Выявление особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста на материалах игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – показать возможность формирования гендерной культуры дошкольников на материалах сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
- определить теоретические основы практического исследования;
- изучить особенности гендерной культуры старших дошкольников;
- определить содержание и методы сюжетно-ролевой игры, как средства формирования гендерной культуры.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста
1.1. Понятие гендерной культуры и ее характеристика
1.2. Механизмы гендерной культуры
1.3. Гендерная социализация в игровой деятельности дошкольников
Выводы
Глава 2. Выявление особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста на материалах игровой деятельности
3.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
3.2. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста
Выводы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по гендеру.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

оглавлениЕ

 

Введение

Глава 1. Особенности  гендерной культуры дошкольников старшего возраста

    1. Понятие гендерной культуры и ее характеристика
    2. Механизмы гендерной культуры
    3. Гендерная социализация в игровой деятельности дошкольников

Выводы

Глава 2.    Выявление особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста на материалах игровой деятельности

    1. Цель, задачи и методика констатирующего  эксперимента
    2. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста

Выводы

Заключение

Литература

Приложение

 


 

 

 

 

Введение

В условиях современной  образовательной парадигмы, обосновывающей необходимость реализации ведущих  положений гуманистической субъектной педагогики, важнейшим является разработка содержания и технологии работы с  детьми разного пола, определение позиции педагога в решении актуальных задач: воспитание психологического пола у дошкольников, формирование навыков социального поведения у мальчиков и девочек, адекватной половой идентификации в условиях дошкольного учреждения.

По данным исследований Л.И. Божович, Л.А. Венгера, В.И.Кагана, В.С. Мухиной и др. именно дошкольный возраст является сензитивным для развития полового сознания, формирования психологического пола. Доказано, что в этом возрасте происходит интенсивное развитие когнитивной (ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения) и эмоциональной ( гендерные предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности; поведенческий –– усвоение типичной для пола модели поведения) сфер, расширение тезауруса поведенческих реакций и связанное с этим освоение картины мира ребенком. Недостаточное внимание к вопросу воспитания гендерной культуры, отсутствие дифференцированного подхода к обучению и воспитанию мальчиков и девочек в дошкольном детстве оборачиваются невосполнимыми потерями и просчетами в формировании психологического пола и социального поведения растущего человека.

Несмотря на то, что в последние годы интерес к проблемам гендерного воспитания детей значительно усилился, по-прежнему в практике работы дошкольного учреждения педагоги проявляют некомпетентность в решении задач полового воспитания дошкольников, испытывается дефицит средств и методов, связанных с теоретическим и методическим обеспечением по данной проблеме.

        Современные авторы (Д.В.Колесов, Т.А.Репина, Л.А.Арутюнова, Л.В.Градусова, Е.А.Кудрявцева и др.) считают, что женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста. Иначе при формировании личности девочки и мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем препятствующие выполнению семейной и общественной функции. Однако ряд педагогических аспектов проблемы гендерного воспитания детей дошкольного возраста остаются малоизученными.                                                                                                        Учитывая теоретическую неразработанность и практическую значимость проблемы, связанной с созданием условий для гендерного воспитания дошкольников, была определена тема исследования – выявление особенностей гендерной культуры дошкольников на материалах игровой деятельности.

Цель  исследования – показать возможность формирования гендерной культуры дошкольников на материалах  сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

- определить теоретические основы практического исследования;

- изучить особенности гендерной культуры старших дошкольников;

- определить содержание и методы сюжетно-ролевой игры, как средства формирования гендерной культуры.

Объект  исследования – гендерная культура детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – игровая деятельность дошкольников как средство формирования гендерной культуры дошкольников.

Гипотеза  – мы предполагаем, что именно на материалах игровой деятельности дошкольников возможно изучить и выявить особенности гендерной культуры.

