Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:57, курсовая работа
Цель работы: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование создания воспитательной системы школы как среды творческого развития личности.
Гипотеза: Для эффективного творческого развития личности необходим системный подход, то есть создание воспитательной системы школы, целью которой является содействие формированию индивидуальности учащихся посредством создания благоприятной среды для творческого развития учащихся.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы творческого
развития личности в процессе воспитания………………………………..…5
1.1. Анализ основных понятий исследования в воспитательной системе.………………………………….…5
1.2. Педагогические условия развития творческих
способностей школьников………………………………..…..8
1.3. Понятие воспитательной системы школы как среды творческого развития школьников……………………………14
Глава II. Экспериментальное исследование развитие личности
и творческих способностей учащихся в процессе воспитания………..…..20
2.1. Методы диагностики творческих способностей учащихся……..…..…20
2.2. Система воспитательной работы школы с целью
творческого развития школьников……………………………………...…...24
2.3. Анализ и результаты исследования……………………………………..32
Заключение………………………………………………………………….…34
Список литературы………………………………………………………...….36
Приложение…………………………………………………
- Воспитательная система
- это система ценностно-
- Воспитательная система - это система целостная. Нередко ее называют организмом, как бы подчеркивая, что она состоит из органов-компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет системе функционировать как единое целое и обладать системными интегративными качествами.
- Воспитательная система - это система открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.
- Воспитательная система - это система целенаправленная. Ее невозможно представить без цели. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл.
- Воспитательная система
- это система сложная и
- Воспитательная система
- это система саморазвивающаяся
и самоуправляемая. Внутри
В словаре приводится такая формулировка понятия воспитательной системы - «Воспитательная система – совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как воспитательные цели; люди, их реализующие в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы. Разновидности воспитательной системы: традиционная (городская, сельская); воспитательные системы, организуемые на принципах коммунарской методики; воспитательные системы профильных учебных заведений (с углубленным изучением отдельных дисциплин, гимназий, колледжей, лицеев и др.); воспитательные системы школ-комплексов, сочетающих учебный труд с творчеством, компьютеризацию обучения с его гуманитаризацией, профессиональное обучение с досуговой деятельностью и т.д.»11.
Воспитательная система любого учреждения не задаётся извне, она является результатом сложного процесса саморазвития всего учреждения образования. Такой процесс неоднозначен, но суть его одна: движение от разрозненных действий к целостному саморегулирующему воспитывающему социальному организму, выработка таких форм жизнедеятельности, которые были бы наиболее приемлемы.
Таким образом, важно четко представлять себе сущность и отличительные особенности понятий: воспитательная система, воспитательная система класса, воспитательная система школы (ВСШ). В эти понятия мы вкладываем следующий смысл:
Воспитательная система – система организации целостного педагогического процесса – целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в непрерывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательная система проявляет целостность.
Воспитательная система школы (ВСШ)– сложное психолого-социо-педагогическое образование, неравновесное, саморегулируемое и управляемое. Эта система открытая: она не только успешно взаимодействует с ближним и дальним социумом, но, осваивая его, сама становится мощным средством социализации. Она имеет сложную структуру, состоит из компонентов, скрепленных системными связями, осуществляет соединение частей системы в единое целое и обеспечивается ее управленческим блоком.
Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Глава II. Экспериментальное исследование развитие личности и творческих способностей учащихся в процессе воспитания
2.1. Методы
диагностики творческих
Для оценивания таких показателей, как творческое мышление и творческое воображение необходимо учитывать результаты психологического диагностирования, проведенного, например, с помощью методик Э.П. Торренса, Е. Туник.
