Возможности коррекции агрессивного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление и коррекция выраженных форм агрессивных проявлений у детей подросткового возраста.
Объект исследования: особенности личностного развития и поведения подростков.
Предмет исследования: приемы и способы коррекционного воздействия на подростков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения подросткового возраста.
1.1Характеристика понятий «агрессии» и «агрессивность»………………...6
1.2 Особенности агрессивного поведения подросткового возраста ……….16
1.3 . Причины и особенности проявления агрессивности в поведении под-рост-ков………………………………………………………………………….19
Глава 2. Опыт коррекционной работы c детьми подросткового возраста.
2.1 Методы и результаты констатирующего исследования
уровня агрессивности детей подросткового возрас-та……………………….25
2.2 Коррекция агрессивного поведения у детей подросткового возрас-та….31
Заключе-ние…………………………………………………………………....40
Список литерату-ры…………………...………………………...……………42
Приложение……………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

diplomnaya_Gonoshvili.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)


                                                     Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения подросткового  возраста.

1.1Характеристика понятий «агрессии» и «агрессивность»………………...6

     1.2 Особенности агрессивного поведения подросткового возраста ……….16

1.3 . Причины и  особенности проявления агрессивности  в поведении подростков………………………………………………………………………….19

Глава 2. Опыт коррекционной работы c детьми подросткового возраста.

2.1 Методы и результаты констатирующего исследования

уровня агрессивности детей  подросткового возраста……………………….25

2.2 Коррекция агрессивного поведения  у детей подросткового возраста….31

 

Заключение…………………………………………………………………....40

 

Список литературы…………………...………………………...……………42

 

Приложение……………………………………………………………………44

   

 

                                             

 

                                      

                                

 

                                             

                                               

                                              Введение

Социальные кризисные  процессы, происходящие в современном  обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Рост агрессивных тенденций  в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения.

Профессиональный интерес  психологов и педагогов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Платонова К.К., Фельдштейна Д.И. и др.

Актуальность : Проблема агрессивного поведения подростков весьма актуальна в наши дни .Как показывает практика , агрессивных детей с каждым годом становится больше , с ними трудно работать и направлять на какую – либо определенную деятельность. Есть педагогическое воздействие, но оно спасает лишь на время  - это может быть выговор, наказание после чего дети на какое – то время становиться более или менее послушными, сдержаннее их поведение начинает соответствовать норме. Но это педагогическое воздействие усиливает особенности  таких детей , а не способствуют  их перевоспитанию  или стойкому изменению поведения в лучшую сторону. Перечень психологических техник по работе с агрессивными детьми , которым владеет школьный психолог, тоже весьма  мал и не решает эту проблему полностью. Таким образом, все это свидетельствует  о практическом и теоретически неподготовленности на сегодняшний день не только педагогов но и психологов к решению  проблемы подростковой агрессивности . Агрессивное поведение – это своеобразный сигнал о помощи, внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций , с которыми подросток самостоятельно справится не может . Поэтому особенно важным является изучение агрессивного поведения подростков, когда данная черта находится на этапе своего становления.

Если  с раннего  возраста не заниматься проблемой  агрессивности , не заниматься ее  коррекцией, то в будущем она перерастет в устойчивое качество личности , которое в дальнейшем отразиться  на обществе.

 Все это обуславливает  проблему нашего исследования, которая  заключается в определении выраженных типов агрессивного поведения подростков и составления коррекционной программы. Разрешение данной проблемы и является целью нашего исследования .

Цель исследования: выявление и коррекция выраженных форм агрессивных проявлений у детей подросткового возраста.

Объект исследования:  особенности личностного развития  и поведения подростков.

Предмет исследования: приемы и способы коррекционного воздействия  на подростков.

Гипотеза : коррекция агрессивного  поведения подростков будет более эффективна , если выполнять ряд следующих условий :

  1. Проведение своевременной психодиагностики с учетом возрастных

особенностей детей.

  1. На основании выявленных типов агрессивного поведения, внедрить в   

учебно- воспитательный процесс коррекционно – развивающую программу  для детей подросткового возраста

  1. Создание благоприятных условий – для коррекции агрессивного поведе-

ния детей подросткового  возраста.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой мы определили следующие задачи исследования :

- теоретический анализ  источников  по проблеме подростковой  агрессивности;

- определение и   изучение склонности к агрессивному  поведению подростков;

- разработка и проведение коррекционно - развивающей программы для детей подросткового возраста с элементами игровой и арттеропии;

- сравнительный анализ  результатов исследования.

База исследования : Новоильинский Агротехнический Лицей.

      

      

 

Глава 1 Теоретические основы проблемы агрессивного

поведения подростков

 

        1.1 Анализ психологических исследований проблемы агрессивного поведения подростков на современном этапе.

