Воспитательная система школы как среда творческого развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование создания воспитательной системы школы как среды творческого развития личности.
Гипотеза: Для эффективного творческого развития личности необходим системный подход, то есть создание воспитательной системы школы, целью которой является содействие формированию индивидуальности учащихся посредством создания благоприятной среды для творческого развития учащихся.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы творческого
развития личности в процессе воспитания………………………………..…5
1.1. Анализ основных понятий исследования в воспитательной системе.………………………………….…5
1.2. Педагогические условия развития творческих
способностей школьников………………………………..…..8
1.3. Понятие воспитательной системы школы как среды творческого развития школьников……………………………14

Глава II. Экспериментальное исследование развитие личности
и творческих способностей учащихся в процессе воспитания………..…..20
2.1. Методы диагностики творческих способностей учащихся……..…..…20
2.2. Система воспитательной работы школы с целью
творческого развития школьников……………………………………...…...24
2.3. Анализ и результаты исследования……………………………………..32
Заключение………………………………………………………………….…34
Список литературы………………………………………………………...….36
Приложение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

 

Тенденция роста творческой  активности  школьников экспериментальной группы говорит о  несомненном  позитивном  влиянии  данной воспитательной системы на эту активность.

Выводы

Что,  в  целом,  позволяет  нам  говорить,   что выдвинутая нами  гипотеза  подтвердилась,  и,  можно  говорить  о  том,  что проведенная нами воспитательная система  интенсифицирует рост  творческой активности у школьников.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование позволяет подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать следующие  выводы:

1. В современных  условиях сформированность творческих  способностей учащихся приобретает  особую значимость.

2. Под системой  воспитательной работы, как правило,  понимают систему взаимосвязанных  воспитательных мероприятий (дел,  акций), приводящих к поставленной  цели. Воспитательная система - это  упорядоченная целостная совокупность  компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

3. Школы пытаются  создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, самоуправляемые, демократичные.

4. Воспитательные  системы ставят перед собой  следующие задачи: способствовать  проявлению и росту творческих  способностей ребёнка, совершенствованию  талантов в искусстве, техническом  и декоративно-прикладном творчестве, формировать особое творческое пространство для самореализации ребёнка, развития и совершенствования его творческих возможностей с учётом предыдущего опыта и новых достижений.

5. Творчество  рассматривается как универсальный  механизм развития личности, обеспечивающей ее вхождение в мир культуры и освоение способа существования в современном мире.  Для реализации этой идеи создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству. Творчество должно пронизывать всю жизнедеятельность школьного коллектива.

6. Современная  педагогика уже не сомневается  в том, что учить творчеству  возможно. Вопрос, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения Процессы, происходящие извне и внутри образовательного учреждения, образуя культурно-образовательное пространство, максимально направлены на создание необходимых условий в школе для формирования личности учащегося. В связи с этим, в настоящее время, усиленно совершенствуются формы, методы и приемы индивидуальной работы со школьниками. Они направлены на развитие их творческих способностей и результатов личностных достижений.

7. Воспитание  творческих способностей детей   будет эффективным лишь в том  случае, если оно будет представлять  собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

8. Результаты контрольного этапа эксперимента по осуществлению творческого развития личности  позволяют говорить об эффективности сформированной воспитательной системы.

На наш взгляд, именно воспитательная система школы способна стать основой для творческого развития личности школьника..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Волков И.П. Учим творчеству. – М., 1987.
  2. Воспитательная система класса. Методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. - Псков, 1998.
  3. Воспитательная система школы / Сост. Н.Л. Селиванова. – М., 1989.
  4. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001.
  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
  6. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Селивановой Н.Л. – М., 1998.
  7. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. - Минск, 1995
  8. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М., 1996.
  9. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988
  10. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. -  М.: Педагогика, 1991.
  11. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1988
  12. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.
  13. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. – М., 1989
  14. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2000.
  15. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.
  16. Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993.
  17. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  18. Сластенин В.А. Педагогика. – М., 2001.
  19. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л.В. Трубайчук. — М.: Изд. дом «Восток», 2001
  20. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса / Е.Н. Степанов. – М., 2004.
  21. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой.- М.: Педагогическое общество России, 1999.
  22. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. — Магнитогорск, 1991.
  23. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998
  24. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001
  25. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. – М., – 2000.
  26. Эстетическое воспитание в школе: вопросы системного подхода. – М., 1980.

 

 

 

 

Приложение 1.

 

КРАТКИЙ ТЕСТ. ФИГУРНАЯ ФОРМА

Задание «Закончи рисунок». Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют  писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

Не следует  проводить одновременно тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный  размер группы - это 15-35 человек, т.е. не более одного класса.

При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.

Время выполнения теста 10 минут.

Прежде чем  раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить  детям, что они будут делать, вызвать  у них интерес к заданиям и  создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст:

«Ребята! Мне  кажется, что вы получите большое  удовольствие от предстоящей вам  работы. Эта работа поможет нам  узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравиться».

Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это учащимся можно  следующим образом:

«Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Мы собираемся провести их измерение сегодня и через некоторое время. Очень важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны».

ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕРЕНИЯ

  1. Прочитать руководство. Вы должны четко осознавать концепцию творческого мышления П. Торренса: содержание показателей беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей как характеристика этого процесса.
  2. Сначала следует определить, стоит ли ответ засчитывать, т.е. релевантен ли он заданию. Те ответы, которые не соответствуют заданиям, не учитываются. Нерелевантными считаются ответы, в которых не выполнено основное условие задания - использовать исходный элемент. Это те ответы, в которых рисунок испытуемого никак не связан с незавершенными фигурами.
  3. Обработка ответов. Каждую релевантную идею следует отнести к одной из категорий ответов. Списки категорий приведены ниже. Используя эти списки, определите номера категорий ответов и баллы за их оригинальность. Запишите их в соответствующих графах.

Затем определяются баллы за разработанность каждого ответа, которые заносятся в графу, отведенную для этих показателей выполнения задания. Показатели категорий оригинальности и разработанности ответов записываются в бланке, на строке, соответствующей номеру рисунка. Там же записываются пропуски (отсутствие ответов).

  1. Показатель беглости для теста может быть получен прямо из номера последнего ответа, если не было пропусков или нерелевантных ответов. В противном случае следует сосчитать общее количество учтенных ответов и записать это число в соответствующей графе. Чтобы определить показатель гибкости, зачеркните повторяющиеся номера категорий ответов и сосчитайте оставшиеся. Суммарный балл за оригинальность определяется сложением всех без исключения баллов в этой колонке. Аналогичным образом определяется суммарный показатель разработанности ответов.

1 Российская педагогическая энциклопедия/Под ред В.В.Давыдова. – М.,1993г. – с.119

2 Сластенин В.А. Педагогика. – М., 2001. – с.192

3 Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 34

4 Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. – С.49.

5 Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. – С.32.

6 Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. – М., 1989. – с. 99

7 Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М., 1996. – с.41

8 Там же. – с.36

9 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2000. – с.133

10 Воспитательная система класса. Методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. - Псков, 1998. – с.72

11 Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. – с. 67

 


Информация о работе Воспитательная система школы как среда творческого развития личности