Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:57, курсовая работа
В последние годы в педагогику вошло понятие "школьная воспитательная система". Его появление обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте, технике. В 1970 г. на страницах журнала "Советская педагогика" появились первые научные публикации Ф.Ф.Королева, В.Т. Куракина и Л.И. Новиковой о применении системного подхода в педагогических исследованиях и воспитательной работе. Первая небольшая брошюра "Воспитательная система школы: проблемы и поиски", посвященная рассмотрению этого понятия и воспитательной системы как феномена педагогической действительности вышла в издательстве "Знание" в 1989 году. Последующие годы разработки теории воспитательных систем показали плодотворность, актуальность ее идей.
Введение
Глава I. Теоретические основы воспитательных систем
I.I. Современные системы воспитания: сущность, структура, воспитания.
I.II.Закономерности развития воспитательных систем
Глава II.Воспитательная система школы
II.I.Воспитательная система школы В.А.Караковского
II.II.Из опыта воспитательной системы школы №9
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
К какому классу относится система воспитания? Поскольку ее элементным составом являются люди и отношения между ними, уместно отнести ее к социальным системам. Она органично связана с системами более широкого масштаба, обществом в целом как макросистемой, его системой воспитания, детерминируется ими, сохраняя при этом некоторый уровень самостоятельности в пределах возможности выбора имеющихся средств для решет функциональных задач.
Под функциями необходимо понимать способность системы исполнять определенную роль в системе общественных отношений, объединять определенные виды человеческой деятельности и влиять соответствующим образом на общественные процессы, содействуя их развитию и стабилизации.
Все типы взаимодействий между структурными единицами, совокупность процессов, приводящих к совершенствованию старых связей и установлению новых, представляют собой организацию. В организации отражает динамика системы. В более узком смысле организация представляет собой устойчивую систему совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов и разделения труда для достижения общих целей [92, с. 104].
Сконструируем теоретическую модель системы воспитания. По своему составу она состоит из материальных и идеальных компонентов.
К материальным компонентам системы воспитания относятся:
а) организационные компоненты
системы (кадры
система их подготовки, материальная база
и др.);
б) средства коммуникации и массовой информации;
в) практическая воспитательная деятельность субъектов воспитания;
г) материальные компоненты механизма защиты объекта воспитания от не программированного влияния среды;
д) практическая деятельность объекта воспитания по самовоспитанию.
Идеальные компоненты системы включают в себя:
а) идеологию и ценности;
б) теорию воспитания как систему научных понятий;
в) методику воспитания студентов ССУЗов;
г) систему норм поведения, установленную законодательно;
д) идеальные компоненты механизма
защиты от не
программируемых влияний среды;
е) идеальные компоненты процесса патриотического самовоспитания личности;
ж) систему управленческих воздействий.
В различных условиях круг элементов системы может быть расширен или сужен.
Совокупность определенно
упорядоченных связей между указанными
элементами оформляет систему структурно,
обеспечивает ее стабильность и целостность
применяющихся внешних
Авторы представляют состав указанного элемента системы воспитания следующим образом:
10. Механизм защиты от непрограммируемых
влияний среды сложен, состоит из материальных
и идеальных компонентов, включая структуры
и материальные средства минимизации
негативных влияний, методики организации
этой деятельности и практическую деятельность
по
защите сознания обучаемых от негативных
информационно-культурных и идеологических
влияний.
Как уже указывалось, в
различных социально-
В целом же, для удобства анализа эффективно, компоненты системы воспитания можно сгруппировать функциональному предназначению на:
а) ценностные и теоретические основания систем(1,2,9);
б) организационно-материальные элементы (3, 5);
в) деятельностные элементы (4, 6, 7);
г) обеспечивающие элементы (8,
10).
Особенности функционирования
систем воспитания в России заключаются
в том, что она испытывает воздействия
подобных систем другого уровня.
Воспитательная функция системы воспитания осуществляется посредством специально организованной воспитательной деятельности. Суть воспитательной функции системы в том, что она придает протекающему в ее рамках процессу воспитания определенную направленность и общественную значимость.
