Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 11:13, курсовая работа
Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно – творческих способностей. Модель креативности Торренса универсальна и соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности. А основные показатели креативности – беглость, гибкость, оригинальность и разработанность – ярко проявляются и в художественной деятельности в различные периоды развития личности.
В
настоящее время существует огромное
количество различных методов
Е. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Он предпочитал не использовать в названиях своих методик термин «креативность», обозначив их как батареи на вербальное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление. Для снятия тревожности и создания благоприятной творческой атмосферы Е. Торренс называл свои методики не тестами, а занятиями.
Тест предназначен для испытуемых от 5 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.1
На выполнение каждого субтеста дается 10 мин., но по мнению многих психологов, время выполнения задания можно не ограничивать, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.
Тест позволяет оценить: вербальную и образную креативность, а также отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность мышления, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам; прогноз школьной адаптации креативных учащихся, экспертиза и выявление обучающих программ, способствующих развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала личности.
Как
показала экспериментальная практика,
тест информативен и позволяет решать
различные задачи, в том числе и в сфере
диагностики художественно – творческих
способностей. Модель креативности Торренса
универсальна и соответствует психологическим
реалиям в любой сфере человеческой деятельности.
А основные показатели креативности –
беглость, гибкость, оригинальность и
разработанность – ярко проявляются и
в художественной деятельности в различные
периоды развития личности.
2.2
Анализ результатов
диагностики креативности
школьников младших
классов
Данные проведенного тестирования сведены в общую таблицу и приведены в Приложении 3.
В день тестирования, после представления меня ученикам, я попросил учителя сесть на заднюю парту. Общение продолжилось в весёлой, неформальной обстановке, что увеличило шансы на проявление креативности в тестах. Следовательно, можно сделать еще один вывод, что авторитарный стиль преподавания имеет место быть и влияет на проявление и развитие творческого потенциала.
Именно поэтому я взял за основу оценки
уровня креативности у младших школьников
методики Торренса. Показатели, характеризующие
творческое мышление и на которые я опирался
в своем исследовании следующие: беглость,
гибкость и оригинальность мысли. Беглость
включает в себя два компонента: легкость
мышления, то есть быстрота переключения
текстовых заданий и точность выполнения
задания. Гибкость мыслительного процесса
- это переключение с одной идеи на другую.
Способность найти несколько различных
путей решения одной и той же задачи. Оригинальность
- минимальная частота данного ответа
к однородной группе. Анализируя результаты
тестирования по методики Торренса можно
заметить, что результаты распределились
следующим образом (см. рис.1, Приложение
В).
Рисунок
1. Распределение результатов тестирования
по методике Е.П. Торренса2
В среднем же по методике Торренса учащиеся набрали 153,91±10,98 баллов, что свидетельствует о среднем уровне креативности в классе. Исключение составляют четверо учащихся, уровень креативности которых выше среднего.
Можно отметить, что большинство детей
с затруднением отвечают на вопросы связанные
с моделированием ситуации. То же самое
можно сказать о заданиях на усовершенствование.
С этими заданиями хорошо справились дети
с высоким уровнем креативности. Анализируя
структуру факторов креативности (см.
приложение Г) можно отметить (см. таблицу
1, рис.2), что среди факторов креативности,
исследуемых по методике Торренса преобладает
фактор гибкости (51%). Следующим идет фактор
беглости (24%), точности (15%) и оригинальности
(10%).
Рисунок
2. Распределение факторов креативности
по методике Торренса среди учащихся 3-х
классов
Распределение факторов креативности
при исследовании креативности учащихся
по методике Торренса
Ф.И.О. | Сумма | |||
беглость | оригинальность | гибкость | точность | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Данила Б. | 40 | 145 | 21 | 35 |
Игорь Д. | 18 | 41 | 10 | 19 |
Олег З. | 14 | 27 | 6 | 17 |
Дима И. | 19 | 41 | 9 | 14 |
Настя Н. | 27 | 69 | 17 | 24 |
Мария П. | 31 | 106 | 19 | 29 |
Софья П. | 29 | 92 | 18 | 27 |
Слава Р. | 32 | 84 | 13 | 31 |
Петр Р. | 28 | 55 | 14 | 19 |
Андрей С. | 35 | 86 | 12 | 16 |
Кирилл С. | 36 | 97 | 13 | 19 |
Ефим С. | 19 | 64 | 8 | 15 |
Дима С. | 38 | 69 | 14 | 18 |
Костя С. | 22 | 44 | 13 | 14 |
Юния Ч. | 16 | 39 | 10 | 33 |
Михаил В. | 68 | 252 | 28 | 25 |
Алиса А. | 26 | 82 | 16 | 33 |
Антон А. | 12 | 29 | 12 | 11 |
Никита Д. | 32 | 73 | 18 | 22 |
Алишер Ж. | 44 | 78 | 37 | 24 |
Изначально
я считал, что такие показатели, как беглость,
гибкость и разработанность, находятся
в прямой зависимости друг от друга, то
есть прямо пропорциональны. Однако проведя
корреляционный анализ данных, я обнаружили,
что существует прямая связь между беглостью,
гибкостью и разработанностью (таблица
2).
Зависимость между факторами креативности Таблица 2
Факторы | беглость | оригинальность | гибкость | точность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
беглость | 1 | |||
оригинальность | 0,83 | 1 | ||
гибкость | 0,76 | 0,57 | 1 | |
точность | 0,28 | 0,31 | 0,24 | 1 |
Таким образом, третьеклассники, решают задачу быстро, при этом предложенные ими идеи оригинальны. Но это не значит, что задача будет решена правильно. То есть третьеклассники, решая задачу, особенное внимание не уделяют качеству выполняемой работы.
