Воспитательная работа в учреждениях НПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Цель написания моей курсовой работы состоит в выявлении и обосновании условий повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях НПО.
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в учреждениях НПО.
Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в учреждениях НПО.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи:
конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в системе НПО;
выявить условия и тенденции, определяющие эффективность воспитательной работы;
изучить технику планирования воспитательной работы;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 66.38 Кб (Скачать файл)

- проведение исследования в один и тот же временной период;

- оформление специальных таблиц, где регулярно фиксируются основные данные исследований в доступной для восприятия студентов и сотрудников форме;

- контроль над объемом заполняемых студентами, педагогами анкеты тестов, что позволяет исключить перегрузки.

 

1. 5. Техника планирования  воспитательной работы

Говоря о планировании воспитательной работы, следует  сразу  отметить то, что план - это своего рода программа действий участников воспитательного процесса. За его составление и выполнение педагог любого уровня несет персональную ответственность. [5-с.10]

Планирование  воспитательной работы - это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов и задач.

 

1.5.1.  Принципы  и задачи планирование воспитательной  работы

Принципами планирования воспитательной работы являются: целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс  как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант  организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения всех); индивидуальность (целостное  отношение к личности каждого, обеспечение  условий для его самоактуализации); научность (научное понимание процессов  воспитания); непрерывность, последовательность; разнообразие содержания форм и методов.

В плане воспитательной работы отражаются результаты  и оценки достигнутого; цели, стратегические ориентиры  будущей деятельности; программа  действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей; реальные сроки реализации намеченного; ответственные  за выполнение конкретных дел. [13-с.206]

На основании цели выделяется группа стратегических задач, стоящих перед воспитательной работой:

1.Организация внеучебной деятельности учащихся;

2.Стимулирование здорового образа жизни;

3.Приобщение учащихся к культуре;

4.Создание учебно-производственного коллектива;

5.Воспитание культуры общения;

6.Привлечение учащихся к планированию.

Анализ результатов и  оценка достигнутого, безусловно, не может  ограничиваться перечнем воспитательных мероприятий за прошедший учебный  год. Важно оценить и осмыслить  итоги проделанной работы. Выявить  недостатки и факторы, которые неизбежно  привели   к успеху, чтобы учесть в дальнейшей работе.

Объективную картину достигнутого уровня деятельности помогут получить следующие источники информации: итоговые материалы диагностики  учебно-воспитательного процесса, показатели психологических    обследований    студентов,    их    родителей,    педагогов; результаты проверки документации, статистические данные. [13-с.208]

 

1.5.2. Требования  к планированию воспитательной  работы

При составлении планов воспитательной работы определяются требования, следование которым обеспечивает качество планирования. (Приложение №2)

Все требования предполагают использование в воспитательной работе широкого круга факторов, формирующих  личность студента. Составляя годовой  план, педагог определяет, как будут  привлечены к учебно-воспитательному  процессу студенты, их родители, педагоги, а также будут использоваться культурно-просветительные учреждения города. Только при таком подходе  план становится важным условием успеха педагогической деятельности. [5-с.30]

1.6. Воспитательная  работа как необходимое условие  становления личности

Воспитание, как  всякая другая деятельность, должно быть упорядочено. Технология в целом представляет собой последовательное и непрерывное движение субъектов и участников воспитательного процесса через промежуточные этапы, виды деятельности.

Для успеха воспитательной работы не менее значим учет субъектного  опыта воспитуемых. Под субъектным опытом в педагогической науке понимаются сложившееся отношения индивида к миру вещей и людей, к самому себе, направления активности, природный потенциал, приемы выполнения действий, эмоциональные реакции, совокупность субъектных ценностей и потребностей. В необходимости изучать содержание субъектного опыта воспитанников, учитывать его во внешних воздействиях на личность состоит одна из основных специфических особенностей воспитания. [5-с.11]

Воспитательная  работа предполагает общение и взаимодействие субъектов. Открытость воспитанника воспитательному  воздействию зависит от авторитета педагога. Нравственный авторитет педагога - одно из важных условий эффективности  воспитательной работы.