Глава 1. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста

1.1Понятие  гендерной культуры и ее характеристика

         Под термином пол (биологический пол) обычно понимают биологические и физиологические различия между мужчинами и женщинами, с наибольшей очевидностью проявляющиеся в анатомическом строении органов воспроизведения. К биологическим также относятся физиологические, гормональные и биохимические половые различия.

        Термин половые роли используется для описания свойственных мужчинам либо женщинам форм поведения и паттернов деятельности, непосредственно связанных с биологическими функциями, выполняемыми ими в процессе продолжения рода. Так, кормление грудью относится к числу женских половых ролей, поскольку данная функция характерна исключительно для женщин.

         Термином половая идентичность (половая (само)идентификация) обозначают степень осознания и принятия индивидом своей половой принадлежности и соответствующих половых ролей. Половая идентичность мужчины включает «его осознание своей потенции оплодотворять женщин и знание, касающиеся соответствующих форм поведения. Женская половая идентичность включает осознание женщиной своей потенции производить потомство, а также знания, касающиеся форм поведения, ведущих к беременности»

         В отличие в вышеприведенных терминов, термин гендер (психологический пол) относится к поведению и паттернам деятельности, считающимся общепринятыми для мужчин либо для женщин в контексте данного общества или культуры. Эти паттерны поведения могут быть как связаны, так и не связаны с биологическим полом и половыми ролями, хотя, как правило, такая связь существует. В частности, с традиционными гендерными ролями, о которых каждый из нас слышал, принято связывать представления о том, что мужчины агрессивны и неэмоциональны (за исключением выражения гнева) и что мужчина каждый день должен покидать дом, чтобы идти зарабатывать на жизнь, поскольку он является основным кормильцем в семье. В свою очередь, в соответствии с традиционными гендерными ролями, принято считать, что женщины заботливы и эмоциональны и что женщина должна оставаться дома, чтобы вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.                                                         Гендер (психологический пол) - формы поведения и паттерны деятельности, считающиеся общепринятыми для мужчин и женщин в контексте данного общества или культуры. Эти паттерны поведения могут быть как связаны, так и не связаны с биологическим полом и половыми ролями, хотя, как правило, такая связь существует.

     Термин гендерные роли связан с тем, в какой степени человек принимает и следует формам поведения, предписываемым ему или ей культурой. Термин гендерная идентичность связан с тем, в какой степени человек осознает или признает тот факт, что он принимает те или иные гендерные роли. И наконец, термин гендерные стереотипы описывает типичные психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо женщинам.

       Далеко не все люди вписываются в стереотипы, связанные с половыми и гендерными ролями, вследствие того, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении этих ролей. Кроме того, гендерные ролевые стереотипы вступают во взаимодействие с другими формами групповых отношений. Так, например, описанные выше роли неприменимы к большинству афроамериканских женщин, а также к женщинам-инвалидам и женщинам нетрадиционной сексуальной ориентации.

         Различение между биологическими и физиологическими половыми аспектами, с одной стороны, и поведенческими гендерными аспектами - с другой, является первым шагом к пониманию природы различий между мужчинами и женщинами. Действительно, благодаря такому различению становится очевидным, что нас интересуют прежде всего гендерные, а не половые различия. Культура, будучи макро-конструктом, оказывает влияние на наше восприятие этих гендерных различий.

      Гендерные отношения – это формы взаимосвязи между мужчинами и женщинами. Гендерные отношения представлены как субъективно в виде представлений, ценностей, стереотипов и установок, так и объективно в виде реальных социально-психологических практик взаимодействия и реализации принципов конструирования гендерного порядка (неравенство).

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления  самосознания ребенка, важным компонентом  которого является осознание себя как  представителя определенного пола.

1.2 Механизмы гендерной культуры

Изучение гендерной  культуры в дошкольном возрасте, где  находятся ее истоки, и условия, которые  оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. Гендерная  культура включает в себя три аспекта: когнитивный - ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения; эмоциональный – гендерные  предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности; поведенческий –– усвоение типичной для пола модели поведения.

В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в  символической форме воспроизводят  взаимоотношения взрослых людей. Играя  роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Вместе с тем, в практике ДОУ содержание игровой деятельности недостаточно дифференцировано с учетом психофизиологических особенностей развития девочек и мальчиков.

    Как дети научаются гендерному поведению? Психологи выделили основные механизмы социализации – способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизведения социального опыта, которые могут дать ответы на этот вопрос.

Во взаимодействии с людьми – прежде всего подражание родителю своего пола, имитация его поведения. Действие данного механизма можно ярко отследить в играх дошкольников: по тому, как ребенок строит отношения в игре (например, в «дочки-матери»), можно достоверно судить о том, что он видел в семье. Выделяют также механизм полоролевой идентификации, сущность которого заключается в отождествлении ребенком себя с представителями определенного пола, ориентация на идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретного представителя данного пола (чаще всего это мать или отец). Идентичность ребенка также ярко прослеживается в детских рисунках «Моя семья».

Присвоение  и принятие маскулинных (мужественных) и фемининных (женственных) черт происходит под влиянием культуры, типа государства (высокоразвитое или отсталое), исторического времени общества (например, войны), в котором растет ребенок. Нарушения данного механизма гендерной социализации выражается в отсутствии проявлений маскулинности или фемининности либо несоответствии их проявлений биологическому полу. Такие нарушения могут возникать при неправильном воспитании, когда, например, родители очень хотели мальчика, а родилась девочка, на которую они перенесли свои ожидания, приемы воспитания, и наоборот. Иногда это происходит, если в воспитании ребенка принимает участие только один родитель, представляющий эталон только женского или только мужского поведения.

Психологи отмечают также изменения в гендерной  идентификации под влиянием таких  социальных явлений, как мода, если она нацелена на устранение различий в стиле одежды, манерах поведения, характерных социальных проявлениях мужчин и женщин.

 

Гендерное становление  человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных институтах (институтах социализации). Наиболее влиятельна из них семья. Формирование личности ребенка определяют тип, состав, структура семьи, порядок рождения детей, профессиональные роли родителей, характер супружеских и родительско-детских отношений. Важнейшие агенты гендерной социализации в семье – личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их идентичность и ролевые модели, пол родившегося ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола.


Рассмотрим  подробнее влияние родительского  отношения на формирование психологического пола ребенка. Отношение к полу ребенка формируется у родителей еще до того, как он появляется на свет. Родители стараются определить пол будущего ребенка и строят в отношении его разнообразные планы, выбирают имя и создают образ еще не родившегося ребенка.

Ребенок родился. Родителям объявляют, что у них мальчик или девочка. Пол ребенка определен – это номинативный, или приписываемый пол. Является ли он гарантией того, что ребенок, названный мальчиком, станет со временем считать себя мужчиной, а девочка – женщиной? Однозначного ответа нет, многое зависит от биологических предпосылок и воспитания. В процессе воспитания семья, система образования, культура в целом внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина», т.е. гендерные стереотипы. Когда друзья, родители, родственники обсуждают внешность новорожденного, гендерные стереотипы присутствуют во всем: «Какой большой! Он будет спортсменом!», «Какая хорошенькая! Она просто куколка!»

На что опираются  родители, воспитывая мальчика или  девочку? В первую очередь, на собственные  представления о том, каким должен быть мужчина и какой женщина. Во многом эти представления у  разных людей похожи. Это гендерные стереотипы, чья роль в трансляции детям полоролевых качеств чрезвычайно велика. Директивы, оценки, установки, которые дают детям родители, даже фраза, произнесенная не со зла, невзначай, влияют на эмоциональное благополучие ребенка и создают структуру его гендерного самосознания и идентичности.

Информация о работе Выявление особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста на материалах игровой деятельности