Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:46, курсовая работа
В виду кажущейся несерьезности, в силу своего развлекательного характера, игра вызывает у детей искреннюю заинтересованность, желание включиться в нее. Огромный воспитательный эффект от участия в играх разных форм и тематической направленности сложно оценить. Так, например, в современной школе игра является единственной деятельностью, которая выводит школьника за рамки его непосредственного опыта. Многие игры детей, подростков и юношей отличаются, прежде всего, коллективным характером, реже бывают единичным актом и потому несут заряд коммуникативной деятельности, общения, которые передают от поколения к поколению коллективный социальный опыт, традиции, ценности и идеалы.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты использования игры как педагогического средства……………………………………………………………………………7
1.1. Понятие «игра» ……………………………………………………….7
1.2. Классификация игр…………………………………………………...11
1.3. Функции и педагогические возможности игры…………………….14
2. Применение игр в воспитательном процессе…………………….......17
2.1. Игры в дошкольном образовательном учреждении……………….17
2.2. Значение и содержание игровой деятельности в школьном возрасте…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы ……………
В последние годы проводились и проводятся исследования игры, связанные с ее педагогическим, терапевтическим использованием, как подготовкой к взрослой жизни. Авторы этих исследований: С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк, С.А. Шмаков, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Г.Л. Лэндрет и др.
Многие исследователи не отрицают, и, наоборот, подчеркивают важное место игры в учебно-воспитательном процессе, она является популярным средством воспитания подрастающего поколения, особенно ребят дошкольного возраста, когда в условной ситуации
Игра позволяет, независимо от возраста учеников, образно воспринять материал на уроке. Она приучает ребят работать и мыслить играя. К тому же соревновательный дух игры заставляет детей мобилизовать свои силы, увеличивает их восприимчивость и логику мышления. С помощью игры можно даже начинать изучение нового материала.
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. [6]
1.2. Игры и их классификации
Классификация игр, существующая на данный момент в педагогической литературе, отличается разнообразием. Выделим несколько основных разновидностей.
Можно различать игры по следующим основаниям: по области деятельности, игровым методикам, характеру педагогического процесса, по игровой среде, целям, существуют различные их классификации. С опорой на исследования психологов и педагогов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ю.К Бабанский, Д.Б. Эльконин, Т.Р.Яновская), можно выделить две большие группы игр: игры с правилами (дидактические) и творческие игры. Возможно деление игр на академические (те в свою очередь делятся на имитационные и неимитационные игры) и неакадемические (обучающие).
А.В. Запарожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию:
«Игры творческие и их разновидности:
По мнению С.А. Шмакова (1994) игры можно классифицировать следующим образом:
По форме проведения:
Несколько другой подход к классификации игры у Г.К. Селевко, он предлагает классификацию игр по параметрам игровых технологий
Таблица. Классификация педагогических игр (Г.К.Селевко, 1998)
Педагогические игры | ||||||||||||||
По области деятельности | ||||||||||||||
Физические |
Интеллектуальные |
Трудовые |
Социальные |
Психологические | ||||||||||
По характеру педагогического процесса | ||||||||||||||
Обучающие тренинговые контролирующие обобщающие. |
Познавательные воспитательные развивающие |
Репродуктивные продуктивные творческие |
коммуникативные диагностические профориентационные психотехнические | |||||||||||
По игровой методике | ||||||||||||||
Предметные |
Сюжетные |
Ролевые |
Деловые |
Имитационные |
Драматизации | |||||||||
По предметной области | ||||||||||||||
математические, химические, географические и т.д. |
музыкальные, театральные, литературные |
трудовые, технические, производственные |
физкультурные, спортивные туристические и т.д. |
управленческие, экономические, коммерческие и .т.д. | ||||||||||
По характеру педагогического процесса | ||||||||||||||
Без предметов с предметами |
Настольные комнатные на местности и т.д. |
Компьютерные телевизионные и т.д. |
Технические со средствами передвижения |
Интересной представляются наблюдения К.Стопора за поведением детей в общине Аруако, находящейся на севере Колумбии. Опираясь на концепцию Д.Б.Эльконина, она выделяет:
- игру-развлечение (в
ней полностью отсутствует
- игру-упражнение (при отсутствии сюжета, в ней преобладает физическое действие, которое повторяется много раз подряд);
- сюжетная игра (сюжетные
действия и воображаемая
- процессуально-подражательная игра (в ней ребенок воспроизводит действия или ситуации, которые наблюдает на данный момент, близка к сюжетной игре);
- традиционная игра (передается из поколения в поколение, ее участниками становятся и взрослые, и дети, в ней есть правила, но отсутствует воображаемая ситуация) [13].
Д.Б.Эльконин выделяет у сюжетно-ролевой игры несколько структурных элементов: роль (является центром игры), игровые действия (носят изобразительный характер; происходит перенос значений с одного предмета на другой), правила. Многие игры при анализе оказываются «устроены» так, как описано выше. Это делает их удобными для конструирования и проведения.
1.3. Функции и педагогические возможности игры
Игра – явление сложное и многогранное. Анализируя источники, мы выделили несколько важных ее функций:
- социокультурная функция может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей ему выступать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива. Процесс социализации школьника в игре не сводится лишь к непосредственному взаимодействию детей между собой, а включает все богатство общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных.
