Выявление особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста на материалах игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – показать возможность формирования гендерной культуры дошкольников на материалах сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
- определить теоретические основы практического исследования;
- изучить особенности гендерной культуры старших дошкольников;
- определить содержание и методы сюжетно-ролевой игры, как средства формирования гендерной культуры.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста
1.1. Понятие гендерной культуры и ее характеристика
1.2. Механизмы гендерной культуры
1.3. Гендерная социализация в игровой деятельности дошкольников
Выводы
Глава 2. Выявление особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста на материалах игровой деятельности
3.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
3.2. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста
Выводы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по гендеру.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

3. Агеев В.С.  Психологические и социальные  функции поло-ролевых стереотипов.  «Вопросы психологии» № 2, 1987.

4. Адлер А.  Воспитание детей; взаимодействие  полов. Ростов-на-Дону, 1998.

5. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991.

6. Багрунов В.  П. Половые различия в видовой  индивидуальной изменчивости психики человека. Л., 1981.

7. Божович Л.  И. Личность и ее формирование  в детском возрасте. М., 1968.

8. Валлон А.  Психическое развитие ребенка. М., 1967.

9. Вейнингер  О. Пол и характер. М., 1992.

10.Захаров П.И.  Психологические особенности восприятия  детьми роли родителей. «Вопросы  психологии» № 1, 1982.

11.Захарова П.Н.  Растут в семье папа и мама. М., Моск. Раб., 1978.

12.Каган В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. Л., 1988.

13.Казарян С.  Ф. Возрастная динамика развития  полового самосознания, пути и  условия его формирования у  детей дошкольного возраста. Автореферат. Ереван, 1993.

14.Ковальчук  Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М., 1981.

15.Колесов В.Е.  Беседы о половом воспитании. 2-е изд. Перераб. Дополн. М., Пед., 1988.

16.Колесов Д.  Хрипкова А. Мужчины и женщины  // Семья и школа, 1979 №8.

17.Коломенский  Я. Л., Мелтсас М. Х. Поло-ролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии / Под. ред. Коломинского Я. Л., Лисиной М. И. Минск, 1985.

18.Коломинский  Я.С. Мальчики и девочки. «Знание-сила»,  № 2, 1971.

19.Кон И. С.  Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975.

20.Крулехт М.  В. Трудовое обучение как средство  формирования знаний о труде  и трудовых умений у детей  дошкольного возраста / Под. ред.  Бабаевой Т. И. Л., 1987.

21.Крулехт М. В. Формирование у старших дошкольников умения планировать и организовывать трудовую деятельность // Формирование познавательной активности у старших дошкольников. Ульяновск, 1985.

22.Леонтьев А.  Н. Психологические основы дошкольной  игры / Избранные психологические произведения. М., 1983.

23.Лисина М.И.. Силвестру А.И. Психология самосознания  у дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1983.

24.Михайленко  Н. Я., Короткова Н. А. Игра  с правилами в дошкольном возрасте. М., 1994.

25.Мухина В.  С. Возрастная психология. М., 1997.

26.Потемкина  О. Ф. Психология сексуальности.  М., 1993.

27.Смирнова Е.  О., Утробина В. Г. Развитие отношения  к сверстнику в дошкольном  возрасте. –– Вопросы психологии, 1996, №3.

 

 

Приложение 1

Ответов девочек  и мальчиков 

Дети

Вопросы

1

2

3

4

5

Девочки

1. Катя М.

И

ПИ

Р

К

Д

2. Ксения А.

И

СИ

Р

К

С

3. Юля К.

ПД

СИ

Р

К

С

4. Олеся К.

И

ИП

В

Л

С

5. Кристина Ш.

И

СИ

П

К

В

6. Анна Ч.

И

ИП

Р

К

С

7. Яна П.

ПД

СИ

Р

К

Д

8. Настя К.

И

СИ

П

К

С

9. Наташа Ф.

И

ПИ

Р

Л

В

10. Лена К.

ТД

СИ

Р

Л

С

Мальчики

1. Сергей С.

И

ИП

В

М

С

2. Кирилл И.

И

СИ

Р

М

С

3. Алеша Х.

И

СИ

Р

Л

В

4. Саша А.

И

СИ

Р

М

С

5. Артем Н.

ПД

ПИ

П

М

Д

6. Руслан Ш.

И

ИП

Р

М

С

7. Коля С.

ТД

СИ

Р

Л

Д

8. Евгений М.

И

СИ

Р

М

С

9. Игорь Л.

И

ПИ

Р

М

С

10. Егор М.

ПД

ПИ

Р

М

С


 

Вопросы задаваемые во время беседы с детьми:

1. Чем тебе  нравится заниматься в детском  саду?

2. Во что ты  любишь играть?

3. С кем тебе  нравится играть?

4. Какие твои  любимые игрушки?

5. Кто тебя  научил играть

 

Условные  обозначения:

И – игра.

ПД – продуктивная деятельность: девочки - рисование, лепка, мальчики - конструирование, рисование.

ТД– трудовая деятельность: девочки - покормить рыбок, полить цветы, мальчики - убрать игрушки, расставить табуретки.

СИ - сюжетные игры: девочки - игры в семью, магазин, больницу, мальчики - игры в войну, моряков, шоферов.

ИП – игры с правилами: хоровод, подвижные  игры.

ПИ - предметные игры: девочки - кубики, мозаика, мальчики - конструктор, трансформеры.

