Выявление особенностей креативности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно – творческих способностей. Модель креативности Торренса универсальна и соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности. А основные показатели креативности – беглость, гибкость, оригинальность и разработанность – ярко проявляются и в художественной деятельности в различные периоды развития личности.

Файлы: 1 файл

Курсовая (эксперимент) На печать.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)
align="justify">     Все ответы можно отнести к различным классам. Например, ответы типа: сделать из газеты – шапку, корабль, игрушку и так далее, можно отнести к одному классу – Создание поделок и игрушек.

     Следует приписать каждому ответу номер категории из списка приведённого в методики Е.Е. Туник, затем, если несколько ответов будут относиться к одной категории, то учитывать первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз. Затем следует подсчитать число использованных ребёнком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесённых к новой категории, которой нет в списке категорий). Кто-то может дать много ответов, то есть иметь высокий показатель по фактору беглость, но все ответы могут относиться к одной категории, например к категории №12 – Создание поделок, игрушек.

     За одну категорию даём 3 балла. 

     Г=3 *m 

     Г – показатель гибкости, m – число использованных категорий.

     Ответам ни подходящим ни к одной категории присваивается новая категория и , соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведённым списком категорий.

  1. Оригинанальность – число ответов с необычным употреблением понятия, в данном случае оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке объёмом 30 – 40 человек. 1 оригинальный ответ – 5 баллов.

     Все баллы за оригинальные ответы суммируются. 

     Op= 5 *k, 

     Op – показатель оригинальности, k – число оригинальных ответов.

     Строгий подсчёт суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчёт в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными. 

     T111=Op1=n+3*m+5*k 

     Где Т1 – суммарный балл по 1 субтесту, Б1 – беглость по 1 субтесту, Г1 гибкость по 1 субтесту, Op1 – оригинальность по 1 субтесту, n – общее число уместных ответов, m – число категорий, k – число оригинальных ответов

     Следует обратить особое внимание на термин уместные, адекватные ответы. Первое – следует исключать из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции – очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и так далее, помимо специально оговорённых в категории 1. Но в этом случае надо исключать только самые очевидные способы использования газеты, по сути только вышеприведённые. Второе – следует исключать повторяющиеся (полностью) дублирующие друг друга ответы.

     Субтест 2. Заключения

     Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

     Инструкция испытуемому: Вообрази, что случиться, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

     Время выполнения субтеста 3 минуты.

     Оценивание: результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах:

     Имеются два показателя:

     1) Беглость (беглость воспроизведения идей) – общее число приведённых следствий. 1 ответ (1 следствие) – 1 балл.

     2) Оригинальность – число оригинальных ответов, число отдалённых следствий. Здесь оригинальным считается ответ приведенный только 1 раз (на выборке 30 – 40 человек).

     1 оригинальный ответ – 5 баллов

     Op=5*k 

     Op – показатель оригинальности, k – число оригинальных ответов 

     Т2=n+5*k 

     Т2 – Суммарный показатель 2 субтеста.

     Как и в первом субтесте следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов; а именно: повторяющихся ответов и ответов не имеющих отношение к поставленной задаче.

     Субтест 3. Слова

     Задача: Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определённым слогом.

     Инструкция испытуемому: 1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог – «По», например «Полка».

     Время 2 минуты.

     Часть 2. Придумай слова, которые оканчиваются на слог «Ка», например «Сумка».

     Время 2 минуты.

     Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.

     Имеются два показателя:

     1) Беглость – общее число приведённых слов. 1 слово – 1 балл. 

     Б=n 

     n – общее число слов.

     Как и раннее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитываются неадекватные слова – в данном случае слова, которые не начинаются или не оканчиваются на заданный в инструкции слог.

     2) Оригинальность. Число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30 – 40 человек – k.  

     Op=5*k 

     k – число оригинальных слов. Op – показатель оригинальности. 

     T3=n+ 5*k 

     T3 – суммарный показатель третьего субтеста.

