Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:38, курсовая работа
Цель исследования – показать возможность формирования гендерной культуры дошкольников на материалах сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
- определить теоретические основы практического исследования;
- изучить особенности гендерной культуры старших дошкольников;
- определить содержание и методы сюжетно-ролевой игры, как средства формирования гендерной культуры.
Введение
Глава 1. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста
1.1. Понятие гендерной культуры и ее характеристика
1.2. Механизмы гендерной культуры
1.3. Гендерная социализация в игровой деятельности дошкольников
Выводы
Глава 2. Выявление особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста на материалах игровой деятельности
3.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
3.2. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста
Выводы
Заключение
Литература
Глава 2. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста
2.1.
Цель, задачи и методика
Цель: выявить
особенности и условия поло-
Задачи:
- выявить гендерные
предпочтения девочек и
- исследовать
своеобразие интересов и
- выявить особенности гендерной культуры старших дошкольников
Постановка задач определила содержание и методику констатирующего эксперимента.
Констатирующий эксперимент:
- Выявление гендерных предпочтений девочек и мальчиков дошкольного возраста к различным видам игровой деятельности. Для решения этой задачи использовался метод беседы. В ходе индивидуальной беседы девочкам и мальчикам были заданы следующие вопросы:
- чем тебе нравится заниматься в детском саду?;
- во что ты любишь играть?;
- с кем тебе нравится играть?;
- какие твои любимые игрушки?;
- кто тебя научил играть?
Обработка результатов беседы предполагает анализ ответов девочек и мальчиков, выражающих их предпочтения к различным видам игровой деятельности.
1. Исследование
своеобразия интересов и
Для решения этой задачи использовался метод естественного эксперимента. В ходе экспериментальной игры детям предоставляется в распоряжение набор игрушек: кукла-мама, кукла-папа, кукла-дочка и кукла-сын, столовая и кухонная мебель, постельные принадлежности и одежда для кукол, телевизор, стиральная машина и малогабаритные инструменты: гаечный ключ, отвертка, молоток, плоскогубцы, а также гвозди и маленькие дощечки.
Фиксируется и анализируется содержание игровых действий девочек и мальчиков; характер их взаимодействия по моделям: девочки –– девочки, мальчики –– мальчики, девочки –– мальчики, мальчики –– девочки; уровни овладения позицией субъекта в игровой деятельности, отражающие освоение ребенком в игре своей половой роли.
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада. В нем участвовало 20 дошкольников. Из них 10 мальчиков и 10 девочек.
2.2 Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста
Для выявления гендерных предпочтений девочек и мальчиков к различным видам игровой деятельности применялся метод беседы. Обработка материалов беседы предполагала анализ ответов девочек и мальчиков на каждые вопрос (см. прил 2). Сводные данные метода беседы приведены в приложении 3. Для большей наглядности результаты оформлены в виде диаграмм и приведены в приложении 4.
Таким образом, игра позволяет ребенку в большей степени определить свою позицию, выразить стремление к самостоятельности, способствует формированию половой идентификации. Анализ ответов детей на вопросы беседы показал, что наиболее предпочитаемый вид деятельности у девочек и мальчиков дошкольного возраста –– это игровая деятельность. Однако исследование показало различие игровых интересов девочек и мальчиков.
Выявление
своеобразия игровых интересов
девочек и мальчиков
Для выявления своеобразия интересов и позиции субъекта девочек и мальчиков использовался метод естественного эксперимента.
Во второй половине дня, в часы, отведенные для самостоятельной игровой деятельности, воспитанникам предоставили возможность самостоятельно организовать свою деятельность с набором разнообразных атрибутов для игры: кукла-мама, кукла-папа, кукла-дочка, кукла-сын, столовая и кухонная мебель, постельные принадлежности и одежда для кукол, телевизор, стиральная машина и малогабаритные инструменты: гаечный ключ, отвертка, молоток, плоскогубцы, а также гвозди и маленькие дощечки.
За действиями детей велось наблюдение, которое фиксировалось: сюжет, игровой материал, выбранная роль, содержание игрового действия, характер игровых взаимоотношений. Проведённый анализ содержания игр девочек показал, что женские социальные роли, отображаемые ими в игре, в большинстве случаев выступают в трех планах (см. диаграмма 1 прил. 5):
- девочки выполняют роли мам, проявляют заботу и внимание, ласковое отношение к своим детям. Они тщательно ухаживают за детьми, кормят их, переодевают, купают, укладывают спать, а также следят за опрятностью во внешнем виде: поправляют прическу, платье кукле-дочке, заправляют рубашку кукле-сыну, выражают заботу и внимательное отношение к детям (45% игровых действий).
- девочки-мамы
проявляют себя хорошими
- девочки выступают
в игре в роли заботливых
и внимательных жен. Они
Папы в играх девочек выполняли различные роли –– в большинстве случаев папы проявляли заботу и любовь к детям, выполняли в доме ремонтные работы. Вне дома –– строили дачу, ходили за продуктами в магазин, ездили на рынок. У двух девочек роль папы сводилась лишь к хождению по делам вне дома. В играх 2-х девочек куклы-папы были статистами –– они никак себя не проявляли в игре. Этот материал отражает разный стиль общения и отношений родителей в семье.
