Возможности использования элементов дополнительной характеристики тематических карт в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Огромное значение карт в современно науке. А подробность и усовершенствование карт, не может не сказываться на ее значении в школьном образовании, знакомящим, молодого человека с этим изобретением человеческого гения.
Задача моей курсовой работы, подробно рассмотреть тематические карты и особенность их содержания, составляющие, а так же, чему способствуют дополнительные характеристики карты.
Возможности использования в школьном курсе элементы дополнительной характеристики. Рассмотреть разработки для практических работ по составлению элементов дополнительной характеристики на уроках.

Содержание работы

Введение…..………………………………………………...………………….4
Глава 1. Тематические карты и особенности их содержания……….…5
1.1. Основные направления использования тематических карт……………………………………………………………...….……..6
1.2. Особенности восприятия знаков и образов элементов дополнительной характеристики………………….……………………………12
Глава 2. Элементы дополнительного содержания……………….……...15
2.1. Диаграммы……………………………………………………...….16
2.2. Графики…………………………………………………………….20
2.3. Фотокарты…………………………………………………….……20
2.4. Статистические таблицы……………………………………….....21
2.5. Почвенный монолит, разрез, профиль……………………..…….21
2.6. Профиль……………………………………….…………………....22
2.7. Половозрастная пирамида………………………………...………23
2.8. Надписи на географических картах……………………………....23
Глава 3. Возможности использования элементов дополнительной характеристики тематических карт в учебном процессе………............…25
3.1. Методическая рекомендация по построению профиля……..….25
3.2. Методическая рекомендация по построению графика…….……27
3.3. Методическая рекомендация по построению половозрастной пирамиды…………………………………………………………………..28
Заключение…………………………….…………………………….………29
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Географические карты - копия.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

 

                        2.8. Надписи на географических картах

Наряду с географическими знаками  – основным языком всякого картографического изображения – на картах используются слова естественного языка для географических названий и некоторых пояснений.

Пояснительные надписи указывают  вид или род изображенных на карте  объектов, их некоторые характеристики и т.п. к пояснительным подписям относятся:

    • географические термины, определяющие род географического объекта (например - море, залив, лиман, колодец, гора, вулкан, урочище, местечко, станция, аэродром и т.п.);
    • указание качественных особенностей объектов, не отражаемых условными знаками (например, обозначения подписями господствующих пород леса, качества воды в озерах и колодцах, производственной специализации сельского хозяйства, состава грузопотоков и т.д.);
    • количественные характеристики объектов (например, обозначения цифрами высоты падения воды в водопаде, средней высоты и толщины деревьев и средних расстояний между ними в лесу, число домов в населенном пункте, ширины дороги и т.д.);[4]
    • обозначения хронологических рамок или дат, событий (например, времени оккупации страны, даты открытия острова, присвоения территории, положения линии фронта и т.д.) и периодов сезонных явлений (например, наибольшего распространения айсбергов);
    • пояснения к линиям движения и знакам перемещения;
    • собственные имена и названия, не относящиеся к географическим объектам (например, фамилии начальников и названия кораблей; пояснения к линиям картографической сетки).[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Возможности использования элементов дополнительной характеристики тематических карт в учебном процессе

 

Изучая учебно-методическую литературу мы не нашли вариантов использования  элементов дополнительной характеристики совместно с картографическим изображением, поэтому мы предлагаем фрагменты уроков с использованием  графиков, диаграмм и т. д. в учебном процессе в виде практических работ по их составлению. Основной целью присутствия элементов дополнительной характеристики на географических картах, является расширение возможностей получения выводов по географическим картам, и дополнительного содержания  их картографического изображения.  Также их формирования практических навыков, при построении элементов дополнительной характеристики, без использования картографического изображения у учащихся; закрепление или формирование самостоятельным образом, необходимого учебного содержания в процессе этого построения; формирование у учеников умственных процедур работы с материалом, его преобразования в наиболее наглядную форму.[8]

Предлагаемые нами методики  являются помощником при построении тех или иных графических форм, которые применяются на практических уроках. Методики раздаются учащимся непосредственно перед практической работой для самостоятельного разбора или  разбираются всем классом, отдельно от практической работы, при руководстве учителя для знакомства с ними  как таковыми  и усвоения.[5]

 

           3.1.  Методическая рекомендация по построению профиля

Для построения профиля необходим  лист бумаги с нанесенной на него сеткой, самостоятельно изготовленная сетка должна быть тонкой и учитывать последующий размер шага на линии профиля и на осях координат, то есть не должна быть не слишком частой, не слишком редкой. Чем изломаннее должна быть линия профиля и меньше шаг на осях ( что определяется плотностью показателей и уровнем их перепада относительно друг друга) тем чаще должна быть сетка.[9]

Размер листа должен быть таким, чтобы весь профиль, название, легенда ( условные обозначения) поместились на его одной стороне или на одном развороте, соединенных вместе нескольких листов.         

Последовательность действий  при  выполнении профиля должна быть таковой: название, расчет и запись масштаба, построение оси ординат, построение линий профиля, оформление линий (если таковое требуется, к нему относится: цветовой фон, надписи, сноски, графические знаки), оформление легенды профиля.

Расчет и запись масштаба производится с учетом конкретных показателей по которым будет строиться профиль. У профиля должно быть два масштаба горизонтальный и вертикальный. На первый рассчитывается исходная величина (расстояние), на второй производная (высота). Чем более равнинна профилируемая территория, тем меньше шаг вертикального ландшафта, горизонтальный масштаб, ограничивается размерами листа и необходимой четкостью профиля, то есть, чем больше в нем элементов, тем горизонтальный масштаб должен быть меньше. Оба масштаба записываются под названием профиля.