Развивающая функция системы предполагает, что в ходе воспитания, кроме формирования значимых чувств, убеждений, готовности к практическим социальным действиям необходимо принимать меры к общему развитию воспитуемых.
Функция перевоспитания логично вытекает из необходимости осуществить перестройку неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок воспитуемых, преобразование антиобщественных форм поведения, осложняющих процесс воспитания.
Организационная функция
системы заключается в
Создание предпосылок и условий для самовоспитания состоит в том, что система формирует у воспитуемых положительное отношение к целям и задачам воспитания, воспитательным воздействиям, предлагает выбор социально-значимых смыслов и ценностей, стимулирует их самостоятельность и ответственность.
Только ли система воспитания образовательных учреждений реализует в обществе указанные функции? Безусловно, нет. Как уже указывалось, в воспитании участвуют этносы, конфессии, социальные группы, общины, корпорации. Можно выделить среди них системы как минимум пяти уровней:
а) общегосударственный. Данная система основывается на общегосударственной идеологии и ценностях, функционирует в структурах государства и гражданского общества. Смысл системы: укрепить единство общества, сгладить социальные и национальные противоречия путем установления общего вектора развития воспитания в стране и концентрации практических действий на разрешение государственно-значимых целей. Наиболее зримо это проявляется в период войны. К числу наиболее успешных известных систем государственно-патриотического воспитания относятся германская, британская, японская, китайская, израильская;
б) национальный. На основании
этнической сам
идентификации люди относят себя к определенному
эти
су и вместе с ним разрешают свои проблемы.
Интерес
этносов, видение ими мира, предпочтения
и система ценностей разные. Сегодня это
подтверждено учеными фактически всех
научных школ как примордиалистского,
так и модернистского направлений в этнографии,
этнологии, этнопедагогике и этносоциологии.
Поэтому этнопатриотизм малых народов
в многонациональном государстве, как
показывает недавний опыт распада СССР,
часто имеет направленность, отличную
от общегосударственной и имеет тенденцию
к перерастанию в сепаратизм и шовинизм.
Именно в этой связи растет значимость
правильной постановки данной проблемы
на государственном уровне. Сегодня соответствующие
системы Татарстана, Башкирии, Тывы, Якутии,
Республики Алтай эффективнее общероссийской;
в) конфессиональный. Мы сегодня уже хорошо видим, что зачастую подъем этнического самосознания и генерация этнопатриотизма на постсоветском пространстве осуществляется на базовых религиозных ценностях и рамках конфессиональных структур. Отсутствие государственного влияния на направленность данного процесса порождает экстремистские движения, подобные возникшему в рамках ислама ваххабизму;
г) социально-групповой. На нем воспитание получает классовую, либо социально групповую «окраску». Издавна отмечалось, что воспитание имущего человека в России отличался от воспитания бедняка, простолюдина от интеллигента. Нынешнее социальное расслоение россиян даже обострило этот разрыв в восприятии идей и ценностей. Феноменом стало то обстоятельство, что в отличие патриотизма элиты досоветской, современная российская государственно-политическая элита подчеркнуто космополитична;
д) групповой. На данном уровне воспитание, как правило, с профессиональной окраской или оттенком землячества организуют кланы, группы, общины, «касты» и корпорации.
Очевидно, что система воспитания студентов испытывает в такой среде напряженность. Не имея в качестве ценностного основания государственной идеологии и ценностей, значимых в обществе, она испытывает давление систем воспитания этнического и социально-группового уровней и вынуждена формулировать собственные суррогатные цели и ценности. Эффективность функционирования системы при этом закономерно снижается.
Исходя из сказанного, можно определить систему воспитания как совокупность логически, организационно и функционально связанных элементов, в рамках которых протекает цель - направленный процесс воспитания.
Таким образом, предложенное
понимание сущности структуры и
функций систем воспитания позволяет
не только предложить новую концепцию
или модель систем воспитания. Оно
позволяет разграничить понятия
«процесс воспитания как система» и
«система воспитания» как материально-
Сделаем выводы: