Воспитательный потенциал игры как педагогического средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

В виду кажущейся несерьезности, в силу своего развлекательного характера, игра вызывает у детей искреннюю заинтересованность, желание включиться в нее. Огромный воспитательный эффект от участия в играх разных форм и тематической направленности сложно оценить. Так, например, в современной школе игра является единственной деятельностью, которая выводит школьника за рамки его непосредственного опыта. Многие игры детей, подростков и юношей отличаются, прежде всего, коллективным характером, реже бывают единичным актом и потому несут заряд коммуникативной деятельности, общения, которые передают от поколения к поколению коллективный социальный опыт, традиции, ценности и идеалы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты использования игры как педагогического средства……………………………………………………………………………7
1.1. Понятие «игра» ……………………………………………………….7
1.2. Классификация игр…………………………………………………...11
1.3. Функции и педагогические возможности игры…………………….14
2. Применение игр в воспитательном процессе…………………….......17
2.1. Игры в дошкольном образовательном учреждении……………….17
2.2. Значение и содержание игровой деятельности в школьном возрасте…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы ……………

Файлы: 1 файл

Курсовая Воспитательный потенциал игры, как педагогического средства.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

В последние годы проводились и проводятся исследования игры, связанные с ее педагогическим, терапевтическим использованием, как подготовкой к взрослой жизни. Авторы этих исследований: С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк, С.А. Шмаков, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Г.Л. Лэндрет и др.

Многие исследователи  не отрицают, и, наоборот, подчеркивают важное место игры в учебно-воспитательном процессе, она является популярным средством воспитания подрастающего  поколения, особенно ребят дошкольного  возраста, когда в условной ситуации

Игра позволяет, независимо от возраста учеников, образно воспринять материал на уроке. Она приучает ребят  работать и мыслить играя. К тому же соревновательный дух игры заставляет детей мобилизовать свои силы, увеличивает  их восприимчивость и логику мышления. С помощью игры можно даже начинать изучение нового материала.

Игра – отражение  жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая  создается воображением ребенка, много  настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. [6]

 

1.2. Игры и их классификации

 

Классификация игр, существующая на данный момент в педагогической литературе, отличается разнообразием. Выделим несколько основных разновидностей.

Можно различать игры по следующим основаниям: по области деятельности, игровым методикам, характеру педагогического процесса, по игровой среде, целям, существуют различные их классификации. С опорой на исследования психологов и педагогов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ю.К Бабанский, Д.Б. Эльконин, Т.Р.Яновская), можно выделить две большие группы игр: игры с правилами (дидактические) и творческие игры. Возможно деление игр на академические (те в свою очередь делятся на имитационные и неимитационные игры) и неакадемические (обучающие).

А.В. Запарожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию:

«Игры творческие и их разновидности:

  • игры – драматизации и строительные игры;
  • подвижные игры;
  • дидактические игры». [15]

По мнению С.А. Шмакова (1994) игры можно классифицировать следующим образом:

По форме проведения:

  1. Настольные игры  (кроссворды, лото, чайнворды, домино, игровые кубики);
  2. Игры-состязания.
  3. Викторины.
  4. Олимпиады.
  5. Ролевые игры.

Несколько другой подход к классификации игры у Г.К. Селевко, он предлагает классификацию игр по параметрам игровых технологий

 

Таблица. Классификация педагогических игр (Г.К.Селевко, 1998)

Педагогические игры

По области деятельности

Физические

Интеллектуальные

Трудовые

Социальные

Психологические

По характеру педагогического  процесса

Обучающие

тренинговые

контролирующие обобщающие.

Познавательные

воспитательные развивающие

Репродуктивные

продуктивные творческие

коммуникативные диагностические

профориентационные психотехнические

По игровой методике

Предметные

Сюжетные

Ролевые

Деловые

Имитационные

Драматизации

По предметной области

математические, химические, географические и т.д.

музыкальные, театральные, литературные

трудовые, технические, производственные

физкультурные, спортивные туристические  и т.д.

управленческие, экономические, коммерческие и .т.д.

По характеру педагогического  процесса

Без предметов 

с предметами

Настольные комнатные 

на местности и т.д.

Компьютерные

телевизионные и т.д.

Технические

 со средствами передвижения


 

Интересной представляются наблюдения К.Стопора за поведением детей в общине Аруако, находящейся на севере Колумбии. Опираясь на концепцию Д.Б.Эльконина, она выделяет:

- игру-развлечение (в  ней полностью отсутствует сюжет);

- игру-упражнение (при отсутствии сюжета, в ней преобладает физическое действие, которое повторяется много раз подряд);

- сюжетная игра (сюжетные  действия и воображаемая ситуация  присутствует в зачаточном виде);

- процессуально-подражательная  игра (в ней  ребенок воспроизводит  действия или ситуации, которые  наблюдает на данный момент, близка  к сюжетной игре);

- традиционная игра (передается  из поколения в поколение, ее участниками становятся и взрослые, и дети, в ней есть правила, но отсутствует воображаемая ситуация) [13].

Д.Б.Эльконин выделяет у  сюжетно-ролевой игры несколько структурных элементов: роль (является центром игры), игровые действия (носят изобразительный характер; происходит перенос значений с одного предмета на другой), правила. Многие игры при анализе оказываются «устроены» так, как описано выше. Это делает их удобными для конструирования и проведения.

 

 

 

1.3.  Функции и педагогические возможности игры

 

Игра – явление  сложное и многогранное. Анализируя источники, мы выделили несколько важных ее функций:

- социокультурная функция может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей ему выступать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива. Процесс социализации школьника в игре не сводится лишь к непосредственному взаимодействию детей между собой, а включает все богатство общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных.

