Как
известно, воспитание относится
не только к отдельному человеку.
Оно представляет собой также
и явление общественной жизни.
Антропологи считают, что первобытные
люди предпочитали жить небольшими
группами. И членам этой группы
надо было взаимодействовать
между собой: согласовывать свои
решения и действия, делить общегрупповые
обязанности и кооперировать
разные действия, сообща добывать
пищу, предпринимать общие действия
по сооружению жилища и его
охране и защите, совместно растить
и опекать детей и т.д. Следовательно,
в этом случае накапливался
и передавался не только опыт
личной жизни, но также и
опыт жизни в группе, общине. Это
обусловливает появление и развитие воспитания
как общественного явления.
Таким
образом, генезис воспитания (возникновения
и динамики развития) как явления
жизни отдельного человека, а
также явления общественной жизни
представляется нам в следующей
последовательности:
В. Дольник,
доказательно отвергая теорию
Ф. Энгельса о роли труда
в процессе превращения обезьяны
в человека, считает, что человека
создал естественный отбор и
первым это понял Ч. Дарвин.
Следуя извилистому и во многом
случайному пути, «естественный
отбор интеллектуально возвысил
одну из линий человекообразных,
— пишет В. Дольник. — Громадным
же отрывом от остальных животных
человек больше всего обязан
речи». А поскольку жизнь и
деятельность человека связаны
с приобретением опыта и его
передачи детям, то именно здесь
заключены истоки воспитания
как социального явления.
Таким
образом, динамика становления
воспитания из зародышевой формы,
выглядела, вероятно, следующим образом.
Первобытный
человек, который обладал элементарными
умениями и сложными переживаниями,
прежде всего инстинктивно передавал
сложные программы поведения,
а также те немногие и по
форме простые приемы и умения,
унаследованные от предков и
частично вновь приобретенные
в процессе тяжелой борьбы
за существование и выживание.
Тысячелетия
прошли в таком примитивном
однообразном воспитании. Некоторые
различия были в отдельных
группах охотников, а также
оседлых группах, начинающих переходить
к земледелию. Здесь детей учили
охотничьим или, соответственно,
— примитивным земледельческим
навыкам. Кроме того, можно предполагать,
что детей приобщали к примитивному
мировоззрению племени, т.е. к
верованиям первобытного человека.
С дальнейшим историческим развитием
усложняется и воспитание.
Со временем
накапливается опыт, он отражается
в фольклоре народа, племени, общины;
закрепляется в обычаях, традициях,
обрядах, ритуалах; опредмечивается
в предметах материально-бытовой
культуры данного племени, народа;
в закодированном виде фиксируется
в предметах культа, тотемах, игрушках
и т.д. Именно весь этот опыт
и передается и в виде знаний,
и в виде практики от старших
к младшим, а младшими он
усваивается. Так складывается
народная педагогика.
- Воспитание как общественное явление
Педагогика как наука
имеет свой предмет, т. е. определенную
область научного познания. Этой областью
является воспитание - особая функция
общества, заключающаяся в подготовке
молодого поколения к жизни.
Основное назначение
воспитания - передача подрастающим
поколениям накопленных знаний
и общественно-исторического опыта.
В процессе воспитания новые
поколения должны овладеть знаниями,
определенными трудовыми умениями,
усвоить нормы поведения в
обществе, выработать определенную
систему взглядов на жизнь.
Поскольку перед каждым поколением
возникают задачи, которые часто
даже нельзя предвидеть, у молодых
людей должны быть сформированы
определенные качества, помогающие
им ориентироваться в новых
задачах, быть потенциально готовыми
к их решению.
Какова роль педагогики
в воспитании? В чем выражается
связь между педагогикой как
наукой и воспитанием как функцией
общества?
Для того чтобы ответить
на эти вопросы, необходимо
раскрыть общественную сущность
воспитаний, рассмотреть особенности
его осуществления на различных
этапах развития человеческого
общества, а также познакомиться
с тем, как развивалась и
формировалась педагогическая наука.
