Выдающийся педагог Петр Федорович Каптерев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 09:59, реферат

Описание работы

50 лет длилась научно-педагогическая и общественная деятельность Петра Федоровича Каптерева. За этот период ученый, имевший всероссийскую известность, опубликовал около 40 монографий, свыше 200 журнальных статей, более 100 рецензий на книги педагогического профиля. Петербургского профессора отличала широкая эрудиция, глубина его психолого-педагогических исследований

Файлы: 1 файл

Выдающийся педагог Петр Федорович Каптерев.docx

— 45.82 Кб (Скачать файл)

Выдающийся  педагог Петр Федорович  Каптерев  

Народ силен ныне не числом, не мускулами, а умом, талантами, ныне нужны духовные богатыри, а  не Самсоны и Геркулесы.

П. Ф. Каптерев. Аристократия ума в школе и жизни  
 

50 лет длилась  научно-педагогическая и общественная  деятельность Петра Федоровича  Каптерева. За этот период ученый, имевший всероссийскую известность, опубликовал около 40 монографий, свыше 200 журнальных статей, более 100 рецензий на книги педагогического профиля. Петербургского профессора отличала широкая эрудиция, глубина его психолого-педагогических исследований. П. Ф. Каптерев буквально подхватил педагогическое перо из рук К. Д. Ушинского (автор «Родного слова» умер в декабре 1870 г., а первые статьи Петра Федоровича, где он показал себя уже состоявшимся ученым, появились в 1874 г. [1]. По масштабам общест­венно- педагогической деятельности, по научной прозорливости, по охвату педагогических проблем он действительно встал в один ряд с К. Д. Ушинским. Среди своих современников – ученых-педагогов и психологов – имя П. Ф. Каптерева наиболее значимо.  

П. Ф. Каптерев родился в 1849 г. в семье сельского священника с. Кленово Подольского уезда Московской губернии. Отец его рано умер. Мать, Надежда Яковлевна, умная, трудолюбивая женщина с сильным характером, приложила все свои силы, чтобы вывести детей в люди, дать им образование. Единственным доступным заведением, где можно было учиться за казенный счет, оказалось духовное училище в Подольске, которое и закончили все братья Каптеревы, впрочем, как и Вифанскую духовную семинарию. С 1868 по 1872 гг. Петр учился в Московской духовной академии на историческом отделении, где получил прекрасную философско- педагогическую подготовку. Полный академический курс предполагал, кроме изучения специальных дисциплин, связанных с богословием, изучение педагогики, гомилетики, философии с логикой, психологии, метафизики и истории философии.  

Профессиональную  деятельность будущий ученый-педагог  и психолог, основоположник отечественной  педагогической психологии, начал в 1872 г. преподавателем философских дисциплин  Петербургской духовной семинарии, где «вскоре завоевал уважение коллег и семинаристов, ему доверили заведование  воскресной школой, избрали в члены  распорядительного совета правления  семинарии. Личность Каптерева покоряла окружающих, особенно его интеллект, обширность и глубина знаний» [2, с. 8]. Однако неожиданно для всех молодой лектор подал в отставку и решил посвятить себя светской деятельности в области образования. Он стал преподавать педагогику, психологию, логику в ведущих педагогических учреждениях Петербурга.  

На становление  Каптерева- ученого большое значение оказали: немецкая философия, в частности антропология И. Канта, бурно начавшая свое развитие во второй половине XIX в. за рубежом и в России экспериментальная психология, теория Ч. Дарвина о происхождении видов, эволюционные идеи Г. Спенсера, учение о рефлексах И. М. Сеченова.  

Научные интересы П. Ф. Каптерева разнообразны, но особое внимание уже в самом начале научной деятельности отдано педагогической психологии. В статье «Спенсер как педагог и русские критики» (1879) ученый определил условие, без которого научная педагогика невозможна: «…педагогика без физиологии и психологии немыслима». Каждый педагог обязан быть антропологом, т. е. физиологом и психологом. П. Ф. Каптерев в книге «Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц» (1876) подчеркивает, что психология – это фундаментальная наука о психике ребенка и его развитии, её данные использует прикладная наука педагогика. Воспитатели должны иметь научные знания о психических явлениях, лежащих в основе педагогической деятельности. В истории российской педагогики научный труд подобного рода был первым. Само понятие «педагогическая психология» вошло в научный оборот благодаря этой книге.  

Итак, отвечая запросу  времени на организацию народного  просвещения, ускоренного развитием  капиталистических отношений в  стране, П. Ф. Каптерев посвятил себя подготовке педагогических кадров: много лет он преподавал психолого- педагогический цикл в учебных заведениях Петербурга: Александровском лицее, частных женских гимназиях (Э. П. Шаффе, М. Н. Стоюниной, М. А. Макаровой), на частных Фребелевских курсах, в Психоневрологическом институте, на курсах при Санкт- Петербургском учебном округе для подготовки учителей средней школы и т. д. На протяжении всей своей творческой деятельности П. Ф. Каптерев сотрудничал в журналах «Народная школа», «Женское образование», «Семья и школа», «Знание», «Педагогический сборник», «Образование», «Русская школа», «Воспитание и обучение», «Педагогическая мысль» и др.  

