Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 00:15, курсовая работа
Огромное значение карт в современно науке. А подробность и усовершенствование карт, не может не сказываться на ее значении в школьном образовании, знакомящим, молодого человека с этим изобретением человеческого гения.
Задача моей курсовой работы, подробно рассмотреть тематические карты и особенность их содержания, составляющие, а так же, чему способствуют дополнительные характеристики карты.
Возможности использования в школьном курсе элементы дополнительной характеристики. Рассмотреть разработки для практических работ по составлению элементов дополнительной характеристики на уроках.
Введение…..………………………………………………...………………….4
Глава 1. Тематические карты и особенности их содержания……….…5
1.1. Основные направления использования тематических карт……………………………………………………………...….……..6
1.2. Особенности восприятия знаков и образов элементов дополнительной характеристики………………….……………………………12
Глава 2. Элементы дополнительного содержания……………….……...15
2.1. Диаграммы……………………………………………………...….16
2.2. Графики…………………………………………………………….20
2.3. Фотокарты…………………………………………………….……20
2.4. Статистические таблицы……………………………………….....21
2.5. Почвенный монолит, разрез, профиль……………………..…….21
2.6. Профиль……………………………………….…………………....22
2.7. Половозрастная пирамида………………………………...………23
2.8. Надписи на географических картах……………………………....23
Глава 3. Возможности использования элементов дополнительной характеристики тематических карт в учебном процессе………............…25
3.1. Методическая рекомендация по построению профиля……..….25
3.2. Методическая рекомендация по построению графика…….……27
3.3. Методическая рекомендация по построению половозрастной пирамиды…………………………………………………………………..28
Заключение…………………………….…………………………….………29
Список литературы……………………………………
Содержание
Введение…..……………………………………………….
Глава 1. Тематические карты и особенности их содержания……….…5
1.1. Основные направления
1.2. Особенности восприятия знаков
и образов элементов дополнительной
характеристики………………….……………………
Глава 2. Элементы дополнительного содержания……………….……...15
2.1. Диаграммы…………………………………………………….
2.2. Графики……………………………………………………………
2.3. Фотокарты…………………………………………………….
2.4. Статистические таблицы……………………………………….....21
2.5. Почвенный монолит, разрез, профиль……………………..…….21
2.6. Профиль……………………………………….…………………
2.7. Половозрастная пирамида…………………
2.8. Надписи на географических картах……………………………....23
Глава 3. Возможности использования элементов дополнительной характеристики тематических карт в учебном процессе………............…25
3.1. Методическая рекомендация по построению профиля……..….25
3.2. Методическая рекомендация по построению графика…….……27
3.3. Методическая рекомендация
по построению половозрастной пирамиды…………………………………………………………
Заключение…………………………….……………………
Список литературы…………………………………
Введение
Карта - уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости в определенной проекции, с учетом кривизны поверхности относимости, показывающие размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты.
Географическая карта служит лишь
техническим средством или карт
Огромное значение карт в современно науке. А подробность и усовершенствование карт, не может не сказываться на ее значении в школьном образовании, знакомящим, молодого человека с этим изобретением человеческого гения.
Задача моей курсовой работы, подробно рассмотреть тематические карты и особенность их содержания, составляющие, а так же, чему способствуют дополнительные характеристики карты.
Возможности использования в школьном курсе элементы дополнительной характеристики. Рассмотреть разработки для практических работ по составлению элементов дополнительной характеристики на уроках.
Глава 1. Тематические карты и особенности их содержания
По содержанию карты распределяются на общегеографические и тематические.
Тематическими называются карты, основное содержание которых определяется отображаемой конкретной темой, специально посвящены какому-либо элементу или явлению, например, населенным пунктам, климату, почвам, транспорту, событиям истории и т.п. Они подразделяются на карты природных явлений (физико-географические) и карты общественных явлений (социально-экономические) и далее делятся на группы карт более узкой области картографирования, к каждой из которых уже относится ряд карт конкретной тематики. Например, к группе геологических карт относятся стратиграфические, тектонические, гидрогеологические, металлогенические, инженерно-геологические и другие карты; к группе ботанических карт относятся геоботанические, флористические карты лесов и другие. В ряде случаев эти карты относятся одновременно к двум различным областям картографирования, например, агрохимические карты могут быть отнесены к почвенным и к геохимическим картам, а сейсмические – к геологическим и к геофизическим картам. Такое «двойное подчинение» встречается и на более высоком уровне. Например, вся группа медико-географических карт (нозогеографические, медико-географического прогнозирования и др.) может быть отнесено и к картам природных явлений, и к картам общественных явлений.[3]
Тематические карты делятся также и по ширине охвата темы – на общие, отображающие относительно более широкую тему, и частные, или отраслевые, посвященные более узкой теме.
