Выявление особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста на материалах игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – показать возможность формирования гендерной культуры дошкольников на материалах сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
- определить теоретические основы практического исследования;
- изучить особенности гендерной культуры старших дошкольников;
- определить содержание и методы сюжетно-ролевой игры, как средства формирования гендерной культуры.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста
1.1. Понятие гендерной культуры и ее характеристика
1.2. Механизмы гендерной культуры
1.3. Гендерная социализация в игровой деятельности дошкольников
Выводы
Глава 2. Выявление особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста на материалах игровой деятельности
3.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
3.2. Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста
Выводы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по гендеру.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

Глава 2.    Особенности гендерной  культуры дошкольников старшего возраста

2.1.  Цель, задачи и методика констатирующего   эксперимента  Исходя из теоретического анализа проблемы можно выделить цель и задачи констатирующего эксперимента.

Цель: выявить  особенности и условия поло-ролевых  предпочтений девочек и мальчиков дошкольного возраста в игре.

Задачи:

- выявить гендерные   предпочтения девочек и мальчиков  дошкольного возраста к различным видам игровой деятельности;

- исследовать  своеобразие интересов и позицию  субъекта девочек и мальчиков  в игре;

- выявить особенности гендерной культуры старших дошкольников

Постановка  задач определила содержание и методику констатирующего эксперимента.

Констатирующий  эксперимент:

- Выявление гендерных предпочтений девочек и мальчиков дошкольного возраста к различным видам игровой деятельности. Для решения этой задачи использовался метод беседы. В ходе индивидуальной беседы девочкам и мальчикам были заданы следующие вопросы:

- чем тебе  нравится заниматься в детском  саду?;

- во что ты  любишь играть?;

- с кем тебе  нравится играть?;

- какие твои  любимые игрушки?;

- кто тебя  научил играть?

Обработка результатов  беседы предполагает анализ ответов  девочек и мальчиков, выражающих их предпочтения к различным видам игровой деятельности.

1. Исследование  своеобразия интересов и позиции  субъекта девочек и мальчиков  дошкольного возраста.

Для решения  этой задачи использовался метод  естественного эксперимента. В ходе экспериментальной игры детям предоставляется в распоряжение набор игрушек: кукла-мама, кукла-папа, кукла-дочка и кукла-сын, столовая и кухонная мебель, постельные принадлежности и одежда для кукол, телевизор, стиральная машина и малогабаритные инструменты: гаечный ключ, отвертка, молоток, плоскогубцы, а также гвозди и маленькие дощечки.

Фиксируется и  анализируется содержание игровых  действий девочек и мальчиков; характер их взаимодействия по моделям: девочки  –– девочки, мальчики –– мальчики, девочки  –– мальчики, мальчики –– девочки; уровни овладения позицией субъекта в игровой деятельности, отражающие освоение ребенком в игре своей половой роли.

Исследование  проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада. В нем участвовало 20 дошкольников. Из них 10 мальчиков и 10 девочек.

2.2 Особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста

Для выявления гендерных предпочтений девочек и мальчиков к различным видам игровой деятельности применялся метод беседы. Обработка материалов беседы предполагала анализ ответов девочек и мальчиков на каждые вопрос (см. прил 2). Сводные данные  метода беседы приведены в приложении 3. Для большей наглядности результаты оформлены в виде диаграмм и приведены в приложении 4.

Таким образом, игра позволяет ребенку в большей степени определить свою позицию, выразить стремление к самостоятельности, способствует формированию половой идентификации. Анализ ответов детей на вопросы беседы показал, что наиболее предпочитаемый вид деятельности у девочек и мальчиков дошкольного возраста –– это игровая деятельность. Однако исследование показало различие игровых интересов девочек и мальчиков.

Выявление своеобразия игровых интересов  девочек и мальчиков дошкольного  возраста

Для выявления  своеобразия интересов и позиции субъекта девочек и мальчиков использовался метод естественного эксперимента.

Во второй половине дня, в часы, отведенные для самостоятельной  игровой деятельности, воспитанникам предоставили возможность самостоятельно организовать свою деятельность с набором разнообразных атрибутов для игры: кукла-мама, кукла-папа, кукла-дочка, кукла-сын, столовая и кухонная мебель, постельные принадлежности и одежда для кукол, телевизор, стиральная машина и малогабаритные инструменты: гаечный ключ, отвертка, молоток, плоскогубцы, а также гвозди и маленькие дощечки.

