Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:06, дипломная работа
Цель исследования: выявление и коррекция выраженных форм агрессивных проявлений у детей подросткового возраста.
Объект исследования: особенности личностного развития и поведения подростков.
Предмет исследования: приемы и способы коррекционного воздействия на подростков.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения подросткового возраста.
1.1Характеристика понятий «агрессии» и «агрессивность»………………...6
1.2 Особенности агрессивного поведения подросткового возраста ……….16
1.3 . Причины и особенности проявления агрессивности в поведении под-рост-ков………………………………………………………………………….19
Глава 2. Опыт коррекционной работы c детьми подросткового возраста.
2.1 Методы и результаты констатирующего исследования
уровня агрессивности детей подросткового возрас-та……………………….25
2.2 Коррекция агрессивного поведения у детей подросткового возрас-та….31
Заключе-ние…………………………………………………………………....40
Список литерату-ры…………………...………………………...……………42
Приложение……………………………………………………………………44
чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
По итогам проведения методики представлены следующие результаты:
Класс/буква |
физическая |
косвенная |
раздражение |
негативизм |
обида |
подозрительность |
вербальная |
Чувство вины |
7 «А» контрольный |
8,6% |
6,7% |
8% |
4,3% |
3,9% |
3,3% |
8,9% |
6,2% |
7 «Б» экспериментальный |
7,5% |
6,7% |
8,3% |
4,7% |
4,2% |
4,4% |
8,9% |
6,2% |
Инд.враждебности |
% |
Инд.агрессивности |
% | |
7 «А»(23) ч. Контрольный |
Высокий- 11 Средний- 12 Низкий- 0 |
47,8% 52,1% - |
Высокий- 10 Средний- 13 Низкий- 0 |
43,4% 56,5% - |
7 «Б»(22) ч. экспериментальный |
Высокий- 12 Средний- 6 Низкий - 4 |
54,5% 27,2% 18,8% |
Высокий- 13 Средний- 7 Низкий - 2 |
59% 31,8% 9% |
Группа А контрольный класс
Группа Б экспериментальный
Группа А контрольный класс
Группа Б экспериментальный
Следующая методика которая позволила определить агрессивное поведение подростков графическая методика «Кактус». (см.приложение 2)Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.д.
При проведение диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги и простой карандаш.
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуйте кактус такой, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша.
По результатам методики видно:
Класс\буква |
количество % |
результат |
7 «А»(23) ч. Контрольный |
5 человек 21,7% |
по рисунку видно наличие иголок, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга показывают высокую степень агрессивности. |
7 «Б»(22) ч. экспериментальный |
5 человек 22,7% |
по рисунку видно наличие иголок, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга показывают высокую степень агрессивности. |
Для дополнительного выявления агрессии был взят тест «тест руки».
Проективный тест руки содержит девять картинок с изображением кистей руки (см.приложения 3)десятая карточка пустая. Что касается десятой карточки, то испытуемому предлагают сначала представить себе руку, а потом описать, что эта воображаемая рука может делать. Десять карточек, одна за другой, последовательно предлагают испытуемому, причем последовательность и положение, в котором они даются , стандартны.
По результатам этого теста выделено две категории:
Агрессивность, директивность.
Ответы по этим категориям показывают вероятность проявления агрессивных тенденций в поведении и означают нежелание со стороны субъекта прийти к согласию с участниками общения. Намерения, права и чувства остальных людей не принимаются во внимание в процессе реализации этих тенденций. Кроме того, между владельцем руки и лицом (лицами), которому угрожают, которого оскорбляют или которым руководят отсутствуют взаимные или равные межличностные отношения.
Тенденция к действию проявляется независимо от лиц или объекта, на которых направлена эта тенденция.
Класс. \буква |
Уровень % Агрессивности |
Уровень % Директивности |
7 «А»(23) ч. контрольный |
высокий -11 47,8% средний -7 30,4% низкий-5 21,7% |
высокий-12 52,1% средний-5 21,7% низкий-5 21,7% |
7 «Б» (22) ч. экспериментальный |
высокий-10 45,4% средний-5 22,7% низкий-7 31,8% |
высокий-11 50% средний-6 27,2% низкий-5 22,7% |
Таким образом, результаты исследования, проведенные 7 «А» (контрольный) классе показывают, что большей части подростков присуща физическая агрессия, т.е. использование физической силы против другого лица, такие как удар или пинок. В 7 «Б»(экспериментальный)большей части подростков присуща физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, т.е. использование физической силы против другого лица, разбивание посуды, ломания вещей, нанесение себе каких либо повреждений (биться головой о стену, царапать себя и т.д.),могут перейти на драку.
