Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 09:59, реферат
50 лет длилась научно-педагогическая и общественная деятельность Петра Федоровича Каптерева. За этот период ученый, имевший всероссийскую известность, опубликовал около 40 монографий, свыше 200 журнальных статей, более 100 рецензий на книги педагогического профиля. Петербургского профессора отличала широкая эрудиция, глубина его психолого-педагогических исследований
Одним словом, статья
П. Ф. Каптерева «Последняя образовательная
реформа» ценна не только как исторический
документ, свидетельствующий о становлении
советского образования, но и как произведение,
позволяющее судить о его авторе как о
человеке, прежде всего думающем о детях,
о развитии их личности, об их месте в новой
стране, которая должна вновь стать сильным
и процветающим государством [См. подробнее:
5, с. 207- 214].
Для работы в техникуме
были приглашены крупные ученые университета
(К. К. Сент-Илер, С. Н. Введенский), политехнического
и сельскохозяйственного институтов (Б.
А. Келлер, А. И. Протопопов). П. Ф. Каптерев
активно занимался учебно- организационными
вопросами вновь создаваемого учебного
заведения (распределение часов по предметам
учебного плана, приглашение преподавателей,
выработка условий приема учащихся на
разные курсы). Материальная необеспеченность
преподавателей, отсутствие кабинетов,
лабораторий, учебных пособий, библиотеки,
топлива беспокоили директора техникума.
Но больше всего волновало качество общеобразовательной
подготовки слушателей. П. Ф. Каптерев
надеялся, что вопросы всеобщности и доступности
образования новым, большевистским, правительством
были решены. Ведь в их декларациях образование
провозглашалось именно таким. Однако
это оказалось фикцией. Прием студентов
осуществлялся по разнарядкам: в первую
очередь предоставлялись места коммунистам
и комсомольцам, затем рабочим и беднейшим
крестьянам, на оставшиеся места могли
претендовать представители других социальных
групп. (Отсюда слабая общая подготовка
слушателей.) Идеи ученого об автономности
педагогического процесса при новой власти
оказались неосуществимыми: школа втягивалась
в политическую борьбу. Чтобы хоть как-
то улучшить подготовку студентов, П. Ф.
Каптерев хлопотал об открытии подготовительных
курсов, однако из-за общих трудностей
они открыты не были.
В конце ноября 1921
г. был расформирован Институт народного
образования и на его базе создан
педагогический факультет Воронежского
университета, который по составу
специальностей напоминал теперешний
пединститут. Он имел отделения: историко-
филологическое, физико- математическое,
естественное – для подготовки учителей
для школ II ступени и дошкольное – для
подготовки воспитателей детских садов.
П. Ф. Каптерев одобрительно отнесся к
созданию в университете педагогического
факультета и с первого дня его существования
(1 октября 1921 г. ) преподавал психолого-
педагогические дисциплины, а затем исполнял
обязанности декана, оставаясь одновременно
профессором и деканом факультета общественных
наук.
Воронежский университет
готовился торжественно отметить 50-летие
научно- педагогической деятельности
П. Ф. Каптepeвa, но 7 сентября 1922 г. ученого
не стало. 9 сентября 1922 г. «Воронежская
коммуна» поместила некролог «Профессор
П. Ф. Каптерев», в котором подчеркивалось,
что «из огромного опыта прошлой и современной
науки он умело извлекал и честно отдавал
школе лишь то, что безусловно ценно для
нее. . . ».
Огромное психолого
педагогическое наследие П. Ф. Каптерева
ни в коей мере не устарело и сегодня (большинство
его наблюдений, исследований, рекомендаций
полностью соответствует проблемам, волнующим
наших современников), и потому теоретические
изыскания и практические наработки, уже
однажды сделанные, найденные, открытые,
не должны бесследно уходить в прошлое,
становится достоянием истории.
Как педагог- теоретик,
П. Ф. Каптерев продолжил начатое К. Д. Ушинским
антропологическое направление в педагогике,
полагая, что физиология и психология
являются для нее фундаментальным основанием.
Это позволило Б. Г. Ананьеву справедливо
назвать ученого первооткрывателем глубинных
связей между психологией и педагогикой,
«перехода от психологии к педагогике»
[6, с. 147].
Значительны исследования
П. Ф. Каптерева в области педагогической
(семейной, дошкольной, школьной) психологии.
Первые три- четыре
года жизни ребенка составляют самое важное
время всего воспитательного процесса.
Именно в эти годы закладываются основы
всего дальнейшего развития и образования.
Не случайно существенным условием первоначального
воспитания является изучение психических
процессов в первые дни, недели, месяцы,
годы жизни ребенка.
Анализ психофизических
фактов, известных науке во второй
половине XIX в. относительно жизни утробного
и новорожденного ребенка, приводит
П. Ф. Каптерева к заключению, что воспитание
детей должно начинаться с момента их
рождения. Но незнание и неумение родителей
ведут к тому, что они не могут сознательно
влиять на духовное развитие ребенка,
их заботы ограничиваются физической
стороной воспитания. Возможность какого-
либо воспитания обусловливается предварительным
знанием тех процессов, которые совершаются
в ребенке.
Видя отсутствие
в реальной воспитательно- образовательной
практике позитивной целенаправленности
и организованности семейного и общественного
воспитания, П. Ф. Каптерев предложил начать
с рассмотрения основных условий развития
личности, вынося в центр анализа основополагающую
проблему: «…что такое ребенок: есть ли
это бесформенный, мягкий материал, из
которого опытный воспитатель может вылепить
какую угодно фигуру, или это есть нечто
неопределенное, способное к развитию
только в известной мере и в известном
направлении?» [Цит. по: 2, с. 11.]
Отвечая на данный вопрос,
П. Ф. Каптерев рассматривает возрастные
особенности детства, унаследованные
свойства и те, что приобретаются ребенком
за время его личного существования. Ученый
приходит к выводу, что дети – это не маленькие
взрослые. Их характеризует прежде всего
импульсивность, примат непосредственного
чувства над еще не сформированными умственными
и волевыми процессами, развитость которых
отличает взрослых. Поскольку переход
из детства во взрослость – процесс довольно
длительный, то незнание особенностей
детской психической жизни не может не
сказаться отрицательно на результатах
воспитания.
П. Ф. Каптерев описал
подобные негативные тенденции в семейном
и школьном воспитании, выражающиеся,
например, в игнорировании детской потребности
к подвижности; в несоответствующем для
детского возраста уровне внимания; в
небрежном отношении взрослых «к тому
свойству детей, в силу которого последние
мало склонны к отвлеченностям» [Цит. по:
3, с. 112].
П. Ф. Каптерев совершенно
справедливо утверждает, что «для ребенка
…ласка, любовь, нежность – одна из насущных
потребностей, без любви и ласки дитя прямо
вянет и портится». Поэтому ученый значительное
внимание уделяет роли родителей, а особенно
матери в развитии психики малыша. Первой
воспитательницей ребенка ученый называет
семью, которая оказывает тройственное
влияние. Он предлагает различать влияния:
1) общего строя семьи, 2) отдельных лиц,
составляющих семью и 3) обстановку семьи,
квартиры, дома. В общем воспитательном
воздействии семьи на ребенка важны два
свойства: «культурность семьи и ее дружность».
«Культурность семьи, по мнению педагога,
обнаруживается двумя главнейшими признаками:
умственными и общественными интересами».
П. Ф. Каптерев стремился
довести до сознания читателя важную роль
воспитательных и вообще средовых влияний
на формирование умственных способностей
ребенка. В данном случае его исследования
можно рассматривать как предшествующие
культурно-исторической концепции, обоснованной
в отечественной психологии Л. С. Выготским.
Важнейшей стороной
теории воспитания П. Ф. Каптерева является
ее опора не столько на рассудочные убеждения
человека, сколько на формирование системы
отношений. Прийти к такому выводу помог
исследователю его практический опыт.
Это направление психолого-педагогического
учения П. Ф. Каптерева делает его непосредственным
предшественником В. Н. Мясищева – основателя
концепции психологии отношений личности
в российской психологической науке.
В 70-х гг. XIX столетия
идея создания детских садов в
России только начинала обсуждаться
в обществе. П. Ф. Каптерев сумел правильно
оценить педагогическое и общественное
значение детского сада как воспитательного
заведения для малышей. Важнейшими условиями
правильного воспитания он считал выработку
у детей общественной потребности, развитие
общественного чувства в совместных играх,
в товариществе, в деятельности для других
при условии полной свободы в выборе друзей,
приятелей, участников игр и различных
союзов между учащимися.
В свой речи на открытии
Первого Всероссийского съезда по семейному
воспитанию ученый подчеркнул, что современная
жизнь и окружающая действительность
ставят вопрос: укреплять ли существующие
семейные основы воспитания, совершенствовать
или заменять новыми, общественными? Заменить
всецело семейное воспитание общественным
он считал невозможным, так как у семейного
воспитания уже выработалась своя система.