Основоположники научного
коммунизма К. Маркс и Ф.
Энгельс, дав материалистический
анализ законов общественного
развития, установили закономерную
связь между воспитанием и
развитием производительных сил.
Они доказали, что «вместе с
условиями жизни людей, с их
общественными отношениями, с
их общественным бытием изменяются
также и их представления, взгляды
и понятия...». Отсюда - характер
воспитания всегда соответствует
уровню развития производительных
сил и типу производственных
отношений, свойственных данной
общественно-исторической формации.
В. И. Ленин называл
воспитание вечной категорией, неразрывно
связанной с развитием человеческого
общества. Воспитание обусловлено
потребностями общества и меняется
по мере развития и совершенствования
орудий и средств труда, появления
новых видов и форм трудовой
деятельности, распределения продуктов
труда и изменения отношений
между его участниками. Поэтому
воспитание имеет ярко выраженный
исторический характер, отражая
типичные черты определенной
общественно-экономической формации.
Так, в первобытном
обществе воспитание осуществлялось
на основе подражания старшим
в процессе самой жизни, трудовой
деятельности. Мальчиков обучали приемам
охоты, рыбной ловли, изготовлению и применению
оружия и орудий труда; девочек - сбору
съедобных плодов и растений, изготовлению
одежды, выполнению домашней работы; всех
детей учили с почтением относиться к
старшим.
С развитием земледелия
и животноводства по мере усложнения
трудовой деятельности содержание
и методы воспитания изменялись.
Когда в родовой общине выделяется
семья, дети получают начатки
воспитания в семье, а подготовку
к жизни - в общении с членами
своего рода, племени, например
учатся у особенно ловких и
удачливых охотников приемам
охоты и т. п.
В позднем периоде
развития первобытной формации,
когда усилилась власть вождей,
старейшин, жрецов, воспитание видоизменяется
и некоторых детей стали готовить
к выполнению особых функций,
связанных с ритуалами, обрядами,
управлением. В рабовладельческом
обществе воспитание приобрело
качественно иной характер. Это
было первое общество, разделенное
на антагонистические классы
рабовладельцев и рабов, с резко
отличными условиями жизни, общественным
положением. Воспитание, продолжая
оставаться функцией общества, стало
направляться государством. Для
осуществления воспитания создавались
специальные учебно-воспитательные
учреждения. Впервые они появились
в странах Древнего Востока
еще за несколько веков до
нашей эры. Это были жреческие
школы, где преподавали чтение
и письмо, начала математики и
основы религиозного культа, а
также школы писцов, в которых
учили грамоте и счету и
подготавливали мальчиков к ведению
дел, связанных с управлением
государством, присмотром за рабами.
Стройная система воспитания
сложилась в Древней Греции - в
Спарте и Афинах. В Спарте в
воспитании детей рабовладельцев,
которых готовили к ведению
захватнических войн и защите
своих завоеваний, большое место
отводилось военному делу, физическим
упражнениям, военно-спортивным
играм. В Афинах много внимания
уделялось умственному и эстетическому
воспитанию. Детей рабовладельцев
приобщали к наукам и искусству,
готовили к роли умелых, волевых
правителей и военачальников. У
них воспитывали презрение к
физическому труду.
Детей рабов приучали
к покорности и смирению. Никаких
специальных учебных заведений
для них не было, воспитание
и передача трудовых умений
и навыков осуществлялась в
процессе самого труда.
Таким образом, с
разделением общества на классы
воспитание становится классовым:
появляются разные системы воспитания
в соответствии с различными
целями подготовки к жизни
детей - представителей разных
классов. Поскольку воспитание
находится в ведении государства,
оно направлено на укрепление позиций
правящего класса и способствует углублению
классового неравенства, усилению эксплуатации
трудового народа.
В феодальном обществе
основные антагонистические классы
- феодалы и крепостные крестьяне.
Внутри класса феодалов выделяются
сословия - духовенство и дворяне.