Главным объектом воспитательной работы являются отношения  воспитанника с социумом. В свою очередь отношения человека к  другим людям, обществу, отечеству, труду находятся в прямой зависимости от положения воспитанника в системе семейных, внутриколлективных, межличностных отношений.

Воспитательная   работа призвана удовлетворять потребность  учащихся в общении. В свою очередь удовлетворение этой потребности углубляет и расширяет связи воспитанников с другими людьми, с обществом, со всем окружающим миром. Разностороннее общение является механизмом развития представлений о разных сторонах своей личности, формирования самосознания. В общении развивается потребность человека в другом человеке, способность представлять себя на месте другого, переживать общие с ним чувства.

Повышение эффективности  воспитательной работы предполагает формирование культуры оценочной деятельности учителей и развернутость взаимооценочной  деятельности воспитанников. Вовлеченность  воспитуемых в самооценочную  деятельность способствует их выходу на самовоспитание, осознанное принятие позиции саморазвития. Самовоспитание — это самостоятельная и активная творческая деятельность ученика. Задача воспитательной работы - сформировать положительную мотивацию, для включения в эту деятельность. Педагогическое управление воспитанием предполагает периодическое ознакомление учащихся с научно-популярной литературой по вопросам самовоспитания, организацию самооценочной деятельности, ознакомление учащихся с ее результатами, помощь в выработке индивидуальных программ самовоспитания.  [3-с.3]

 

1.7. Основные формы  и методы организации воспитательного  процесса в учреждениях НПО

Организация воспитательного  процесса в учреждениях НПО осуществляется посредством разнообразных форм и методов.

 

1.7.2. Методы воспитательной  работы

Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности.

Изучая проблему организации  воспитательной работы в учреждениях  начального профессионального образования, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих рабочих:

  1. Методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление. (Приложение №5)
  2. Группа методов, содействующих формированию сознания:
    1. Методы убеждения: информация, поиск, дискуссия и взаимное просвещение. (Приложение №6)

     1.2. Методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное мнение. (Приложение №7)

Методам воспитания сопутствует педагогическая техника. Она включает в себя искусство общения с воспитанниками, управление их поведением, действиями и поступками, посредством мимики и жестов, выразительной речи, приемов театральной педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

Выводы по I главе

 

Воспитательная  система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Воспитательная система - развивающееся явление. Она создается, совершенствуется, регрессирует, обновляется, умирает. Развитие системы - процесс  управляемый. Чтобы успешно управлять  ее развитием, надо ясно представлять закономерности, тенденции и этапы  этого процесса.

Принципами планирования воспитательной работы являются: целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс  как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант  организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения всех); индивидуальность (целостное  отношение к личности каждого, обеспечение  условий для его самоактуализации); научность (научное понимание процессов  воспитания); непрерывность, последовательность; разнообразие содержания форм и методов.

Воспитательная  работа предполагает общение и взаимодействие субъектов. Открытость воспитанника воспитательному  воздействию зависит от авторитета педагога. Нравственный авторитет педагога - одно из важных условий эффективности  воспитательной работы.

Главным объектом воспитательной работы являются отношения  воспитанника с социумом. В свою очередь отношения человека к  другим людям, обществу, отечеству, труду находятся в прямой зависимости от положения воспитанника в системе семейных, внутриколлективных, межличностных отношений.

 

Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Организация воспитательной работы в профессиональном лицее №22

 В практической части  своей курсовой работы я решила  рассмотреть организацию воспитательной  работы на примере одного из  учреждений начально-профессионального  образования.

Для этого я обратилась в «Профессиональный лицей №22 », который находится по адресу: ул.Белорусская

Когда я пришла в лицей, мне предложили обратиться за помощью  к заместителю директора по воспитательной работе  Татьяне Ивановне.

Она оказалась очень доброжелательным и понимающим человеком и не отказала мне в помощи, хотя  и сказала, что такого рода информацию они вправе не предоставлять студентам без  направления из университета.