Критерии |
Показатели критерия |
Методы определения показателей |
Творческое мышление |
Беглость |
Тестирование по методике Е. Торренса |
Тестирование по методике С.И. Гин | ||
Творческое воображение |
Продуктивность |
Тестирование по методике Е.Е.Туник, анализ творческой деятельности учащихся по шкале “Фантазия” Г.С. Альтшуллера |
Управляемость |
Анализ творческой деятельности учащихся | |
Применение методов творчества |
Использование эвристических и алгоритмических методов творчества |
Анализ творческой деятельности учащихся |
Работа с учащимися предполагает два направления деятельности: проведение диагностики и развивающих занятий. Для исследования творческих качеств детей мы использовали следующие методики. Методика определения творческого развития, предложенная Торренсом (Приложение 1) (для выявления творчества учащихся, мы предлагаем использовать модифицированный субтест «Завершение рисунков» П. Торренса и для определения присутствия элементов творческого мышления предлагается использовать невербальный тест «Круги» Торренса, время исполнения задания не ограничено).
Тесты Торренса
предназначены для
- исследование развития одаренности учащихся;
- индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;
- разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющих проблемы с обучением;
- оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения;
- поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.
Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности идей и предполагают использование в практике обследований таких батарей в целом.
Все задания предназначены для детей в возрасте от детского сада и до окончания школы. Мы провели тест в 5 классе.
Определение уровня творческого мышления учащихся 5 класса
№ |
Ф.И.О. |
I этап | |||
Гибкость |
Беглость |
Оригинальность |
Творческое мышление | ||
1 |
Бугакова А. |
3 |
3 |
4 |
10 |
2 |
Волохов А. |
3 |
3 |
6 |
12 |
3 |
Донченко С. |
2 |
3 |
2 |
7 |
4 |
Ермоленко И. |
1 |
3 |
2 |
6 |
5 |
Ивасенко П. |
2 |
3 |
6 |
11 |
6 |
Клевина Т. |
1 |
3 |
2 |
6 |
7 |
Кравцова С. |
2 |
3 |
1 |
6 |
8 |
Пипенко К. |
3 |
3 |
6 |
12 |
9 |
Рвачева Н. |
3 |
3 |
5 |
11 |
10 |
Семеняков В. |
2 |
3 |
2 |
7 |
11 |
Ушакова М. |
3 |
3 |
2 |
8 |
На родительском собрании было сделано сообщение о важности и необходимости развития творческих способностей детей. Психолог оказал родителям необходимую помощь, дав им ясные и простые советы, каким образом заниматься с детьми, чтобы развить у них творческие способности, материал излагался доступно.
Наиболее полное раскрытие потенциала творческих детей составляет актуальную задачу современного образования. Психологические исследования продемонстрировали сложность и многоуровневость феномена творчества, зависимость его развития от условий воспитания и обучения детей.
Содержание программ обучения для развития творчества должно быть основано на: 1) изучении основополагающих тем; 2) интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; 3) использовании принципа междисциплинарности; 4) рассмотрении задач «открытого типа», т.е. не имеющих единственного и окончательного решения; 5) соблюдении принципа высокой степени насыщенности содержания.
Методы обучения должны развивать продуктивное мышление высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактно-логического мышления и способности к разрешению проблем), способности к исследовательской работе, обеспечивать самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником), стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, поощрять создание работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм, развивать способности детей к самопознанию и самопониманию, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека.
Важнейшим условием развития творческой личности является взаимодействие детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии: безоценочность, принятие других, психологическая безопасность и поддержка. Усилия педагогов должны быть направлены на то, что бы продемонстрировать детям широкий веер индивидуальных различий и оказать поддержку этим различиям и показать самоценность каждой личности. В результате дети приходят к осознанию собственной индивидуальности и её отличия от индивидуальности других людей. Необходимо создавать детям условия и возможности для эмоционального самовыражения, когда дети используют такие способы, которыми они никогда не пользовались и которые не моли им предложить ни родители, ни учителя.
2.2. Система воспитательной работы школы с целью творческого развития
На базе Валуевской средней школы была создана воспитательная система.
Цель воспитательной системы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
- изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
- воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
- воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
- создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
- развивать творческую деятельность через коллективную творческую деятельность.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы школы, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.
Диаграмма 1
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.
Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.
Органы самоуправления создаются для проведения конкретного дела. Как только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники.
Соуправление. Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года провели классные собрания, которые были посвящены:
Информация о работе Воспитательная система школы как среда творческого развития личности