Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:57, курсовая работа
Цель работы: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование создания воспитательной системы школы как среды творческого развития личности.
Гипотеза: Для эффективного творческого развития личности необходим системный подход, то есть создание воспитательной системы школы, целью которой является содействие формированию индивидуальности учащихся посредством создания благоприятной среды для творческого развития учащихся.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы творческого
развития личности в процессе воспитания………………………………..…5
1.1. Анализ основных понятий исследования в воспитательной системе.………………………………….…5
1.2. Педагогические условия развития творческих
способностей школьников………………………………..…..8
1.3. Понятие воспитательной системы школы как среды творческого развития школьников……………………………14
Глава II. Экспериментальное исследование развитие личности
и творческих способностей учащихся в процессе воспитания………..…..20
2.1. Методы диагностики творческих способностей учащихся……..…..…20
2.2. Система воспитательной работы школы с целью
творческого развития школьников……………………………………...…...24
2.3. Анализ и результаты исследования……………………………………..32
Заключение………………………………………………………………….…34
Список литературы………………………………………………………...….36
Приложение…………………………………………………
Каждый четверг актив класса представляет отчет о проделанной работе за неделю.
Основные направления воспитательной работы.
Выбор направлений воспитательной работы в школе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.
Проблема развития творческих способностей учащихся актуальна в современной педагогической науке. Социально – экономические изменения в обществе, произошедшие за последние годы, негативно повлияли не только на духовное и физическое здоровье подрастающего поколения, но и на развитие их творческих способностей. Так как духовное и физическое здоровье детей связано воспитанием всесторонне и гармонично развитой личности. Этим фактором был обусловлен выбор направления – развитие творческих способностей учащихся. Вышеизложенная проблема будет решена при условии, что цели и содержание образования, используемые методы, средства и организационные формы обучения, педагогические технологии будут ориентированы на формирование познавательных, творческих способностей учащихся. Это предполагает формирование основных черт интеллектуальной и творческой деятельности и нацелена на развитие:
– интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе творческих мастерских и научного общества учащихся;
– индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих творческих кружков;
– способностей детей в прикладных видах творчества и искусства (народные промыслы, прикладные компьютерные программы, видео и пр.).
Воспитательная система школы, направленная на творческое развитие учащихся была создана поэтапно.
Этапы построения воспитательной системы школы как среды творческого развития личности
I — проектно-мобилизационный
- Разработка проектного замысла образовательной системы комплекса, ознакомление с его идеями педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров.
- Установление договорных отношений между школой и ее социальными партнерами.
- Разработка программы формирования культурно-образовательного пространства.
- Создание творческих лабораторий
учителей по разработке и апробации форм
и способов индивидуальностно-
- Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективности функционирования воспитательной системы.
II— поисково-преобразовательный
- Разработка временного положения о комплексе.
- Реализация программы совместных действий по формированию культурно-образовательного пространства волости.
- Организация постоянно действующего психолого-педагогического семинара учителей «Развитие творческих способностей учащихся в процессе воспитания».
- Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений.
- Освоение и использование педагогами в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих формированию индивидуальности сельских детей.
- Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов и их социальных партнеров. " Обновление нормативно-правовой базы функционирования образовательного учреждения
III — рефлексивно-обобщающий
- Осуществление
коллективной рефлексии в
- Внешняя
экспертиза результатов
- Определение перспектив дальнейшего развития
Свою воспитательную работу мы построили по тематическим периодам. Каждый из них посвящен теме комплексного воспитательного значения, т. е. теме, которая дает возможность решить задачи идейно- политического, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Каждый период воспитательного процесса имеет свою тему:
Каждый тематический период начинается с коллективного планирования. Каждый класс получает задание - подумать, что интересного и полезного для себя и для других можно сделать в этот период. После коллективного обсуждения 1-2 предложения от класса выносятся на совет. Каждое из предложений строится по плану: «Что и для кого сделаем? Кому это принесет радость и пользу? Когда сделаем? Кто будет участвовать? Кто будет отвечать за выступление?»