За действиями детей велось наблюдение, которое  фиксировалось: сюжет, игровой материал, выбранная роль, содержание игрового действия, характер игровых взаимоотношений. Проведённый анализ содержания игр девочек показал, что женские социальные роли, отображаемые ими в игре, в большинстве случаев выступают в трех планах (см. диаграмма 1 прил. 5):

- девочки выполняют  роли мам, проявляют заботу  и внимание, ласковое отношение  к своим детям. Они тщательно  ухаживают за детьми, кормят их, переодевают, купают, укладывают спать, а также следят за опрятностью во внешнем виде: поправляют прическу, платье кукле-дочке, заправляют рубашку кукле-сыну, выражают заботу и внимательное отношение к детям (45% игровых действий).

- девочки-мамы  проявляют себя хорошими хозяйками.  Они убирают квартиру, наводят  порядок в шкафу, стирают, застилают  постель, готовят обед. А некоторые  из них проявляют внимание  к эстетическому быту: с особой  тщательностью покрывают стол  красивой скатертью, аккуратно сервируют стол и ставят на стол цветы (41% игровых действий).

- девочки выступают  в игре в роли заботливых  и внимательных жен. Они ласково  встречали папу с работы, помогали  повесить одежду на место, сажали  обедать за красиво накрытый  стол, помогали папам при сборах на работу (14% игровых действий).

Папы в играх  девочек выполняли различные  роли –– в большинстве случаев папы проявляли заботу и любовь к детям, выполняли в доме ремонтные работы. Вне дома –– строили дачу, ходили за продуктами в магазин, ездили на рынок. У двух девочек роль папы сводилась лишь к хождению по делам вне дома. В играх 2-х девочек куклы-папы были статистами –– они никак себя не проявляли в игре. Этот материал отражает разный стиль общения и отношений родителей в семье.

Следует отметить, что ролевые игры мальчиков были гораздо беднее по содержанию. Это  частично можно объяснить тем, что  игры “в семью” не входят в репертуар  любимых мальчишечьих игр, они предпочитают подвижные игры, конструирование, игры “в войну” и др. Анализ содержания игр “в семью” мальчиков показывает различный стиль поведения мальчиков:

- в первой  группе игр папы выступают  заботливыми отцами и помощниками в хозяйственных делах семьи. Они отличаются внимательным отношением к детям (кормят их, переодевают и укладывают спать, застилают постель после сна), проявляют элементарную заботу о маме, а также занимаются ремонтом бытовых приборов, автомашины, мебели, телевизора и т. п. Испытуемые этой категории составили больше половины всех мальчиков, участвующих в экспериментальной игре;

- для второй  категории пап было характерно  занятие ремонтными работами и другими домашними делами и отсутствие проявления внимания к жене и заботы о детях.

Анализ игровой  деятельности мальчиков показал, что  в большинстве случаев (65%) они предпочитают игровые действия, связанные с ремонтно-хозяйственной сферой (это соответствует половой роли мужчин); 35 % зафиксированных игровых действий мальчиков направлено на заботливое отношение к детям (см. диаграмма 2 приложение 5).

Таким образом, анализ содержания игровых действий девочек и мальчиков наблюдаемых в процессе экспериментальной игры, показал, что большинство детей верно отражают социально одобряемые образцы женского и мужского поведения. У мальчиков в игре формируются и проявляются уважительное отношение к девочкам, желание защищать их, взять на себя наиболее тяжелые трудовые задания. У девочек в игровой ситуации формируются и проявляются мягкость, умение нести красоту в окружающее, желание не только заботится об аккуратности и красоте своей одежды и внешности, но и проявлять эту заботу по отношению к другим. Кроме того, содержание игр свидетельствует, что в основе развития этих качеств лежат социально принятые эталоны мужских и женских семейных ролей.

У девочек представления  о женских социальных ролях были богаче, содержательнее, чем у мальчиков о мужских. Однако у детей из не очень благополучных семей (конфликтных, неполных) эти представления, фрагментарны, обеднены и не всегда адекватны установленным в обществе женским и мужским социальным ролям.

Содержание  и продолжительность взаимодействия детей по разным моделям (девочка  –– девочка, мальчик –– мальчик, девочка  –– мальчик, мальчик –– девочка) носит различный характер.

Игровое взаимодействие детей одного пола в большинстве  случаев более продолжительно, меньше возникает конфликтных ситуаций. Игровые контакты не нарушаются, если среди девочек играет один мальчиков. Появление другого мальчика влечет за собой соперничество и рассогласованность в игровых действиях детей. В свои игры мальчики принимают девочек, но не любят, когда их много, отвергают девочек, которые эмоционально ими не принимаются.

