Возможности коррекции агрессивного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление и коррекция выраженных форм агрессивных проявлений у детей подросткового возраста.
Объект исследования: особенности личностного развития и поведения подростков.
Предмет исследования: приемы и способы коррекционного воздействия на подростков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения подросткового возраста.
1.1Характеристика понятий «агрессии» и «агрессивность»………………...6
1.2 Особенности агрессивного поведения подросткового возраста ……….16
1.3 . Причины и особенности проявления агрессивности в поведении под-рост-ков………………………………………………………………………….19
Глава 2. Опыт коррекционной работы c детьми подросткового возраста.
2.1 Методы и результаты констатирующего исследования
уровня агрессивности детей подросткового возрас-та……………………….25
2.2 Коррекция агрессивного поведения у детей подросткового возрас-та….31
Заключе-ние…………………………………………………………………....40
Список литерату-ры…………………...………………………...……………42
Приложение……………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

diplomnaya_Gonoshvili.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)



 

 

Класс/буква

 

Инд.враждебности   

%

Инд.агрессивности

%

7«А»(23) ч.

контрольный

До

Высокий-11

Средний-7

Низкий-5

47,8%

30,4%

21,7%

Высокий-12

Средний-5

Низкий-6

52,1%

21,7%

21,7%

После

Высокий-10

Средний-11

Низкий-2

43,4%

47,8%

8,6%

Высокий-11

Средний-12

Низкий -0

47,8%

52,1%

   -

7«Б»(22) ч.

экспериментальный

До

 Высокий-10

Средний-5

Низкий-7

45,4%

22,7%

31,8%

Высокий-11

Средний-6

Низкий-5

50%

27,2%

22,7%

после

Высокий-6

Средний-6

Низкий -12

27,2%

27,2%

54,5%

Высокий-3

Средний-17

Низкий -2

13,6%

77,2%

9%


 

 

 

      

 

 

 

Группа А контрольный  класс

Группа Б экспериментальный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа А контрольный  класс

Группа Б экспериментальный

По данной методики видно, что результаты в экспериментальной группе улучшились. Выраженные формы агрессивного поведения снизились. Если в контрольном классе результаты не показали значительных изменений ,то в экспериментальном количество детей с выраженными формами агрессии уменьшилось на 6 человек.

 

 

2) графическая  методика «кактус»

Класс\буква

 

количество

%

результат

7 «А»(23) ч.

контрольный

До

5 человек             

21,7%

по рисунку видно  наличие иголок, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга показывают высокую степень агрессивности.

  после  после     

6 человек           

26%

по рисунку видно  наличие иголок, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга показывают высокую степень агрессивности.

7 «Б»(22) ч.

экспериментальный

До

5 человек             

22,7%

по рисунку видно  наличие иголок, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга показывают высокую степень агрессивности.

после

2 человек             

9%

по рисунку видно  наличие иголок, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга показывают высокую степень агрессивности.




 

При повторном проведении этой методики дети имеющие склонность к агрессии изменили свои рисунки  по которым видно что уровень  агрессивного поведения снизился. Видно что при констатирующим эксперименте в контрольном и экспериментальном классе было по 5 человек, то после проведения коррекции в контрольном классе количество детей с агрессией увеличилось на 1 чел.,а в экспериментальном уменьшилось на 3 чел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) проективный тест руки

 

Класс. \буква

 

агрессивность

%

Директивность

%

7 «А»(23) ч.

 контрольный

До

 высокий -11       

средний -7          

низкий-5              

47,8%

30,4%

21,7%

высокий-12          

средний-5            

низкий-5              

52,1%

21,7%

21,7%

После

высокий -10     

средний -8       

низкий-5          

43,4%

34,7%

21,7%

высокий-11          средний-6          

низкий-6             

47,8%

26%

26%

7 «Б»(22) ч. 

экспериментальный

До

высокий-10         

средний-5           

низкий-7             

45,4%

22,7%

31,8%

высокий-11           

средний-6            

низкий-5              

50%

27,2%

22,7%

после

высокий-5        

средний-12      

низкий-5          

22,7%

22,7%

54,5%

высокий-4         

средний-14        

низкий-4           

18,1%

63,6%

18,1%




 

По результатам проективного теста  руки уровень агрессивности и  директивности заметно снизился. В экспериментальном классе количество с агрессивностью с высокого уровня снизился с 10 до 5 чел, а с низкого на средний с 7 до 5. По директивности с высокого уровня снизился с 11 до 5 чел, а с низкого 5 до 4.

 

Таким образом ,сравнительный  анализ показал эффективность разработки данной коррекционной программы  т.к. по проведению и обработки результатов констатирующих методик видно что уровень выраженных форм агрессии  снизился до среднего уровня почти у 90% учащихся экспериментальной группы .Данные представленные в таблицах позволяют нам четко проследить за ходом протекающих формирующих занятий направленных на снижения выраженных форм агрессии.

Целью нашего исследования было проведения коррекционной программы и снижения выраженных форм агрессии  что мы и сделали. Нами были достигнуты те задачи которые мы ставили в начале нашей работы. По окончанию нашего исследования мы можем сделать выводы что наша гипотеза подтвердилась.

Также в приложении представлены: однофакторный анализ данных, описательная статистика. ( см. приложения 5,6)

 

 

                                                  

                                                  

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Заключение

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения  является агрессивное поведение, нередко  принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий.

Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.

Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих  личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но педагогически и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения.

Отсюда возникает необходимость  в проведении системного анализа  индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

                                         Список литературы

 

1.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия.- М.: Просвещение, 2000.

2.Бэрон Р., Ричардсон Д. агрессия.- СПб., 1997.

3.Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.- М.: Просвещение, 1991.

4.Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям.- М., 1993.

5.Креч Д., Крачфилд А., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость. //Вопросы психологии. – 1992. - №1-2.

6.Крэйхи Б. Социальная психология агрессии.- СПб., 2003.

7.Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.- М.: Педагогика., 1989.

8.Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомания у подростков.- М., 1988.

9.Лоренц К. Агрессия.- М.: Просвещение., 1994.

10.Осноцкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся. //Вопросы психологии.- 1990. -№3.

11.Паренс Г. Агрессия наших детей.- М., 1997.

12.Першанина Е. проблема профилактики педагогической запущенности подростков. //Советская педагогика.- 1984.- №5

13.Психологические тесты 1,2./Под ред. Карелина А.А.- М.: Владос., 2003.

14.Раттер М. Помощь трудным детям.- М.: Просвещение., 1987.

15.Румянская  Г.Г. Понятие агрессивности в современной и зарубежной психологии. //Вопросы психологии.- 1991.- №3.

16.Румянцева Н.М. Агрессия и контроль. //Вопросы психологии.- 1992.- №5, 6.

17.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения  подростков и условия его коррекции.- М., 1996.

18Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста. //Методические рекомендации в помощь педагогам-практикам.- М., 1991.

20.Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н./Д.: Феникс., 2003.

21.Халичер В. Человек и агрессия.- М., 1990.

22.Холлигер В. Человек и агрессия.- М.: Просвещение., 1989.

23. Эмоциональные нарушения и их коррекция. /под ред. Лебединского В.В., Никольской О.В.,- М.: Просвещение., 1998.

24.Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, межличностные аспекты.- М.: Издательство АСТ., 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Приложение 1

                                                Опросник Баса-Дарки

 

 

 

  1. Временами я не могу справиться с желанием

     причинить  вред другим                                                                                  да  нет                                                    

Информация о работе Возможности коррекции агрессивного поведения подростков