Возможности коррекции агрессивного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление и коррекция выраженных форм агрессивных проявлений у детей подросткового возраста.
Объект исследования: особенности личностного развития и поведения подростков.
Предмет исследования: приемы и способы коррекционного воздействия на подростков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения подросткового возраста.
1.1Характеристика понятий «агрессии» и «агрессивность»………………...6
1.2 Особенности агрессивного поведения подросткового возраста ……….16
1.3 . Причины и особенности проявления агрессивности в поведении под-рост-ков………………………………………………………………………….19
Глава 2. Опыт коррекционной работы c детьми подросткового возраста.
2.1 Методы и результаты констатирующего исследования
уровня агрессивности детей подросткового возрас-та……………………….25
2.2 Коррекция агрессивного поведения у детей подросткового возрас-та….31
Заключе-ние…………………………………………………………………....40
Список литерату-ры…………………...………………………...……………42
Приложение……………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

diplomnaya_Gonoshvili.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

Эту теорию можно отобразить следующей схемой:

      Разрушение                                          Сохранение

              Танатос----------------------à        Я           ß------------------------- Эрос

                                                                      |   Изменение  направления энергии  

                                                                      \/

                                          Агрессия, направленная  на других

Уменьшить вероятность появления  опасных действий может внешнее  проявление эмоций, сопровождающих агрессию.

  1. Экологический подход.

Новое звучание эта тема получила благодаря  работам К.Лоренца, который придерживался  эволюционного подхода  к агрессии, что  было схоже с позицией З.Фрейда.

Согласно  Лоренцу, агрессия берет  начало прежде всего  из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же , как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:[23,с.43]

     Количества накопленной  агрессивной энергии.

     Наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент. Тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.

Лоренц  отмечал, что кроме  врожденного инстинкта  борьбы все живые  существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида.

Ослабление  агрессии возможно путем  различных действий. Также Лоренц утверждал, что любовь и дружеские  отношения могут  оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

  1. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).

Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противоставляется  двум, выше описанным. Здесь агрессивное  поведение рассматривается  как  ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

  • Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
  • Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три  фактора:

  1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
  2. Сила препятствия на пути достижения цели;
  3. Количества последовательных фрустраций.

Т.е., чем в большей  степени субъект  предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

Когда выяснилось, что индивидуумы  не всегда реагируют  агрессией на фрустрацию, Лоллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит “смещение”, в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности  против фрустатора сильный  страх наказания, прибегает к смещению своих наладок, направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий.

Какие же факторы ослабляют  агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижает уровень побуждения к агрессии.(оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком -  акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).

  1. Теория социального научения  (бихевиоральная модель).

В отличие  от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Эта теория была предложена Балдурой и представлена в работе в виде таблицы 1.1., объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения.

 

Таблица 1.1. Теория социального научения Балдуры. 

Агрессия, приобретаемая посредством:

  • Биологических факторов (например, гормоны, нервная система)
  • Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)

Агрессия  провоцируется:

  • Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)
  • Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)
  • Побудительными мотивами ( например, деньги, восхищение)
  • Инструкциями (например, приказы)
  • Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями)

Агрессия  регулируется:

  • Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)
  • Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других)
  • Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)

 

Особую актуальность приобретает  исследование девиантного поведения  несовершеннолетних и пути его коррекции  в связи со снижением возрастных границ. Чаще всего корни агрессивности и повышенной тревожности уходят в раннее детство, закрепляясь или сглаживаясь в более

позднем возрасте.[3,с.29]

 

Нижняя возрастная граница  отклонений в поведении очень  подвижна и причины отклонений глубоко  индивидуальны. Например, уже в старших группах детских садов  в поведении 12-13% детей наблюдались существенные отклонения. Среди них: отсутствие контакта со сверстниками из-за неумения разрешать конфликты "мирным" путём, стремление дезорганизовать коллективную игру, познавательную деятельность детей, если в ней не удовлетворяются его сугубо личные интересы, отсутствие элементарных навыков и привычек культурного поведения (вежливости, аккуратности, исполнительности и пр.), обидчивость, упрямство, вспышки озлобленности, вплоть до проявления агрессивного поведения[8,с465]

У 35% обследованных подростков, отличающихся девиантным поведением отмечена повышенная агрессивность. Проявлялось  это и в том, что у них  нет жалости к другим, наоборот, они старались нанести увечья окружающим. У 85% из них зарегистрированы случаи садистских действий.

Среди форм агрессивных  реакций, встречающихся в различных  источниках, необходимо выделить следующие:

  • Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  • Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  • Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

 

Из форм враждебных реакций  отмечаются:

  • Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  • Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

 

1.2. Типология агрессивного  поведения современных подростков.

 

Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик  и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.[16,с.42]

Часто такие подростки  находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах, компании подростков.1 Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа " выживают сильные, слабые вымирают "

Раскрытие причин и характера  агрессивности детей и подростков требует проведения определённой классификации.

В различной литературе по данной тематике упоминается о  ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на две группы:

  • Подростки с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства.
  • Подростки, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением, для которых характерны различные психические нарушения.

Информация о работе Возможности коррекции агрессивного поведения подростков