Воспитательный потенциал игры как педагогического средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

В виду кажущейся несерьезности, в силу своего развлекательного характера, игра вызывает у детей искреннюю заинтересованность, желание включиться в нее. Огромный воспитательный эффект от участия в играх разных форм и тематической направленности сложно оценить. Так, например, в современной школе игра является единственной деятельностью, которая выводит школьника за рамки его непосредственного опыта. Многие игры детей, подростков и юношей отличаются, прежде всего, коллективным характером, реже бывают единичным актом и потому несут заряд коммуникативной деятельности, общения, которые передают от поколения к поколению коллективный социальный опыт, традиции, ценности и идеалы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты использования игры как педагогического средства……………………………………………………………………………7
1.1. Понятие «игра» ……………………………………………………….7
1.2. Классификация игр…………………………………………………...11
1.3. Функции и педагогические возможности игры…………………….14
2. Применение игр в воспитательном процессе…………………….......17
2.1. Игры в дошкольном образовательном учреждении……………….17
2.2. Значение и содержание игровой деятельности в школьном возрасте…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы ……………

Файлы: 1 файл

Курсовая Воспитательный потенциал игры, как педагогического средства.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Второй младшей  группе детского сада соответствует  возраст 3-4 года, и в этот период «особенностью игры дошкольников является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться» [5, C.67]. Происходит развитие сюжетно-ролевой, дидактической, подвижной игры. Перечень дополняется театрализованными играми, которые пробуждают интерес к театрально-игровой деятельности.

В возрасте от 4 до 5 лет игровая деятельность детей характеризуется появлением ролевых взаимодействий. «Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей» [5, C.94]. Постепенно усложняется сюжетно-ролевая игра, обогащаются ее сюжеты. Через распределение ролей, совместную постройку объектов ролевой игры из строительного материала у детей воспитывается дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей. Через организацию театрализованных играх развивается интерес к театрально-игровой деятельности, дети учатся разыгрывать несложные литературные произведения. К дидактическим и подвижным играм прибавляется освоение настольно-печатных игр, в которых развивается умение «ходить» по очереди, не сердиться на допускающих ошибки сверстников.

Дети от 5 до 6 лет «уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие» [5, C. 125]. В сюжетно-ролевых играх формируется умение организовывать игру, в целом развивается самостоятельность в выборе темы игры, определении ее сюжета. Игра усложняется через расширение состава ролей комбинацию различных ролевых сюжетов в один. Через театральную игру идет воспитание актерских качеств, развивается эмоциональная сфера ребенка, активно формируются нравственные качества через воспитание художественной литературой. Самостоятельная организации игровой деятельности становится актуальной не только для сюжетно-ролевых, но и подвижных, и дидактических игр.

В сюжетно-ролевых  играх дети 6-7 лет осваивают разнообразные сложные взаимодействия людей, которые отражают характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия становятся более сложными, происходит усложнение игрового пространства (в нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию). При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

 

 

 

2.2. Значение и содержание игровой деятельности в школьном возрасте

 

В школе особое место  занимают такие формы занятий, которые  обеспечивают активное участие каждого  ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность  за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра  только  внешне  кажется  беззаботной  и  легкой.  А  на  самом  деле  требует  максимум  энергии,  ума,  выдержки,  самостоятельности.  В  игре  формируются  многие  особенности  личности  ребенка:  вырабатывается  ловкость,  находчивость,  выдержка,  активность.  Игра в системе школьного обучения,  как свободная творческая  деятельность,  обладает  воспитательными,  коммуникативными  и развивающими  свойствами,  формирует воображение,  развивает  фантазию  и  интеллект  учащихся. Стоить отметить, что практически все игры носят коллективный характер, а это значит, что раз за разом ученики фомируют и совершенствуют навыки командной работы, в них укрепляется командный дух, толерантность и умение находить компромисс, соотносить личные желания с требованиями коллектива.

Рассмотрим наиболее популярные виды игр, применяемых при  организации воспитательно-образовательного процесса в учреждениях общего образования.

Викторины. Вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Игры, в основном, отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, а также вознаграждение за правильно данный ответ [22]. Основная цель – повысить интерес к школьному предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения.

Деловые игры. С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.