- развлекательная функция  - является оной из основных. Развлечь  означает, во-первых, доставить удовольствие, удовлетворить стремление к каким-либо  потребностям, опосредованно приобретенным индивидуальным опытом; во-вторых, организовать проведение веселого, приятного времени; в-третьих, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, завладеть чьими-то чувствами, мыслями, вывести человека на занятия, которые способны захватить его целиком. Влечение в играх — явление преходящее, поскольку представленные в нем потребности могут угасать, могут осознаваться, превращаясь в конкретные желания, намерения, установки к действию.

- функция самореализации. Для школьника игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом плане учащемуся важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры — пространство самореализации.

- обучающая функция предполагает развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

- коммуникативная функция игры подразумевает вовлечение ребенка в очень широкий спектр социальных отношений, т.к. любое игровое сообщество представляет собой пусть и временный, но коллектив, в котором складывается особая система социальных отношений, распределяются роли, формируются навыки общения и выработка тактики коллективного и индивидуального поведения. 

- диагностическая функция. Игра убедительно раскрывает в детях истинно детское, личностное, свидетельствует о том, что они могут быть неблагоразумны, шумливы, озорны, конфликтны, дерзки и т. п. Ведь учебная деятельность очень регламентирована, подразумевает, что учащиеся овладеют определенным кодом поведения, становятся послушными, дисциплинированными. Учащиеся либо принимают «правила» этого процесса и приспосабливаются к нему, сдерживая чисто детские импульсивные реакции, эмоциональные отражения. Игровая деятельность представляет произвольное, обобщенное воспроизведение действительности, является внеутилитарной по своему характеру, она для учащегося привлекательна в силу удовлетворения желаемых, а не навязанных извне действий.

- игротерапевтическая  функция. Особую роль выполняет игра как средство терапии по отношению к больным учащимся и школьникам, имеющим неклинические отклонения в здоровье. Школьники и сами прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, боязни, эмоционального напряжения. К примеру, те же считалки, дразнилки, страшилки, говорилки и т. д. являются трансляторами, с одной стороны, культурной традиции, с другой стороны, мощным средством игротерапии.

- коррекционная функция. Поскольку основным назначением игры является подготовка ребенка к полноценной социальной деятельности, эта задача решается через моделирование социальной жизни, включение школьника в эту деятельность, преодоление возникающих затруднений, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами.

- релаксационная функция игры заключается в снятии эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде. Поэтому все чаще рекомендуется включать игровые обучающие элементы в структуру урока, занятия.

- психотехническая функция. Происходит формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

- функция самовыражения – в стремлении ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

- компенсаторная функция. В игре создаются условия для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (или выполнимы с трудом) в реальной жизни.

Педагогические возможности игры весьма обширны: игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем [8, С.13].

 

2. Применение игр в воспитательно-образовательном процессе

2.1.Игры в дошкольном образовательном учреждении

 

Как отмечают возрастные психологи, ведущая деятельность ребенка  дошкольного возраста – игровая. Но, в зависимости от возраста ребенка, игровые действия постепенно усложняются, дети овладевают новыми умениями и навыками. В ходе игры, в том числе сюжетно-ролевой, театрализованной и т.д. дети овладевают нормами и ценностями современного общества, учатся выстраивать взаимоотношения в группе сверстников, со взрослыми.

Описание игровой деятельности в детском саду опирается на программу  воспитания и развития М.А.Васильевной редакции 2005 г. [5].

В возрасте до 1 года воспитание детей происходит через организацию индивидуальных игр-занятий, которые призваны сформировать у ребенка те умения, которые не могут возникнуть без специального обучения; они чередуются с самостоятельной игрой. Через игру происходит развитие восприятия, речи, действий с предметами, движения; ребенок получает музыкальное воспитание через соответствующие игры; уместно проводить игры-развлечения и игры-занятия с подгруппой детей.

В группе детей раннего  возраста (1-2 года) игровая деятельность становится разнообразней, происходит овладения навыками самостоятельной деятельности. Через игры развивается познавательная и двигательная активность. Примерами подвижных игр может служить игра с движение (катание тележек, каталок и др.), с мячом, с подъемом и спуском по лесенке-горке, с бегом по дорожке, сбиванием легким шариком пластмассовых кеглей. Дети учатся играть в сюжетные, дидактические игры, со строительным материалом, снегом; находить и показывать игрушки по просьбе воспитателя, совершать некоторые игровые действия с предметами. К 2 годам дети учатся воспроизводить в игре некоторую последовательность действий, известных до этого в отдельности. В этом возрасте происходит воспитание симпатии к сверстникам, дети учатся делиться и меняться игрушками, оказывать самую простую помощь. Воспитатели приучают детей самостоятельно использовать дидактические игры, увиденные на занятиях.

Повышается значение игр-занятий, их количественный состав значительно расширяется:

- игры-занятия с дидактическим  материалом, игрушками;

- игры-занятия с предметами-орудиями;

- игры-занятия со строительным  материалом.

В возрасте 2-3 лет происходит формирование предпосылок сюжетно-ролевой игры, развивается умение играть и заниматься со сверстниками рядом. Игра используется как форма организации жизни детей. В сюжетно-ролевых играх закрепляется умение играть действовать с предметами и игрушками (в этом помогает воспитатель), формируются игровые действия, они объединяются несложным сюжетом. В подвижных играх с простым содержанием и несложными движениями у детей развивается желание играть вместе с воспитателем. В дидактических играх обогащается чувственный опыт детей, закрепляются знания о величине, форме, цвете предметов (дети могут собирать пирамидку (башенку) из 5—8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей разрезных картинок, складных кубиков; сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина), развивается внимание и память, слуховая дифференциация, тактильные ощущения, температурные и весовые различия, мелкая моторика рук.

Информация о работе Воспитательный потенциал игры как педагогического средства