Воспитательная система школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:57, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в педагогику вошло понятие "школьная воспитательная система". Его появление обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте, технике. В 1970 г. на страницах журнала "Советская педагогика" появились первые научные публикации Ф.Ф.Королева, В.Т. Куракина и Л.И. Новиковой о применении системного подхода в педагогических исследованиях и воспитательной работе. Первая небольшая брошюра "Воспитательная система школы: проблемы и поиски", посвященная рассмотрению этого понятия и воспитательной системы как феномена педагогической действительности вышла в издательстве "Знание" в 1989 году. Последующие годы разработки теории воспитательных систем показали плодотворность, актуальность ее идей.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы воспитательных систем
I.I. Современные системы воспитания: сущность, структура, воспитания.
I.II.Закономерности развития воспитательных систем
Глава II.Воспитательная система школы
II.I.Воспитательная система школы В.А.Караковского
II.II.Из опыта воспитательной системы школы №9
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (2).docx

— 71.95 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Тывинский Государственный  Университет

 

 

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

Курсовая работа

Воспитательная  система школы

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3курса 3 группы

филологического факультета Самдан Л.В.

Проверила: старший преподаватель

Ондар Е.Д.

Кызыл 2008

 

Оглавление:

       Введение

Глава I. Теоретические основы воспитательных систем

I.I. Современные системы воспитания: сущность, структура,                    воспитания.

I.II.Закономерности развития воспитательных систем

Глава II.Воспитательная система школы

II.I.Воспитательная система школы В.А.Караковского

II.II.Из опыта воспитательной системы школы №9

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

Введение

В последние годы в педагогику вошло  понятие "школьная воспитательная система". Его появление обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое  распространение в современной  науке, менеджменте, технике. В 1970 г. на страницах журнала "Советская педагогика" появились первые научные публикации Ф.Ф.Королева, В.Т. Куракина и Л.И. Новиковой о применении системного подхода в педагогических исследованиях и воспитательной работе. Первая небольшая брошюра "Воспитательная система школы: проблемы и поиски", посвященная рассмотрению этого понятия и воспитательной системы как феномена педагогической действительности вышла в издательстве "Знание" в 1989 году. Последующие годы разработки теории воспитательных систем показали плодотворность, актуальность ее идей.

В научной литературе существует несколько  дефиниций, посредством которых  исследователи пытаются отразить сущность данного феномена. Так, В.А.Караковский предлагает следующие дефиниции:

  • "Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат".

 

  • "Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы".

Ученые называют также черты  воспитательной системы, характерные  для данного социально-педагогического  явления:

  • Воспитательная система - это система социальная. Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Функционирование воспитательной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития.

 

  • Воспитательная система - это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы.

 

  • Воспитательная система - это система ценностно-ориентированная. Любая воспитательная система ориентирована на определенные ценности. В современной педагогической науке и практике признаны педагогически нецелесообразными идеи построения воспитательного процесса на основе антигуманных ценностей и авторитарного стиля отношений между педагогом и ребенком и взят курс на моделирование, построение и исследование воспитательных систем гуманистического типа.

 

 

  • Воспитательная система - это система целенаправленная. Ее невозможно представить без цели. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл, ведь ее сущностной характеристикой является целенаправленность.   Воспитательная система - это система саморазвивающаяся и самоуправляемая. Внутри системы скрыта способность к преодолению противоречий развития усилиями самих участников педагогических процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы воспитания и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.

Цель данной работы:

1.Раскрыть сущность и  структуру современных воспитательных  систем;

2.Изучить теоретические основы воспитательных систем: закономерности развития воспитательных систем

3.Выявить особенности воспитательной системы школы В.А.Караковского и рассмотреть воспитательную систему школы №1 г.Турана.

Методы исследования данной работы:

- реферирование;

-изучение и анализ  опыта работы школы №9;

-педагогическая беседа

      

 

    Глава I. Теоретические основы воспитательных систем.

I-I. Современные системы воспитания: сущность, структура, функции.

В современной педагогике не существует единого мнения по проблемам  сущности, структуры и функций  системы воспитания. Такое положение  объективно ведет к тому, что только в России существуют десятки концепций  и сотни моделей систем воспитания. Лишенные общегосударственного вектора  развития - идеологии и ценностей  в силу конституционного запрета  на их формирование от действуют хаотично и разрозненно, являясь по сути авторскими (ручными) моделями и не обеспечивают удовлетворения реально существующей социальной потребности е воспитании населения. Особенно тяжелые последствия такого воспитания пожинает современная молодежь. Кризис семьи, расцвет безнравственности, рост социальных болезней, преступности и экстремизма стали обыденным явлением в современной России. Подтверждают сказанное факты. В течение года в стране совершается около 3 млн. преступлений, ежегодно, по словам В.В. Путина с органами правопорядка имеют дело 10 млн. россиян. В местах заключения в 2001 году находилось 1,4 млн. граждан Потребление алкоголя возросло до 14 литров на душу населения в год. В стране зарегистрировано 2 млн. алкоголиков. Курильщиков в России 24 млн. человек.

Сегодня мальчик или девочка  с сигаретой или бутылкой пива в руках - рядовое явление. К 10 классу число курящих юношей достигает 50, а девушек - 30%. На каждые 100 браков заключенных в стране приходится 55 разводов [50, с. 226-227]. Примечательно, но именно попустительством государства можно объяснить наличие в стране широких возможностей для пропаганды курения, пьянства, вовлечения малолетних в ранние беспорядочные половые связи, формирования культа силы и пренебрежения честным трудом.

Что же такое система воспитания? Современный словарь по педагогике определяет ее как совокупность таких взаимосвязанных компонентов как: воспитательные цели; люди их реализующие, отношения, возникающие между участниками, освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы. Такое определение по нашему мнению достаточно адекватно, хотя и не полностью отражает компонентный состав системы и не раскрывает ее сущности.

Приведем ряд иных определений  воспитательной системы. Как «Совокупность  взаимосвязанных целей и принципов  организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной структуры (семьи, школы, ВУЗа, государства) и логике выполнения социального заказа» формулируют ее сущность Н.В. Бордовская и А.А. Реан [9, с. 58]. По мнению B.C. Кукушина это «группа компонентов социальной действительности, обеспечивающих духовное и нравственное становление и творческое развитие личности [50, с. 245].

И.П. Подласый в качестве структурных компонентов системы  воспитания выделяет цели, задачи, содержание воспитательного процесса, взаимодействия его участников, применяемые методы и формы воспитательной деятельности, этапы развития процесса во времени [80, с. 18].

В пособии «Педагогика» В.А, Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова требования диалогизации отношений  в системе воспитания еще более  радикальна «Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует  стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает  условия для самодвижения» полагай  они [75, с. 238].

Рассмотрим наиболее эффективные  и известные о временные воспитательные системы, существовавшие нашей стране в последние годы.

Воспитательные системы  А.С. Макаренко [158]; С.Т.Шацкого, СМ. Ривеса и Н.П. Шульмана, М.М. Пистрак, В.Н. Сороки-Росинского, З.Н. Гинзбурга [50, с.255-260].В период  гражданской  войны  и  послевоенной  разрухи СССР  они  смогли  упорядочить  воспитание  миллионов беспризорников и вернуть их к нормальной жизни. С упорядочением системы жизнеустройства страны эти авторские системы естественным образом отмирали. Сменившие их рациональные, основанные на научной теории, соответствующие изменившимся социальным реалиям, потребностям воспитательные системы впитали лучшее из их опыта. Имена А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, СТ. Шацкого и других были культовыми в советской педагогике. Уход их систем из педагогической действительности   в   чистом   виде   был   вызван   сменой   социально-исторических условий, но пришедшие им на смену системы сохранили необходимую преемственность. В советское время идеи А.С Макаренко были воплощены в реальных проектах.  В 80-е годы на заводе «Чайка»  под руковсдством В.Ф. Карманова, а еще раньше - в 50 - 70-е годы в школе № 58 г. Краснодара талантливым педагогом Ф.С.Брюховецким [50, с. 260-261].

                В 60-е - 70-е годы в СССР возникли оригинальные и эффективные модели систем воспитания, К ним можно первую очередь отнести систему воспитания В.А. Сухомлинского в основу ставящую личность воспитуемого и реализующую индивидуальный подход к нему. Ее эффективность была обусловлена балансом общественных, коллективных и личных интересов. Организуя коммунистическое воспитание школьников (этот факт стыдливо обходят современные исследователи) он не обходил вниманием воспитание на общечеловеческих ценностях и идеалах гуманистической педагогики. Существенную часть воспитательной системы составляли народные традиции и семейное воспитание. Патриотизм и гражданственность в его системе воспитания были доминирующими ценностями [96-98].

Система В.А. Караковского основана на идеях, разработанных в бытность его работы в школе № 1 г. Челябинска. Организационно оформилась и была практически реализована в школе № 825 г. Москвы. В ее основе методика коллективных творческих дел (коммунарская методика). Главный системный узел - «коммунарский сбор», когда на весенних каникулах старшеклассники, выпускники прошлых лет и педагоги в течение трех дней совместно общаются, играют, выполняют интересную работу, как в коммуне. Это было действующей моделью идеальных человеческих отношений. Созданная система бывших и малых традиций, развитое самоуправление в сочетании с научным управлением, современным обновлением форм и методов воспитательного воздействия приносила высокие результаты [50, с. 262-264].

Сегодня существует, как  уже отмечалось, великое множество  авторских воспитательных систем, базирующихся на различных педагогических теориях, зачастую спорных. Не имея единых теоретических основ, реализуя различные методики, воспитания они не обеспечивают реализации государственных целей воспитания. В ряде случаев эти системы используются для реализации в воспитании идей деструктивных сект, развращающих программ «полового воспитании» или антипатриотического содержания. О сказанном свидетельствует тот факт, что в современной педагогике сегодня насчитывают до десяти вариантов «принципов воспитания» (см. Приложение 1).

Изложим видение сущности, структуры, функций системы воспитания.

Для успешного анализа  системы воспитания необходимо определить ее сущность, разработать теоретическую модель, отнести к конкретному классу систем, изучить возможность формализации.

Поскольку объектом нашего исследования является система воспитания, мы должны начать с определения основных понятий, лежащих в русле исследуемой  проблемы.

В большинстве источников система рассматривается как  единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых приносит что-то новое в уникальные характеристики целого [92, с. 161].

Элементом системы является иерархически организованный набор, неделимый на данном уровне анализа системы, являющейся «материалом» для ее создания.

В качестве элементов системы  толковый словарь «Социальные технологии»  под редакцией Л.Я. Дятченко и  В.Н. Иванова трактует объекты (материальные и идеальные) и явления (например, система управленческих воздействий) [92, с. 161]. Данные элементы соединяются в систему посредством связей, и структура, таким образом, представляет собой совокупность определенным образом упорядоченных устойчивых связей между элементами системы, обеспечивающую ее стабильность и целостность при меняющихся внешних и внутренних условиях.

Информация о работе Воспитательная система школы