Возникновение и развитие педагогики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:54, контрольная работа

Описание работы

Педагогика развивалась в русле философских знаний о человеке и обществе, но в XVI - XVII вв. она отпочковывается от философии, став самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Общими для философии и педагогики являлись система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе. Педагогика как частная наука философии сосредоточилась только на проблемах человека, личности и общества, воспитании, образовании и обучении, идеале воспитания, идеале личности в обществе.

Содержание работы

Введение
1 Определение педагогики
2 Возникновение и развитие педагогики
3 Развитие педагогики в России
4 К.Д. Ушинский - учитель русских учителей
5 Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов
Вывод

Файлы: 1 файл

Возникновение и развитие педагогики в России.doc

— 91.39 Кб (Скачать файл)

      4 К.Д. Ушинский - учитель русских учителей 

     Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871). Прожил он недолгую, но удивительно плодотворную жизнь. То же, что Корейский в Моравии, Песталоцци в Швейцарии, совершил Ушинский в России - переворот в теории, революцию в педагогической практике. Ушинский разделил судьбу своих великих предшественников, испил, как и они, полную чашу гонений, преследований, зависти, травли. Удивительное постоянство обнаруживает судьба, когда захочет кого-то возвеличить: высокие помыслы сочетает со слабым здоровьем, в хилом теле поселяет дух титана, век дает недлинный и трудный.

     Главное сочинение Ушинского «Педагогическая антропология» начало печататься в 1867 г. Уже через год вышел первый том «Человек как предмет воспитания», спустя некоторое время - второй. Третий остался незавершенным...

     В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Он подмечает простой закон-парадокс: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. Но «как бы ни были чисты и возвышенны цели воспитания, оно должно иметь еще силу, чтобы достичь этих целей»,

     Руководящая роль принадлежит школе, учителю. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

     Шаг за шагом Ушинский пересматривает всю педагогику. Он требует полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений: «... одна педагогическая практика без теории - то же, что знахарство в медицине». На основе новейших достижений психологии составляет подробнейшие рекомендации о методах выработки наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций. Раскрывает пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прочности обучения. Строит концепцию развивающего обучения.

     Ушинский намного опережает свою эпоху в понимании роли трудового воспитания: сломав лед устоявшихся взглядов, предлагает сделать труд полноценным воспитательным средством.

     В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: «Сделать как можно более пользы моему отечеству». Он достиг цели. 

      5 Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 

     Перестройка, начатая в нашей стране, затронула все сферы человеческой деятельности - политическую систему, государственное устройство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, международные отношения и в том числе народное образование. На этом пути встречается немало трудностей, связанных с преодолением утвердившихся стереотипов в теории и Практике работы учителей, руководителей учебных заведений и научных работников.

     Главное в перестройке школы - изменение педагогического мышления, суть которого состоит в переориентации от авторитарной к демократической педагогике, получившей название «педагогика сотрудничества», что означает работа по-новому, творчески, на демократической основе, на гуманистических отношениях учителя и ученика. «Педагогика сотрудничества» возникла, к сожалению, не в педагогической науке, а в практике творчески работающих учителей. Более того, она появилась и все более становилась альтернативной (отрицающей, заменяющей, в противовес) авторитарной педагогике с ее директивно-командными постулатами, которые оказались живучими в официальной педагогике.

     Таким образом, в историческом плане педагогика существовала, точнее, сосуществовали административная, авторитарная, с одной стороны, и демократическая, народная и гуманистическая педагогика - с другой.

     Заслуги учителей-новаторов состоят в том, что они вычленили из педагогики прошлого демократические и гуманистические идеи и выстроили на их основе новую концепцию обучения и воспитания, применили на практике и доказали ее эффективность. Они переосмыслили основные педагогические положения, использовали, а не отбросили передовые и прогрессивные идеи и педагогическую практику.

     В широком толковании «педагогика сотрудничества» понимается как выражение идеологии новой, демократической педагогики. Она базируется на трех источниках: на научных основах понимания человеческой личности; на прогрессивной педагогике зарубежных стран прошлого и настоящего; на передовых традициях советской и национальной педагогики.