     Субтест 3. Словесная ассоциация

     Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

     Инструкция испытуемому: Приведи как можно больше определений для слова – книга. Например – красивая книга – какая ещё бывает книга?

     Время выполнения субтеста – 3 минуты.

     Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 3 показателям:

     1) Беглость – суммарное число приведённых определений – n. 1 определение – 1 балл. 

     Б=n 

     Б – показатель беглости.

     2) Гибкость – число приведённых классов – категорий ответов. 1 категория – 3 балла 

     Г=3*m 

     Г - показатель гибкости, m – число категорий ответов (в методике Е.Е. Туник приводится 12 категорий). Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются 1 раз и получают – 3 балла. В принципе, максимально возможный балл – 12х3=36 баллов (в случае, когда в ответах присутствуют все 12 категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1 ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимально полученное число баллов может увеличиваться.

     3) Оригинальность – число оригинальных определений – в нашем случае – k.

     Оригинальное определение – приведённое всего 1 раз на выборке из 30 40 человек. 1 оригинальное определение – 5 баллов 

     Op=5 *k 

     Op – показатель оригинальности, k – число оригинальных определений. 

     Т4=n + 3* m +5 *k 

     где Т4 – суммарный показатель 4 Субтест

     Субтест 4. Составление изображений

     Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определённым набором фигур.

     Инструкция испытуемому: Нарисуй определённые объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положения в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

     В первом квадрате нарисуй лицо, во втором – дом, в третьем – клоуна, а в четвёртом – то, что ты хочешь. Подпиши четвёртый рисунок.

     Испытуемому предъявляется набор фигур (изображённый в методике на рисунке 1) и образец выполнения задания.

     Время выполнения всех рисунков – 8 минут.

     Длина стороны квадрата = 8 сантиметров (для тестового бланка).

     Оценивание: Оценивание производится по двум показателям.

     1) беглость – гибкость. В данном показателе учитываются:

     n1 – число изображённых элементов (деталей), 1 деталь – 0.1 балла; n2 число использованных классов фигур (из четырёх заданных, a, b, c, d), 1 класс фигур – 1 балл; n2 – изменяется от 0 до 4; n3 – число ошибок, ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка 0.1 балла 

     Б=Σ (0.1n1i + n2i – 0.1* n3i) 

     i - номер рисунка.

     Затем баллы Б (беглость) суммируются по 4-м рисункам.

     2) Оригинальность. k1 – число оригинальных элементов рисунка.

     Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. 1 оригинальный элемент – 3 балла.

     В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.

     k – оригинальность четвёртого рисунка (по теме и содержанию) может встречаться 1 раз на выборку 30 – 40 человек.. k может принимать значения 0 или 1.

     За оригинальный сюжет = 5 баллов (относится только к рисунку 4) 

     Op = 5 *k + Σ3 *k1i 

     Op – оригинальность, i – номер рисунка (от 1 до 4)

 

      Т4 = Б + Op 

     Б – беглость, Op – оригинальность, Т5 – суммарный показатель 5 Субтест.

     Субтест 5. Эскизы

     Задача: в квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.

     Инструкция испытуемому: добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.

     Время выполнения задания – 10 минут.

     Тестовый бланк состоит из листа стандартной бумаги (формат А-4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры кватрата 5х5 см, диаметр каждого круга ~1.5 см.

     Оценивание: оценивание проводится по 3 показателям:

     1) Беглость – число адекватных задаче рисунков.

     n – Число рисунков (изменяется от 0 до 20). За 1 рисунок – 1 балл 

     Б=n 

     Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликат), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал – круги.

     2) Гибкость – число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображение различных лиц относится к одной категории, изображения различных животных так же составляет одну категорию.

     m – число категорий, за одну категорию – 3 балла. 

     Г= 3*m

 

      3) Оригинальность . k – число оригинальных рисунков; оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке 30-40 человек) 1 оригинальный рисунок – 5 баллов. 

Информация о работе Выявление особенностей креативности младших школьников