Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 00:15, курсовая работа
Огромное значение карт в современно науке. А подробность и усовершенствование карт, не может не сказываться на ее значении в школьном образовании, знакомящим, молодого человека с этим изобретением человеческого гения.
Задача моей курсовой работы, подробно рассмотреть тематические карты и особенность их содержания, составляющие, а так же, чему способствуют дополнительные характеристики карты.
Возможности использования в школьном курсе элементы дополнительной характеристики. Рассмотреть разработки для практических работ по составлению элементов дополнительной характеристики на уроках.
Введение…..………………………………………………...………………….4
Глава 1. Тематические карты и особенности их содержания……….…5
1.1. Основные направления использования тематических карт……………………………………………………………...….……..6
1.2. Особенности восприятия знаков и образов элементов дополнительной характеристики………………….……………………………12
Глава 2. Элементы дополнительного содержания……………….……...15
2.1. Диаграммы……………………………………………………...….16
2.2. Графики…………………………………………………………….20
2.3. Фотокарты…………………………………………………….……20
2.4. Статистические таблицы……………………………………….....21
2.5. Почвенный монолит, разрез, профиль……………………..…….21
2.6. Профиль……………………………………….…………………....22
2.7. Половозрастная пирамида………………………………...………23
2.8. Надписи на географических картах……………………………....23
Глава 3. Возможности использования элементов дополнительной характеристики тематических карт в учебном процессе………............…25
3.1. Методическая рекомендация по построению профиля……..….25
3.2. Методическая рекомендация по построению графика…….……27
3.3. Методическая рекомендация по построению половозрастной пирамиды…………………………………………………………………..28
Заключение…………………………….…………………………….………29
Список литературы……………………………………
1.2. Особенности восприятия знаков
и образов элементов дополнител
Исследования по восприятию элементов дополнительной характеристики чаще всего сосредотачиваются на изучении отдельных знаков и способов их изображения: значков различной геометрической формы, размера и цвета, линейных обозначений, штриховок, серых и цветных шкал, послойной окраски, диаграммных рисунков и т.п. В ряде случаев удается получить результаты интересные и практически5 с точки зрения использования карт. [3]
Говоря о программе экспериментов по изучению восприятия, А. Робинсон подчеркнул особую важность двух аспектов: 1) определение практического порога восприятия различий знаков на карте; 2) изучения равномерности пространственного распределения различий восприятия. При этом целесообразно оценить две характеристики порога восприятия: с одной стороны, наименьшие заметные различия, а с другой – минимальное практическое различие знаков читателями. На основе минимального практического различия могут быть, по мнению А. Робинсона, разработаны принципы и нормативы, обеспечивающие наилучшие условия восприятия и практического использования карт.[9]
Р.П. Веденеева, экспериментально изучив различные виды воздействия цвета, зрительное пространство при разных цветовых фонах, а также ассоциации связанные со свойствами картографируемых объектов и воздействия цвета на расстояние, сформировала некоторые рекомендации для оформления мелкомасштабных общегеографических карт, призванные повысить четкость восприятии и скорость чтения карт.
Экспериментально доказано, что оценка читателями размеров элементов дополнения характеристики, значков и картограммных знаков (например, кружков) определяется тремя причинами:
Заметнее всего оказывается первая причина: значок, находящийся в окружении других более мелких значков, кажется больше (в среднем на 13%) и, наоборот, если он расположен среди более крупных значков, то читатель склонен преуменьшить его величину.[18]
Эксперименты, связанные с отдельными знаками и способами их географического оформления – это лишь первая ступень исследования восприятия картографического изображения и элементов дополнительной характеристики. На более высоких уровнях изучают: а) восприятие знаковых комбинаций; б) восприятие всего картографического изображения; в) способы сравнения и сопоставления двух и более картографических изображений.[4]
Чтение карты в целом – всегда целенаправленный поиск знаков, конфигураций, восприятие знаковых комбинаций, ради получения необходимой читателю информации. Процесс чтения карты включает три этапа:
При сравнении разных карт читатель решает следующие подзадачи:
В процессе чтения и распознавания, восприятие знаковых комбинаций человек, пользующийся картой, постоянно сортирует и отбрасывает постороннюю и избыточную информацию, формирует систему восприятия знаковых комбинаций, отвечающую поставленной цели, дает ей содержательную интерпретацию.[8]
Глава 2. Элементы дополнительного содержания
К элементам дополнительной характеристики территории могут относиться дополнительные (так называемые «вредные») карты с изображением природных или социальных элементов, не вошедших в содержание основной карты. Элементами дополнительной характеристики территории могут быть такие профили, графики и диаграммы, фотографии или рисунки, а также цифровые данные и поясняющие тексты.
Перечень элементов дополнительной характеристики приведен ниже в таблице, показывающей структуру карт.[14]
2.1. Диаграммы
Диаграммы бывают весьма разные. Изложение способов диаграммирования ведется по следующей схеме, исходящей из степени сложности подлежащих диаграммированию рядов:
Пространственные ряды, члены которых даны без указания структуры и без «динамики» (т.е. без изменения во времени).
Пространственные ряды со структурой, но без динамики.
Пространственные ряды с динамикой, но без структуры.
Пространственные ряды и со структурой и с динамикой.[20]
Самый простой случай тот, когда дело идет об изображении абсолютного ряда без структуры и без динамики, например, абсолютного количества всего населения, всего посева, всего числа рабочих на определенный год. При составлении диаграмм, не предназначенных для помещения их на карту, лучше всего для более легкого сопоставления фигур употреблять «полоски» или «столбики», т.е. прямоугольники, высоты которых пропорциональны характеризуемым величинам, а основания одинаковы.