Самое важное в коллективном планировании - развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Дети учатся жить – и жить с пользой и радостью!
Каждое проведенное коллективное дело обсуждается на совете дружины: Что получилось хорошего и почему? Что можно сделать лучше и как? Что надо учесть на будущее? С каждым разом дети все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать ее результаты, анализировать сделанное.
Такая методика проведения коллективных мероприятий складывалась не сразу, она результат становления коллектива и одновременно критерий его становления и возникает только тогда, когда у ребят появляется вкус к коллективному творчеству.
Для творческого развития личности учащихся были использованы различные формы: совместные праздники: Праздник Первого звонка, Осенний бал, ярмарки «Дары осени», «Широкая масленица. Цель этих праздников - развитие творческого воображения учащихся, привитие художественного чутья к природному материалу и его использование в творческих целях.
Народные произведения
с их щедрой фантазией и
поэтическим видением мира
Для того чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию - процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм обучения и воспитания.
Для того, чтобы
удовлетворить интерес и
Например. Конкурс «А ну-ка, девушки!
-У бабушки в гостях.
- Шефы в детском саду.
2) Зал мод:
Конкурс «А ну-ка парни!»
-«Веселый рыболов»
В школе есть много
учеников, обладающих оригинальными
способностями к самым
Диаграмма 2.
А чтобы развитие задатков шло более активно, предлагаем конкурсы:
«Танцуй вместе с нами»; « Самый меткий»; «Выпечка»; «Конструктор»; «Ах, картофель»; «Ах прическа хороша, ведь с тобой я хороша»; « Мой кумир».
Цель этих конкурсов: формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
В современных условиях
назрела необходимость
Практика современной
школы богата разнообразием
2.3. Анализ и результаты исследования
Для исследования результативности воспитательной системы школы повторно использован тест творческого мышления П. Торренса.
По окончании развивающего этапа нами был проведен контрольный эксперимент определения влияния воспитательной системы на динамику способности к творческому восприятию у детей экспериментальной группы.
№ |
Ф.И.О. |
II этап | |||
Гибкость |
Беглость |
Оригинальность |
Творческое мышление | ||
1 |
Бугакова А. |
3 |
3 |
6 |
12 |
2 |
Волохов А. |
3 |
3 |
6 |
12 |
3 |
Донченко С. |
3 |
3 |
3 |
9 |
4 |
Ермоленко И. |
2 |
3 |
1 |
6 |
5 |
Ивасенко П. |
3 |
3 |
4 |
10 |
6 |
Клевина Т. |
3 |
3 |
3 |
9 |
7 |
Кравцова С. |
2 |
3 |
2 |
6 |
8 |
Пипенко К. |
3 |
3 |
6 |
12 |
9 |
Рвачева Н. |
3 |
3 |
4 |
10 |
10 |
Семеняков В. |
3 |
3 |
1 |
7 |
11 |
Ушакова М. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Результат исследования (экспериментальная группа)
№ |
Ф.И.О. |
Знак разности отметок | |||
Гибкость |
Беглость |
Оригинальность |
Творческое мышление | ||
1 |
Бугакова А. |
0 |
0 |
+ |
+ |
2 |
Волохов А. |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Донченко С. |
+ |
0 |
+ |
+ |
4 |
Ермоленко И. |
+ |
0 |
- |
0 |
5 |
Ивасенко П. |
+ |
0 |
- |
- |
6 |
Клевина Т. |
+ |
0 |
+ |
+ |
7 |
Кравцова С. |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
Пипенко К. |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 |
Рвачева Н. |
0 |
0 |
- |
- |
10 |
Семеняков В. |
+ |
0 |
+ |
0 |
11 |
Ушакова М. |
0 |
0 |
+ |
+ |
Гибкость |
Беглость |
Оригинальность |
Творческое мышление | |
«+» |
8 |
0 |
7 |
9 |
«-» |
0 |
0 |
5 |
2 |
«0» |
9 |
17 |
5 |
6 |
Информация о работе Воспитательная система школы как среда творческого развития личности