Рецензия 1883 г. на капитальный  труд П. Ф. Каптерева «Педагогическая психология» (в первой половине 1883 г. вышло его переработанное издание) дала повод обвинить его в подрыве христианской нравственности, а его лекции по психологии, изданные слушательницами, по доносу анонимного рецензента были рассмотрены особой комиссией святейшего синода. Обвинение Петра Федоровича в том, что его курс лекций антирелигиозен по содержанию, несет в себе насмешку над учением о бессмертии души, имеет материалистическую направленность, повлекло за собой отстранение его в 1884 г. от преподавания на педагогических курсах (несколько позже в 1885 г. и от чтения лекций в Александровском лицее, где он работал с 1882 г. ). Педагогу- психологу позволили продолжить службу в Мариинском ведомстве, которая длилась почти 32 года (с 1879 по 1917 г.). С 1903 г. ему разрешили возобновить преподавание в казенных учебных заведениях и до осени 1918 г. он работал лектором. С 1912 г. П. Ф. Каптерев стал профессором Петербургского женского педагогического института.  

Параллельно с научной, преподавательской и чиновничьей  работой П. Ф. Каптерев постоянно и очень активно участвовал в общественно- педагогической деятельности, на протяжении многих лет сотрудничая в Санкт- Петербургском педагогическом обществе, Санкт- Петербургском комитете грамотности, Педагогическом музее военно- учебных заведений, состоя членом нескольких отделов этого музея (общепедагогического, Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, содействия самообразованию и пр. ).  

Почти четверть века П. Ф. Каптерев был членом Фребелевского общества (до 1898 г. ). Теория и практика дошкольного воспитания стали неотъемлемой частью его научных интересов. Еще одна общественная программа – Родительский кружок – добилась значительных успехов благодаря деятельности ученого. Он ежегодно выступал с докладами о развитии личности ребенка в семье, а с 1898 г. стал редактором «Энциклопедии по семейному воспитанию и обучению» (с 1898 по 1910 гг. вышло 59 выпусков, причем 11 из них были написаны самим П. Ф. Каптеревым). Авторами брошюр издания были также известные педагоги, психологи, врачи, ученые: А. Н. Острогорский, И. А. Сикорский, П. Ф. Лесгафт, П. И. Ковалевский, А. Ф. Кони и др.  

Научные труды Родительского  кружка привлекли внимание западноевропейской общественности. На выставке работ  подобного рода кружков Франции, Англии, Германии, Бельгии и других стран Петербургский кружок получил  в Льеже (Бельгия, 1906) первую премию.  

В 1912/13 г. в Петербурге П. Ф. Каптерев провел первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию в качестве его председателя и основного докладчика. Он также являлся активным участником съездов по экспериментальной психологии, педагогике, народному образованию. В летние месяцы ученый читал лекции народным учителям по психологии, педагогике, философии, некоторым специальным вопросам.  

Важной вехой в  научной жизни П. Ф. Каптерева явилось издание «Дидактических очерков» (1883). В книге изложена сущность образовательного процесса, состав общеобразовательного курса, свойства педагогического метода, образ учителя и т. д. В основу второго, переработанного, издания (1915) вошел еще один капитальный труд ученого «Педагогический процесс» (первое издание – 1904), где он дал обобщение своего 30- летнего психолого- педагогического опыта. Автор еще раз напоминает читателям, что педагогика не искусство, не набор рецептов воспитания на все случаи жизни, а прикладное знание о педагогическом процессе.  

«Дидактические очерки»  были отмечены золотой медалью Петербургского комитета грамотности за «полноту, всесторонность и законченность» [Цит. по: 3, с. 15].  

Невозможно решать современные педагогические проблемы, не зная истории педагогических учений. «Национальное педагогическое самосознание может вырабатываться лишь самим  народом, а высказываться и формулироваться  его представителями, его органами». П. Ф. Каптерев задался целью проследить общий ход развития русской педагогики и представил его в отдельной книге «История русской педагогии» (1909, 1915).  

В работе «Новая школа  в новой России» (1917) П. Ф. Каптерев представил программу обновления школы, вложив в это понятие осуществление принципов автономного педагогического процесса, самоуправления школ и независимости учителей в вопросах обучения и воспитания. Прогрессивные философские, общественные, психолого- педагогические взгляды и убеждения ученого позволили ему достаточно верно воспринять связанные с революцией преобразования школьной системы. Ученый- гражданин «с удовлетворением отмечал, что Октябрьская революция уничтожила разлад между учащимися и учащими» [4, с. 107].  