- развлекательная функция
- является оной из основных. Развлечь
означает, во-первых, доставить удовольствие,
удовлетворить стремление к
- функция самореализации. Для школьника игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом плане учащемуся важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры — пространство самореализации.
- обучающая функция предполагает развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
- коммуникативная функция игры подразумевает вовлечение ребенка в очень широкий спектр социальных отношений, т.к. любое игровое сообщество представляет собой пусть и временный, но коллектив, в котором складывается особая система социальных отношений, распределяются роли, формируются навыки общения и выработка тактики коллективного и индивидуального поведения.
- диагностическая функция. Игра убедительно раскрывает в детях истинно детское, личностное, свидетельствует о том, что они могут быть неблагоразумны, шумливы, озорны, конфликтны, дерзки и т. п. Ведь учебная деятельность очень регламентирована, подразумевает, что учащиеся овладеют определенным кодом поведения, становятся послушными, дисциплинированными. Учащиеся либо принимают «правила» этого процесса и приспосабливаются к нему, сдерживая чисто детские импульсивные реакции, эмоциональные отражения. Игровая деятельность представляет произвольное, обобщенное воспроизведение действительности, является внеутилитарной по своему характеру, она для учащегося привлекательна в силу удовлетворения желаемых, а не навязанных извне действий.
- игротерапевтическая функция. Особую роль выполняет игра как средство терапии по отношению к больным учащимся и школьникам, имеющим неклинические отклонения в здоровье. Школьники и сами прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, боязни, эмоционального напряжения. К примеру, те же считалки, дразнилки, страшилки, говорилки и т. д. являются трансляторами, с одной стороны, культурной традиции, с другой стороны, мощным средством игротерапии.
- коррекционная функция. Посколь
- релаксационная функция игры заключается в снятии эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде. Поэтому все чаще рекомендуется включать игровые обучающие элементы в структуру урока, занятия.
- психотехническая функция. Происходит формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
- функция самовыражения – в стремлении ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
- компенсаторная функция. В игре создаются условия для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (или выполнимы с трудом) в реальной жизни.
Педагогические возможности игры весьма обширны: игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем [8, С.13].
2. Применение игр в воспитательно-образовательном процессе
2.1.Игры в дошкольном образовательном учреждении
Как отмечают возрастные психологи, ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игровая. Но, в зависимости от возраста ребенка, игровые действия постепенно усложняются, дети овладевают новыми умениями и навыками. В ходе игры, в том числе сюжетно-ролевой, театрализованной и т.д. дети овладевают нормами и ценностями современного общества, учатся выстраивать взаимоотношения в группе сверстников, со взрослыми.
Описание игровой деятельности в детском саду опирается на программу воспитания и развития М.А.Васильевной редакции 2005 г. [5].
В возрасте до 1 года воспитание детей происходит через организацию индивидуальных игр-занятий, которые призваны сформировать у ребенка те умения, которые не могут возникнуть без специального обучения; они чередуются с самостоятельной игрой. Через игру происходит развитие восприятия, речи, действий с предметами, движения; ребенок получает музыкальное воспитание через соответствующие игры; уместно проводить игры-развлечения и игры-занятия с подгруппой детей.
В группе детей раннего возраста (1-2 года) игровая деятельность становится разнообразней, происходит овладения навыками самостоятельной деятельности. Через игры развивается познавательная и двигательная активность. Примерами подвижных игр может служить игра с движение (катание тележек, каталок и др.), с мячом, с подъемом и спуском по лесенке-горке, с бегом по дорожке, сбиванием легким шариком пластмассовых кеглей. Дети учатся играть в сюжетные, дидактические игры, со строительным материалом, снегом; находить и показывать игрушки по просьбе воспитателя, совершать некоторые игровые действия с предметами. К 2 годам дети учатся воспроизводить в игре некоторую последовательность действий, известных до этого в отдельности. В этом возрасте происходит воспитание симпатии к сверстникам, дети учатся делиться и меняться игрушками, оказывать самую простую помощь. Воспитатели приучают детей самостоятельно использовать дидактические игры, увиденные на занятиях.
Повышается значение игр-занятий, их количественный состав значительно расширяется:
- игры-занятия с дидактическим материалом, игрушками;
- игры-занятия с предметами-
- игры-занятия со строительным материалом.
В возрасте 2-3 лет происходит формирование предпосылок сюжетно-ролевой игры, развивается умение играть и заниматься со сверстниками рядом. Игра используется как форма организации жизни детей. В сюжетно-ролевых играх закрепляется умение играть действовать с предметами и игрушками (в этом помогает воспитатель), формируются игровые действия, они объединяются несложным сюжетом. В подвижных играх с простым содержанием и несложными движениями у детей развивается желание играть вместе с воспитателем. В дидактических играх обогащается чувственный опыт детей, закрепляются знания о величине, форме, цвете предметов (дети могут собирать пирамидку (башенку) из 5—8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей разрезных картинок, складных кубиков; сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина), развивается внимание и память, слуховая дифференциация, тактильные ощущения, температурные и весовые различия, мелкая моторика рук.
Информация о работе Воспитательный потенциал игры как педагогического средства