Воспитательная система школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:57, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в педагогику вошло понятие "школьная воспитательная система". Его появление обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте, технике. В 1970 г. на страницах журнала "Советская педагогика" появились первые научные публикации Ф.Ф.Королева, В.Т. Куракина и Л.И. Новиковой о применении системного подхода в педагогических исследованиях и воспитательной работе. Первая небольшая брошюра "Воспитательная система школы: проблемы и поиски", посвященная рассмотрению этого понятия и воспитательной системы как феномена педагогической действительности вышла в издательстве "Знание" в 1989 году. Последующие годы разработки теории воспитательных систем показали плодотворность, актуальность ее идей.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы воспитательных систем
I.I. Современные системы воспитания: сущность, структура, воспитания.
I.II.Закономерности развития воспитательных систем
Глава II.Воспитательная система школы
II.I.Воспитательная система школы В.А.Караковского
II.II.Из опыта воспитательной системы школы №9
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (2).docx

— 71.95 Кб (Скачать файл)

К какому классу относится  система воспитания? Поскольку ее элементным составом являются люди и отношения между ними, уместно отнести ее к социальным системам. Она органично связана с системами более широкого масштаба, обществом в целом как макросистемой, его системой воспитания, детерминируется ими, сохраняя при этом некоторый уровень самостоятельности в пределах возможности выбора имеющихся средств для решет функциональных задач.

Под функциями необходимо понимать способность системы исполнять  определенную роль в системе общественных отношений, объединять определенные виды человеческой деятельности и влиять соответствующим образом на общественные процессы, содействуя их развитию и  стабилизации.

Все типы взаимодействий между  структурными единицами, совокупность процессов, приводящих к совершенствованию  старых связей и установлению новых, представляют собой организацию. В организации отражает динамика системы. В более узком смысле организация представляет собой устойчивую систему совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов и разделения труда для достижения общих целей [92, с. 104].

Сконструируем теоретическую  модель системы воспитания. По своему составу она состоит из материальных и идеальных компонентов.

К материальным компонентам  системы воспитания относятся:

    а) организационные компоненты системы (кадры 
система их подготовки, материальная база и др.);

б) средства коммуникации и массовой информации;

в) практическая воспитательная деятельность субъектов воспитания;

г) материальные компоненты механизма защиты объекта воспитания от не программированного влияния среды;

д) практическая деятельность объекта воспитания по самовоспитанию.

Идеальные компоненты системы  включают в себя:

а) идеологию и ценности;

б) теорию воспитания как систему научных понятий;

в) методику воспитания студентов ССУЗов;

г) систему норм поведения, установленную законодательно;

д) идеальные компоненты механизма защиты от не 
программируемых влияний среды;

е) идеальные компоненты процесса патриотического самовоспитания личности;

ж) систему управленческих воздействий.

В различных условиях круг элементов системы может быть расширен или сужен.

Совокупность определенно  упорядоченных связей между указанными элементами оформляет систему структурно, обеспечивает ее стабильность и целостность  применяющихся внешних воздействий и внутренних условий.

Авторы представляют состав указанного элемента системы воспитания следующим образом:

