Возникновение и развитие воспитания как общественного явления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 18:26, контрольная работа

Описание работы

Важнейшей стороной и условием прогресса общества и человечества является историческая преемственность поколений с древнейших времен до наших дней. В свою очередь развитие поколений немыслимо без воспитания, этого как социального, так и педагогического явления. Воспитание так же древне, как и само человечество и оно будет существовать до тех пор, пока есть люди. В этом смысле воспитание — вечная категория. Но кто и когда его «придумал», «изобрел»? Каким образом оно появилось?

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Возникновение воспитания как общественного явления…….4-9
Воспитание как общественное явления………………...……...10-15
Советская педагогика………..…………………………………..15-19
Использованная литература…………………………………….…………………….20

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 49.97 Кб (Скачать файл)

 Как отмечал Ф. Энгельс,  буржуазия дает знания рабочим  «лишь в той мере, в какой  это отвечает ее интересам».

 Даже в условиях  начавшегося развития капиталистического  производства технический уровень  сельского хозяйства оставался  низким, поэтому от крестьян не  требовалось ни общих, ни специальных  знаний. Начальное образование им  продолжали давать церковноприходские  школы разного типа, открываемые  сельскими властями. Однако охват  крестьянских детей обучением  был весьма незначительным. Положение  стало меняться лишь с началом технического переоснащения сельского хозяйства, потребовавшего более грамотных работников.

 Появление нового эксплуатируемого  класса - пролетариата, боровшегося  за свои права, в том числе  и за право на образование  для своих детей, привело к  резкому обострению всех противоречий  в области воспитания. Эти противоречия  становятся более острыми в  современном буржуазном обществе.

 Великая Октябрьская  социалистическая революция, свершившаяся  в нашей стране в 1917 году, вызвала  к жизни новую общественную  формацию - социалистическое общество  и впервые открыла широкие  возможности для получения подрастающими  поколениями разностороннего образования  и развития всех способностей. Появились политические, экономические  и социальные условия для решения  всех демократических задач в  области воспитания. Воспитание  как особая функция государства  получило новую направленность. Впервые в истории классового  общества школа из орудия господства  эксплуататоров превратилась в  государстве с неантагонистическими  классами в средство коммунистического  преобразования общества.

 Новый характер развития  производства и производственных  отношений при социализме вызвал  потребность в новом типе разносторонне  образованных работников, для подготовки  которых потребовалась иная система  учебно-воспитательных учреждений, разработка нового содержания  и методов воспитания. Стала складываться  система народного образования,  которая обеспечивала всем членам  общества возможность получения  общего, а затем профессионального  или специального образования.

 На первом этапе  развития социалистического общества - этапе создания фундамента социализма - в области просвещения трудящихся  были решены задачи ликвидации  неграмотности, введения всеобщего  обязательного начального образования  и обеспечения общего подъема  образовательного и культурного  уровня населения.

 Большое внимание было  уделено развитию просвещения  у ранее отсталых народов, населяющих  территорию СССР.

 В период построения  основ социализма были успешно  решены задачи введения всеобщего  семилетнего образования, обеспечена  достаточная общеобразовательная  подготовка поступающих в высшие  и средние специальные учебные  заведения, что помогло создать  большую армию специалистов с  высшим и средним специальным  образованием. Значительно вырос  образовательный и культурный  уровень всего населения.

 Когда наше общество  вступило в стадию развитого  социализма, была выдвинута задача  введения всеобщего среднего  образования, более эффективного  осуществления всестороннего развития  человека и формирования его  коммунистического мировоззрения.

 Научно-техническая революция,  способствующая построению материально-технической  базы коммунизма, создает одновременно  предпосылки для более успешного  решения всех задач воспитания  нового человека, который должен  иметь широкую общеобразовательную  и специальную подготовку. Высокий  уровень науки и техники обеспечивает  лучшие условия для роста творческих  сил и всестороннего развития  человека: у общества появляется  возможность неуклонно повышать  благосостояние трудящихся, увеличивать  средства для развития народного  образования, укрепления его материальной  базы, расширения системы разнообразных  культурно-просветительных учреждений. Всесторонне развитые люди не  только удовлетворяют требованиям,  которые предъявляются к работнику  в разных сферах высокоразвитого  производства, но и активно способствуют  дальнейшему развитию науки и  техники, создают новые материальные  и духовные ценности. Эти задачи  и условия развития воспитания  строителей коммунизма отражены  в новой Конституции СССР, принятой  в октябре 1977 г.

