Возможности коррекции агрессивного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление и коррекция выраженных форм агрессивных проявлений у детей подросткового возраста.
Объект исследования: особенности личностного развития и поведения подростков.
Предмет исследования: приемы и способы коррекционного воздействия на подростков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения подросткового возраста.
1.1Характеристика понятий «агрессии» и «агрессивность»………………...6
1.2 Особенности агрессивного поведения подросткового возраста ……….16
1.3 . Причины и особенности проявления агрессивности в поведении под-рост-ков………………………………………………………………………….19
Глава 2. Опыт коррекционной работы c детьми подросткового возраста.
2.1 Методы и результаты констатирующего исследования
уровня агрессивности детей подросткового возрас-та……………………….25
2.2 Коррекция агрессивного поведения у детей подросткового возрас-та….31
Заключе-ние…………………………………………………………………....40
Список литерату-ры…………………...………………………...……………42
Приложение……………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

diplomnaya_Gonoshvili.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

По итогам проведения методики  представлены      следующие результаты:

 

 

 

Класс/буква

физическая

косвенная

раздражение

негативизм

обида

подозрительность

вербальная

Чувство вины

7 «А»

контрольный

8,6%

6,7%

8%

4,3%

3,9%

3,3%

8,9%

6,2%

7 «Б»

экспериментальный

7,5%

6,7%

8,3%

4,7%

4,2%

4,4%

8,9%

6,2%




 

 

 

 

 

 

Инд.враждебности

             %

Инд.агрессивности

         %

7 «А»(23) ч.

Контрольный

Высокий- 11

Средний- 12

Низкий- 0

47,8%

52,1%

   -

Высокий- 10

Средний- 13

Низкий- 0

43,4%

56,5%

   -

7 «Б»(22) ч.

экспериментальный

Высокий- 12

Средний- 6

Низкий - 4

54,5%

27,2%

18,8%

Высокий- 13

Средний- 7

Низкий - 2

59%

31,8%

9%


 

 

 

 

 

                                

 

 

Группа А контрольный  класс

Группа Б экспериментальный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа А контрольный  класс

Группа Б экспериментальный

 

 

 

Следующая методика которая  позволила определить агрессивное поведение подростков графическая методика «Кактус».   (см.приложение 2)Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.д.

При проведение диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги и простой карандаш.

Инструкция: «На листе белой  бумаги нарисуйте кактус такой, какой  ты себе представляешь». Вопросы и  дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша.

                              По результатам методики видно:

Класс\буква

количество             %

результат

7 «А»(23) ч.

Контрольный

5 человек              21,7%

по рисунку видно  наличие иголок, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга  показывают высокую степень агрессивности.

7 «Б»(22) ч.

экспериментальный

5 человек             22,7%

по рисунку видно наличие иголок, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга показывают высокую степень агрессивности.




 

Для дополнительного  выявления агрессии был взят тест «тест руки».

Проективный тест руки содержит девять картинок с изображением кистей руки (см.приложения 3)десятая карточка пустая. Что касается десятой карточки, то испытуемому предлагают сначала представить себе руку, а потом описать, что эта воображаемая рука может делать. Десять карточек, одна за другой, последовательно предлагают испытуемому, причем последовательность и положение, в котором они даются , стандартны.

По результатам этого  теста выделено две категории:

Агрессивность, директивность.

 Ответы по этим  категориям  показывают вероятность  проявления агрессивных тенденций в поведении и означают нежелание со стороны субъекта прийти к согласию с участниками общения. Намерения, права и чувства остальных людей не принимаются во внимание в процессе реализации этих тенденций.  Кроме  того, между владельцем руки и лицом (лицами), которому угрожают, которого оскорбляют или которым руководят отсутствуют взаимные или равные межличностные отношения.

Тенденция к действию проявляется независимо от лиц или  объекта, на которых направлена эта тенденция.

 

Класс. \буква

 Уровень                   %

Агрессивности

 Уровень                    %

Директивности

7 «А»(23) ч.

 контрольный

высокий -11       47,8%

средний -7           30,4%

низкий-5               21,7%

высокий-12           52,1%

средний-5             21,7%

низкий-5              21,7%

7 «Б» (22) ч.

экспериментальный

высокий-10          45,4%

средний-5            22,7%

низкий-7              31,8%

высокий-11            50%

средний-6             27,2%

низкий-5               22,7%


 

 

Таким образом, результаты исследования, проведенные 7 «А» (контрольный) классе показывают, что большей части подростков присуща физическая агрессия, т.е. использование физической силы против другого лица, такие как удар или пинок. В 7 «Б»(экспериментальный)большей части подростков присуща физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, т.е. использование физической силы против другого лица, разбивание посуды, ломания вещей, нанесение себе каких либо повреждений (биться головой о стену, царапать себя и т.д.),могут перейти на драку.

 

2.2 Коррекция агрессивного поведения у детей подросткового           возраста.

Констатирующий эксперимент  позволил выявить выраженные формы  агрессии у детей подросткового  возраста.