2.2 Коррекция агрессивного поведения у детей подросткового возраста.
Констатирующий эксперимент позволил выявить выраженные формы агрессии у детей подросткового возраста.
После проведения констатирующего эксперимента нами был спланирован и проведен формирующий эксперимент. Целью формирующего эксперимента являлась разработка игр и упражнений, направленных на снижения выраженных форм агрессии.
Учитывая содержания формирующего эксперимента, мы составили и реализовали задачи, предусматривающих использование специальных упражнений и игр для снижения выраженных форм агрессии.
Формирующий эксперимент проводился в 7 «Б» классе с группой детей на основании данных полученных в ходе констатирующего эксперимента .В экспериментальной группе ( 22 человек) формирующий эксперимент проводился 4 недели на дополнительных уроках.
Перед проведением формирующего эксперимента нами были сформулированы следующие ожидаемые результаты :
1) снижения выраженных форм агрессии у детей
2) сплочения коллектива внутри класса
На основании целей , задач и ожидаемых результатов нами была разработана коррекционная программа цель которой : снижение выраженных форм агрессии подростков с помощью игр и арттеропии.
Коррекционная программа состоит из III- этапов.
I Игры с зеркалом (вводная часть)
Включает два занятия:
1-Портрет из зазеркалья
Цель : актуализация образа «Я»
2-Я – зеркало
Цель : развитие навыков рефлексии
II Арттерапия ( основная часть)
Включает три занятия:
1- Новая жизнь использованной открытки
Цель : интеграция
негативного опыта жизни
2- изготовление поделок из подручных средств
Цель : научить
находить выход из любой
3-Рисование на свободную тему с использованием музтеропию
Цель : гармонизация эмоционального состояния
III Игры с продуктами ( заключительная часть)
Включает два занятия:
1-« Хрустящий Бара бек »
Цель : содействие снижения вербальной агрессии
2-« Апельсиновый Джо »
Цель: содействие снижения агрессии
-На первом этапе дети настраивались на работу. Изучали себя, свой внутренний мир, мир соседа .Узнали о свойстве зеркал, о том что оно отражает, как связанно это с нами. Дети с интересом выполняли те просьбы и действия, которые им предлагали. При обсуждении все ребята принимали очень активное участие, кто – то задавал интересные вопросы, а кто – то эмоционально отвечал на них. И самое интересное они единогласно пришли к одному мнению : что зеркало – имеет свойства отражать не только наш облик, внутренний мир ,и наше эмоциональное состояние .Но и еще то что вся наша жизьнь,наше поведения отражается на том как к нам будут относится, какое будущие нас ожидает.
-На втором этапе
дети учились находить выход
из трудно сложившейся ситуации
-Третий этап был
заключительный. На этом этапе
была работа по снижению
По началу у них это не получалось, но после того как разбились и определили ритм каждой группе, затем каждая по очереди озвучили свой ритм , а потом все это объединили в одну общую композицию и у них это не плохо получилось. Так же на этом этапе дели добывали сок своей силы, они по команде и по определенным правила получали сок из апельсина. Детям понравились эти упражнения так как это весело , интересно но и конечно же при выполнении этих упражнений они могут перекусить сухариком и попить сок сделанный своими руками.
После формирующего эксперимента нами были проведены и обработаны констатирующие методики.
По результатам этих методик представлен сравнительный анализ данных по которым видно всю проделанную работу и доказана эффективность нашей коррекционной программы.
На данном этапе мы рассмотрим результаты методики «Басса – Дарки», графическую методику «Кактус», и проективный тест руки. Эти данные являются достоверными и подтверждают выдвеннутую нами гипотезу.
1)методика диагностики
состояния агрессии «Басса-
Класс/ буква |
физическая |
косвенная |
раздражение |
негативизм |
обида |
подозрительность |
вербальная |
Чувство вины |
7 «А»(20) ч. до контрольный
после |
8,6%
8,6% |
6,7%
6% |
8%
8% |
4,3%
4% |
3,9%
4% |
3,3%
3,5% |
8,9%
9% |
6,2%
6,2% |
7 «Б»(22) ч. Экспере-ый до
после |
7,5%
2% |
6,7%
4% |
8,3%
6,5% |
4,7%
3% |
4,2%
2% |
4,4%
3% |
8,9%
3,6% |
6,2%
5% |
Информация о работе Возможности коррекции агрессивного поведения подростков