Воспитание носит также ярко
выраженный классовый характер.
В эпоху феодализма получили
дальнейшее развитие учебно-воспитательные
учреждения, которые обслуживали
привилегированные слои общества,
например давали духовное воспитание
детям духовенства, рыцарское
- детям дворян.
В России также были
созданы привилегированные учебные
заведения, предназначенные для
детей определенного сословия. На
первых этапах становления феодального
общества, когда уровень развития
производства не требовал от
крепостных крестьян даже начатков
образования, дети крестьян в
подавляющем большинстве в школах
не учились. Через семью передавались
традиции поведения, отношений
между старшими и младшими, выполнения
ряда обязанностей. Некоторые традиции
отражались в народных обрядах.
Характерной для эпохи
феодализма, особенно его раннего
периода, была ведущая и направляющая
роль церкви и духовенства
в воспитании. Отмечая это, Ф.
Энгельс писал, что в эпоху
средневековья «...монополия на
интеллектуальное образование досталась
попам, и самообразование приняло
тем самым преимущественно богословский
характер». Поэтому наиболее развитой
была система учебно-воспитательных
учреждений, создаваемых церковью.
Они предназначались как для
подготовки духовенства, так и
для религиозного воспитания
других слоев общества.
В связи с ростом
городов появилась и стала
формироваться новая социальная
прослойка эксплуатируемых - ремесленники,
мелкие торговцы, которые формально
были свободны. В процессе развития
ремесленного производства возникла
потребность в начатках практического
образования - грамоты, счета,
необходимых для ведения учета,
обмена, торговли. Дети ремесленников
и мелких торговцев стали обучаться
в церковных, а позже в цеховых
и гильдейских школах. В церковные
школы стали попадать затем
и дети крестьян.
Расширение торговли
и торгово-экономических связей
между государствами, рост городов,
развитие ремесел и мануфактуры
вызвали появление буржуазии,
которая не могла мириться
с сословным характером учебных
заведений. Ее не устраивал
и ограниченный запас знаний,
которые давали различные типы
церковноприходских, цеховых, гильдейских
и других школ, открывавшихся городскими
властями. Молодая и накапливающая силы
буржуазия в тот период была прогрессивной
в вопросах воспитания: она выступала
с требованиями более широкого развития
образования, доступа для своих детей
в учебные заведения, предназначенные
для детей дворян, усиления научных основ
и практической направленности воспитания.
Буржуазия стояла даже за расширение просвещения
народных масс, так как развивающемуся
промышленному производству нужны были
грамотные рабочие.
Организованное обучение
детей трудящихся стало общественно
необходимым. В результате начало
расширяться школьное образование,
появились новые типы школ. К.
Маркс, отмечая этот знаменательный
этап в развитии воспитания, писал:
«Для того чтобы преобразовать
общечеловеческую природу так,
чтобы она получила подготовку
и навыки в определенной отрасли
труда, стала развитой и специфической
рабочей силой, требуется определенное
образование или воспитание...».
С укреплением позиций
буржуазии на политической арене
начался отход от демократических
требований в области образования,
выдвигавшихся в период борьбы
против феодализма. Буржуазия стала
осуществлять строгую классовую
дифференциацию в образовании.
Будучи господствующим классом,
она стремится дать хорошее
общее образование своим детям
для подготовки их к управлению
государством, его экономикой, вооруженными
силами. Этим целям служат прежде
всего дорогостоящие частные
школы, существующие параллельно
с системой государственных школ.
Далеко не всех своих
привилегий при капитализме лишилась
и феодальная знать, продолжая
оставаться сильным эксплуататорским
классом. Выдвигая целый ряд
барьеров для продвижения детей
трудящихся к более высоким
ступеням образования, буржуазия
создала ряд типов школ, доступных
лишь для детей обеспеченных
родителей. Содержание образования
в массовых школах, предназначенных
для детей бедноты, было резко
ограничено: им давали лишь тот
минимум знаний, который был необходим
для работы в условиях производства,
оснащённого машинами.