После проведения констатирующего  эксперимента нами был спланирован и проведен формирующий эксперимент. Целью формирующего эксперимента являлась разработка игр и упражнений, направленных на снижения выраженных форм агрессии.

Учитывая содержания формирующего эксперимента, мы  составили  и реализовали задачи, предусматривающих использование специальных упражнений и игр для снижения выраженных форм агрессии.

Формирующий эксперимент  проводился в 7 «Б» классе с группой  детей на основании данных полученных в ходе констатирующего эксперимента .В экспериментальной группе ( 22 человек) формирующий эксперимент проводился 4 недели на дополнительных уроках.

Перед проведением формирующего эксперимента нами были сформулированы следующие ожидаемые результаты :

1) снижения выраженных форм агрессии у детей

2) сплочения коллектива внутри класса

На основании целей , задач и ожидаемых результатов нами была разработана коррекционная программа цель которой : снижение выраженных форм агрессии подростков  с помощью игр и арттеропии.

Коррекционная программа состоит из III- этапов.

I Игры с зеркалом (вводная часть)

Включает два  занятия:

         1-Портрет из зазеркалья  

         Цель : актуализация образа «Я»

         2-Я – зеркало                    

   Цель : развитие навыков рефлексии

II Арттерапия ( основная часть)

 Включает три занятия:

    1- Новая жизнь  использованной открытки

    Цель : интеграция  негативного опыта жизни подростка

    2- изготовление  поделок из подручных средств  

    Цель : научить  находить выход из любой ситуации

    3-Рисование на свободную тему с использованием музтеропию

   Цель : гармонизация эмоционального состояния

III Игры с продуктами ( заключительная часть)

Включает два  занятия:

      1-« Хрустящий  Бара бек » 

      Цель : содействие  снижения вербальной агрессии

      2-« Апельсиновый Джо »

      Цель: содействие  снижения агрессии 

 

-На первом этапе  дети настраивались на работу. Изучали себя, свой внутренний мир, мир соседа .Узнали о свойстве зеркал, о том что оно отражает, как связанно это с нами. Дети с интересом выполняли те просьбы и действия, которые им предлагали. При обсуждении все ребята принимали очень активное участие, кто – то задавал интересные вопросы, а кто – то эмоционально отвечал на них. И самое интересное они единогласно пришли к одному мнению : что зеркало – имеет свойства отражать не только наш облик,  внутренний мир ,и наше эмоциональное состояние .Но и еще то что вся наша жизьнь,наше поведения отражается на том как к нам будут относится, какое будущие нас ожидает.

 

-На втором этапе  дети учились находить выход  из трудно сложившейся ситуации, учились принимать трудности как должное , но при этом направлять все в нужное русло. Испытуемые очень творчески подошли к этой работе , они с увлечением изготовляли подтелки, открытки. Рисовали красивые рисунки. после рисования все ребята рассказывали о том что они рисовали, что их рисунки обозначают. Обсуждение проходило интереснее чем в предыдущем этапе , ребята так увлеклись что наше обсуждение растянулось на целый час.

 

-Третий этап был  заключительный. На этом этапе  была работа по снижению выраженных  форм агрессии. Ребята узнали о том ,что многие продукты имеют свойство звучать. Им было предложено создать ритм из хруста сухарей так , что бы этот звук не был для них и окружающих раздражительным.

По началу у них это не получалось, но после того как разбились  и определили ритм каждой группе, затем каждая по очереди озвучили свой ритм , а потом все это объединили в одну общую композицию и у них это не плохо получилось. Так же на этом этапе дели добывали сок своей силы, они по команде и по определенным правила получали сок из апельсина. Детям понравились эти упражнения так как это весело , интересно  но и конечно же при выполнении этих упражнений они могут перекусить сухариком и попить сок сделанный своими руками.

 

После формирующего эксперимента нами были проведены и обработаны констатирующие методики.

По результатам этих методик представлен сравнительный анализ данных по которым видно  всю проделанную работу и доказана эффективность нашей коррекционной программы.

На данном этапе  мы рассмотрим результаты методики «Басса – Дарки», графическую методику «Кактус», и проективный тест руки. Эти данные являются достоверными и подтверждают выдвеннутую нами гипотезу.         

 

 

 

1)методика диагностики  состояния агрессии «Басса-Дарки» 

 

Класс/

буква

физическая

косвенная

раздражение

негативизм

обида

подозрительность

вербальная

Чувство вины

7 «А»(20) ч.        до

контрольный   

                   после

8,6%

 

8,6%

6,7%

 

6%

8%

 

8%

4,3%

 

4%

3,9%

 

4%

3,3%

 

3,5%

8,9%

 

9%

6,2%

 

6,2%

7 «Б»(22) ч.

Экспере-ый      до

 

                        после

7,5%

 

2%

6,7%

 

4%

8,3%

 

6,5%

4,7%

 

3%

4,2%

 

2%

4,4%

 

3%

8,9%

 

3,6%

6,2%

 

5%

Информация о работе Возможности коррекции агрессивного поведения подростков