Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 22:10, курсовая работа
Цель написания моей курсовой работы состоит в выявлении и обосновании условий повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях НПО.
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в учреждениях НПО.
Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в учреждениях НПО.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи:
конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в системе НПО;
выявить условия и тенденции, определяющие эффективность воспитательной работы;
изучить технику планирования воспитательной работы;
- проведение исследования в один и тот же временной период;
- оформление специальных таблиц, где регулярно фиксируются основные данные исследований в доступной для восприятия студентов и сотрудников форме;
- контроль над объемом заполняемых студентами, педагогами анкеты тестов, что позволяет исключить перегрузки.
1. 5. Техника планирования воспитательной работы
Говоря о планировании воспитательной работы, следует сразу отметить то, что план - это своего рода программа действий участников воспитательного процесса. За его составление и выполнение педагог любого уровня несет персональную ответственность. [5-с.10]
Планирование воспитательной работы - это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов и задач.
1.5.1. Принципы
и задачи планирование
Принципами планирования
воспитательной работы являются: целеустремленность,
систематичность (воспитательный процесс
как система); конкретность (конкретные
дела, направленные на реализацию цели);
оптимистичность (наилучший вариант
организации жизнедеятельности)
В плане воспитательной работы отражаются результаты и оценки достигнутого; цели, стратегические ориентиры будущей деятельности; программа действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей; реальные сроки реализации намеченного; ответственные за выполнение конкретных дел. [13-с.206]
На основании цели выделяется группа стратегических задач, стоящих перед воспитательной работой:
1.Организация внеучебной деятельности учащихся;
2.Стимулирование здорового образа жизни;
3.Приобщение учащихся к культуре;
4.Создание учебно-производственного коллектива;
5.Воспитание культуры общения;
6.Привлечение учащихся к планированию.
Анализ результатов и оценка достигнутого, безусловно, не может ограничиваться перечнем воспитательных мероприятий за прошедший учебный год. Важно оценить и осмыслить итоги проделанной работы. Выявить недостатки и факторы, которые неизбежно привели к успеху, чтобы учесть в дальнейшей работе.
Объективную картину достигнутого
уровня деятельности помогут получить
следующие источники
1.5.2. Требования к планированию воспитательной работы
При составлении планов воспитательной работы определяются требования, следование которым обеспечивает качество планирования. (Приложение №2)
Все требования предполагают
использование в воспитательной
работе широкого круга факторов, формирующих
личность студента. Составляя годовой
план, педагог определяет, как будут
привлечены к учебно-воспитательному
процессу студенты, их родители, педагоги,
а также будут использоваться
культурно-просветительные
1.6. Воспитательная
работа как необходимое
Воспитание, как всякая другая деятельность, должно быть упорядочено. Технология в целом представляет собой последовательное и непрерывное движение субъектов и участников воспитательного процесса через промежуточные этапы, виды деятельности.
Для успеха воспитательной работы не менее значим учет субъектного опыта воспитуемых. Под субъектным опытом в педагогической науке понимаются сложившееся отношения индивида к миру вещей и людей, к самому себе, направления активности, природный потенциал, приемы выполнения действий, эмоциональные реакции, совокупность субъектных ценностей и потребностей. В необходимости изучать содержание субъектного опыта воспитанников, учитывать его во внешних воздействиях на личность состоит одна из основных специфических особенностей воспитания. [5-с.11]
Воспитательная работа предполагает общение и взаимодействие субъектов. Открытость воспитанника воспитательному воздействию зависит от авторитета педагога. Нравственный авторитет педагога - одно из важных условий эффективности воспитательной работы.
Главным объектом воспитательной работы являются отношения воспитанника с социумом. В свою очередь отношения человека к другим людям, обществу, отечеству, труду находятся в прямой зависимости от положения воспитанника в системе семейных, внутриколлективных, межличностных отношений.
