Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:06, дипломная работа
Цель исследования: выявление и коррекция выраженных форм агрессивных проявлений у детей подросткового возраста.
Объект исследования: особенности личностного развития и поведения подростков.
Предмет исследования: приемы и способы коррекционного воздействия на подростков.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения подросткового возраста.
1.1Характеристика понятий «агрессии» и «агрессивность»………………...6
1.2 Особенности агрессивного поведения подросткового возраста ……….16
1.3 . Причины и особенности проявления агрессивности в поведении под-рост-ков………………………………………………………………………….19
Глава 2. Опыт коррекционной работы c детьми подросткового возраста.
2.1 Методы и результаты констатирующего исследования
уровня агрессивности детей подросткового возрас-та……………………….25
2.2 Коррекция агрессивного поведения у детей подросткового возрас-та….31
Заключе-ние…………………………………………………………………....40
Список литерату-ры…………………...………………………...……………42
Приложение……………………………………………………………………44
Класс/буква |
Инд.враждебности |
% |
Инд.агрессивности |
% | |
7«А»(23) ч. контрольный |
До |
Высокий-11 Средний-7 Низкий-5 |
47,8% 30,4% 21,7% |
Высокий-12 Средний-5 Низкий-6 |
52,1% 21,7% 21,7% |
После |
Высокий-10 Средний-11 Низкий-2 |
43,4% 47,8% 8,6% |
Высокий-11 Средний-12 Низкий -0 |
47,8% 52,1% - | |
7«Б»(22) ч. экспериментальный |
До |
Высокий-10 Средний-5 Низкий-7 |
45,4% 22,7% 31,8% |
Высокий-11 Средний-6 Низкий-5 |
50% 27,2% 22,7% |
после |
Высокий-6 Средний-6 Низкий -12 |
27,2% 27,2% 54,5% |
Высокий-3 Средний-17 Низкий -2 |
13,6% 77,2% 9% |
Группа А контрольный класс
Группа Б экспериментальный
Группа А контрольный класс
Группа Б экспериментальный
По данной методики видно, что результаты в экспериментальной группе улучшились. Выраженные формы агрессивного поведения снизились. Если в контрольном классе результаты не показали значительных изменений ,то в экспериментальном количество детей с выраженными формами агрессии уменьшилось на 6 человек.
2) графическая методика «кактус»
Класс\буква |
количество |
% |
результат | |
7 «А»(23) ч. контрольный |
До |
5 человек |
21,7% |
по рисунку видно наличие иголок, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга показывают высокую степень агрессивности. |
после после |
6 человек |
26% |
по рисунку видно наличие иголок, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга показывают высокую степень агрессивности. | |
7 «Б»(22) ч. экспериментальный |
До |
5 человек |
22,7% |
по рисунку видно наличие иголок, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга показывают высокую степень агрессивности. |
после |
2 человек |
9% |
по рисунку видно наличие иголок, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга показывают высокую степень агрессивности. |
При повторном проведении этой методики дети имеющие склонность к агрессии изменили свои рисунки по которым видно что уровень агрессивного поведения снизился. Видно что при констатирующим эксперименте в контрольном и экспериментальном классе было по 5 человек, то после проведения коррекции в контрольном классе количество детей с агрессией увеличилось на 1 чел.,а в экспериментальном уменьшилось на 3 чел.
3) проективный тест руки
Класс. \буква |
агрессивность |
% |
Директивность |
% | |
7 «А»(23) ч. контрольный |
До |
высокий -11 средний -7 низкий-5 |
47,8% 30,4% 21,7% |
высокий-12 средний-5 низкий-5 |
52,1% 21,7% 21,7% |
После |
высокий -10 средний -8 низкий-5 |
43,4% 34,7% 21,7% |
высокий-11 средний-6 низкий-6 |
47,8% 26% 26% | |
7 «Б»(22) ч. экспериментальный |
До |
высокий-10 средний-5 низкий-7 |
45,4% 22,7% 31,8% |
высокий-11 средний-6 низкий-5 |
50% 27,2% 22,7% |
после |
высокий-5 средний-12 низкий-5 |
22,7% 22,7% 54,5% |
высокий-4 средний-14 низкий-4 |
18,1% 63,6% 18,1% |
По результатам проективного теста руки уровень агрессивности и директивности заметно снизился. В экспериментальном классе количество с агрессивностью с высокого уровня снизился с 10 до 5 чел, а с низкого на средний с 7 до 5. По директивности с высокого уровня снизился с 11 до 5 чел, а с низкого 5 до 4.
Таким образом ,сравнительный
анализ показал эффективность
Целью нашего исследования было проведения коррекционной программы и снижения выраженных форм агрессии что мы и сделали. Нами были достигнуты те задачи которые мы ставили в начале нашей работы. По окончанию нашего исследования мы можем сделать выводы что наша гипотеза подтвердилась.
Также в приложении представлены: однофакторный анализ данных, описательная статистика. ( см. приложения 5,6)
Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.
Профилактика и предупреждение
девиантного поведения
Список литературы
1.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия.- М.: Просвещение, 2000.
2.Бэрон Р., Ричардсон Д. агрессия.- СПб., 1997.
3.Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.- М.: Просвещение, 1991.
4.Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям.- М., 1993.
5.Креч Д., Крачфилд А., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость. //Вопросы психологии. – 1992. - №1-2.
6.Крэйхи Б. Социальная психология агрессии.- СПб., 2003.
7.Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.- М.: Педагогика., 1989.
8.Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомания у подростков.- М., 1988.
9.Лоренц К. Агрессия.- М.: Просвещение., 1994.
10.Осноцкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся. //Вопросы психологии.- 1990. -№3.
11.Паренс Г. Агрессия наших детей.- М., 1997.
12.Першанина Е. проблема профилактики педагогической запущенности подростков. //Советская педагогика.- 1984.- №5
13.Психологические тесты 1,2./Под ред. Карелина А.А.- М.: Владос., 2003.
14.Раттер М. Помощь трудным детям.- М.: Просвещение., 1987.
15.Румянская Г.Г. Понятие агрессивности в современной и зарубежной психологии. //Вопросы психологии.- 1991.- №3.
16.Румянцева Н.М. Агрессия и контроль. //Вопросы психологии.- 1992.- №5, 6.
17.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.- М., 1996.
18Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста. //Методические рекомендации в помощь педагогам-практикам.- М., 1991.
20.Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н./Д.: Феникс., 2003.
21.Халичер В. Человек и агрессия.- М., 1990.
22.Холлигер В. Человек и агрессия.- М.: Просвещение., 1989.
23. Эмоциональные нарушения и их коррекция. /под ред. Лебединского В.В., Никольской О.В.,- М.: Просвещение., 1998.
24.Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, межличностные аспекты.- М.: Издательство АСТ., 1997.
Приложение
причинить
вред другим
Информация о работе Возможности коррекции агрессивного поведения подростков