Расчет  длины оси ординат (ОХ) берется от максимальной высоты (глубины) местности на линии профиля, оси абсцисс (ОУ) от выше перечисленных условий.[2]

Построение профиля идет через  нанесение  на межосевое пространство (координатная плоскость) точек и последующее их соединение плавной, без острых углов линией. Количество точек определяются изменчивостью профилируемого показателя, точки ставятся в тех местах где показатель меняет свою величину.

 

Легенда размещается под профилем, в крайнем случае справа от него. Условные знаки различных объектов и разных типов не должны смешиваться.         

 

             3.2. Методическая рекомендация по построению графика

График должен состоять из координатной сетки, осей координат с нанесенными  на них длинами с указанием  измеряемой величины и линии графика.

Для построения графика нужны два  ряда взаимосвязанных цифр (чаще всего год и связанный с ним показатель).

Размеры осей координат (их шаг) определяется размером листа и крайним значением  зависимого показателя, который показывается на вертикальной оси, а на горизонтальной показывается основной показатель (год). Все шаги величины на осях должны быть одинаковыми как в отношении длины, так и в отношении масштаба. Каждое деление на осях подписывается возле штриха, тип величины указывается над окончанием оси.[2]

Построение графика идет следующим  образом : берется первый зависимый показатель и находится на линии оси, затем из этой точки в сторону координатной сетки (вправо) восстанавливается перпендикуляр до тех пор пока он не пересечется с перпендикуляром восстановленным с другой оси по второму показателю пары. Место пересечения и будет искомой точкой. Затем процедура  повторяется со следующей парой цифр. Образуется ряд точек, который соединяется линией без углов.

При совмещении нескольких линий графиков они должны быть особым образом ( цветом) выделены.

Название профиля пишется или над профилем или под ним. Условные обозначения пишутся под профилем или справа от него. [7]

 

             3.3. Методическая рекомендация по построению половозрастной пирамиды

Половозрастная пирамида(ПВП) состоит из координатной сетки, координатных осей: абсцисс (в обе стороны от нуля – зеркальная), ординат (только над нулем) и собственно пирамиды (нескольких рядов положенных друг на друга четырехугольников.

Для построения ПВП три ряда показателей: промежутки возрастных групп, количество (в тыс. чел. или % от общего числа населения данной возрастной группы ) населения мужского и женского пола  соответственно по каждой группе.[10]

На вертикальной оси, которая имеет  вид столбца, отмечают последовательно возрастные группы (обычно через каждые 5 или 10 лет), толщина оси для каждой группы произвольна (обычно 5мм ). На горизонтальной оси справа и слева  от нуля зеркально отмечают тыс. чел. или % ориентируясь на масштабный показатель в одной из групп одного из полов.

Построение ПВП осуществляется следующим образом: берутся показатели обоих полов - самого младшего возраста и на осях (для мужчин на правой для женщин на левой) находятся соответствующие отметки, затем от них восстанавливается перпендикуляр в толщину доли вертикального столба отведенного для этой возрастной группы, после, проводится линия  параллельная горизонтальной оси, в результате получается вытянутый прямоугольник. После строятся прямоугольники для всех  последующих возрастных групп, лежащие на более низком ряду.[2]

Название половозрастной пирамиды подписывается обычно под самой пирамидой.      

 

 

 

 

Заключение

 

Исследования в области изучения карты и ее элементов  многосторонни и имеют большие перспективы. Изучение элементов дополнительной характеристики относится к небольшой их части, но это не снижает их важности. В результате нашего исследования были получены следующие выводы:

1.Широта тематических мелкомасштабных  карт позволяет использовать различные элементы дополнительной характеристики (графики, диаграммы и т. д.)

2. Различные элементы дополнительной характеристики способствуют получению качественных и количественных картируемых явлений.

3. Элементы дополнительной характеристики  способствуют характеристики явлений во времени.

4. Наличие элементов дополнительной  характеристики делают карту  более информативно емкой и позволяют получать по ней более глубокие и разнообразные выводы.

5.В школьном курсе не выявлено возможности использования элементов дополнительной характеристики с картографическим изображением.

6. Имеются методические разработки  для практических работ по составлению элементов дополнительной характеристики на уроках.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Салищев К.А. Картография. – Москва., 1982.
  2. Атлас СССР. – Москва.: ГУГК, 1983.
  3. Берлянт А.М. Образ пространства: Карта и информация. – Москва.: Мысль,1986.
  4. Вахрамеева Л.А. Картография. – Москва. 1981.
  5. География в школе. – Москва., 1999.
  6. Герасимов Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. География. М.: Просвещение, 1994.
  7. Граур А.М. Математическая картография. – Л.,1956.
  8. Давыдова М.И. Самостоятельные работы учащихся по физической географии СССР. М.: Просвещение, 1982.
  9. Звонарев К.А. Картография. – Москва.- Л. 1951.
  10. Итоги науки и техники. Серия «Картография». – Т.2. – Москва.,1986.
  11. Крылова О.В. Рабочая тетрадь по географии. 8класс. М.: Просвещение, 1996.   
  12. Математические методы в географии / Ю.Р. Архипов, Н.И. Блажко, С.В. Григорьев. – Казань: Изд-во КПУ, 1976.
  13. Поспелов Е.М. Топонимика и картография. – Москва.,1971.
  14. Рехтзамер Г.Р. Основы картографии. – Л. 1974.
  15. Салищев К.А. Картоведение. – Москва, 1976.

 

 

    

 

 

 

 

                                                                              Казань 2012


Информация о работе Возможности использования элементов дополнительной характеристики тематических карт в учебном процессе