Выявление уровня творческого развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Творчество, развитие способности к творчеству – одна из главных, стержневых задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. Объясняется это тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для творческого развития личности ребёнка, ибо в данный период жизни человека активно развиваются образное мышление, воображение, т. е. те психические процессы, которые составляют основу творческой деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЛЛЬНОСТИ…………
1.1. Сущность понятия «творчество»…………………………………………
1.2. Особенности развития творчества в дошкольном возрасте……
1.3. Анализ программ «» по проблеме исследования …………………
Выводы по первому разделу……………………………
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………
2.1. Выявление уровня творческого развития детей дошкольного возраста …
2.2. Педагогические условия ……………
2.3. Результат опытно-экспериментальной работы…
Выводы по второму разделу…………………………………………………….
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Файлы: 1 файл

бакалавриат..docx

— 37.33 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЛЛЬНОСТИ…………

1.1. Сущность понятия «творчество»…………………………………………

1.2. Особенности развития творчества в дошкольном возрасте……

1.3. Анализ программ «» по проблеме исследования …………………

Выводы по первому разделу……………………………

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………

2.1. Выявление уровня творческого развития детей дошкольного возраста …

2.2. Педагогические условия ……………

2.3. Результат опытно-экспериментальной работы…

Выводы по второму разделу…………………………………………………….

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………

 

 

 

. Потребность общества в всесторонней творческой активности человека растет и требует формирования деятельной, духовно богатой личности, способной творчески решать множество разнообразных насущных проблем, конструктивно работать в динамичных условиях жизни.

Творчество, развитие способности к творчеству – одна из главных, стержневых задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. Объясняется это тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для творческого развития личности ребёнка, ибо в данный период жизни человека активно развиваются образное мышление, воображение, т. е. те психические процессы, которые составляют основу творческой деятельности.

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в необходимости развития творчества у дошкольников в изобразительной деятельности. Развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики, а также это сложная и комплексная проблема. Развитие творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, поскольку это является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей.

В современных условиях педагогического процесса, уделяется не достаточное внимание развитию творчества у дошкольников, некоторые виды изобразительной  деятельности вынесены за рамки занятий практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует развитию творчества. Дошкольное детство является первым основополагающим этапом творческого присвоения социокультурного опыта, и поэтому детское творчество носит подлинный культурный характер.

Проблемой развития творчества занимались педагоги и психологи:           Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Богоявленского,  Н.А.Ветлугина. Я. А. Пономарева, Б.М. Теплов. Н. Н. Поддьяков.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Проблемой развития творчества у дошкольников в изобразительной деятельности занимались педагоги и психологи: А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Л. Ф. Обухова, Е. И. Николаева.

Творчество, развитие способности к творчеству – одна из главных, стержневых задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. Объясняется это тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для творческого развития личности ребёнка, ибо в данный период жизни человека активно развиваются образное мышление, воображение, т. е. те психические процессы, которые составляют основу творческой деятельности.

Детское творчество может развиваться при наличии определенных условий. Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к проблеме. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.

Для развития творчества детям в изобразительной деятельности необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. По мере овладения навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. В рисунках, лепке, аппликациях появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями и даже космонавтами, работающими на орбите.

Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – развитие творческих способностей дошкольников. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Творчество ребенка отличается от творчества взрослого, которое строится на широком и глубоком знании жизни. Детское творчество определяется уровнем развития ребенка и еще не может представлять собой общественно полезную ценность.

В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам ДОУ выделена образовательная область «Художественное творчество», содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому важно включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельности. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Тема исследования – азвития творчества у дошкольников в изобразительной деятельности.

Цель исследования – изучение особенностей развития творчества у  детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие «творчество».

2. Уточнить особенности развития творчества у дошкольников.

3. Выявить специфику развития творчества детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности .

4. Выделить педагогические условия развития творчества у  дошкольников в изобразительной деятельности.

Объект исследования – процесс  развития творчества у дошкольников в изобразительной деятельности.

Предмет исследования – методика развития творчества у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методических материалов по исследуемой проблеме.

Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, выводов к ним, общих выводов, списка использованных источников литературы и приложений. Общий объём работы страницы. В списке использованных источников литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности. (А.В. Батюшков)

 

Творчество – деятельность, результатом которой является создание условных материальных и духовных ценностей. (Г.А. Урунтаева)

http://contrlist.ucoz.ru/Ohta-Center/Tom8/razvitie_tvorcheskikh_sposobnostej_detej_starshego.pdf

 

РАЗДЕЛ I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЛЛЬНОСТИ

Сущность понятия «творчество»

В психолого-педагогической литературе нет четкого определения понятия «творчество». Каждая наука рассматривает и раскрывает какую-либо одну сторону творчества, исходя из специфики своего предмета и методов исследования. В этой связи понятие «творчество» трактуется неоднозначно не только в рассматриваемых науках, но и разными авторами в одной и той же науке. В настоящее время творчество определяется как многокомпонентный процесс, играющий существенную роль в развитии социокультурной среды.

Психологи рассматривают творчество как активную психическую деятельность человека, в процессе которой особо мобилизуются его интеллектуальная, эмоциональная и волевая сфера. Можно выделить несколько этапов понимания творчества: от первоначального понимания творчества как «особого вида экономии мысли», интуитивной, бессознательной работы, порождающей мысль; реакции на раздражитель, возбуждающий рефлекс сосредоточения; образования новых условных рефлексов с помощью ранее приобретенных связей сознательного труда; взаимосвязи сознательного и бессознательного, порождающей активность индивида; взаимодействия, ведущего к развитию – к пониманию творчества в соотношении с деятельностью Я. А. Пономарев, B. Н. Дружинина и других.

Я.А. Пономарёв разработал универсальное определение творчества – «взаимодействие, ведущее к развитию». Творчество в самом широком смысле он рассматривал как взаимодействие людей. Уникальная творческая деятельность, по мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических, обогащённых форм взаимодействия ребёнка с взрослым в процессе различных видов деятельности. Творчество – в самом широком смысле рассматривается как механизм развития, взаимодействие, ведущее к развитию. Творчество человека – одна из конкретных форм проявления этого механизма [44, с. 7].

Творчество начинается с непредвзятого взгляда на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышления. Искусство должно организовывать, формировать, выявлять закономерности возникновения тех или иных факторов действительной жизни и психологических типов, которые были бы характерны для данного исторического времени. Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком. Творчество – это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность, так пишет Я.А. Пономарев [44, с. 36].

Е. И. Николаева в своих трудах рассматривает творчество как созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим. Это широкое понимание, и согласно ему не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие. Есть еще более широкое определение, в соответствии с которым в центре проблематики творчества находятся не познавательные процессы и не личностные диспозиции, а экзистенциальные проблемы бытия человека в мире, его открытость новым возможностям. Некоторые исследователи сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации [38, с. 9].

Понятие «творчество» Е. И. Игнатьев характеризует как общечеловеческий феномен, который не возникает из ничего, основываясь на знаниях, на готовности переживать новое. Оно позволяет, с одной стороны, находить в знакомом и близком новые аспекты, а с другой стороны встречаться с новым и неизвестным, создавая из него с помощью имеющегося знания, новые переживания, следовательно о творчестве можно судить не только по качеству её результата. Творчество начинается там, где возникает нестандартный взгляд на мир, с чувства внутренней свободы, с оригинальностью в принятии решений. Искусство призвано организовывать, формировать, выявлять, вскрывать закономерности возникновения тех или иных факторов действительной жизни и психологических типов, которые были бы характерны для данного исторического времени [18,с. 58].

В психологии художественного творчества Л. Б. Ермолаева-Томина пишет, что понятием творчества охватываются все формы создания и появления нового, на фоне существующего, стандартного. Творчество направлено на изменение, обновление, преобразования и совершенствование существующего. Это относится  к человеку, который реализует свои потенциальные, безграничные возможности, по мнению ученых, лишь на одну десятую часть. Проникнуть в «тайны творчества», как и в сущность любого скрытого явления, можно на основании знания общих, инвариантных законов его возникновения, протекания и проявления в продуктах творчества. Творчество как процесс рождения разных видов новообразований за счет изменений, преобразований существующих форм  или создания новых форм за счет соединения элементов является формой существования всех видов материи. Творческие задатки существуют в мозгу каждого человека. Оно ярко и спонтанно проявляется у детей, инстинктивно развивающих свой мозг в игровой деятельности и в сновидениях, когда мозг получает свободу от контроля сознания [17, с. 5].

Информация о работе Выявление уровня творческого развития детей дошкольного возраста