 

Подростковому возрасту характерны различные типы нарушенния поведения. Нарушенное поведение – это понятие неоднозначное ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к т.н. нормальному поведению. В терминологическом отношении "нарушенное поведение" часто рассматривается как синоним словосочетаний "трудный ребёнок", "ненормальное поведение", "ребёнок с нарушениями в аффективной сфере", "девиантные поведение", "отклоняющееся поведение", "делинквентное поведение", "противоправное, преступное, криминальное поведение" и др. Но названные термины несут одностороннюю информацию: бытовую (трудный ребёнок), юридическую (преступное поведение) и т.д.[1,с.187]

Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа.[17,с.37]

В быту термин "агрессия" имеет широкое распространение  для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.[10,с.170]

В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:

  • Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. (Бендер .Л)
  • Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Десгадо .H.)
  • Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Баса A.)
  • Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.  (Вильсон .)
  • Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

Из этого множества  определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным.

По  мнению  Левис Д . О в  отличие  от  некоторых  биологических  видов  , таких  как  специально  выведенные  агрессивные  грызуны  ,  ни  одна  из  этических  ,  расовых  или  религиозных  групп  не  показала  себя  более  агрессивной  ,  чем  другие  (  хотя  на    протяжении  истории  ,  народ  той  страны  периодически  проявлял  себя  в  ютом   отношении  отличным  от  прочих  .

Социальные  и  биологические  науки пришли  к  тому  ,  что  возможно  наиболее   важное  влияние   на   формирование  и развитие  агрессивного   поведения оказывают   средовые  факторы. К таковым можно отнести прочное воспитание  ,  включающие  физические  наказания,  моральное унижение  ,  социальную  и сенсорную изоляцию, табу  на  эмоциональные проявления  ,  а также такие мега – факторы как скученность (небывалое увеличение  плотности  населения ) [19,с.58]

Природа  человеческой  агрессии  с  трудом  поддается   анализу

  К. Лоренц  считает  ,  что  между   различными  человеческими  популяциями  все же  имеются различия  в  их  изначальной  (врожденной) степени  агрессивности  ,  что  сложилось  в  результате  естественного  отбора .В  качестве  примера  чрезвычайно  агрессивного  народа  он  приводит  племя индейцев Юта . По  мнению  Лоренца  ,  человек  агрессивен , т. к .произошел  от  приматов . Поскольку  последние  являются  травоядными  животными  ,  то  у  них  совершенно  отсутствует   присущий  хищникам  «инстинкт  убийцы»  . У  хищников  для  сохранения  видав  должен  был  в  результате  эволюции   возникнуть  механизм  тормозящий  внутривидовую  агрессию ,т . к.»инстинкт убийцы» ,  направленный  на себе  подобных  привел  бы  к  полному  вымиранию  вида  .У  гоминидов же  необходимости  в  таком  механизме  не  было  ( природа  не  могла  предусмотреть  .  что  в  руках « голой обезьяны » появится  смертоносное  оружие ) .

К. Лоренц в  своей  работе  ,  посвященной  агрессии  , трактует  ее  как  движущую  силу  борьбы  за  выживание , причем  эта  борьба  в  основном  происходит  внутри  одного вида.(1)                                                  1. ( Лоренц К Агрессия.-М.:Просвещение.,1994. 43 с. )

  Э. Фром понимает  отношение  доброкачественно  – оборонительной  агрессии  к   злокачественно –  деструктивной   как инстинкта  к  характеру  ,т . е . предполагается  необходимость  разграничение  между  естественными  влечениями  ,  коренящимися  в  физиологических  потребностях  ,  и  специфическими  человеческими  страстями  ,  имеющими  свой  источник  в  человеческом  характере.[9,с.35] 

Приверженцы  бихевиорестичеких  теорий  считают  ,  что  человек  чувствует  ,  думает   и  поступает   так  ,  как  он  считает  правильным  для  достижения  ближайшей  желанной  цели.

Таким  образом ,  агрессивность , как  и  другие  формы  поведения  ,  является  благоприобретенной  ( т. е.  наиболее  выгодной  и эффективной  стратегией  целидостижения  )  и  определяется  тем  ,  что  человек               (  агрессивным путем ) добивается  максимального преимущества.    

      Можно сказать, что у каждого из нас в характере присутствует агрессивность. У кого-то она имеет оборонительные, доброкачественные формы, у кого-то, возможно, уже перешла и в деструктивную, злокачественную область. Целью моей речи было составить Ваше представление о существующих видах агрессии. Надеюсь, все могут для себя сделать определенные выводы и обратить свою агрессию в конструктивное русло.

Рассмотрим  наиболее известные  теоретические положения :

1Теория  влечения (психоаналитический  подход).

Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение  по своей природе  инстинктивное  и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный(либидо) и инстинкт влечения к смерти (Танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия  же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни ( эросом) и ее разрушением (танатосом),  другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия танатоса  не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, Танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.[21,с.56]

Информация о работе Возможности коррекции агрессивного поведения подростков