Каждый участник ДИ находится  в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и, таким образом, через взаимодействие с коллективом, познавая себя. [26]

У деловых игр есть свои достоинства и недостатки, а  также определенные области применения. Не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально. [19]

Инновационные игры.  Применение инновационных игр в педагогическом процессе выполняет, прежде всего, развивающую задачу: их особенностями являются, прежде всего, рефлексивность и направленность на самоорганизацию способов осуществления деятельности. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. [22]

Настольные игры (кроссворды, ребусы, головоломки, кубраечки, шароиды). Данная категория игр может стать элементом домашнего задания, воспитывает усидчивость, сосредоточенность, целеустремленность.

Кроссворды - наиболее популярный и простой в составлении вид игры. Кроссворды можно разделить по сложности и по предметному характеру вопросов

Форма кроссвордов должна быть аккуратной, иметь эстетичный вид и вызывать у учащихся желание  с ними работать. [23]

Чайнворды. Слово «чайнворд» в буквальном переводе означает «цепочка». В последнее время этот вид головоломок встречаются не слишком часто. Слово зашифровано под цифрой 1, занимает  в чайнворде клетки, начиная с той, где стоит цифра 1, и кончая той, где стоит цифра 2. Последняя буква этого слова одновременно является первой буквой следующего (зашифрованного под цифрой 2) и так далее… [5]

Организационно-деятельностные игры (ОДИ). Особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем. Эта игра представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленных на создание «продукта игры» - текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.

ОДИ обеспечивает интенсивное  развитие каждого участника игрового действия, его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, технологиями. Игра предполагает также совершенствование  процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

ОДИ, предусматривающие  организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания  содержания обучения в виде системы  проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Задача руководителя ОДИ – сделать группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого. [19]

Познавательно-дидактические игры. В этих играх создаются ситуации, характеризующиеся включением изучаемого в необычный игровой контекст [19]. Игры данного вида создают ситуации, моделируя реальность, что подталкивает детей к принятию решений - как выйти из сложившейся ситуации.

Ролевые, имитационные игры. Игры характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между теми, кто участвует в ее решении. [19]

Ролевые игры предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном содержанием ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки. Ролевая игра успешна в том случае, если учащиеся в ходе её дискутируют, отстаивают свои взгляды.

 Творческие игры. Они включают в себя: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. В большей степени направлены на развитие творческого потенциала учащихся, возможности его реализовать в рамках конкретной игры. Зачастую, для создания особой творческой атмосферы и антуража, творческие игры требуют серьезного технического оснащения места проведения игры (микрофоны, мультимедийные установки и др.).

Игровая деятельность, так  же как и любая деятельность, на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность  в ней. Большую роль играет психологическая  и интеллектуальная готовность учащихся к игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом отводится преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся: характер, темперамент, усидчивость, организованность, дисциплинированность, волю, самочувствие каждого участника игры. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоопределении и самореализации. Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Требования социально-психологического характера подразумевают сочетание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата представляющего для них ценность. Игровое действие должно опираться на знания, навыки и умения, приобретенные на занятиях, и обеспечивать возможность учащимися принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивая себя и окружающих. Одним из важнейших социально-психологических требований является сочетание игры с практикой реального общения. [2, С.17]

Для того чтобы игра была эффективной необходимо помнить  о ряде важных условий:

    • игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья;
    • игра должна оканчиваться раньше, чем надоест;
    • смысл игровой действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность;
    • в игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших;
    • игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможности проявления инициативы. [11,18]

Учителя отмечают как  достоинства игровых технологий, так и трудности в их использовании. По мнению учителей, они заключаются в следующем:

 

Таблица 2.

Достоинства и недостатки игровых форм обучения с точки  зрения учителей.

 

Достоинства

Недостатки

1. Повышение интереса.

1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной

2. Активизация учащихся

2. Занимают много времени

3. Лучшее усвоение

3.Требуют много подготовки

4. Объединение коллектива

4. Сложности в оценке  учащихся

5. Развитие мышления

5. Не позволяет формировать  систему знаний

6. Разрядка напряжения, смена деятельности

6. Работа одних и  тех же учащихся

7. Соревновательность, доступность

 

8. Развитие творческих  способностей

 

9. Формирование ответственности

 

10. Хороший способ закрепления

 

 

На сегодняшний день трудно найти учителей, совсем не использующих в своей практике игровых методик. Большая зависимость существует от личностных особенностей учителя, частично от его возраста (чаще используют молодые) и от возраста учащихся. Большинство учителей главными целями использования игровых технологий выделяют повышение интереса и активизацию учащихся, и только небольшой процент учителей отмечают обучающие и развивающие возможности игр.

Информация о работе Воспитательный потенциал игры как педагогического средства