Эмоциональные приоритеты детей, продолжительность, содержание и характер их взаимодействия зависит от принятия ребенком позиции  субъекта игровой деятельности. На основе анализа были разработаны уровни овладения позицией субъекта игровой деятельности, которые отражают освоение ребенком в игре своей половой роли. они приведены в приложении 6.

На основе анализа  наблюдений за поведением детей в  игровой экспериментальной ситуации, выявилось распределение испытуемых по уровням овладения позицией субъекта игровой деятельности (см. прил. 7)

Таким образом, 3 девочки и 3 мальчика проявляли  инициативу и творчество при проигрывании ролей персонажей как своего, так и противоположного пола, сами придумывали сюжеты и роли. В ролевом взаимодействии эти дети учитывали не только пол своего персонажа, но и пол персонажей партнеров по игре.

4 девочки и  3 мальчика среди испытуемых показали  средний уровень овладения позицией субъекта игровой деятельности. Дети этой группы демонстрировали игровой опыт, связанный с проигрыванием ролей персонажей своего пола. Испытуемые этой группы успешнее устанавливали игровое взаимодействие с детьми своего пола, чем с детьми противоположного пола. В ролевом диалоге они учитывали пол только своего персонажа.

Низкий уровень  овладения позицией субъекта игровой  деятельности показали 3 девочки и 4 мальчиков испытуемой группы. Эти дети тяготеют к проигрыванию одних и тех же ролей. Выбор роли у них не связан с собственным полом. В игровых действиях эти дети не отражают пол своего персонажа. Они нуждаются в постоянной помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола. В ролевом диалоге не способны учитывать пол ни своего персонажа, ни пол персонажей партнеров по игре.

Данные анализа  содержания игровых действий девочек  и мальчиков  хорошо видны в диаграмме приведенной в приложении 8.

Таким образом, в результате анализа материала, полученного в игровой экспериментальной ситуации, выявилось своеобразие игровых интересов девочек и мальчиков в игре.

Заключение

Проблема изучения гендерной культуры  является одной  из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.

Специфика процесса изучения гендерной культуры  ребенка  позволяет считать правомерной  работу по половому воспитанию уже  в дошкольном возрасте, требует продолжения  и на других этапах развития ребенка.  Организация гендерного  воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.

Работа по гендерному воспитанию требует высококвалифицированной  подготовки педагогов и педагогического  просвещения родителей.

Целью исследования было изучение гендерных особенностей игр детей 5-6 лет и гендерного содержания игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста.

В процессе исследования были решены следующие задачи: проанализировано состояние проблемы гендерного развития детей 5-6 лет и игры; исследованы гендерные  особенности игровой деятельности детей 5-6 лет;                                                                                                                                              Для решения этих задач использовался комплекс педагогических методов исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической литературы, анализ образовательных программ, экспериментальные игровые ситуации.

Таким образом, в результате эмпирического исследования были решены следующие задачи:

1. Выявлены гендерные   предпочтения девочек и мальчиков  к различным видам игровой деятельности. В результате анализа ответов детей на вопросы предложенной нами беседы, был сделан вывод, о том, что наиболее предпочитаемый вид деятельности у девочек и мальчиков –– это игровая деятельность.

2. Исследовано  своеобразие интересов и овладения  позицией субъекта девочками  и мальчиками в игре.

Анализ содержания игровых действий девочек и мальчиков  наблюдаемых в процессе экспериментальной игры, показал, что большинство детей верно отражают в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения. У девочек представления о женских социальных ролях богаче, содержательнее, чем у мальчиков о мужских.

Содержание  и продолжительность детских игр зависит от модели взаимодействия (девочка –– девочка, мальчик –– мальчик, девочка –– мальчик, мальчик –– девочка) и носит различный характер. Игровое взаимодействие детей одного пола в большинстве случаев более продолжительно, меньше возникает конфликтных ситуаций.

Эмоциональные приоритеты детей, продолжительность, содержание и характер их взаимодействия зависит от принятия ребенком позиции субъекта игровой деятельности, который отражает освоение детьми половых ролей.

Среди выборки 3 девочки и 3 мальчика показали высокий уровень овладения позицией субъекта игровой деятельности, 4 девочки и 3 мальчика –– средний уровень, и 3 девочки и 4 мальчика –– низкий уровень.

 

Литература

 

1. Абраменкова  В.В. Половая дифференциация и  межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5, 1987.

2. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование  личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности. М.: ВЦНИИ “Школа и педагогика” МП СССР и АПН СССР, 1986. № 149—861.

Информация о работе Выявление особенности гендерной культуры дошкольников старшего возраста на материалах игровой деятельности