 

Советская педагогика.

 Советская педагогика - это наука о коммунистическом  воспитании. Ее возникновение связано  с развитием новой общественно-экономической  формации - социалистического общества. Она исследует особенности воспитания  подрастающих поколений на всех  этапах строительства коммунистического  общества и является качественно  новой, высшей ступенью в развитии  педагогической науки. В процессе  своего развития она впитала  все прогрессивные педагогические  идеи прошлого, критически использовала  все рациональное из опыта  отечественной и зарубежной педагогики.

 Советская педагогика - подлинно демократическая педагогика: она впервые стала решать задачи  воспитания в интересах народа. Основы теории коммунистического  воспитания, разработанные К. Марксом  и Ф. Энгельсом, получили дальнейшее  развитие в трудах В. И. Ленина, который решал вопросы воспитания  уже в условиях свершившейся  революции.

 Указывая на теснейшую  связь просвещения с политикой,  В. И. Ленин разоблачал лицемерие  буржуазной педагогики, утверждающей, что школа может якобы стоять  вне политики: «Во всех буржуазных  государствах связь политического аппарата с просвещением является чрезвычайно крепкой, хотя признать этого прямо буржуазное общество не может».

 В. И. Ленин подчеркивал,  что после победы революции  школа должна превратиться в  орудие борьбы за построение  нового общества, стать проводником  коммунистической идеологии.

 Особое значение для  строительства новой школы имели  положения К. Маркса, Ф. Энгельса  и В. И. Ленина о политехнической  направленности обучения в школе,  о соединении обучения с производительным  трудом. Большое значение В. И.  Ленин придавал воспитанию молодежи  в духе коммунистической нравственности, овладению всем богатством человеческих  знаний.

 Принципы обучения  и воспитания, разработанные К.  Марксом, Ф. Энгельсом и В.  И. Лениным, легли в основу  построения системы народного  образования в нашей стране  и послужили научным фундаментом  дальнейшего развития марксистской  педагогики в новых условиях - условиях победы социалистической  революции.

 Выдающаяся роль в  развитии марксистской педагогики  принадлежит Н. К. Крупской (1869-1939). Верный друг и соратник В.  И. Ленина, Н. К. Крупская еще  до революции проявляла большой  интерес к проблемам воспитания, сама занималась педагогической  деятельностью, изучала опыт обучения  и воспитания детей за рубежом.  Педагогические взгляды Н. К.  Крупской и мысли об организации  народного образования и воспитания  молодежи были изложены в работе  «Народное образование и демократия»,  являющейся первым марксистским  педагогическим трудом. Наиболее  полное развитие эти идеи получили  в теоретической и практической  работе Н. К. Крупской после  Октябрьской революции, когда  она непосредственно стала заниматься  созданием новой школы, общественного  дошкольного воспитания. Н. К.  Крупская внесла большой вклад  в разработку теории коммунистического  воспитания, научных основ детского  и молодежного коммунистического  движения.

 Значительную роль  в развитии советской педагогики  и решении практических задач  воспитания сыграл крупнейший  советский педагог А. С. Макаренко  (1888-1939). Он выдвинул и доказал  осуществимость на практике принципов  создания детского коллектива, методики  трудового воспитания, воспитания  в духе сознательной дисциплины.

 Педагогические идеи  А. С. Макаренко и основные  принципы воспитания, реализованные  в руководимых им воспитательных  учреждениях, получили яркое отражение  в его книгах «Педагогическая  поэма», «Флаги на башнях», в  большом числе теоретических  и публицистических работ. В  последние годы жизни он много занимался вопросами семейного воспитания, написал «Книгу для родителей» и «Лекция о воспитании детей», часто выступал перед родителями и педагогической общественностью.

 Широко известно имя  выдающегося советского педагога  В. А. Сухомлинского, педагогическая  деятельность которого пронизана  идеями гуманизма, веры в большие  возможности каждого ребенка  в условиях правильно организованного  воспитания, сочетающего коллективные  формы и индивидуальный подход  к каждому.

 Советская педагогическая  наука развивается под непосредственным  руководством Коммунистической  партии Советского Союза, которая  ставит перед педагогикой задачи, отражающие объективные потребности  общества, и помогает наметить  пути для их эффективного решения.  Повседневная забота о нуждах  школы, советского учителя и  работников просвещения находит  отражение в материалах партийных  съездов, в специальных постановлениях  и других директивных документах  партии и правительства по  вопросам народного образования.