Анализируя факторы с помощью описательной статистики я выяснил следующее:
-дисперсия факторов оригинальности и точности составила при методе Торренса 2521 и 5351 соответственно, что свидетельствует о большом разбросе значений.
Для выявления связи между факторами креативности мною также использовался критерий Манна-Уитни.
Было обнаружено, что согласно U-критерию Манна-Уитни девочки обладают более высоким уровнем беглости и гибкости (p < 0,05) при тенденции к меньшим значениям оригинальности (p < 0,01). Тогда как у мальчиков показатели противоположные. Это согласуется с оценками учителей, которые отмечают, что девочки более усидчивы, но решают задачи по известным методам, тогда как мальчики пытаются решить задачу быстрее и зачастую используют нетрадиционные методы решения.
Можно сделать вывод, что методы диагностики креативности П. Торренса являются надёжными и валидными, что показали многочисленные опытные исследования.
Оценка креативности этих методов является объективной и надёжной, а экспертная оценка учителей не полностью учитывает креативность учащихся. Возможно учителя, обученные в советские времена, навязывают свою точку зрения, пытаются подогнать под свои стереотипы и изначально в детях убивают творческое начало, а креативные действия определяют как маргинальные. С другой стороны, сама креативность имеет многозначный спектр проявлений: высокие творческие успехи часто сопровождаются слабым развитием моторики, навыков и мотивации общения, саморегуляции и др. В силу такой неоднозначности креативный ребенок часто воспринимается как неуправляемый, трудновоспитуемый. Одним из способов решения указанной задачи является деятельность педагога, который успешно идентифицирует и поддерживает креативного школьника, особо чувствителен и восприимчив к проявлениям креативности.
Таким образом, показателями креативности личности младшего школьника могут являться: ведущие мотивы деятельности; спектр интересов, выражающих эмоционально-положительное отношение к творческой активности; интеллектуальные показатели, выраженные в наличии навыков дивергентного мышления, нестандартности умственных действий, способностей в прогнозировании; коммуникативные навыки, нашедшие свое выражение в процессе совместной творческой деятельности.
После мною было проведено интервьюирование учителей по поводу проявления креативности в процессе обучения – на уроке:
Было проанализировано личное мнение учителя по поводу каждого ученика, поведение на переменах и во внеклассной деятельности.
В результате анализа опроса мною было выяснено, что дети, которые характеризуются высоким уровнем креативности по методикам Е.Торренса были охарактеризованы педагогами как «всегда имеющие свое мнение», «неусидчивые», «невнимательные». При дальнейшем расспросе выяснилось, что «невнимательность» и «неусидчивость» объясняется тем, что эти дети быстро решают задание и начинают заниматься своими делами, отвлекать окружающих. Чем выше результат по методике, тем больше детей оценивались как «гиперактивные, любят пошалить, могут на уроке рассмешить весь класс и нарушить дисциплину», тем не менее, в обычной жизни эти дети оценивались учителем как «артистичные, открытые, фантазёры». Если учителя преодолеют сложности связанные с непониманием креативного ребенка и создадут правильную атмосферу воспитания и обучения, то у них будет больше шансов вырастить высококреативных личностей.
Если учитель не понимает ребёнка, не может перешагнуть через стереотипы и обусловленность и ребёнок воспринимается им как «трудный и недисциплинированный», то учитель накладывает на него штамп и ребёнок закрывается, становится агрессивным, вследствие чего его креативный потенциал может не раскрыться.
В процессе проведения исследовательской работы обратило на себя внимание существование закономерности в области высоких значений интегральных показателей креативности: высоким значениям интегральных показателей креативности не всегда, но достаточно часто соответствуют высокие значения показателей школьной успешности.
Таким образом, ребёнок, обладающий
высоким творческим потенциалом, будет
чаще всего хорошо учиться, т.е., соблюдается
достаточное условие. Обратное утверждение
неверно (необходимое условие не выполняется),
т.е. высоким значениям показателя успешности
в учёбе не всегда соответствуют высокие
значения показателя креативности, они
могут быть и очень низкими, что свидетельствует
о том, что для достижения успешности в
учёбе не обязательно наличие творческого
потенциала. Т.е. нет двусторонней связи,
а существует только однонаправленная
связь, да и, то только в области высоких
значений показателя креативности. Данный
вывод согласуется со многими данными
зарубежных авторов и подтверждает необходимость
включения тестов творческого мышления
при отборе одарённых детей, так как творческое
мышление не является синонимом успешности
в учёбе.
2.3
Рекомендации для
учителей по учёту
креативности школьников
Одной из задач современного образования является ориентация на выявление и поддержку креативных школьников. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему. С одной стороны, сложностью является адаптация ребенка к школьной среде, которая по своей природе кардинально отличается от среды дошкольной, благоприятно влияющей на проявление и развитие креативности (безусловное принятие ребенка, поощрение экспериментирования, открытое эмоциональное самовыражение дома меняется на жесткие нормы, приоритет дисциплины, единые требования для всех в школе и др.). С другой стороны, сама креативность имеет многозначный спектр проявлений: высокие творческие успехи часто сопровождаются слабым развитием моторики, навыков и мотивации общения, саморегуляции и др. В силу такой неоднозначности креативный ребенок часто воспринимается как неуправляемый, трудновоспитуемый. Одним из способов решения указанной задачи является деятельность педагога, который успешно идентифицирует и поддерживает креативного школьника, особо чувствителен и восприимчив к проявлениям креативности. Чувствительность учителя к креативности школьников представляет собой специальную педагогическую способность, обеспечивающую эффективность учителя в восприятии и поддержке творческого потенциала учеников.
Информация о работе Выявление особенностей креативности младших школьников