     Совершенствование обучения и воспитания учащихся на основе демократической педагогики означает:

     1. Признание личности ученика базовым компонентом учебно-воспитательного процесса, объектом и субъектом обучения и воспитания.

     2. Гуманное общение учителя и ученика, построенное на взаимном уважении и доверии, на совместном решении всех задач учебно-воспитательного процесса.

     3. Деятельностный подход к организации учебно-воспитательной работы в школе и за ее пределами.

     4. Создание условий для самовыражения, самоутверждения, самоуправления и самодеятельности во всех сферах учебной и воспитательной работы. При этом учащиеся всех возрастов, и чем младше, тем больше, нуждаются в помощи старших ~ учителей, родителей и общественности. Поэтому необходимо сочетать самоуправление с соуправлением и оказанием помощи в их работе.

     Широкое распространение получил опыт донецкого учителя Шаталова В.Ф. Его опорные сигналы в виде «разнообразных схем, моделей, чертежей», оригинально расположенных и раскрашенных, позволяют учащимся конкретно и образно понять, просто и ясно осмыслить сложный программный материал математики, физики и других предметов. Конспекты, творчески написанные самими учащимися, дают возможность при неоднократном повторении разными способами изучаемого материала активизировать учебный процесс и достичь высоких показателей в обучении.

     Иванов И.П. (профессор ЛГПУ им. А.И. Герцена) являлся последователем идей А.С. Макаренко, инициатором коммунарского движения. На счету созданной коммуны имени А. С. Макаренко ("КИМ") 50 коллективных творческих дел. Это не мероприятия в традиционном виде, а дела, связанные с потребностями окружающей действительности, с жизнью и деятельностью разновозрастного коллектива.

     Волков И.П. (учитель труда и рисования СШ № 2 г. Реутова Московской области, кандидат педагогических наук) - разработал и внедрил идею комплексного, блокового изучения материала смежных дисциплин. Опыт проведения занятий по одной теме несколькими учителями, в том числе и уроков труда, где используются знания учащихся по черчению, рисованию и другим предметам. На этой основе проводятся панорамные или блочные уроки, позволяющие экономить время учащихся и развивать их мышление. Кроме того, в опыте Волкова И.П. получило широкое внедрение практики удовлетворения разносторонних интересов и склонностей учащихся, что облегчает их профессиональную ориентацию.

     Караковский В.А. (директор СШ № 823 г. Москвы) внедрил в практику работы школы оригинальную систему самоуправления с учениками, учителями и родителями. На этой основе в ученическом и учительском коллективах формируется дух сотрудничества, доброжелательности, уважительного отношения друг к другу.

     Ильин Е.Н. (учитель литературы СШ № 307 г. Санкт-Петербурга) нашел способ сотрудничества, гуманного взаимного понимания с учащимися. Он умело использует опору на конкретный сюжет художественного произведения, на основе которого развертывается творческое обсуждение его содержания. В работе Е.Н. Ильина отчетливо прослеживается уважительное, гуманное отношение к учащимся.

     Амонашвили Ш.А. - директор НИИ педагогики Грузии, доктор психологических наук. В школе он разработал и внедрил идею воспитывающей роли оценки, самооценки и взаимооценки.

     Щетинин М.П. - инициатор авторской школы с учебным планом художественно-спортивного уклона. Он предложил сокращенные уроки и пятидневную учебную неделю, блочные уроки в 2 - 4 часа - уроки «погружения». 

 

      Вывод 

     Изучая человека, педагогика обобщает накопившийся в истории человечества опыт отношений между людьми: отношения человека в семье и в обществе, отношение к близким и к самому себе.

     Целая эпоха педагогической науки и школьной практики социалистического общества нашей страны и других стран мира - это реальность, и все положительное из этой реальности нужно использовать для обучения и воспитания подрастающего поколения.

Информация о работе Возникновение и развитие педагогики в России