Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:38, курсовая работа
Цель исследования – показать возможность формирования гендерной культуры дошкольников на материалах сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
- определить теоретические основы практического исследования;
- изучить особенности гендерной культуры старших дошкольников;
- определить содержание и методы сюжетно-ролевой игры, как средства формирования гендерной культуры.
Введение
Глава 1. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста
1.1. Понятие гендерной культуры и ее характеристика
1.2. Механизмы гендерной культуры
1.3. Гендерная социализация в игровой деятельности дошкольников
Выводы
Глава 2. Выявление особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста на материалах игровой деятельности
3.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
3.2. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста
Выводы
Заключение
Литература
оглавлениЕ
Введение Глава 1. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста
Выводы Глава 2. Выявление особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста на материалах игровой деятельности
Выводы Заключение Литература Приложение |
|
Введение
В условиях современной
образовательной парадигмы, обосновывающей
необходимость реализации ведущих
положений гуманистической
По данным исследований Л.И. Божович, Л.А. Венгера, В.И.Кагана, В.С. Мухиной и др. именно дошкольный возраст является сензитивным для развития полового сознания, формирования психологического пола. Доказано, что в этом возрасте происходит интенсивное развитие когнитивной (ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения) и эмоциональной ( гендерные предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности; поведенческий –– усвоение типичной для пола модели поведения) сфер, расширение тезауруса поведенческих реакций и связанное с этим освоение картины мира ребенком. Недостаточное внимание к вопросу воспитания гендерной культуры, отсутствие дифференцированного подхода к обучению и воспитанию мальчиков и девочек в дошкольном детстве оборачиваются невосполнимыми потерями и просчетами в формировании психологического пола и социального поведения растущего человека.
Несмотря на то, что в последние годы интерес к проблемам гендерного воспитания детей значительно усилился, по-прежнему в практике работы дошкольного учреждения педагоги проявляют некомпетентность в решении задач полового воспитания дошкольников, испытывается дефицит средств и методов, связанных с теоретическим и методическим обеспечением по данной проблеме.
Современные авторы (Д.В.Колесов, Т.А.Репина,
Л.А.Арутюнова, Л.В.Градусова, Е.А.Кудрявцева
и др.) считают, что женщину в девочке, также
как и мужчину в мальчике, нужно формировать
с дошкольного возраста. Иначе при формировании
личности девочки и мальчика неизбежны
отклонения, приводящие к эмоциональному
неблагополучию среди сверстников, а в
дальнейшем препятствующие выполнению
семейной и общественной функции. Однако
ряд педагогических аспектов проблемы
гендерного воспитания детей дошкольного
возраста остаются малоизученными.
Цель исследования – показать возможность формирования гендерной культуры дошкольников на материалах сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
- определить теоретические основы практического исследования;
- изучить особенности гендерной культуры старших дошкольников;
- определить содержание и методы сюжетно-ролевой игры, как средства формирования гендерной культуры.
Объект исследования – гендерная культура детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – игровая деятельность дошкольников как средство формирования гендерной культуры дошкольников.
Гипотеза – мы предполагаем, что именно на материалах игровой деятельности дошкольников возможно изучить и выявить особенности гендерной культуры.
Глава 1. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста
1.1Понятие гендерной культуры и ее характеристика
Под термином пол (биологический пол) обычно понимают биологические и физиологические различия между мужчинами и женщинами, с наибольшей очевидностью проявляющиеся в анатомическом строении органов воспроизведения. К биологическим также относятся физиологические, гормональные и биохимические половые различия.
Термин половые роли используется для описания свойственных мужчинам либо женщинам форм поведения и паттернов деятельности, непосредственно связанных с биологическими функциями, выполняемыми ими в процессе продолжения рода. Так, кормление грудью относится к числу женских половых ролей, поскольку данная функция характерна исключительно для женщин.
Термином половая идентичность (половая (само)идентификация) обозначают степень осознания и принятия индивидом своей половой принадлежности и соответствующих половых ролей. Половая идентичность мужчины включает «его осознание своей потенции оплодотворять женщин и знание, касающиеся соответствующих форм поведения. Женская половая идентичность включает осознание женщиной своей потенции производить потомство, а также знания, касающиеся форм поведения, ведущих к беременности»
В отличие в вышеприведенных терминов,
термин гендер (психологический
пол) относится к поведению и паттернам
деятельности, считающимся общепринятыми
для мужчин либо для женщин в контексте
данного общества или культуры. Эти паттерны
поведения могут быть как связаны, так
и не связаны с биологическим полом и половыми
ролями, хотя, как правило, такая связь
существует. В частности, с традиционными
гендерными ролями, о которых каждый из
нас слышал, принято связывать представления
о том, что мужчины агрессивны и неэмоциональны
(за исключением выражения гнева) и что
мужчина каждый день должен покидать дом,
чтобы идти зарабатывать на жизнь, поскольку
он является основным кормильцем в семье.
В свою очередь, в соответствии с традиционными
гендерными ролями, принято считать, что
женщины заботливы и эмоциональны и что
женщина должна оставаться дома, чтобы
вести домашнее хозяйство и воспитывать
детей.
Термин гендерные роли связан с тем, в какой степени человек принимает и следует формам поведения, предписываемым ему или ей культурой. Термин гендерная идентичность связан с тем, в какой степени человек осознает или признает тот факт, что он принимает те или иные гендерные роли. И наконец, термин гендерные стереотипы описывает типичные психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо женщинам.
Далеко не все люди вписываются в стереотипы, связанные с половыми и гендерными ролями, вследствие того, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении этих ролей. Кроме того, гендерные ролевые стереотипы вступают во взаимодействие с другими формами групповых отношений. Так, например, описанные выше роли неприменимы к большинству афроамериканских женщин, а также к женщинам-инвалидам и женщинам нетрадиционной сексуальной ориентации.
Различение между биологическими и физиологическими половыми аспектами, с одной стороны, и поведенческими гендерными аспектами - с другой, является первым шагом к пониманию природы различий между мужчинами и женщинами. Действительно, благодаря такому различению становится очевидным, что нас интересуют прежде всего гендерные, а не половые различия. Культура, будучи макро-конструктом, оказывает влияние на наше восприятие этих гендерных различий.
Гендерные отношения – это формы взаимосвязи между мужчинами и женщинами. Гендерные отношения представлены как субъективно в виде представлений, ценностей, стереотипов и установок, так и объективно в виде реальных социально-психологических практик взаимодействия и реализации принципов конструирования гендерного порядка (неравенство).
В дошкольном возрасте
идет интенсивный процесс
1.2 Механизмы гендерной культуры
Изучение гендерной культуры в дошкольном возрасте, где находятся ее истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. Гендерная культура включает в себя три аспекта: когнитивный - ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения; эмоциональный – гендерные предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности; поведенческий –– усвоение типичной для пола модели поведения.
В дошкольном возрасте
в сюжетно-ролевой игре дети в
символической форме
Как дети научаются гендерному поведению? Психологи выделили основные механизмы социализации – способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизведения социального опыта, которые могут дать ответы на этот вопрос.
Во взаимодействии с людьми – прежде всего подражание родителю своего пола, имитация его поведения. Действие данного механизма можно ярко отследить в играх дошкольников: по тому, как ребенок строит отношения в игре (например, в «дочки-матери»), можно достоверно судить о том, что он видел в семье. Выделяют также механизм полоролевой идентификации, сущность которого заключается в отождествлении ребенком себя с представителями определенного пола, ориентация на идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретного представителя данного пола (чаще всего это мать или отец). Идентичность ребенка также ярко прослеживается в детских рисунках «Моя семья».
Присвоение и принятие маскулинных (мужественных) и фемининных (женственных) черт происходит под влиянием культуры, типа государства (высокоразвитое или отсталое), исторического времени общества (например, войны), в котором растет ребенок. Нарушения данного механизма гендерной социализации выражается в отсутствии проявлений маскулинности или фемининности либо несоответствии их проявлений биологическому полу. Такие нарушения могут возникать при неправильном воспитании, когда, например, родители очень хотели мальчика, а родилась девочка, на которую они перенесли свои ожидания, приемы воспитания, и наоборот. Иногда это происходит, если в воспитании ребенка принимает участие только один родитель, представляющий эталон только женского или только мужского поведения.
Психологи отмечают также изменения в гендерной идентификации под влиянием таких социальных явлений, как мода, если она нацелена на устранение различий в стиле одежды, манерах поведения, характерных социальных проявлениях мужчин и женщин.
Гендерное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных институтах (институтах социализации). Наиболее влиятельна из них семья. Формирование личности ребенка определяют тип, состав, структура семьи, порядок рождения детей, профессиональные роли родителей, характер супружеских и родительско-детских отношений. Важнейшие агенты гендерной социализации в семье – личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их идентичность и ролевые модели, пол родившегося ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола. |
Рассмотрим
подробнее влияние
Ребенок родился. Родителям объявляют, что у них мальчик или девочка. Пол ребенка определен – это номинативный, или приписываемый пол. Является ли он гарантией того, что ребенок, названный мальчиком, станет со временем считать себя мужчиной, а девочка – женщиной? Однозначного ответа нет, многое зависит от биологических предпосылок и воспитания. В процессе воспитания семья, система образования, культура в целом внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина», т.е. гендерные стереотипы. Когда друзья, родители, родственники обсуждают внешность новорожденного, гендерные стереотипы присутствуют во всем: «Какой большой! Он будет спортсменом!», «Какая хорошенькая! Она просто куколка!»
На что опираются родители, воспитывая мальчика или девочку? В первую очередь, на собственные представления о том, каким должен быть мужчина и какой женщина. Во многом эти представления у разных людей похожи. Это гендерные стереотипы, чья роль в трансляции детям полоролевых качеств чрезвычайно велика. Директивы, оценки, установки, которые дают детям родители, даже фраза, произнесенная не со зла, невзначай, влияют на эмоциональное благополучие ребенка и создают структуру его гендерного самосознания и идентичности.