Воспитательная работа в учреждениях НПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Цель написания моей курсовой работы состоит в выявлении и обосновании условий повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях НПО.
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в учреждениях НПО.
Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в учреждениях НПО.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи:
конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в системе НПО;
выявить условия и тенденции, определяющие эффективность воспитательной работы;
изучить технику планирования воспитательной работы;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 66.38 Кб (Скачать файл)

Организация работы с родителями в лицее строится в соответствии со следующими целями:

1) просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. Здесь активно используется такая форма работы как родительское собрание. Темы собраний не сводятся только с ознакомлением родителей об успеваемости, посещаемости и дисциплине. Темы подобраны грамотно и целенаправленно. Одни из них это - «Воспитание здорового в нравственном и физическом отношении человека», «Как наладить общение с ребенком в семье», «Любовь в семье», «Необходимость семейных традиций в жизни ребенка» и др.:

2) консультативная - совместный педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения учебных навыков. Многие классные руководители проводят тестирования, анкетирования среди родителей; во всех группах используется такая форма работы как «телефон доверия», работает консультативный пункт для родителей, проводятся вечера вопросов и ответов;

3)  коммуникативная - это обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, взаимодействия детей и родителей. В лицее проводятся совместные собрания детей и родителей; приглашения родителей для выступления перед учащимися группы о своей профессии; мини-сочинения о своих детях на собраниях, участия родителей в общелицейском родительском комитете и др. формы работы.

Воспитательная  работа лицея включает в себя различные  виды деятельности. Это:

      • интеллектуальная;
      • познавательная;
      • трудовая;
      • художественная;
      • творческая;
      • физкультурно-оздоровительная.

Я пришла к выводу, что  реализация данной деятельности должна осуществляться при выполнении следующих  условий: организация интересной внеурочной работы; использование в работе опыта  родителей; развитие сотрудничества между  учащимися, педагогами, мастерами п/о  и родителями.

 

2.2. Приоритетные  направления воспитательной работы

Большое внимание в лицее  уделяется гражданско-патриотическому воспитанию. Что, я считаю, очень важно, т.к. в нем объединены: гражданское, правовое, патриотическое, семейное воспитание. Воспитывать патриотизм на лозунгах документальных фактах не принесет желаемого результата. Только активное включение воспитанников в подготовку и участие в мероприятиях помогает становлению патриотического сознания.

В лицее №22 проводятся следующие виды деятельности, которые способствуют воспитанию истинного гражданина:

  1. экскурсии учащихся лицея в музей Боевой Славы ТАИИ, воинских частей;
  2. встреча учащихся лицея с военнослужащими;
  3. традиционные встречи учащихся лицея с воинами ВОВ, Чеченской, Афганской войн;
  4. Вахты Памяти, участие в районных, городских, областных возложениях к братским захоронениях;
  5. проведение военно-спортивного праздника для юношей «Мы парни бравые», посвященного Дню Защитника Отечества;
  6. проведение традиционных литературно-музыкальных композиций, посвященных Дню Победы.

Не последнее место  в воспитательной работе лицея отводится профилактике употребления психотропных средств, работе по правовому воспитанию и профилактике правонарушений.

Я думаю, что такие профилактические мероприятия необходимы и очень  важны, т.к. способствуют формированию у учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ; раннему выявлению  и диагностики наркозависимости.

В профессиональном лицее  используются следующие формы работы:

  • выступления психологов центра помощи молодежи «Шанс», валеоцентра перед учащимися и родителями;
  • лекции специалистов-врачей по наркозависимости молодежи;
  • проведение в группах классных часов, бесед откровения по данному направлению;
  • проведение анкетирования среди учащихся лицея с целью выявления отношения молодежи к наркотическим веществам;
  • проведение цикла этических бесед по проблеме наркомании «У книжной полки» в библиотеке лицея;
  • проведение родительских лекториев по теме «Что делать, если ваш ребенок принимает наркотики»;

Для более успешной работы классные руководители изучают личность каждого учащегося и выявляют причины неадекватного поведения  подростков.

  • проведение классных часов, бесед, диспутов в группах по правовой культуре;
  • привлечение «трудных» детей к общегрупповым, общелицейским мероприятия.

В лицее создан совет по профилактике правонарушений, где рассматриваются  вопросы неадекватного поведения  детей, профилактические мероприятия. У зам. директора по воспитательной работе ведутся списки учащихся, состоящих  на внутрилицейском учете.

Разнообразны, на мой взгляд, в лицее и формы работы в  направлении нравственного воспитания. Во всех группах проводятся классные часы, беседы, разговоры-обсуждения, встречи с интересными людьми.

Основная задача проводимых мероприятий - это воспитание всесторонне  развитой личности, развитие творческого  потенциала учащихся, их научных, художественных, технических, спортивных, организационно-коммуникативных  навыков. Особое внимание в лицее  уделяется формированию ценностных ориентаций учащихся в процессе самодеятельного  творчества. Этой работе активно  способствуют все звенья: педагог дополнительного  образования, заместитель директора  по воспитательной работе, библиотека лицея, художник, хореограф и др. Именно во взаимоотношениях в коллективе, в процессе художественной деятельности у учащихся формируются ценностные ориентации. Художественная деятельность в коллективе выступает и как  средство удовлетворения художественных потребностей, и как одна из форм общения, и как путь к самоутверждению  и самовыражению личности.