  1. Отражает классовую (этническую, профессиональную) направленность воспитания. На основании общественной идеологии государство формулирует идеологический «заказ» на подготовку воспитуемого. «Заказ формулируется в виде общегосударственной идеологии ценностей, поддерживаемых силой государственного авторитета. Включает государственную идеологию и ценности.
  2. На основании государственно-общественного подхода формулируется методологическая основа воспитания, включающая научные теории и концепции воспитания. Они являются теоретической базой формирования социально-целесообразной системы воспитания, обеспечивающей успешное протекание процесса воспитания.
  3. Включает организационные структуры (организации), профессионально занимающиеся воспитанием; систему подготовки кадров для них; материально-техническую базу, обеспечивающую функционирование и др.
  4. Представляет собой такое явление как разработанную на научной основе методику воспитания (теоретические, методические и процедурные аспекты деятельности субъектов воспитания). Н.В. Бордовская и А.А. Peaн определяют ее как «процедуру использования комплекс методов и приемов по достижению воспитательной цели [9, с. 44].
  5. Составляет технические и аппаратные средства информационные и программные средства, каналы связи, носители информации.
  6. Деятельность по воспитанию представляет собой воспитательную работу. Она осуществляется в формах конкретных воспитательных мероприятий, оказывая педагогическое воздействие на объект воспитания, обладающий субъектностью и потому способный к самовоспитанию.
  7. В ходе самовоспитания обучаемый выступает в качестве субъекта воспитательного процесса. Под самовоспитанием понимается «сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности» [74 с 264]. Идеология и ценности, система норм, практическая деятельность по воспитанию способствуют свободному выбору обучаемым линии целесообразного поведения и формирования социально-значимых чувств, убеждений, знаний и вектора практических действий.
  8. Управление системой осуществляется различными методами, среди которых особенно значимыми являются целевой, мотивационный, информационно-идеологический, нормативный, мотивационный программно-целевой и другие. Данная группировка методов используется как мегасистемой (государством и его органами) для управления системой, так и организацией системы для управления ее компонентами.
  9. Система норм поведения нормативно закреплена в законах и иных нормативно-правовых актах. Систематическое их соблюдение воспитуемыми формирует навыки и привычки адекватного поведения.

10. Механизм защиты от непрограммируемых влияний среды сложен, состоит из материальных и идеальных компонентов, включая структуры и материальные средства минимизации негативных влияний, методики организации этой деятельности и практическую деятельность по 
защите сознания обучаемых от негативных информационно-культурных и идеологических влияний.

Как уже указывалось, в  различных социально-исторических условиях количество и состав элементов данной системы может меняться (например, как в XII—XVIII веках отсутствовали средства массовой информации и коммуникации, в 20-30-е годы прошлого столетия в России отсутствовали патриотические идеология и ценности на государственном уровне и т.п.).

В целом же, для удобства анализа эффективно, компоненты системы  воспитания можно сгруппировать  функциональному предназначению на:

а) ценностные и теоретические основания систем(1,2,9);

      б) организационно-материальные элементы (3, 5);

      в)  деятельностные элементы (4, 6, 7);

г) обеспечивающие элементы (8, 10). 
      Особенности функционирования систем воспитания в России заключаются в том, что она испытывает воздействия подобных систем другого уровня.

Воспитательная функция  системы воспитания осуществляется   посредством   специально   организованной воспитательной деятельности. Суть воспитательной функции системы  в том, что она придает протекающему в ее рамках процессу воспитания определенную направленность и общественную значимость.

Развивающая функция системы  предполагает, что в ходе воспитания, кроме формирования значимых чувств, убеждений, готовности к практическим социальным действиям необходимо принимать меры к общему развитию воспитуемых.

Функция перевоспитания логично  вытекает из необходимости осуществить перестройку неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок воспитуемых, преобразование антиобщественных форм поведения, осложняющих процесс воспитания.

Организационная функция  системы заключается в непосредственной организации воспитания: формировании самосознания воспитуемых, стимулировании положительной мотивации, организации конкретных мероприятий, контроля и коррекции воспитательного процесса.

Создание предпосылок  и условий для самовоспитания состоит в том, что система формирует у воспитуемых положительное отношение к целям и задачам воспитания, воспитательным воздействиям, предлагает выбор социально-значимых смыслов и ценностей, стимулирует их самостоятельность и ответственность.