Педагогическая деятельность П. Ф. Каптерева не была спокойной и до Октябрьской революции. Он подвергался преследованиям за «преподавание безумной педагогии», его обвиняли в материализме, безбожии, подрыве христианской нравственности, отстраняли от преподавательской деятельности. Однако в любых ситуациях ученый сохранял чувство собственного достоинства и отстаивал свои позиции.  

Педагогическая деятельность ученого не была спокойной и до Октябрьской революции. Он подвергался  преследованиям за «преподавание безумной педагогии», его обвиняли в материализме, безбожии, подрыве христианской нравственности, отстраняли от преподавательской деятельности. Однако в любых ситуациях П. Ф. Каптерев сохранял чувство собственного достоинства и отстаивал свои позиции.  

Жизнь в Петербурге после Октября стала невыносимой: голод, холод, враждебно настроенная  новая власть к старой царской  профессуре. С октября 1918 г. П. Ф. Каптерев в Воронежской губернии. В Острогожском уездном отделе народного образования он включился в работу по переподготовке учителей для новой российской школы, предложив создать педагогический музей наглядных средств. Несмотря на преклонный возраст, петербургский профессор назначается уездным разъездным инструктором, помогает сельским учителям в организации учебного дела. С 1 января 1919 г. П. Ф. Каптерев преподавал психологию во 2- й единой трудовой школе II ступени Острогожска. Работу при УОНО он не оставил: консультировал, участвовал в совещаниях и подготовке местного съезда учителей, выступал с докладами о трудовом начале в воспитании, а также читал лекции студентам учительской семинарии, в которой стал заведующим.  

В 1919 г. Острогожская учительская семинария была преобразована в трехгодичные педагогические курсы, однако из- за военных действий занятия в ней возобновились 8 января, а в средних школах 20 марта 1920 г. П. Ф. Каптерев не был удовлетворен тем, что студенты третьего года обучения (практический курс) лишь время от времени посещали уроки в городских начальных классах. Открытие постоянной опытной школы решило проблему студенческой практики. Деятельность ученого была очень насыщенной: он заведовал педагогическими курсами, читал весь цикл педагогических дисциплин на них, а в 1920/21 учебном году вел уроки психологии в двух средних школах, исполняя обязанности председателя педагогического совета в одной из них, и даже ездил еженедельно в Лиски читать лекции учителям.  

С начала лета 1921 г. П. Ф. Каптерев – профессор кафедры истории научной мысли факультета общественных наук Воронежского университета. Почти одновременно с этим избранием он стал профессором кафедры педагогики Института народного образования, созданного в самом начале 1920 г. на базе Воронежского учительского института.  

Во второй половине июня 1921 г. ученый переехал в Воронеж. Его ждала еще одна работа: создание и руководство первым педагогическим техникумом, а также преподавание в нем психолого- педагогических дисциплин. Педтехникум олицетворял для Петра Федоровича главное дело его жизни – подготовку народного учителя. Вся его предшествующая общественно- педагогическая и научная деятельность была как бы подготовительной почвой для практической реализации теоретических идей. В Государственном архиве Воронежской области мы (с помощью известного краеведа О. Г. Ласунского) обнаружили статью П. Ф. Каптерева «Последняя образовательная реформа», опубликованную в непериодическом издании – «Вестнике Воронежского Губпрофобра» в 1922 г. в первом номере (с. 33 – 43). Ее содержание позволяет ответить на вопросы: как складывались взаимоотношения известного педагога с новой властью, одобрял он или порицал реформы большевиков в области образования, как связывал насущные проблемы школы с задачами педагогической науки, чем обусловлены действия ученого по созданию педагогического техникума в г. Воронеже и др. Статья убеждает читателя в том, что мнения Каптерева о действиях новой власти в области образования честны, справедливы, убедительны, полны здравого смысла. Публикация опровергает утверждение советских историков педагогики о том, что П. Ф. Каптерев не принял советскую власть, был консерватором, буржуазным демократом, антикоммунистом, шел не в ногу со временем (см. : Медынский Е. Н. История русской педагогики. – М., 1936; Пинкевич А. П. История педагогики. Краткий очерк. – М., 1927). Для статьи характерен спокойный тон, аргументированное высказывание собственной точки зрения на сильные и слабые стороны образовательной реформы. Автор прекрасно знает положение дел в послереволюционном образовании, чувствуется его заинтересованность в выполнении стоящих перед образованием задач. Все это идет в разрез с мрачными и пессимистичными красками, какими рисуется жизнь ученого в Острогожске и Воронеже (1918 – 1922) авторами главы «Петр Федорович Каптерев и ориентированная на психологию педагогика» в книге Ф. А. Фрадкина, М. Г. Плоховой, Е. Г. Осовского «Лекции по истории отечественной педагогики» (М., 1995).  

Информация о работе Выдающийся педагог Петр Федорович Каптерев