Р – ровесник своего пола.

П – противоположный  пол.

В – взрослые.

К – куклы, пупсики.

М – машинки, конструкторы, технические игрушки.

Л – любые  игрушки.

С – сам.

Д – другие дети.

 

Обработка ответов детей показало, что:

1. Из процентного  соотношения видно, что предпочитаемым  видом деятельности для девочек и мальчиков является игра.

2. Эти данные  показывают дифференцированный  интерес девочек и мальчиков  к тематике и содержанию игровой  деятельности.

3. Большинство  детей предпочитают играть с  ровесниками своего пола по  всей видимости это связано  с общностью интересов детей одного пола, эмоциональными приоритетами девочек и мальчиков.

4. Четко прослеживаются  половые приоритеты: 70% девочек выбрали  кукол и пупсиков, 80% мальчиков выбрали машинки,

5. Большинство  детей сказали “сам” (60% девочек  и 70% мальчиков).

 

Приложение2

Сводные данные метода беседы с детьми

Вопросы

Ответы детей

Мальчики

Девочки 

Кол-во детей

Уд. вес,  %

Кол-во детей

Уд. вес,  %

1.

И

7

70

7

70

 

ПД

2

20

2

20

 

ТД

1

10

1

10

 

2.

СИ

5

50

6

60

 

ИП

2

20

2

20

 

ПИ

3

30

2

20

 

3.

Р

8

80

7

70

 

П

1

10

2

20

 

В

1

10

1

10

 

4.

К

-

 

7

70

 

М

8

80

-

-

 

Л

2

20

3

30

 

5.

С

7

70

6

60

 

Д

2

20

2

20

 

В

1

10

2

20


 

Вопросы задаваемые во время беседы с детьми:

1. Чем тебе  нравится заниматься в детском  саду?

2. Во что ты  любишь играть?

3. С кем тебе  нравится играть?

4. Какие твои  любимые игрушки?

5. Кто тебя  научил играть

 

Условные  обозначения:

И – игра.

ПД – продуктивная деятельность: девочки - рисование, лепка, мальчики - конструирование, рисование.

ТД– трудовая деятельность: девочки - покормить рыбок, полить цветы, мальчики - убрать игрушки, расставить табуретки.

СИ - сюжетные игры: девочки - игры в семью, магазин, больницу, мальчики - игры в войну, моряков, шоферов.

ИП – игры с правилами: хоровод, подвижные  игры.

ПИ - предметные игры: девочки - кубики, мозаика, мальчики - конструктор, трансформеры.

Р – ровесник своего пола.

П – противоположный  пол.

В – взрослые.

К – куклы, пупсики.

М – машинки, конструкторы, технические игрушки.

Л – любые  игрушки.

С – сам.

Д – другие дети.

 

Приложение 3

 

Диаграммы результатов индивидуальной беседы с детьми

 

 

 

 

 

Вопросы задаваемые во время беседы с детьми:

1. Чем тебе  нравится заниматься в детском  саду?

2. Во что ты  любишь играть?

3. С кем тебе  нравится играть?

4. Какие твои  любимые игрушки?

5. Кто тебя  научил играть

 

 

Приложение 4

 

График своеобразия  интересов игр девочек

 

График своеобразия  интересов игр мальчиков

 

 

Приложение 5

Уровни овладения  позицией субъекта игровой деятельности, которые отражают освоение ребенком в игре своей половой роли:

 

1. Низкий. Ребенок  тяготеет к проигрыванию одних  и тех же ролей. Выбор роли не связан с полом самого ребенка. В игровых действиях не отражает поло-ролевой характер деятельности персонажа. Нуждается в постоянной помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола. В ролевом диалоге не учитывает роли персонажей.

2. Средний. Ребенок  активно накапливает игровой  опыт, связанный с проигрыванием ролей персонажей своего пола. Выбор роли жестко привязан к полу самого ребенка. В игровых действиях отражает пол своего персонажа. Умеет сам устанавливать игровое взаимодействие с детьми своего пола. В ролевом диалоге учитывает пол своего персонажа.

3. Высокий. Ребенок  проявляет инициативу и творчество  при проигрывании ролей персонажей как своего, так и противоположного пола. Способен сам придумывать сюжеты и роли. Свободен от негативных половых стереотипов. В ролевом взаимодействии учитывает не только пол своего персонажа, но и пол персонажей партнеров по игре.

 

Приложение 6

Результаты  анализа наблюдений за поведением детей 

в игровой экспериментальной ситуации

 

Имя испытуемых

Уровень испытуемых

высокий

средний

низкий

1. Катя М.

+

   

2. Ксения А.

 

+

 

3. Алеша Х.

   

+

4. Евгений М.

 

+

 

5. Кристина Ш.

   

+

6. Анна Ч.

+

   

7. Артем Н.

   

+

8. Настя К.

   

+

9. Наташа Ф.

 

+

 

10. Сергей С.

+

   

11. Яна П.

 

+

 

12. Кирилл И.

 

+

 

13. Олеся К.

+

   

14. Саша А.

+

   

15. Юля К.

   

+

16. Руслан Ш.

 

+

 

17. Коля С.

   

+

18. Лена К.

 

+

 

19. Игорь Л.

   

+

20. Егор М.

+

   

 

 

 

Приложение 7

 

Диаграмма  анализа  содержания игровых действий девочек  и мальчиков 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Выявление особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста на материалах игровой деятельности