Только ли система воспитания образовательных учреждений реализует в обществе указанные функции? Безусловно, нет. Как уже указывалось, в воспитании участвуют этносы, конфессии, социальные группы, общины, корпорации. Можно выделить среди них системы как минимум пяти уровней:

а) общегосударственный. Данная система основывается на общегосударственной идеологии и ценностях, функционирует в структурах государства и гражданского общества. Смысл системы: укрепить единство общества, сгладить социальные и национальные противоречия путем установления общего вектора развития воспитания в стране и концентрации практических действий на разрешение государственно-значимых целей. Наиболее зримо это проявляется в период войны. К числу наиболее успешных известных систем государственно-патриотического воспитания относятся германская, британская, японская, китайская, израильская;

б) национальный. На основании этнической сам 
идентификации люди относят себя к определенному эти 
су и вместе с ним разрешают свои проблемы. Интерес 
этносов, видение ими мира, предпочтения и система ценностей разные. Сегодня это подтверждено учеными фактически всех научных школ как примордиалистского, так и модернистского направлений в этнографии, этнологии, этнопедагогике и этносоциологии. Поэтому этнопатриотизм малых народов в многонациональном государстве, как показывает недавний опыт распада СССР, часто имеет направленность, отличную от общегосударственной и имеет тенденцию к перерастанию в сепаратизм и шовинизм. Именно в этой связи растет значимость правильной постановки данной проблемы на государственном уровне. Сегодня соответствующие системы Татарстана, Башкирии, Тывы, Якутии, Республики Алтай эффективнее общероссийской;

в) конфессиональный. Мы сегодня уже хорошо видим, что зачастую подъем этнического самосознания и генерация этнопатриотизма на постсоветском пространстве осуществляется на базовых религиозных ценностях и рамках конфессиональных структур. Отсутствие государственного влияния на направленность данного процесса порождает экстремистские движения, подобные возникшему в рамках ислама ваххабизму;

г) социально-групповой. На нем воспитание получает классовую, либо социально групповую «окраску». Издавна отмечалось, что воспитание имущего человека в России отличался от воспитания бедняка, простолюдина от интеллигента. Нынешнее социальное расслоение россиян даже обострило этот разрыв в восприятии идей и ценностей. Феноменом стало то обстоятельство, что в отличие патриотизма элиты досоветской, современная российская государственно-политическая элита подчеркнуто космополитична;

д) групповой. На данном уровне воспитание, как правило, с профессиональной окраской или оттенком землячества организуют кланы, группы, общины, «касты» и корпорации.

Очевидно, что система  воспитания студентов испытывает в такой среде напряженность. Не имея в качестве ценностного основания государственной идеологии и ценностей, значимых в обществе, она испытывает давление систем воспитания этнического и социально-группового уровней и вынуждена формулировать собственные суррогатные цели и ценности. Эффективность функционирования системы при этом закономерно снижается.

Исходя из сказанного, можно  определить систему воспитания как  совокупность логически, организационно и функционально связанных элементов, в рамках которых протекает цель - направленный процесс воспитания.

Таким образом, предложенное понимание сущности структуры и  функций систем воспитания позволяет  не только предложить новую концепцию  или модель систем воспитания. Оно  позволяет разграничить понятия  «процесс воспитания как система» и  «система воспитания» как материально-идеальная  основа, в которой протекает процесс  воспитания студентов образовательных  учреждений. В указанном понимании  структура системы воспитания логически непротиворечива, организационно связана, функциональна, представляет собой реально существующее русло, в котором протекает «поток» процесса воспитания

Сделаем выводы:

  1. Современные системы воспитания представляют собой логическое развитие предшествующих воспитательных систем, и построены в соответствии современным социальным реалиям с учетом социальных и этнических особенности воспитуемых.
  2. Современные российские системы воспитания и имеют единое идейно-ценностное основание, декларируют отрицание ценности опыта предшественников советского периода и тенденциозно адаптируют опыт воспитания периода гражданской войны и послевоенной разрухи по воспитанию беспризорников и малолетних преступников в учреждениях закрытого типа, а также опыт стран Запада, от которого там зачастую уже отказались.
  3. Неэффективность государственной системы воспитания ведет в современных условиях к деградации социальной сферы российского общества и стимулирует биологическое вырождение россиян через рост социальных болезней, асоциального поведения, межличностной и межгрупповой напряженности.
  4. Системы воспитания должны строиться с учетом закономерностей развития и принципов организации социальных систем и учетом современной социокультурной ситуации в стране. 

Информация о работе Воспитательная система школы