать качественную подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.[11]
Система начального профессионального образования призвана:
[3-с.2]
1.4. Изучение эффективности
воспитательной работы и
Итак, как было сказано выше, роль начального профессионального учебного заведения не ограничивается только образованием. Большое значение имеет и воспитательная работа. Если образовательный процесс можно как-то оценить, например, система баллов, то оценка эффективности воспитательной работы всегда вызывала большие трудности. В качестве критериев предлагались и уровень воспитанности, и нравственность, и степень развития личности и коллектива. Но ни один из этих и других критериев не стал оптимальным. Сложность объясняется тем, что на личность влияет как прямо, так и косвенно множество факторов, учесть которые вряд ли возможно. Кроме того, оценка качества воспитательной работы сложна и ввиду отсроченности результатов и размытости границ учебной воспитательной деятельности.[2-с.2]
Условно можно выделить две группы критериев: критерии процесса и критерии результата, которые тесно взаимосвязаны.
Критерии процесса включают:
- объем и содержание воспитательной работы;
- необходимость и достаточность, педагогическая целесообразность мероприятий, равномерное распределение их по времени;
- общественная активность.
Критерии результата включают:
- качество педагогических условий;
- нарушение дисциплины и устава учебных заведений;
- свойства личности.
Важно не только выделить показатели, но и определить приоритеты одних перед другими, т. е. придать им весовой коэффициент, который зависит от места, занимаемого каждым из них в общей оценке деятельности коллектива. Несомненно, самой важной характеристикой является качество педагогических условий, как важнейшего фактора успешности в обучении, воспитании и развитии личности учащихся.
Специфический способ организации воспитательного процесса в учреждения НПО отражает воспитательная система как наиболее значимая организационная сторона воспитательной деятельности. Главное предназначение воспитательной системы в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности учащихся.
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Общая способность содействовать развитию личности представляется как целое, складывающееся из отдельных способностей, таких, как: способность выдвинуть и обосновать цель воспитательного процесса; способность организовать жизнедеятельность сообщества учащихся в максимальной степени благоприятную для самореализации и самоутверждения личности; способность создать в учреждении образования и за его пределами развивающую среду, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную.
Воспитательная система - развивающееся явление. Она создается, совершенствуется, регрессирует, обновляется, умирает. Развитие системы - процесс управляемый. Чтобы успешно управлять ее развитием, надо ясно представлять закономерности, тенденции и этапы этого процесса.
Процесс развития воспитательной системы становится наиболее эффективным при условии, что в идеологию системы заложены идеи свободы выбора, личного достоинства, терпимости и взаимной ответственности.[16-с.12]
Нельзя не учитывать, что
большая роль в организации изучения
эффективности воспитательного
процесса и воспитательной системы
принадлежит администрации
Она обеспечивает:
- плановость изучения и состояния воспитательного процесса;
- проведение обследования по определённой проблеме с привлечением всех участников педагогического процесса;