Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:38, курсовая работа
Цель исследования – показать возможность формирования гендерной культуры дошкольников на материалах сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
- определить теоретические основы практического исследования;
- изучить особенности гендерной культуры старших дошкольников;
- определить содержание и методы сюжетно-ролевой игры, как средства формирования гендерной культуры.
Введение
Глава 1. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста
1.1. Понятие гендерной культуры и ее характеристика
1.2. Механизмы гендерной культуры
1.3. Гендерная социализация в игровой деятельности дошкольников
Выводы
Глава 2. Выявление особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста на материалах игровой деятельности
3.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
3.2. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста
Выводы
Заключение
Литература
3. Агеев В.С.
Психологические и социальные
функции поло-ролевых
4. Адлер А.
Воспитание детей;
5. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991.
6. Багрунов В. П. Половые различия в видовой индивидуальной изменчивости психики человека. Л., 1981.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
8. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
9. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1992.
10.Захаров П.И.
Психологические особенности
11.Захарова П.Н. Растут в семье папа и мама. М., Моск. Раб., 1978.
12.Каган В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. Л., 1988.
13.Казарян С.
Ф. Возрастная динамика
14.Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М., 1981.
15.Колесов В.Е. Беседы о половом воспитании. 2-е изд. Перераб. Дополн. М., Пед., 1988.
16.Колесов Д. Хрипкова А. Мужчины и женщины // Семья и школа, 1979 №8.
17.Коломенский Я. Л., Мелтсас М. Х. Поло-ролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии / Под. ред. Коломинского Я. Л., Лисиной М. И. Минск, 1985.
18.Коломинский
Я.С. Мальчики и девочки. «
19.Кон И. С.
Половые различия и дифференциа
20.Крулехт М.
В. Трудовое обучение как
21.Крулехт М. В. Формирование у старших дошкольников умения планировать и организовывать трудовую деятельность // Формирование познавательной активности у старших дошкольников. Ульяновск, 1985.
22.Леонтьев А.
Н. Психологические основы
23.Лисина М.И..
Силвестру А.И. Психология
24.Михайленко
Н. Я., Короткова Н. А. Игра
с правилами в дошкольном
25.Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997.
26.Потемкина
О. Ф. Психология
27.Смирнова Е.
О., Утробина В. Г. Развитие
Приложение 1
Ответов девочек и мальчиков
Дети |
Вопросы | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Девочки | |||||
1. Катя М. |
И |
ПИ |
Р |
К |
Д |
2. Ксения А. |
И |
СИ |
Р |
К |
С |
3. Юля К. |
ПД |
СИ |
Р |
К |
С |
4. Олеся К. |
И |
ИП |
В |
Л |
С |
5. Кристина Ш. |
И |
СИ |
П |
К |
В |
6. Анна Ч. |
И |
ИП |
Р |
К |
С |
7. Яна П. |
ПД |
СИ |
Р |
К |
Д |
8. Настя К. |
И |
СИ |
П |
К |
С |
9. Наташа Ф. |
И |
ПИ |
Р |
Л |
В |
10. Лена К. |
ТД |
СИ |
Р |
Л |
С |
Мальчики | |||||
1. Сергей С. |
И |
ИП |
В |
М |
С |
2. Кирилл И. |
И |
СИ |
Р |
М |
С |
3. Алеша Х. |
И |
СИ |
Р |
Л |
В |
4. Саша А. |
И |
СИ |
Р |
М |
С |
5. Артем Н. |
ПД |
ПИ |
П |
М |
Д |
6. Руслан Ш. |
И |
ИП |
Р |
М |
С |
7. Коля С. |
ТД |
СИ |
Р |
Л |
Д |
8. Евгений М. |
И |
СИ |
Р |
М |
С |
9. Игорь Л. |
И |
ПИ |
Р |
М |
С |
10. Егор М. |
ПД |
ПИ |
Р |
М |
С |
Вопросы задаваемые во время беседы с детьми:
1. Чем тебе нравится заниматься в детском саду?
2. Во что ты любишь играть?
3. С кем тебе нравится играть?
4. Какие твои любимые игрушки?
5. Кто тебя научил играть
Условные обозначения:
И – игра.
ПД – продуктивная деятельность: девочки - рисование, лепка, мальчики - конструирование, рисование.
ТД– трудовая деятельность: девочки - покормить рыбок, полить цветы, мальчики - убрать игрушки, расставить табуретки.
СИ - сюжетные игры: девочки - игры в семью, магазин, больницу, мальчики - игры в войну, моряков, шоферов.
ИП – игры с правилами: хоровод, подвижные игры.
ПИ - предметные игры: девочки - кубики, мозаика, мальчики - конструктор, трансформеры.
Р – ровесник своего пола.
П – противоположный пол.
В – взрослые.
К – куклы, пупсики.
М – машинки, конструкторы, технические игрушки.
Л – любые игрушки.
С – сам.
Д – другие дети.