А как она сочетается с общественным дошкольным
воспитанием – покажет будущее. Однако
уже теперь «живая связь семьи с общественными
организациями… есть необходимое условие
правильного развития детской личности
в семье» [Цит. по: 2 , с. 20].
П. Ф. Каптерев высоко
ценил семейное воспитание и считал, что
оно имеет самостоятельное значение. Он
последовательно содействовал выяснению
основ семейного воспитания, его целей,
задач, характера, содержания и форм. Ученый
считал, что родителей и воспитателей
следует просвещать в вопросах психологии,
педагогики и гигиены.
Вопросам школьного
воспитания и обучения П. Ф. Каптерев
всегда уделял большое внимание. Школа,
по его мнению, должна создавать наилучшие
условия для подготовки детей к жизни,
не сводить воспитание к поддержанию внешней
дисциплины, а обеспечивать выработку
у школьников характера и мировоззрения.
Становление характера
и мировоззрения невозможно без
развития умственной самодеятельности,
приучения к умственному труду
и воспитания к нему интереса. Такая
задача может быть решена не любыми
средствами, а только эвристическими,
побуждающими учащихся самим находить
ответы, размышлять над наблюдаемым,
самим делать простые обобщения
и выводы.
Для правильной постановки
воспитания и обучения необходимо знание
детской психологии. Каждый ребенок
представляет собой своеобразную личность.
Поэтому принцип
В образовательно- воспитательном
процессе главную роль играют не наследственность,
не развитие врожденных свойств ребенка,
а их совершенствование, которое осуществляется
по педагогическому идеалу, выражающему
общественную направленность всего воспитания.
Отвечая на вопрос, что
такое общее образование, П. Ф. Каптерев
на первое место выдвигает развитие учащихся,
а не изучение известного круга предметов.
Общее образование не есть «изучение предметов,
а есть развитие личности предметами;
на первом плане стоит личность, субъект,
его интересы, а предметы – на втором,
предметы – только средства, цель – личность,
именно ее развитие» [Цит. по: 2 , с. 24].
Мысль о самодеятельности
и ее роли в развитии личности –
одна из основных во всем педагогическом
наследии П. Ф. Каптерева. Фактически каждый
организм заключает в себе самом источник
деятельности. Внешнее впечатление –
возбудители, повод для обнаружения собственной
деятельности. Исходя из того, что организм
и окружающая его среда взаимодействуют
друг с другом, ученый приходит к выводу,
что человек сам себя воспитывает.
Признание П. Ф. Каптеревым
самодеятельности в качестве основного
свойства человеческого организма привело
его к мысли об определяющей роли саморазвития
в процессе обучения и воспитания. В саморазвитии
он усмотрел основу школы и источник ее
совершенствования, а также самообразования
и самовоспитания.
Идея саморазвития
с учетом индивидуальной наследственности
каждого человека составляет общее
основание крупных трудов П. Ф. Каптерева
– «Педагогический процесс», «Педагогическая
психология» и «Дидактические очерки».
В формируемом школой
мировоззрении и в руководящих
жизненных правилах нравственные элементы
должны получить верх над умственными.
Приоритет нравственного содержания в
воспитании педагог объясняет тем, что
нравственность деятельна, заключается
в труде для других, выражает общественную
направленность личности.
П. Ф. Каптерев ставит
важнейший вопрос о возможности образования
новых качеств личности ребенка и искоренения
недостатков. Решение этого вопроса он
связывает с влиянием культуры на изменение
человеческой природы. Воспитание и культура
действовали на человека постоянно и совместно.
Педагогика рассматривает человеческий
организм как изменчивый, подлежащий совершенствованию
во всех отношениях. Совершенствование
продолжает и завершает саморазвитие.
Педагогический процесс,
по мнению ученого, не может быть ничьим
орудием: ни государства, ни церкви, ни
отдельных лиц. Он автономен.
Категория педагогического
процесса была почти целиком отражена
в основной категории теории образования
– образовательном процессе, –
изложенной П. Ф. Каптеревым в «Дидактических
очерках». Кратко обрисовав развитие дидактики
путем сравнения и анализа важнейших идей
классиков всемирной педагогики (Ратихия,
Коменского, Песталоцци, Гербарта, Дистервега),
автор пришел к выводу, что до возникновения
экспериментальной дидактики педагоги
мало обращали внимание на детскую душу,
на те процессы, которые совершаются в
самом учащемся во время обучения, на то,
как он работает, что переживает, какие
трудности преодолевает.
Информация о работе Выдающийся педагог Петр Федорович Каптерев