1.1.Основные направления использования тематических карт.
Карты применяются в науках о Земле для решения самых разнообразных задач. Сейчас трудно назвать какое-либо изыскание в географии, геологии, планетологии, которое обходилось бы без карт. Поэтому перечислить все направления использования карт означало бы дать полный перечень исследовательских задач решаемых в науках о Земле. Впрочем, такой перечень никогда не будет полным.[5]
Геологические карты. Это обширная группа, куда входят карты тектонические, структурные, стратиграфические, метологические четвертичных отложений, гидрологические, полезных ископаемых, сейсмические, неотектонические, охраны геологической среды и др. они используются для познания глобальных, региональных и локальных особенностей строения земной коры, происходящих в ней процессов, поиска полученных ископаемых и т.д.
В последние годы отчетливо появилась тенденция совместного использования геологических карт, аэрокосмических снимков, космофотогеологических карт для познания глобальных геологических систем, особенно литосферных плит и рифтовых зон, а также для поиска полезных ископаемых, оценки современных геологических процессов и опасных явлений.
Геофизические карты. Карты магнитного, гравитационного, сейсмического, электрического, теплового и других физических полей Земли используются для изучения геодинамических явлений и процессов, протекающих в оболочках планеты и в ее ядре, для поисков и разведки полезных ископаемых. По сейсмическим картам определяют расположение качественных и количественных характеристик землетрясений, а также сопутствующие явления.[11]
Карты рельефа. Гипсометрические, геоморфологические, палеогеоморфологические карты используют для изучения морфологии, генезиса, возраста и динамики рельефа суши и морского дна. По картам решают следующие задачи:
Изучение выраженности тиктанических, неотектонических структур разного ранга и н геофизических аномалий в рельефе, морфоструктурный анализ рельефа;
Изучение экзогенных рельефообразующих факторов, эрозионно-аккумулятивных, дефляционных, карстовых, креагенных и других процессов;
Прогноз полезных ископаемых;
Инженерно -геоморфологическая оценка рельефа для обеспечения разных видов строительства и освоения территории;
Изучение рельефа, как главного компонента окружающей среды, его динамики и связей с другими компонентами для планирования и проведения природоохранных мероприятий;
С цифровых моделей рельефа, как основы банков тематической информации.
По картам рельефа составляется
множество производных морфомет
Климатические карты используются, прежде всего, для анализа и прогноза климата территорий и его элементов по месяцам, сезонам, годам, климатическим периодам, эпохам. По климатическим картам получают картолитрические и математико-статические характеристики климатообразующих факторов, термического режима, увлажнения, ветрового режима, атмосферных явлений..
Одна из главных областей практического применения – оценочные исследования:
а) условий жизни населения, воздействия
климата на здоровье людей и возможностей
адаптации к неблагоприятным
погодно климатическим
б) агроклиматических условий и влияния колебаний климата на урожайность сельскохозяйственных культур;
в) условий освоения территории для гражданского, промышленного и других видов строительства;
г) рекреационных условий
Гидрологические карты применяются для изучения распределения режима, состава и свойств поверхностных вод суши, водного баланса и ресурсов территорий. Количественная оценка параметров речной и озерной сети структуры речных бассейнов выполняется с помощью хорошо разработанных приемов гидрологической картометрии и морфометрии, топологический анализ гидросети осуществляется методами математико – картографического моделирования
В числе новых направлений
Практические народно –
Океанологические карты. Использование тематических карт для изучения мирового океана – одна из самых актуальных областей применения картографического метода исследования. Круг научных и практических задач, решаемых с широким привлечением карт, охватывает: 1) изучение состояния и динамики природы океана: структур и рельефа дна, размеров акваторий и их частей, объемов водных масс и растворенных веществ, геофизических и геохимических полей, климата, биогеографии и др.; 2) анализ взаимодействия океана с литосферой, атмосферой и биосферой, процессов массо- и энергообмена между ними; 3) освоение минеральных и биологических ресурсов моря, прежде всего, в пределах шельфа, обеспечение рыбного промысла; 4) охрану среды океана, особенно наиболее уязвимых прибрежных зон и эстуариев, мониторинг различных видов загрязнения.[15]
Специфика исследований океанических геосистем связана с изучением пространственного распределения всех параметров и процессов не только по горизонтам, но и по вертикали, вглубь, и с большой изменчивостью этих параметров во времени. Поэтому активно разрабатываются трехмерные картографические модели (блок диаграммы и метахронные диаграммы), а также приемы сопоставления карт разных уровней.