Заместитель директора по воспитательной работе предоставила мне  основные сведения о проведении учебно-воспитательной работы «Профессионального лицея №22 », которые я и собираюсь проанализировать в практической части своей курсовой работы.

 

2.1. Воспитательная  система лицея

Воспитательная  система лицея представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков-компонентов: цели, деятельность, обеспечивающая их реализацию, субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие, отношения, внутреннее управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность.

Цели и  задачи.

Сегодня, я думаю, стало  аксиомой то, что основной целью  воспитательной работы является развитие личности ребенка. Этого же правила, конечно, придерживается и лицей. Основными задачами воспитания в лицее являются:

    • формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания;
    • духовности и культуры;
    • инициативности и самостоятельности;
    • толерантности;
    • способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Поставленные задачи направлены на то, чтобы в лицее господствовали доброжелательная и оптимистичная  атмосфера, вера в силы и возможности  каждого ребенка, чтобы каждый учащийся испытывал чувство защищенности, чтобы взрослый был не только учителем, дающим знания, но и воспитателем, создающим  особую среду, раскрепощающую духовную сферу ребенка, развивающего его  как на уроке, так и после. Все  эти задачи в профессиональном лицее  успешно реализуются в группах.

Одной из основных задач  лицея является сплочение коллектива, привитие нравственных и человеческих качеств. По моему мнению, это очень  актуально на сегодняшний день. Ведь что такое группа - это психологическая  общность, ей присущи функционально-ролевая  структура, состав лидеров, психологический  климат, типичные конфликты. Это дает возможность рассматривать коллектив  как важнейший компонент воспитательной системы лицея.

Огромная роль в лицее  принадлежит мастерам производственного  обучения (п/о). Они все делают для того, чтобы студент получал профессию с удовольствием и не разочаровался в ней. Именно мастера п/о погружают студента в интересный мир кулинарного искусства.

Классные руководители тесно  сотрудничают с мастерами п/о, старшими мастерами - посещают практику, где  работают их студенты, принимают активное участие в разрешении конфликтных ситуаций на практике. Я думаю, что сохранение контингента группы, умелое применение воспитательных мер - это показатель хорошей работы классного руководителя.

В профессиональном лицее  №22 классными руководителями успешно применяются методы для становления и развития коллектива группы.

Это, прежде всего:

  • включение группы в подготовку и реализацию общеучилищных дел, акций, событий. Все без исключения группы активно участвуют в течении учебного года во всех проводимых мероприятиях лицея;
  • организация и проведение коллективно-творческих дел внутри группы. В лицее проводятся уроки вне расписания, обсуждаются различные вопросы, например, такие как «Только в партнерстве мы сделаем больше», «Лучше самая маленькая помощь, чем большое сочувствие»; диспуты «Давление среды» (наркомания, курение, алкоголизм); дискуссии на тему «Наркотики и здоровье» и др.;
  • формирование субкультуры в группе (обычаи, традиции, ритуалы). Классные руководители проводят индивидуальные беседы, огоньки-поздравления, традиционные беседы из цикла «Посидим, поговорим» (об успехах на практике, размышления  о милосердии);
  • организация культурно-нравственной деятельности в группах. Преподавателями организуются экскурсии на ведущие предприятия массового питания г. Тулы, посещения музея-усадьбы «Ясная поляна», «Тульские древности», художественного музея; посещение кондитерской фабрики «Ясная поляна», кафе «Шоколад», музея кондитерского и пряничного дела;
  • организация и проведение классных часов. Проведение данной формы воспитательной работы, несомненно, обогащает сознание учащихся знаниями о природе, обществе, человеке; формирует у учащихся умения и навыки мыслительной и практической деятельности; содействует становлению индивидуальности учащегося, его творческих способностей;
  • целенаправленная работа с родителями. На мой взгляд, сегодняшнее время требует сформировать конструктивный характер общения родителей с лицеем и лицея с родителями. Что предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Лицей - лишь один из институтов воспитания, он не может решать все проблемы воспитанников, поэтому роль родителей непременно важна.

Информация о работе Воспитательная работа в учреждениях НПО