Следует отметить, что ролевые игры мальчиков были гораздо беднее по содержанию. Это частично можно объяснить тем, что игры “в семью” не входят в репертуар любимых мальчишечьих игр, они предпочитают подвижные игры, конструирование, игры “в войну” и др. Анализ содержания игр “в семью” мальчиков показывает различный стиль поведения мальчиков:
- в первой
группе игр папы выступают
заботливыми отцами и помощника
- для второй категории пап было характерно занятие ремонтными работами и другими домашними делами и отсутствие проявления внимания к жене и заботы о детях.
Анализ игровой деятельности мальчиков показал, что в большинстве случаев (65%) они предпочитают игровые действия, связанные с ремонтно-хозяйственной сферой (это соответствует половой роли мужчин); 35 % зафиксированных игровых действий мальчиков направлено на заботливое отношение к детям (см. диаграмма 2 приложение 5).
Таким образом, анализ содержания игровых действий девочек и мальчиков наблюдаемых в процессе экспериментальной игры, показал, что большинство детей верно отражают социально одобряемые образцы женского и мужского поведения. У мальчиков в игре формируются и проявляются уважительное отношение к девочкам, желание защищать их, взять на себя наиболее тяжелые трудовые задания. У девочек в игровой ситуации формируются и проявляются мягкость, умение нести красоту в окружающее, желание не только заботится об аккуратности и красоте своей одежды и внешности, но и проявлять эту заботу по отношению к другим. Кроме того, содержание игр свидетельствует, что в основе развития этих качеств лежат социально принятые эталоны мужских и женских семейных ролей.
У девочек представления о женских социальных ролях были богаче, содержательнее, чем у мальчиков о мужских. Однако у детей из не очень благополучных семей (конфликтных, неполных) эти представления, фрагментарны, обеднены и не всегда адекватны установленным в обществе женским и мужским социальным ролям.
Содержание
и продолжительность
Игровое взаимодействие детей одного пола в большинстве случаев более продолжительно, меньше возникает конфликтных ситуаций. Игровые контакты не нарушаются, если среди девочек играет один мальчиков. Появление другого мальчика влечет за собой соперничество и рассогласованность в игровых действиях детей. В свои игры мальчики принимают девочек, но не любят, когда их много, отвергают девочек, которые эмоционально ими не принимаются.
Эмоциональные приоритеты детей, продолжительность, содержание и характер их взаимодействия зависит от принятия ребенком позиции субъекта игровой деятельности. На основе анализа были разработаны уровни овладения позицией субъекта игровой деятельности, которые отражают освоение ребенком в игре своей половой роли. они приведены в приложении 6.
На основе анализа наблюдений за поведением детей в игровой экспериментальной ситуации, выявилось распределение испытуемых по уровням овладения позицией субъекта игровой деятельности (см. прил. 7)
Таким образом, 3 девочки и 3 мальчика проявляли инициативу и творчество при проигрывании ролей персонажей как своего, так и противоположного пола, сами придумывали сюжеты и роли. В ролевом взаимодействии эти дети учитывали не только пол своего персонажа, но и пол персонажей партнеров по игре.
4 девочки и
3 мальчика среди испытуемых
Низкий уровень овладения позицией субъекта игровой деятельности показали 3 девочки и 4 мальчиков испытуемой группы. Эти дети тяготеют к проигрыванию одних и тех же ролей. Выбор роли у них не связан с собственным полом. В игровых действиях эти дети не отражают пол своего персонажа. Они нуждаются в постоянной помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола. В ролевом диалоге не способны учитывать пол ни своего персонажа, ни пол персонажей партнеров по игре.
Данные анализа содержания игровых действий девочек и мальчиков хорошо видны в диаграмме приведенной в приложении 8.
Таким образом, в результате анализа материала, полученного в игровой экспериментальной ситуации, выявилось своеобразие игровых интересов девочек и мальчиков в игре.
Заключение
Проблема изучения гендерной культуры является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.
Специфика процесса изучения гендерной культуры ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация гендерного воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.
Работа по гендерному
воспитанию требует
Целью исследования было изучение гендерных особенностей игр детей 5-6 лет и гендерного содержания игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста.
В процессе исследования
были решены следующие задачи: проанализировано состояние проблемы
гендерного развития детей 5-6 лет и игры;
исследованы гендерные особенности
игровой деятельности детей 5-6 лет;
Таким образом, в результате эмпирического исследования были решены следующие задачи:
1. Выявлены гендерные
предпочтения девочек и
2. Исследовано
своеобразие интересов и
Анализ содержания игровых действий девочек и мальчиков наблюдаемых в процессе экспериментальной игры, показал, что большинство детей верно отражают в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения. У девочек представления о женских социальных ролях богаче, содержательнее, чем у мальчиков о мужских.
Содержание и продолжительность детских игр зависит от модели взаимодействия (девочка –– девочка, мальчик –– мальчик, девочка –– мальчик, мальчик –– девочка) и носит различный характер. Игровое взаимодействие детей одного пола в большинстве случаев более продолжительно, меньше возникает конфликтных ситуаций.
Эмоциональные приоритеты детей, продолжительность, содержание и характер их взаимодействия зависит от принятия ребенком позиции субъекта игровой деятельности, который отражает освоение детьми половых ролей.
Среди выборки 3 девочки и 3 мальчика показали высокий уровень овладения позицией субъекта игровой деятельности, 4 девочки и 3 мальчика –– средний уровень, и 3 девочки и 4 мальчика –– низкий уровень.
Литература
1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5, 1987.
2. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности. М.: ВЦНИИ “Школа и педагогика” МП СССР и АПН СССР, 1986. № 149—861.