 Особенно большую роль  в развитии советской педагогики  сыграла принятая на XXII съезде  КПСС (1961) Программа Коммунистической  партии, где в разделе «Задачи  партии в области идеологии,  воспитания, образования, науки и  культуры» были определены перспективы  развития народного образования  и коммунистического воспитания  трудящихся: «Партия считает главным  в идеологической работе на  современном этапе - воспитание  всех трудящихся в духе высокой  идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к  труду и общественному хозяйству,  полное преодоление пережитков  буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие  личности, создание подлинного богатства  духовной культуры». В Программе  КПСС записано, что особое значение  партия придает воспитанию подрастающего  поколения. В связи с этим  предусмотрено обеспечить новый  подъем образовательного и культурного  уровня трудящихся путем введения  всеобщего среднего образования,  достижения еще больших успехов  в области нравственного воспитания  человека в соответствии с  требованиями морального кодекса  строителя коммунизма. На XXIV съезде  КПСС (1971) была подчеркнута необходимость  усилить работу по всестороннему  развитию человека. «Великое дело - строительство коммунизма,- указывалось  в докладе Генерального секретаря  ЦК КПСС Л. И. Брежнева, - невозможно  двигать вперед без всестороннего  развития самого человека. Без  высокого уровня культуры, образования,  общественной сознательности, внутренней  зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без  соответствующей материально-технической  базы».

 Большое значение для  развития школы и педагогики  имеют «Основы законодательства  Союза ССР и союзных республик  о народном образовании» (июль 1973 г.), направленные на дальнейшее  укрепление законности в этой  области общественных отношений  и помогающие практически претворять  в жизнь решения Коммунистической  партии и Советского правительства  о дошкольном воспитании, о средней  и высшей школе. В этом документе  были зафиксированы научные основы  и общие принципы развития  народного образования в нашей  стране, разработанные советской  педагогической наукой.

 Новые задачи были  поставлены перед педагогической  наукой и всей системой народного  образования на XXV съезде КПСС (1976). В решениях XXV съезда была намечена  широкая программа комплексного  развития и совершенствования  всех звеньев системы народного  образования, содержания и методов  обучения и воспитания, подготовки  педагогических кадров.

 На съезде подчеркивалась  связь этих задач с развертыванием  научно-технической революции. В  Отчетном докладе съезду Л.  И. Брежнев сказал: «Коммунистическое  воспитание предполагает постоянное  совершенствование системы народного  образования и профессиональной  подготовки. Это особенно важно  сейчас, в условиях научно-технической  революции. Она придает иной, чем  прежде, характер труду, а стало  быть, и подготовке человека к  труду».

 Важнейшим событием  в жизни нашей страны явилось  принятие в октябре 1977 г. новой  Конституции, в которой отражен  современный этап развития нашего  общества, достигшего стадии зрелого,  развитого социализма.

 В этом законодательном  документе зафиксированы также  успехи, достигнутые в коммунистическом  воспитании подрастающих поколений,  раскрыт подлинно народный, высокогуманный  характер образования, даваемого  советскими учебно-воспитательными  учреждениями. В Конституции, в  частности в статье 25, указывается:  «В СССР существует и совершенствуется  единая система народного образования,  которая обеспечивает общеобразовательную  и профессиональную подготовку  граждан, служит коммунистическому  воспитанию, духовному и физическому  развитию молодежи, готовит ее  к труду и общественной деятельности».

 В декабре 1977 г. Центральный  Комитет КПСС и Совет Министров  СССР приняли постановление «О  дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных  школ и подготовки их к труду». В нем отмечаются крупные успехи  в области просвещения, достигнутые  в нашей стране. Выдающимся достижением  Коммунистической партии и советского народа, социалистического общественного строя является завершение перехода ко всеобщему обязательному среднему образованию. Это создает новые возможности для дальнейшего роста производительности труда, формирования всесторонне развитого человека коммунистического общества. В постановлении намечен широкий круг конкретных мер, способствующих коренному улучшению трудового воспитания, подготовке учащихся к общественно полезному производительному труду, совершенствованию всех сторон деятельности общеобразовательной школы, обеспечению единства усилий в воспитании детей и молодежи со стороны школы, семьи и общественности.

Информация о работе Возникновение и развитие воспитания как общественного явления