Воспитательная работа призвана удовлетворять потребность учащихся в общении. В свою очередь удовлетворение этой потребности углубляет и расширяет связи воспитанников с другими людьми, с обществом, со всем окружающим миром. Разностороннее общение является механизмом развития представлений о разных сторонах своей личности, формирования самосознания. В общении развивается потребность человека в другом человеке, способность представлять себя на месте другого, переживать общие с ним чувства.
Повышение эффективности
воспитательной работы предполагает формирование
культуры оценочной деятельности учителей
и развернутость
1.7. Основные формы
и методы организации
Организация воспитательного
процесса в учреждениях НПО
1.7.2. Методы воспитательной работы
Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности.
Изучая проблему организации воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих рабочих:
1.2. Методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное мнение. (Приложение №7)
Методам воспитания сопутствует педагогическая техника. Она включает в себя искусство общения с воспитанниками, управление их поведением, действиями и поступками, посредством мимики и жестов, выразительной речи, приемов театральной педагогики.
\
Выводы по I главе
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Воспитательная система - развивающееся явление. Она создается, совершенствуется, регрессирует, обновляется, умирает. Развитие системы - процесс управляемый. Чтобы успешно управлять ее развитием, надо ясно представлять закономерности, тенденции и этапы этого процесса.
Принципами планирования
воспитательной работы являются: целеустремленность,
систематичность (воспитательный процесс
как система); конкретность (конкретные
дела, направленные на реализацию цели);
оптимистичность (наилучший вариант
организации жизнедеятельности)
Воспитательная работа предполагает общение и взаимодействие субъектов. Открытость воспитанника воспитательному воздействию зависит от авторитета педагога. Нравственный авторитет педагога - одно из важных условий эффективности воспитательной работы.
Главным объектом воспитательной работы являются отношения воспитанника с социумом. В свою очередь отношения человека к другим людям, обществу, отечеству, труду находятся в прямой зависимости от положения воспитанника в системе семейных, внутриколлективных, межличностных отношений.
Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Организация воспитательной работы в профессиональном лицее №22
В практической части
своей курсовой работы я
Для этого я обратилась в «Профессиональный лицей №22 », который находится по адресу: ул.Белорусская
Когда я пришла в лицей, мне предложили обратиться за помощью к заместителю директора по воспитательной работе Татьяне Ивановне.
Она оказалась очень
Заместитель директора по воспитательной работе предоставила мне основные сведения о проведении учебно-воспитательной работы «Профессионального лицея №22 », которые я и собираюсь проанализировать в практической части своей курсовой работы.
2.1. Воспитательная система лицея
Воспитательная система лицея представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков-компонентов: цели, деятельность, обеспечивающая их реализацию, субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие, отношения, внутреннее управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность.
Цели и задачи.
Сегодня, я думаю, стало аксиомой то, что основной целью воспитательной работы является развитие личности ребенка. Этого же правила, конечно, придерживается и лицей. Основными задачами воспитания в лицее являются:
Поставленные задачи направлены
на то, чтобы в лицее господствовали
доброжелательная и оптимистичная
атмосфера, вера в силы и возможности
каждого ребенка, чтобы каждый учащийся
испытывал чувство
Одной из основных задач
лицея является сплочение коллектива,
привитие нравственных и человеческих
качеств. По моему мнению, это очень
актуально на сегодняшний день. Ведь
что такое группа - это психологическая
общность, ей присущи функционально-ролевая
структура, состав лидеров, психологический
климат, типичные конфликты. Это дает
возможность рассматривать
Огромная роль в лицее принадлежит мастерам производственного обучения (п/о). Они все делают для того, чтобы студент получал профессию с удовольствием и не разочаровался в ней. Именно мастера п/о погружают студента в интересный мир кулинарного искусства.
Классные руководители тесно сотрудничают с мастерами п/о, старшими мастерами - посещают практику, где работают их студенты, принимают активное участие в разрешении конфликтных ситуаций на практике. Я думаю, что сохранение контингента группы, умелое применение воспитательных мер - это показатель хорошей работы классного руководителя.
В профессиональном лицее №22 классными руководителями успешно применяются методы для становления и развития коллектива группы.
Это, прежде всего: