Выявление особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста на материалах игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – показать возможность формирования гендерной культуры дошкольников на материалах сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
- определить теоретические основы практического исследования;
- изучить особенности гендерной культуры старших дошкольников;
- определить содержание и методы сюжетно-ролевой игры, как средства формирования гендерной культуры.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста
1.1. Понятие гендерной культуры и ее характеристика
1.2. Механизмы гендерной культуры
1.3. Гендерная социализация в игровой деятельности дошкольников
Выводы
Глава 2. Выявление особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста на материалах игровой деятельности
3.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
3.2. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста
Выводы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по гендеру.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

Список  распространенных высказываний родителей

Сказав  так:

Подумайте о последствиях…

Возможен  и другой вариант:

«Горе ты мое!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к  окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье мое, радость моя!»

«Ты совсем, как  твой отец…(мать)».

Трудности в  общении с родителями, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения  родителя.

«Папа у нас  замечательный!», «Мама у нас замечательная!»

«Плакса – вакса – нытик!» «Мальчики не плачут!»

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное  напряжение, страхи.

«Поплачь, будет  легче…»

«Не твоего ума  дело!», «Не вмешивайся, когда взрослые разговаривают!»

Низкая самооценка, задержка в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями.

«А ты как  думаешь?», «А твое мнение?»

«Противная  девчонка, все они капризули! (мальчику о девочке), «Негодник, все мальчишки драчуны и забияки!» (девочке о мальчике)

Нарушения в  гендерном и психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности  в выборе друга противоположного пола.

«Все люди разные, ни один человек не похож на другого»

«Ничего не умеешь делать, откуда только руки растут!»

Неуверенность в своих силах, страхи, безынициативность, низкая мотивация достижения.

«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»

«Уйди с глаз моих, встань в угол!»

Нарушения во взаимоотношениях с родителями, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

«Иди ко мне. Давай во всем разберемся вместе!»

«Ах ты, гадкий утенок, и в кого ты такая некрасивая?»

Недовольство  своей внешностью, застенчивость, нарушения  в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

«Как ты мне  нравишься!»


В структуре  семьи при наличии нескольких детей складываются детско-детские  отношения. Современные психологические исследования показывают, что именно неравенство в стенах родного дома может оказать решающее воспитательное воздействие на развитие личности, а, следовательно, на гендерные характеристики ребенка. Исследователи Д.Дэниелс и Р.Пломин утверждают: «Родительское влияние, каким бы образом оно ни проявлялось, ведет скорее к появлению различий, чем к унификации». Ученые пришли к выводам, что:

– Матери одинаково ведут себя лишь с детьми одинакового возраста.

– Старшие нередко вспоминают, как раздражали их младшие.

– Младшие не забудут, как годами добивались дружбы или элементарного признания со стороны старших.

Ученый Ф. Саллоуэй изучил биографии 6 566 выдающихся людей, живших последние пять столетий. И пришел к выводу, что порядковый номер ребенка в семье позволяет довольно точно прогнозировать, будет ли он впоследствии придерживаться консервативных, общепринятых взглядов или неординарных, плыть по течению (что типично для первенцев) или же, родившись младшим, пойдет наперекор господствующим взглядам. Кто рос вместе с братьями и сестрами, быстрее, чем единственные дети, понимает мысли и намерения других людей. Дети быстро научаются быть непохожими на конкурентов, что позволяет им занять собственную нишу.

Первенцы повсеместно используют родительский авторитет, на законных основаниях командуя своими братьями и сестрами, и экспериментальным путем пытаются определить, как далеко им при этом можно зайти. Они уверены в себе, настроены на успех, но стараются избегать риска. С раннего детства они привыкли к ответственности и всегда стремятся занимать руководящие посты. Первенцы, по данным Ф. Саллоуэя, преобладают среди нобелевских лауреатов и политических лидеров (Дж. Клинтон, У. Черчилль, Садам Хусейн, Б. Ельцин).

Младшие дети отнюдь не всегда позволяют собой командовать. Диктатура старших формирует у них бунтарские качества, они придумывают всевозможные стратегии сопротивления. Младшие дети – искатели, готовые к экспериментам, ведь для них это единственный способ захватить не занятое еще место. Подобная необходимость находить и использовать различные возможности предопределяет хорошее развитие воображения, творческий потенциал и независимость. Из их рядов выходят первооткрыватели и преобразователи мира, реформаторы и революционеры (Н. Коперник, М. Ганди, М.Л. Кинг, Л. Троцкий, Ф. Кастро, Я. Арафат, Хо Ши Мин).

Личностные особенности единственного  ребенка – где-то посередине между крайностями старших и младших. Они же демонстрируют наиболее типичные для пола реакции. (Я.Л. Коломенский, М.Х. Мелтсас,1985).

Есть еще  одна интересная особенность – если пол младшего ребенка совпадает с полом старшего ребенка, то традиционные полоролевые особенности младшего выражены сильнее: так младшая сестра девочки будет содержать в себе больше «девчоночьего», чем младшая сестра мальчика. Это же относится и к мальчикам, имеющим братьев.

 

Таким образом, семья – первая и основная среда, в которой ребенок получает сведения о своем поле, о том, что имеется  противоположный пол, и о взаимоотношениях полов. Культурные стереотипы и собственный  опыт подсказывают родителям, каким  должен быть мальчик и какой девочка. Родители более определенно отождествляют себя с ребенком своего пола и хотят быть моделью для него. При этом отношение отцов к дочерям – это всегда немного отношение как к маленьким женщинам, а отношение матерей к сыновьям – как к маленьким мужчинам. Так, в полных семьях ребенок уже на очень раннем этапе развития получает сведения о собственном поле. Исследователи сделали вывод, что в спокойных, уравновешенных семьях, где позиция любого члена семьи не становится диктатом для других, ребенок легко и естественно воспринимает свой пол и половое поведение.


 

 

 

 

 

 

1.3 Гендерная социализация в игровой деятельности дошкольников

        Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание.

        При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, нужно обратить внимание на следующее:

·   на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

·   на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

·   на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

        Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама, Я – папа»

       Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

          Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

           Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой – то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.

         Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

         Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив таким образом включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.

        Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».

         Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

        Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.

           Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.

       Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы.

       Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

        Многие работы и наблюдения отечественных исследователей (Л.В.Градусовой, А.Т.Коркки, Н.Я.Михайленко, Р.А.Иванковой, Р.Б.Стеркиной, О.М.Гостюхиной и др.) показывают что, у мальчиков преобладают игры героической тематики, а также подвижные спортивные игры. Девочки предпочитают игры спокойного характера: в «дочки-матери», детский сад, больницу, магазин. Половой дифференциации игр дошкольников посвятили свои исследования зарубежные психологи Н.Моор, К.Эверстон, Дж.Брофи, К.Рубин, П.Майони и М.Хорнунг.

Работы отечественных  авторов (Л.А.Арутюнова, Л.В.Градусова, Е.А.Кудрявцева, Н.К.Ледовских, Н.В.Плисенко, Т.А.Репина) по изучению игровых предпочтений детей дошкольного возраста свидетельствует, что в дошкольном детстве очень  ярко проявляются различия в выборе характера игр у мальчиков и девочек. Эти различия ни менее отчетливо выступают также в предпочтении сверстников своего пола в качестве партнеров по играм. Формирующиеся к старшему дошкольному возрасту полоролевые стандарты приобретают для детей значение моральных законов. Многие мальчики считают, что «девчоночьи» игры «плохие» и в них не положено играть мальчикам. В свою очередь, для большинства девочек неинтересно играть в игры мальчиков (исследования Л.В.Градусовой, Н.В.Плисенко). Изучая общение дошкольников в игре, Т.В.Антонова выявила, что у девочек в три раза чаще, чем у мальчиков, имеет место ориентация не только на процесс игры, но и на сверстника и характер отношений с ним. Резкое различие обнаружилось в мечтах детей, обращенных в будущее. Мальчики мечтали быть «большими и сильными», стать машинистом, летчиком, моряком, спасателем. А девочки - «вырасти и быть красивой», стать «мамой», учительницей, врачом, балериной и т. п.

Выводы.

        Подводя итог, следует отметить, что на предпочтение ребенком той или иной игры влияет как природный фактор, так и социум. Природой заведено, что мальчик отдаст предпочтение играм, связанным с техникой и машинами, как и все будущие мужчины, а девочка – как будущая мама и хранительница домашнего очага – куклам. Мальчики и девочки, играя, подражают папе и маме, соответственно. Они неосознанно выбирают игры, имитируя наглядные примеры из жизни. Так, некоторые девочки начинают интересоваться мужскими играми – ведь в современном мире женщина старается освоить и уметь все, а мальчик, играя в куклы, знакомится с различными жизненными ситуациями.

Информация о работе Выявление особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста на материалах игровой деятельности