Воспитательный потенциал игры как педагогического средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

В виду кажущейся несерьезности, в силу своего развлекательного характера, игра вызывает у детей искреннюю заинтересованность, желание включиться в нее. Огромный воспитательный эффект от участия в играх разных форм и тематической направленности сложно оценить. Так, например, в современной школе игра является единственной деятельностью, которая выводит школьника за рамки его непосредственного опыта. Многие игры детей, подростков и юношей отличаются, прежде всего, коллективным характером, реже бывают единичным актом и потому несут заряд коммуникативной деятельности, общения, которые передают от поколения к поколению коллективный социальный опыт, традиции, ценности и идеалы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты использования игры как педагогического средства……………………………………………………………………………7
1.1. Понятие «игра» ……………………………………………………….7
1.2. Классификация игр…………………………………………………...11
1.3. Функции и педагогические возможности игры…………………….14
2. Применение игр в воспитательном процессе…………………….......17
2.1. Игры в дошкольном образовательном учреждении……………….17
2.2. Значение и содержание игровой деятельности в школьном возрасте…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы ……………

Файлы: 1 файл

Курсовая Воспитательный потенциал игры, как педагогического средства.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Самым «популярным» пунктом  из колонки недостатков игры считается более сложная организация урока, большие затраты времени на подготовку и проведение урока.

Влияние недостатков можно снизить созданием каждым учителем своего игрового комплекса, связанного едиными целями с планированием. Таким образом, современными проблемами, существующими в развитии игровых технологий, можно считать более полное осознание познавательных возможностей игры и формирования личностных качеств. [29]

 

Заключение

 

Итак, игровая деятельность активно используется в воспитательно-образовательной системе дошкольных и общеобразовательных учреждений.

Если в дошкольном возрасте игровая деятельность обусловлена  особенностями развития ребенка, она  становится реальным инструментом овладениями  жизненно необходимых навыков взаимодействия с предметами, людьми, то, в школьном возрасте игра, включенная в структуру урока способствует получению новых знания, умения и навыки в определенной предметной области; происходит дальнейшее формирование и воспитание личности человека.

Развитие игровой деятельности, овладение новыми формами и видами игр происходит постепенно, в соответствии с общедидактическими принципами обучения – от малого – к большому, в соответствии с возрастными особенностями развития детей.

Хорошо и тщательно  продуманная игра принесет удовольствие и учителю, и ученикам. В применении игровой методики следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, ведь игра должна быть уместной и своевременной. Также следует избегать «перенасыщения» в периодичности проведения игры и ее видах.

Игровая деятельность активизирует процесс обучения, развивает творческие, коммуникативные способности учащихся: умение мыслить, анализировать, находить причинно-следственные связи между ними, рассуждать и отстаивать свою точку зрения.

Игра способствует  организации групповой деятельности учащихся, коллективному поиску решений; учит пользоваться информацией; развивает и совершенствует компетентностные навыки и умения; учит применять полученные знания и умения в новых ситуациях, на практике.

Даже если в образовательном  плане игра не принесла ожидаемых результатов, то в воспитательном аспекте проведенное вместе время, совместная деятельность учащихся значит, пожалуй, больше, чем овладение фактическим предметным материалом. Ведь, успех в жизни, умение найти в ней свое место, готовность вступать в разнообразные социальные отношения (это, в конце концов, и является конечно целью современного образования) – чаще всего и являются одними их отдаленных последствий хорошо и продуманно организованной игровой деятельности.

 

 

Список литературы:

 

  1. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе [Текст] / Н.П., Аникеева. - Новосибирск, 1989
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П.Аникеева. - М., «Просвещение», 1987
  3. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания [Текст] / И.Е., Берлянд. - Кемерово, 1992. С.82
  4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов [Текст] / Н.В., Бордовская, А.А., Реан . - СПб: Питер,2000. - 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)
  5. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском Саду» [Текст] / М.А., Васильева, В.В., Гербова, Т.С., Комарова. - М.: Мозайка-Синтез, 2005. – 208 с.
  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л.С., Выготский // Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
  7. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие [Текст] / И.С., Гринченко. – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80с.
  8. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение [Текст] / Р.И., Жуковская. - М., Педагогика, 1975
  9. Минскин Е. М. От игры к знаниям: пособие для учителей[Текст] / Е.М., Минскин. – М.: Просвещение, 1982г.
  10. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. [Текст] / Н.Я., Михайленко, Н.А., Короткова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
  11. Николенко, Л. А. Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации [Текст] / Л.А., Николенко . - Псков, 1997г.
  12. Новиков А.М. Методология игровой деятельности [Текст] / А.М.,Новиков. – М.: Издательство «Эгвес», 2006. – 48 с.
  13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник [Текст] / Л.Ф., Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
  14. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры [Текст] / П.И., Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М., 1996. С.11
  15. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст]  / А.В., Запорожек, А.П., Усова. М., 1966. С. 162.
  16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К., Селевко. - М., 1998. С.50
  17. Сиденко А. А. «Игровой подход в обучении» [Текст] / А.А., Сиденко // Народное образование, № 8, 2000г.
  18. Спичак, С.П,  Тесленко, С.В.. Игры на уроках географии [Текст] / С.П., Спичак, С.В., Тесленко // География в школе. 1996. № 2.
  19. Трайнев  В.А.Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика) [Текст] / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 282 с.
  20. Щедровицкий Г.П.  Методические замечания к педагогическим исследованиям игры [Текст] / Г.П., Щедровицкий  // Психология и педагогика игры дошкольников. Под.ред.Запорожца М.,1996  с.24
  21. Эльконин Д.Б.  Психология игры [Текст] / Д.Б, Эльконин. - М., 1978 
  22. Викторина. Статья из свободной энциклопедии // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Викторина
  23. Сухарева Л.В. Использование кроссвордов на уроках географии / Л.В., Сухарева. // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/517558/



Информация о работе Воспитательный потенциал игры как педагогического средства