С той целью, чтобы сделать наглядным сам счет, применяется иногда способ изображения не одной фигурой, а несколькими, из которых каждая принимается за какое-либо одно условно назначенное круглое число. В качестве таких фигур обыкновенно употребляются маленькие квадратики или точки, которые могут для упрощения счета комбинироваться в группы по пять или десять.[15]
Квадраты на глаз хуже соизмеряются, чем полоски, столбики и вообще фигуры, отличаются лишь по одному измерению, а круги соизмеряются хуже, чем квадраты.
Существует несколько правил которых нужно придерживаться при построении диаграмм:
Заголовок диаграммы должен быть настолько понятным и ясным, чтобы неправильное его истолкование было невозможным. В примечании следует указать по каким данным и на какой год составлена диаграмма.
На самой диаграмме должно быть ясно и четко указано, какой именно показатель подвергнут диаграммированию, если этого не дано в самом заглавии или подзаголовке, то это надо дать в легенде. Обязательно должна быть оговорена и единица измерения.[2]
Цифры, которые легли в основу диаграммы, приводятся на самой диаграмме, у соответствующих диаграммных фигур, или внутри их.
В процессе составления могут быть выявлены следующие стадии:
Существует несколько видов диаграмм:
График – геометрическое изображение функциональной зависимости при помощи линии на плоскости.
Например, на рис. 1 изображен график изменения атмосферного давления со временем. Графики применяются как для наглядного изображения функциональных зависимостей и придания наглядности их исследованию, так и для быстрого фактического нахождения значений функций по значениям аргументов.[11]
Виды графиков очень разнообразны и зависят от того, какая система координат на плоскости положена в их основу. Графики строят в декартовых прямоугольных координатах, также в прямоугольной системе координат, полярной системе координат. Если график является прямой линией или дугой окружности, то его можно строить с помощью линейки или циркуля по двум, соответственно трем точкам. В остальных случаях для вычерчивания графика приходится наносить на бумагу достаточно большое число принадлежащих ему точек, а затем проводить через эти точки линию графика. Часто для графического изображения зависимости между величинами пользуются диаграммами. Во многих вопросах целесообразно одновременно рассматривать графики нескольких различных функций, изображая их на одном и том же чертеже.[3]
Фотокарты - полиграфические оттиски с фотопланов, на которые нанесены картографические обозначения, горизонтали, надписи.
Фотокарты создаются в проекциях и разграфке, принятых для топографических карт. Наибольшее применение получили фотокарты масштабов от 1:5 000 до 1:1 000 000 создаваемые по материалам аэросъемки и космической съемки. Выпускаются также обзорные общегеографические тематические фотокарты. Фотокарты топографического назначения характеризуются большей информативностью и объективностью, изготавливаются быстрее с меньшими затратами, чем объектные карты топографические. Топографические фотокарты создаются для использования как в комплекте с обычными картами, так и независимо от них.[15]
2.4. Статистические таблицы
Статистические таблицы – способ оформления статистических данных в виде систематически расположенных чисел, характеризующих те или иные массовые явления или процессы. Статистическая таблица состоит из горизонтальных делений (строк) и вертикальных делений (колонок, столбцов или граф). Строки обычно служат для записи подлежащего таблицы, а графы – для признаков, составляющих сказуемое. Пересечение горизонтальных и вертикальных линий образует клетки таблицы, в которых располагаются цифровые данные. Содержание каждой цифры раскрывается заголовками соответствующих строк и граф.[7]
Статистические таблицы в
2.5. Почвенный монолит, разрез, профиль
Почвенный монолит – вертикальный образец почвы, отобранный (без нарушения ее строения) из стенки почвенного разреза. Почвенный монолит охватывает всю толщу почвы или ее основные горизонты; используется для исследования различных (главным образом физических) свойств почвы, а также в качестве наглядного пособия.[17]
Почвенный разрез – вертикальная стенка ямы (шурфа), вскрывающая почвенный профиль.
Почвенный профиль – вертикальный разрез почвенной толщи от поверхности до материнской породы. Имеет слоистое строение, образуя совокупность генетически взаимосвязанных почвенных горизонтов и подгоризон тов, сформировавшихся в процессе почвообразования и лежащих друг над другом. Мощность почвенного профиля от десятком см до нескольких метров. Исследования почвенных профилей широко применяются также при картографировании почв.[13]
Профиль – это географический разрез в вертикальной плоскости по заданному направлению, показывающий часть географической оболочки Земли. Он имеет две оси и два масштаба. С помощью горизонтального масштаба измеряют расстояния по горизонтальной оси, а вертикального – расстояние по вертикальной линии под или над горизонталью. Почти все профили имеют горизонтальный масштаб более мелкий по сравнению с вертикальным.[5]
Следует отличать (по точности информации и показу) географический профиль от профильного рисунка ( или схемы), который не имеет масштабов (изменений) и показывает обобщенные закономерности.
На профилях и схемах показано различное количество элементов природы: орография – рельеф основа для всех профилей; геология и рельеф; рельеф, почвы и растительность; может быть и большее количество элементов в различном сочетании. Комплексные физико – географические профили, показывающие основные компоненты природы и их взаимосвязь и взаимообусловленность (рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, климат, почвы, растительный и животный мир).[1]
2.7. Половозрастная пирамида
Географические различия в половом и возрастном составе населения иллюстрируют половозрастные пирамиды. При построении пирамид по оси ординат используют относительные показатели (но можно использовать и абсолютные показатели).
Идеальной половозрастной пирамидой
будет пирамида с возрастным интервалом
в один год, но для составления
таких пирамид требуется