Формирование  здорового образа жизни - одно из наиболее важных направлений воспитательной работы. Разнообразны формы подачи занятий физической культурой в лицее: урок-соревнование, сюжетный урок, контрольный урок, уроки на открытом воздухе. В лицее создан физкультурный актив.

Спортивно-массовая и оздоровительная  работа в лицее обширна.

Ежегодно с начала учебного года проводится проверка физической подготовки учащихся (это подтягивания, прыжки с места, метание гранаты  и др.). Идет отбор учащихся-спортсменов и комплектуются сборные команды (по волейболу, баскетболу, настольному теннису) для участия команд в областной спартакиаде.

Данная работа способствует укреплению и развитию физических сил, являющихся основой жизнедеятельности  детей.

Одним из направлений воспитательной работы в лицее является ученическое самоуправление. Ученическое самоуправление - это явление, безусловно, сложное, требующее длительной работы педагогического и ученического сообщества. В ситуации самоуправления детей педагоги не должны вмешиваться в межличностные, внутри- и межгрупповые отношения. Однако в профессиональную обязанность педагога как воспитателя входит диагностика состояния этих отношений. Педагоги должны оказывать помощь и поддержку тем детям, которые нуждаются в укреплении собственной позиции.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Участие в самоуправлении способствует формированию у учащихся умения самостоятельно действовать, принимать решения.

Основными задачами самоуправления учащихся являются:

    • защита прав;
    • приобретение лицеистами навыков организаторской, управленческой, юридической и других видов деятельности;
    • совместное решение педагогами и учащимися наиболее значимых вопросов учебно-воспитательного процесса.

В лицее № действует лицейский совет «Мы», деятельность которого сводится к следующему:

      1. Участие учащихся в педсоветах;
      2. Поддержка и помощь в реализации инициативы лицеистов;
      3. Помощь в подготовке и проведении общелицейских мероприятий;
      4. Разрешение конфликтов между педагогами и учащимися;

Самоуправление способствует воспитанию инициативных, сильных, целеустремленных личностей, хозяев своей собственной  жизни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, решены следующие  задачи исследования:

    • проанализировано понятие организации воспитательного процесса в системе НПО, выявлены его особенности;
    • рассмотрены условия и тенденции, определяющие эффективность воспитательной работы;
    • изучена техника планирования воспитательной работы, ее задачи и принципы;
    • проанализированы основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО;
    • выявлены современные социально-педагогические тенденции организации воспитательного процесса в начально-профессиональных учебных заведениях.

Цель написания курсовой работы достигнута - была изучена организация  воспитательного процесса в учреждениях  НПО, выявлены тенденции и факторы, повышающие ее эффективность.

Таким образом, подводя итог практической и теоретической части  моей курсовой работы, можно сделать  вывод, что организация воспитательного  процесса в учреждениях НПО должна охватывать весь педагогический процесс, объединяя обучение, разнообразную  деятельность и общение за пределами  учреждения. Воспитательная работа должна проводиться усилиями всех участников образовательного процесса: администрации, классными руководителями, мастерами  п/о, учащимися и родителями.

В результате взаимодействия всех субъектов воспитательного  процесса происходит формирование активной личности, сочетающей в себе нравственные качества, творческую индивидуальность, социальную активность, гуманное отношение  к людям и всему миру.

Результативность организации  воспитательного процесса во многом зависит от создания педагогически целесообразных программ, методик и технологий, использования потенциала семьи, средств массовой информации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904с.
  2. Болотов В.А. «Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития» Профессиональное образование №9 2000
  3. Бутко Е.Я. «Начальное профессиональное образование: новый этап развития» Профессиональное образование №10 2003
  4. Бутко Е.Я. «Образовательные и экономические стратегии учреждений НПО» Экономика образования №4 2004
  5. Демакова, И.Д. «Воспитательная деятельность педагога» Профессиональное образование №10 2002
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г// Профессиональное образование №4 2001
  7. Радовская А.И. «Система начального профессионального образования -инновационное развитие» Профессиональное образование №5 2001
  8. Рыкова Е.А. «Новые педагогические исследования» Профессиональное образование №4 2003
  9. Якуба Ю.А. «Систематизированный сборник нормативных документов»

            М. Академия, 1999

  1. Ферцев А.С. «Критерии оценки уровня воспитанности учащихся» Профессиональное образование №2 2005
  2. Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования: Уч. пособие для студ. вузов/ Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и колл. авторов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 368с.
  3. Секретёв М.А. «Опыт и проблемы воспитания учащихся учреждений НПО» Профессиональное образование №2 2006
  4. Маленкова Л.И. «Методика и техника планирования воспитательной работы» Народное образование №1 2006
  5. Куприянов Б.С. «Классификация форм воспитательной работы» Воспитание школьников №4 2002
  6. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. «Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащегося» Педагогика №5 2002
  7. Степанов Е.Н. «Воспитательная система образовательного учреждения» Классный руководитель №8 2001
  8. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Уч. пособие для студ. вузов - М.: Изд. центр «Академия», 2005 - 288 с.

Информация о работе Воспитательная работа в учреждениях НПО