Карты почв. Основные направления практического применения карт связаны с кадастровым учетом почвенных ресурсов, экономической оценкой почв, разработкой агрономических мероприятий и мелиорацией, борьбой с почвенной эрозией. Карты почв непосредственно используются на всех этапах сельскохозяйственного освоения территорий.
Широко практикуется изучение почвенных карт совместно с другими картами природы, населения и хозяйства.
Для практических и исследовательских целей очень важны частные почвенные карты, характеризующие отдельные свойства почв: кислотность, солонцеватость, засоление, ощелачивание и т.п., а также прикладные карты.[7]
Карты растительности. Существует 5 главных направлений использования карт растительности:
Инвентаризация и оценка растительных ресурсов.
Выявление связей растительности с главнейшими факторами окружающей среды, определяющими структуру и динамику растительного покрова.
Анализ возможностей сельскохозяйственного освоения территории, условий жизни населения, рекреационного потенциала.
Контроль за состоянием и динамикой растительного покрова, степенью ее нарушенности; разработка мер по охране растительного мира и всей окружающей среды.
Индикация геологических структур, полезных ископаемых, четвертичных отложений и почв, гидрогеологических и мерзлотных условий, полезных ископаемых и геохимических ареалов.[12]
Зоогеографические карты применяются для инвентаризации, изучения размещения, миграции животных, их связей со средой обитания, для разработки мер по охране и воспроизводству животного мира. В практическом плане имеет значение выявление ареалов и картометрическая оценка ресурсов промысловых животных, определение условий промысла.
Ландшафтные карты. Ландшафтным картам, так же как и картам растительного покрова, принадлежит ведущая роль в комплексных исследованиях природы и взаимодействия человека с окружающей средой.
Социально-экономические карты. В эту обширную группу входят карты населения, экономики и хозяйства, науки, образования и культуры, обслуживания и здравоохранения, истории развития общества. Увеличивается удельный все карт, синтезирующих природную и социально-экономическую тематику, что отражает усиливающее взаимодействие общества с окружающей средой. Это карты экономической оценки природных ресурсов, агроклиматические, инженерно-географические, оценки условий жизни и отдыха населения и т.д.
Социально-экономические карты используются в науках о Земле и при разработке проектов освоения ресурсов Мирового океана, для экономической оценки ресурсов, планирования мер по их охране и воспроизводству, развитию и размещению воспроизводства, добыче полезных ископаемых на шельфе и т.д. также социально-экономические карты привлекаются для реализации крупных научно-исследовательских программ и проектов.[7]
Данная таблица показывает роль элементов дополнительной характеристики в учебном процессе.
№№ |
Название карты |
Значение их для исследователя |
I. Карты природы | ||
1. |
Геологические карты |
Используют карты для познания глобальных геологических систем (литосферных плит, рифтовых зон), а также для поиска полезных ископаемых, оценки современных геологических процессов и опасных явлений. |
2. |
Геофизические карты |
Используют для изучения
геодинамических явлений и |
3. |
Карты рельефа |
Используют для изучения морфологии. Генезиса, возраста и динамики рельефа. |
4. |
Климатические карты |
Используют для анализа и прогноза климата территорий и его элементов. |
5. |
Гидрологические карты. |
Используют для изучения распределения, режима, состава и свойств поверхностных вод, суши, водного баланса и ресурсов территории. |
6. |
Океанологические карты |
Используют для изучения динамики природы океана, структур и рельефа дна, размеров акваторий, объемов водных масс и растворенных веществ, климата, биогеографии и т.д. |
7. |
Карты почв |
Используют для изучения карстовых процессов почв, экономической оценки, агрономии и мелиорации, а также для освоения сельскохозяйственных территорий. |
8. |
Карты растительности |
Используют для изучения растительных ресурсов и выявления связей растительности с факторами окружающей среды; динамики растительного покрова; сельскохозяйственного освоения. |
9. |
Зоогеографические карты |
Используются для изучения размещения, миграции животных, их связей со средой обитания, для разработки мер по охране и воспроизводству животного мира. |
10. |
Ландшафтные карты |
Используются для комплексных исследований природы и взаимодействия человека с окружающей средой. |
II. Социально-экономические карты | ||
Используются при разработке проектов освоения ресурсов, планирования мер по их охране и воспроизводству, добыче полезных ископаемых, для реализации крупных научно-исследовательских программ и проектов. |