Обработка ответов детей показало, что:
1. Из процентного
соотношения видно, что
2. Эти данные
показывают дифференцированный
интерес девочек и мальчиков
к тематике и содержанию
3. Большинство детей предпочитают играть с ровесниками своего пола по всей видимости это связано с общностью интересов детей одного пола, эмоциональными приоритетами девочек и мальчиков.
4. Четко прослеживаются половые приоритеты: 70% девочек выбрали кукол и пупсиков, 80% мальчиков выбрали машинки,
5. Большинство детей сказали “сам” (60% девочек и 70% мальчиков).
Приложение2
Сводные данные метода беседы с детьми
Вопросы |
Ответы детей |
Мальчики |
Девочки | ||
Кол-во детей |
Уд. вес, % |
Кол-во детей |
Уд. вес, % | ||
1. |
И |
7 |
70 |
7 |
70 |
ПД |
2 |
20 |
2 |
20 | |
ТД |
1 |
10 |
1 |
10 | |
2. |
СИ |
5 |
50 |
6 |
60 |
ИП |
2 |
20 |
2 |
20 | |
ПИ |
3 |
30 |
2 |
20 | |
3. |
Р |
8 |
80 |
7 |
70 |
П |
1 |
10 |
2 |
20 | |
В |
1 |
10 |
1 |
10 | |
4. |
К |
- |
7 |
70 | |
М |
8 |
80 |
- |
- | |
Л |
2 |
20 |
3 |
30 | |
5. |
С |
7 |
70 |
6 |
60 |
Д |
2 |
20 |
2 |
20 | |
В |
1 |
10 |
2 |
20 |
Вопросы задаваемые во время беседы с детьми:
1. Чем тебе нравится заниматься в детском саду?
2. Во что ты любишь играть?
3. С кем тебе нравится играть?
4. Какие твои любимые игрушки?
5. Кто тебя научил играть
Условные обозначения:
И – игра.
ПД – продуктивная деятельность: девочки - рисование, лепка, мальчики - конструирование, рисование.
ТД– трудовая деятельность: девочки - покормить рыбок, полить цветы, мальчики - убрать игрушки, расставить табуретки.
СИ - сюжетные игры: девочки - игры в семью, магазин, больницу, мальчики - игры в войну, моряков, шоферов.
ИП – игры с правилами: хоровод, подвижные игры.
ПИ - предметные игры: девочки - кубики, мозаика, мальчики - конструктор, трансформеры.
Р – ровесник своего пола.
П – противоположный пол.
В – взрослые.
К – куклы, пупсики.
М – машинки, конструкторы, технические игрушки.
Л – любые игрушки.
С – сам.
Д – другие дети.
Приложение 3
Диаграммы результатов индивидуальной беседы с детьми
Вопросы задаваемые во время беседы с детьми:
1. Чем тебе нравится заниматься в детском саду?
2. Во что ты любишь играть?
3. С кем тебе нравится играть?
4. Какие твои любимые игрушки?
5. Кто тебя научил играть
Приложение 4
График своеобразия интересов игр девочек
График своеобразия интересов игр мальчиков
Приложение 5
Уровни овладения позицией субъекта игровой деятельности, которые отражают освоение ребенком в игре своей половой роли:
1. Низкий. Ребенок тяготеет к проигрыванию одних и тех же ролей. Выбор роли не связан с полом самого ребенка. В игровых действиях не отражает поло-ролевой характер деятельности персонажа. Нуждается в постоянной помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола. В ролевом диалоге не учитывает роли персонажей.
2. Средний. Ребенок активно накапливает игровой опыт, связанный с проигрыванием ролей персонажей своего пола. Выбор роли жестко привязан к полу самого ребенка. В игровых действиях отражает пол своего персонажа. Умеет сам устанавливать игровое взаимодействие с детьми своего пола. В ролевом диалоге учитывает пол своего персонажа.
3. Высокий. Ребенок
проявляет инициативу и
Приложение 6
Результаты анализа наблюдений за поведением детей
в игровой экспериментальной ситуации
Имя испытуемых |
Уровень испытуемых | ||
высокий |
средний |
низкий | |
1. Катя М. |
+ |
||
2. Ксения А. |
+ |
||
3. Алеша Х. |
+ | ||
4. Евгений М. |
+ |
||
5. Кристина Ш. |
+ | ||
6. Анна Ч. |
+ |
||
7. Артем Н. |
+ | ||
8. Настя К. |
+ | ||
9. Наташа Ф. |
+ |
||
10. Сергей С. |
+ |
||
11. Яна П. |
+ |
||
12. Кирилл И. |
+ |
||
13. Олеся К. |
+ |
||
14. Саша А. |
+ |
||
15. Юля К. |
+ | ||
16. Руслан Ш. |
+ |
||
17. Коля С. |
+ | ||
18. Лена К. |
+ |
||
19. Игорь Л. |
+ | ||
20. Егор М. |
+ |
Приложение 7
Диаграмма анализа содержания игровых действий девочек и мальчиков