Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 11:13, курсовая работа
Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно – творческих способностей. Модель креативности Торренса универсальна и соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности. А основные показатели креативности – беглость, гибкость, оригинальность и разработанность – ярко проявляются и в художественной деятельности в различные периоды развития личности.
Следует приписать каждому ответу номер категории из списка приведённого в методики Е.Е. Туник, затем, если несколько ответов будут относиться к одной категории, то учитывать первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз. Затем следует подсчитать число использованных ребёнком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесённых к новой категории, которой нет в списке категорий). Кто-то может дать много ответов, то есть иметь высокий показатель по фактору беглость, но все ответы могут относиться к одной категории, например к категории №12 – Создание поделок, игрушек.
За
одну категорию даём 3 балла.
Г=3 *m
Г – показатель гибкости, m – число использованных категорий.
Ответам ни подходящим ни к одной категории присваивается новая категория и , соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведённым списком категорий.
Все
баллы за оригинальные ответы суммируются.
Op= 5 *k,
Op – показатель оригинальности, k – число оригинальных ответов.
Строгий
подсчёт суммарного показателя по каждому
субтесту следует проводить после процедуры
стандартизации, то есть перевода сырых
баллов в стандартные. В данном случае
предлагается проводить суммирование
баллов по различным факторам, отдавая
себе отчёт в том, что такая процедура
не является достаточно корректной, а
следовательно, суммарными баллами можно
пользоваться только как приблизительными
и оценочными.
T1=Б1+Г1=Op1=n+3*m+5*k
Где Т1 – суммарный балл по 1 субтесту, Б1 – беглость по 1 субтесту, Г1 гибкость по 1 субтесту, Op1 – оригинальность по 1 субтесту, n – общее число уместных ответов, m – число категорий, k – число оригинальных ответов
Следует обратить особое внимание на термин уместные, адекватные ответы. Первое – следует исключать из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции – очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и так далее, помимо специально оговорённых в категории 1. Но в этом случае надо исключать только самые очевидные способы использования газеты, по сути только вышеприведённые. Второе – следует исключать повторяющиеся (полностью) дублирующие друг друга ответы.
Субтест 2. Заключения
Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
Инструкция испытуемому: Вообрази, что случиться, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.
Время выполнения субтеста 3 минуты.
Оценивание: результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах:
Имеются два показателя:
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) – общее число приведённых следствий. 1 ответ (1 следствие) – 1 балл.
2) Оригинальность – число оригинальных ответов, число отдалённых следствий. Здесь оригинальным считается ответ приведенный только 1 раз (на выборке 30 – 40 человек).
1 оригинальный ответ – 5 баллов
Op=5*k
Op
– показатель оригинальности, k – число
оригинальных ответов
Т2=n+5*k
Т2 – Суммарный показатель 2 субтеста.
Как и в первом субтесте следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов; а именно: повторяющихся ответов и ответов не имеющих отношение к поставленной задаче.
Субтест 3. Слова
Задача: Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определённым слогом.
Инструкция испытуемому: 1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог – «По», например «Полка».
Время 2 минуты.
Часть 2. Придумай слова, которые оканчиваются на слог «Ка», например «Сумка».
Время 2 минуты.
Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.
Имеются два показателя:
1)
Беглость – общее число приведённых слов.
1 слово – 1 балл.
Б=n
n – общее число слов.
Как и раннее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитываются неадекватные слова – в данном случае слова, которые не начинаются или не оканчиваются на заданный в инструкции слог.
2)
Оригинальность. Число оригинальных слов,
приведенных один раз на выборку 30 – 40
человек – k.
Op=5*k
k
– число оригинальных слов. Op – показатель
оригинальности.
T3=n+
5*k
T3 – суммарный показатель третьего субтеста.
Субтест 3. Словесная ассоциация
Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Инструкция испытуемому: Приведи как можно больше определений для слова – книга. Например – красивая книга – какая ещё бывает книга?
Время выполнения субтеста – 3 минуты.
Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 3 показателям:
1)
Беглость – суммарное число приведённых
определений – n. 1 определение – 1 балл.
Б=n
Б – показатель беглости.
2)
Гибкость – число приведённых классов
– категорий ответов. 1 категория – 3 балла
Г=3*m
Г - показатель гибкости, m – число категорий ответов (в методике Е.Е. Туник приводится 12 категорий). Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются 1 раз и получают – 3 балла. В принципе, максимально возможный балл – 12х3=36 баллов (в случае, когда в ответах присутствуют все 12 категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1 ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимально полученное число баллов может увеличиваться.
3) Оригинальность – число оригинальных определений – в нашем случае – k.
Оригинальное
определение – приведённое всего 1 раз
на выборке из 30 40 человек. 1 оригинальное
определение – 5 баллов
Op=5
*k
Op
– показатель оригинальности, k – число
оригинальных определений.
Т4=n
+ 3* m +5 *k
где Т4 – суммарный показатель 4 Субтест
Субтест 4. Составление изображений
Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определённым набором фигур.
Инструкция испытуемому: Нарисуй определённые объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положения в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором – дом, в третьем – клоуна, а в четвёртом – то, что ты хочешь. Подпиши четвёртый рисунок.
Испытуемому предъявляется набор фигур (изображённый в методике на рисунке 1) и образец выполнения задания.
Время выполнения всех рисунков – 8 минут.
Длина стороны квадрата = 8 сантиметров (для тестового бланка).
Оценивание: Оценивание производится по двум показателям.
1) беглость – гибкость. В данном показателе учитываются:
n1
– число изображённых элементов (деталей),
1 деталь – 0.1 балла; n2 число использованных
классов фигур (из четырёх заданных, a,
b, c, d), 1 класс фигур – 1 балл; n2 – изменяется
от 0 до 4; n3 – число ошибок, ошибкой считается
использование в рисунке незаданной фигуры
или линии, 1 ошибка 0.1 балла
Б=Σ
(0.1n1i + n2i – 0.1* n3i)
i - номер рисунка.
Затем баллы Б (беглость) суммируются по 4-м рисункам.
2) Оригинальность. k1 – число оригинальных элементов рисунка.
Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. 1 оригинальный элемент – 3 балла.
В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.
k – оригинальность четвёртого рисунка (по теме и содержанию) может встречаться 1 раз на выборку 30 – 40 человек.. k может принимать значения 0 или 1.
За
оригинальный сюжет = 5 баллов (относится
только к рисунку 4)
Op
= 5 *k + Σ3 *k1i
Op – оригинальность, i – номер рисунка (от 1 до 4)
Т4 = Б + Op
Б – беглость, Op – оригинальность, Т5 – суммарный показатель 5 Субтест.
Субтест 5. Эскизы
Задача: в квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.
Инструкция испытуемому: добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.
Время выполнения задания – 10 минут.
Тестовый бланк состоит из листа стандартной бумаги (формат А-4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры кватрата 5х5 см, диаметр каждого круга ~1.5 см.
Оценивание: оценивание проводится по 3 показателям:
1) Беглость – число адекватных задаче рисунков.
n
– Число рисунков (изменяется от 0 до 20).
За 1 рисунок – 1 балл
Б=n
Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликат), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал – круги.
2) Гибкость – число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображение различных лиц относится к одной категории, изображения различных животных так же составляет одну категорию.
m
– число категорий, за одну категорию
– 3 балла.
Г= 3*m
3) Оригинальность . k – число оригинальных
рисунков; оригинальным считается рисунок,
сюжет которого использован один раз (на
выборке 30-40 человек) 1 оригинальный рисунок
– 5 баллов.
Информация о работе Выявление особенностей креативности младших школьников